/
Результат поиска


Пиккеринг-Антонова К. Кто отвечал за воспитание детей в XIX в.? Представления А. И. Чихачева о воспитании как о службе государству // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 59-71. DOI: 10.15382/sturIV201537.59-71
Шуйский помещик «средней руки» А. И. Чихачев (1798–1875) оставил после себя необычайно богатый личный архив. С большим интересом Чихачев занимался вопросами воспитания, которое он понимал как основное занятие дворянина, его обязанность. Деятельность дворянина-воспитателя противопоставлялась им материнскому «вскормлению», т. е. обеспечению детей всем необходимым, включавшему в себя не только ведение домашнего хозяйства, но в некоторых случаях и управление всем имением и семейными финансами. Мужская роль в процессе воспитания понималась Чихачевым как интеллектуальное занятие, олицетворение идеала службы государству, а также ее важнейшая разновидность, ставшая доступной для дворян как следствие Манифеста о вольности дворянства 1762 г. Для Чихачева надлежащее воспитание детей стало единственным способом привить нравственные добродетели русскому народу в целом (как дворянам, так и крестьянам), а также противодействовать разрушительным, по его мнению, влияниям городской культуры и секуляризма. В газетных статьях он стремился выразить свои идеи как часть мировоззрения небогатого поместного дворянства, подчеркивая особое значение воспитания и образования молодежи для преодоления трудностей сельского хозяйства в России и для аграрных реформ в целом. Однако доминировавший в то время столичный политический и интеллектуальный дискурс в целом просто не заметил эти голоса из провинции. Воззрения, схожие со взглядами Чихачева, так и не стали преобладающими в ходе дальнейшего развития образования в России, но некоторые из них все же нашли отражение в деятельности первых генераций профессиональных педагогов конца XIX в., которые, в частности, придавали особое значение роли родителей в образовательном процессе.
Чихачев Андрей Иванович, Владимирская губерния, Земледельческая газета, Владимирские губернские ведомости, Московское общество сельского хозяйства, Тейково, поместное дворянство, крепостное право, воспитание, образование, государственная служба, Манифест
1. Cavender M. Nests of the Gentry: Family, Estate, and Local Loyalties in Provincial Russia, Newark, 2007.
2. Engel B. Breaking the Ties that Bound: The Politics of Marital Strife in Late Imperial Russia, Ithaca, 2011.
3. Frazier M. Romantic Encounters: Writers, Readers, and the Library for Reading, Stanford, 2007.
4. Grigoryan B. Noble Farmers: The Provincial Landowner in the Russian Cultural Imagination. Ph.D. Diss., Columbia University, 2011.
9. Kelly C. 2001 “Educating Tat’yana: Manners, Motherhood and Moral Education (Vospitanie), 1760–1840”, in Gender in Russian History and Culture, New York, 2001, pp. 1–28.
10. Kelly C. Refining Russia: Advice Literature, Polite Culture, and Gender from Catherine to Yeltsin, Oxford, 2001.
11. Marrese M. A. Woman’s Kingdom: Noblewomen and the Control of Property in Russia, 1700–1861, Ithaca, 2002.
12. Marrese M. 2010 “The Poetics of Everyday Behavior’ Revisited: Lotman, Gender, and the Evolution of Russian Noble Identity”, in Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History, 2010, vol. 4, pp. 701–739.
13. Antonova K. An Ordinary Marriage: The World of a Gentry Family in Provincial Pickering Russia, New York, 2012.
14. Smith A. Recipes for Russia: Food and Nationhood under the Tsars, DeKalb, 2011.
15. Smith-Peter S. 2004 “Books Behind the Altar: Religion, Village Libraries, and the Moscow Agricultural Society”, in Russian History, 2004, vol. 3, 2004, pp. 213–233.
16. Smith-Peter S. 2007 “Educating Peasant Girls for Motherhood: Religion and Primary Education in Mid-Nineteenth Century Russia”, in Russian Review, 2007, vol. 3, pp. 391–405.
17. Wortman R. 1978 “The Russian Empress as Mother”, in Ransel D. (ed.) The Family in Imperial Russia: New Lines of Historical Research, Urbana, 1978, pp. 60–74.
Пиккеринг-Антонова Кэтрин