/
Результат поиска


Перес Ж.-Н. Представление об Арии и 318 православных отцах в эфиопской традиции // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 30-42. DOI: 10.15382/sturI201452.30-42
Как до сего дня представляют себе Ария эфиопские христиане и как они оценивают его богословие? Очевидно, что современные исследования, посвященные этой теме, им совершенно незнакомы. Арий продолжает оставаться для них архетипическим еретиком. Исследование Senkessar (эфиопского синаксаря), литургической традиции, особенно Анафоры 318 православных, созданной в Эфиопской Православной Церкви, а также ряда других эфиопских текстов и изобразительных источников позволяет автору представить обобщенный образ Ария в эфиопской традиции. Национальный эфиопский эпос Kebra Nagast («Слава царей») связывает Ария с такими одиозными для эфиопов-нехалкидонитов фигурами, как Несторий и Ива Эдесский, и превращает его, таким образом, в основоположника дифизитского христологического учения, к которому, на самом деле, он не имел никакого отношения. В Senkessar, или эфиопском синаксаре, Арий упоминается неоднократно в связи с такими почитаемыми святыми, как Петр, Александр и Тимофей Александрийские, Афанасий Великий, отцы Никейского собора, Макарий Великий, Макарий Александрийский и др. Как и в предыдущем источнике, Арий представлен в синаксаре как архетипический еретик, чье учение представляло серьезную угрозу для православной веры. В этом отношении Арий оказывается сопоставлен с Савеллием, Македонием, Несторием и Мани. Его образ демонизируется, иногда он даже прямо называется диаволом. В Анафоре 318 православных, не упоминающей имя Ария, в то же время присутствует попытка богословского опровержения арианской ереси, впрочем, очевидно, что эфиопские авторы не пытались понять логику учения Ария, безапелляционно его отвергая. Изображение Ария в церкви Urā Kidāna Mehret, располагающейся недалеко от озера Тана, на полуострове Зеге, а также повествование о его смерти в синаксаре указывают на то, что для эфиопской традиции было свойственно представлять Ария как нового Иуду через уподобление обстоятельств их смерти.
Арий, Александр Александрийский, Петр Александрийский, арианство, Эфиопия, Эфиопская Православная Церковь, эфиопская анафора 318 православных отцов, Эфиопский синаксарь, I Вселенский собор
1. Beylot R. La gloire des rois ou l’Histoire de Salomon et de la reine de Saba, Turnhout, 2008.
2. Biliarsky I. 2008 “The Birth of the Empire by the Divine Wisdom and the Ecumenical Church (Some Observations on the Ethiopian Book of Kebra Nagast)” in: Biliarsky I., Paun R. G. (ed.) The Biblical Models of Power and Law, Frankfurt am Main, 2008, pp. 23–44.
3. Borelli J. Éthiopie méridionale: journal de mon voyage aux pays Amhara, Oromo et Sidama, septembre 1885 à novembre 1888, Paris, 1890.
4. Boularand É. L’hérésie d’Arius et la «foi» de Nicée, Paris, 1972.
5. Caquot A. Р. 1967 “Histoire amharique de Grāñ et des Gallas” in: Annales d’Éthiopie, 1957, vol. 2, pp. 123–143.
6. Caquot A. 1957 “L’homélie en l’honneur de l’archange Raguel (Dersāna Rāguēl)” in: Annales d’Éthiopie, 1957, vol. 2, pp. 91–122.
7. Colin G. La gloire des rois (Kebra Nagast). Épopée nationale de l’Éthiopie, Genève, 2002.
8. Colin G. 1995 “Le Synaxaire éthiopien, mois de genbot” in: Patrologia Orientalis, Turnhout, 1995, vol. 47, pp. 257.
9. Colin G. 1907 “Le Synaxaire éthiopien, mois de hamlé” in: Patrologia Orientalis, Paris, 1907, vol. 7, pp. 425.
10. Colin G. 1988 “Le Synaxaire éthiopien, mois de hédar” in: Patrologia Orientalis, Turnhout, 1988, vol. 44, pp. 395.
11. Colin G. 1986 “Le Synaxaire éthiopien, mois de maskaram” in: Patrologia Orientalis, Turnhout, 1986, vol. 43, pp. 501.
12. Colin G. 1995 “Le Synaxaire éthiopien, mois de miyazya” in: Patrologia Orientalis, Turnhout, 1995, vol. 46, pp. 559.
13. Colin G. 1988 “Le Synaxaire éthiopien, mois de teqemt” in: Patrologia Orientalis, Turnhout, 1988, vol. 44, pp. 19.
14. Colin G. 1993 “Le Synaxaire éthiopien, mois de terr” in: Patrologia Orientalis, Turnhout, 1993, vol. 45, pp. 59.
15. Colin G. 1993 “Le Synaxaire éthiopien, mois de yakkatit” in: Patrologia orientalis, Paris, 1993, vol. 45, pp. 455.
16. Colin G. 1988 “Le synaxaire éthiopien. État actuel de la question” in: Analecta Bollandiana, 1988, vol. 106, pp. 273–317.
17. Euringer S. 1926 “Die Anaphora der 318 Rechtgläubigen. Äthiopisch und Deutsch” in: Zeitschrift für Semitistik und verwandte Gebiete, 1926, vol. 4, pp. 125–144, 266–299.
18. Flad J. M. The Falashas (Jews) of Abyssinia, London, 1869.
19. Grébaut S. 1927 “Le Synaxaire éthiopien, mois de tahsas” in: Patrologia Orientalis, Paris, 1927, vol. 40, pp. 706.
20. Grillmeier A. Christ in Christian Tradition: From the Apostolic Age to Chalcedon (451), London, 1975².
21. Guidi I., Grébaut S. 1913 “Le Synaxaire éthiopien. Mois de Nahasé” in: Patrologia Orientalis, Paris, 1913, vol. 9, pp. 350–353.
22. Kebra Nagast. Addis Abeba, 1994.
23. Levine D. N. Wax and Gold. Tradition and Innovation in Ethiopian Culture, Chicago (Ill.), 1965.
24. Merten K. Das äthiopisch-Orthodoxe Christentum. Ein Versuch zu verstehen, Berlin, 2012.
25. Pietri Ch. 1995 “L’épanouissement du débat théologique et ses diffi cultés sous Constantin : Arius et le concile de Nicée” in: Mayeur J.-M. et alii (ed.) Histoire du christianisme, Paris, 1995, vol. 2, pp. 249–288.
26. The Liturgy of the Ethiopian Church, London, 2005.
27. The Queen of Sheba and Her Only Son Menyelek, London, 1922.
Перес Жак-Ноэль