/
Результат поиска


Пермиловская А. Б. Деревянные часовни в православных традициях Русского Севера и Арктики // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 69-88. DOI: 10.15382/sturV201727.69-88
Часовни одно из наиболее ярких проявлений традиционной культуры и его деревянного зодчества XVIII начала XX веков. Они прочно вошли в сложившуюся систему сакрального и культурного ландшафта Русского Севера и Арктики. В статье рассматриваются причины постановки часовен по историко-типологическим признакам место проведения богослужения, поминовения, часовни-усыпальницы, обетные «обыденные», промысловые и то, как это отразилось на формировании их архитектурно-конструктивных особенностей. Эмпирической базой исследования послужил материал 34 архитектурных экспедиций, в которых были обследованы 368 поселений. Другая значительная часть материала была собрана в архивах и музеях Архангельской, Вологодских областей, Карелии, Москвы, Санкт-Петербурга, НАО, а также материалы, составившие основу личного опыта, приобретенного в результате многолетнего изучения экспозиций музеев под открытым небом и памятников народной архитектуры «in situ» в России и Западной Европе.
Русский Север, Арктика, часовня, деревянное зодчество, православие, типология часовен
  1. Алмазов А. И. К истории молитв на разные случаи: Заметки и памятники. Одесса, 1896.
  2. Власова И. В. К изучению мировоззрения и самосознания севернорусского населения (по источникам XII–XX вв.) // Мировоззрение и культура севернорусского населения. М., 2006. С.177–187.
  3. Григорьев С. Г. Полуостров Канин. М., 1929. Т. 1.
  4. Евсюгин А. Д. Ненцы архангельских тундр. Архангельск, 1979.
  5. Зеленин Д. К. «Обыденные» полотенца и обыденные храмы // Живая старина. 1911. Вып. 1/2. С. 1–20.
  6. Иванова А. И. Священная ономастика часовен в местах поморских промыслов. // Поморские чтения по семиотике культуры: Вып. 2: Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера России: Сб. науч. ст. / Н. М. Теребихин, сост. Архангельск, 2006. С. 161–178.
  7. Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М., 1993.
  8. Колпакова Н. П. У золотых родников: записки фольклориста. Л., 1975.
  9. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии: В 3 вып. / изд. Арханг. епарх. церк.-археол. комитета. Архангельск, 1894–1896. Вып. 1: Уезды Архангельский и Холмогорский. 1894.
  10. Меньшикова Е. Г. К вопросу о православных часовнях в тундрах европейского Северо-Востока в XIX–XX вв. // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. Сыктывкар, 2015. № 2 (30). С. 48–61.
  11. Мильчик М. И. По берегам Пинеги и Мезени. Л., 1971.
  12. Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1855.
  13. Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни, церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М., 2009.
  14. Орфинский В. П., Гришина И. Е. Типология деревянного культового зодчества Русского Севера. Петрозаводск, 2004.
  15. Памятная книжка Вологодской губернии на 1896–1897 гг.: В 2 ч. Вологда, 1897. Ч. 1.
  16. Панченко А. М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. Россия: история и культура: работы разных лет. СПб., 2008.
  17. Переписная книга часовен Важской волости и Устьянских сох // РИБ. 1692. Т. XXV.
  18. Пермиловская А. Б. Русский Север как особая территория наследия. Архангельск; Екатеринбург, 2010.
  19. Пермиловская А. Б. Культурные смыслы народной архитектуры Русского Севера: Екатеринбург; Архангельск, Ярославль, 2013.
  20. Пермиловская А. Б. Культурный код в горизонте понимания народной архитектуры Русского Севера // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле: Сб. ст. / сост. и подгот. И. В. Мельников. Петрозаводск, 2014. С. 79–98.
  21. Пермиловская А. Б. Культура поморов как адаптивная система организации жизни северных и арктических территорий // Природные ресурсы и комплексное освоение прибрежных районов Арктической зоны: Сб. науч. трудов / Отв. ред. д. э. н., проф. В. И. Павленко. Архангельска, 2016. С. 379–385.
  22. Пермиловская А. Б. Русский Север — специфический код культурной памяти // Культура и искусство. 2016. № 2. С. 155–163.
  23. Платонов Е. В. Часовни Тихвинского уезда (рубеж XIX –XX вв.) СПб., 2011.
  24. Теребихин Н. М. Метафизика Севера. Архангельск, 2004.
  25. Пулькин М. В. Строительство часовен в XVIII — начале ХХ в.: Законодательство и приходская традиция (по материалам Олонецкой епархии) // Народное зодчество: Межвуз. сб. Петрозаводск, 2004. С. 123–138.
  26. Резниченко О. П. Свадебные причитания Беломорья в контексте изучения народной религиозности // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы теории и истории христианского искусства. М., 2013. Вып.1(10). С. 169–180.
  27. Сказание о построении обыденного храма в Вологде «во избавление от смертоносныя язвы». М., 1893. Отт. из: Чтения в о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те.
  28. Скопин В. В. Рец. на кн.: Шургин И. Н. Исчезающее наследие: Очерки о русских деревянных храмах XV–XVIII веков. М., 2006 // Искусство христианского мира: Сб. ст. М., 2007. С. 600–602.
  29. Соснина Л. М. Артемиево-Веркольский монастырь. Архангельск, 2007.
  30. Шабунин Н. А. Северный край и его жизнь: Путевые заметки и впечатления по северной части Архангельской губернии художника Н. А. Шабунина // Сборник Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. СПб., 1908. Т. 84. № 1. С. 1–44.
  31. Яницкий Н. Ф. Севернорусская часовня в конце XVII века (по переписи часовен 1692 г.) // Юбилейный сборник историко-этнографического кружка при Императорском университете св. Владимира. Киев, 1914. С. 123–143.
  32. Permilovskaya Anna. Cultural Meanings of the Russian North Folk Architecture / Zeszyty Naukowe (Science Journals), Poland, 2014. № 4. P. 193–203.
Пермиловская Анна Борисовна
Ученая степень: доктор культурологии;
Место работы: ФГБУН “Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики Российской академии наук”; Российская Федерация, 163000 г. Архангельск, наб. Северной Двины, 23; главный научный сотрудник;
Электронный адрес: permikh@mail.ru.
Работа выполнена за счет средств инициативного проекта УрО РАН № 15-15-5-57 «Социокультурное пространство и использование биоресурсов в Арктической зоне Европейского Севера России»