/
Результат поиска


Парфенова Е. В. Пропорция в монументальных остроконечных алтарях художников позднего дученто и раннего треченто // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 27-40. DOI: 10.15382/sturV201519.27-40
Историки искусства давно проявляют интерес к изучению использования пропорций при создании произведений искусства. Недавние исследования принесли новые доказательства применения геометрических и гармоничных систем при создании позднесредневековых станковых произведений. В данной статье, находящейся в русле исследований искусства позднего дученто и раннего треченто, проводится анализ размеров и пропорций некоторых алтарных работ Чимабуэ, Дуччо, Джотто. Раскрывая творческий подход художников нач. XIV в., автор статьи рассматривает основные методы формирования представленных алтарных картин, пропорциональные соотношения их частей. Это имеет большое значение с исторической точки зрения: в исследовании утверждается понимание важности художниками дученто и треченто точно найденных пропорций в произведении искусства. Ведь именно точно найденные пропорции придают ему необходимую гармоничность и легкость восприятия. Кроме того, знание современными исследователями механизмов, которые использовали художники прошлого при создании своих работ, имеет большое практическое значение. Так, эти знания могут быть использованы для вычисления размеров утраченных частей при реконструкции произведения. Наряду со стилистическими и иными характеристиками, сведения о том, к каким законам прибегал тот или иной живописец (на каком творческом этапе, какова специфика их использования), могут стать дополнительными доказательствами при разрешении проблемы атрибуции. В целом представленное исследование расширяет знание об искусстве Италии кон. XIII — нач. XIV в.
Чимабуэ, Дуччо, Джотто, треченто, дученто, остроконечный, пропорция, алтарный образ, обрамление, размер, Распятие, закономерность, гармония, прямоугольник, квадрат, диагональ, ширина, высота
1. Бабич В. Н. Теория пропорций в архитектуре / Архитектон: известия вузов. 15.06.2006. № 15 (URL: http://archvuz.ru/2006_3/19 (дата обращения: 20.01.2015)).
2. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 1: Ранняя классика. М.: Высшая школа, 1963; АСТ, 2000. §2: Пифагорейско-платоническое учение о пропорциях.
3. Brink J. 1977 “Measure and Proportion in the Monumental Gabled Altarpieces of Duccio, Cimabue, and Giotto”, in Racar: revue d`art canadienne / Canadian Art Review, 1977, vol. 4/2, pp. 69–77.
4. Tabor Ph. A Space for Half-Formed Thoughts, Amsterdam, 14–16 November, 2002.
5. White J. 1969 “Donatello`s High Altar in the Santo at Padua”, in Art Bulletin, 1969, vol. 51/1–14, pp. 119–141.
6. Zervas D. F. 1976 “Ghiberti`s St. Mathew Ensemble at Orsanmichele: Symbolism in Proportion”, in Art Bulletin, 1976, vol. 58, pp. 36–44.
Парфенова Елена Викторовна
Парфенова Е. В. Анализ творческого наследия художника Бернардо Дадди в контексте общественной жизни Флоренции 2-й четверти XIV в.: работы, выполненные по заказу Синьории, общественных и религиозных организаций // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 40-68. DOI: 10.15382/sturV201622.40-68
Сравнительно недавно историки искусства стали проявлять интерес к творчеству флорентийского художника 1-й пол. XIV в. Бернардо Дадди. Последние исследования ученых из Лондонской Национальной галереи приоткрыли новые стороны деятельности этого мастера, например использование им уникального метода нанесения позолоты на красочный слой, гравировка, подчеркивающая индивидуальный стиль мастера. Сегодня можно утверждать, что сфера его интересов ограничивалась не только исполнением портативных станковых алтарей, он также был автором значительного количества масштабных многочастных алтарных композиций. В данной статье, находящейся в русле исследований искусства раннего треченто, проводится анализ его творческого наследия с позиции исполненных им произведений по заказу Синьории, общественных и религиозных организаций Флоренции. Обозначив заказчиков работ, места, для которых они предназначались, можно составить представление о сфере деятельности художника, не рассматриваемой ранее в искусствоведческой науке, что позволит лучше понять место Бернардо Дадди в художественной жизни Флоренции 2-й четв. XIV в. В целом представленное исследование расширяет наши знания об искусстве Италии 1-й пол. XIV в.
Бернардо Дадди, Джотто, полиптих, триптих, алтарный, образ, церковь, базилика, Санта Мария Новелла, Санта Кроче, Орсанмикеле, Санта Мария дель Фьоре, Мизерикордия, Мадонна.
1. Гращенков В. Н. Портреты раннего итальянского Возрождения: опыт социологической характеристики // Культура Возрождения и общество. С. 54.
2. Либман М. Я. Донателло. М.: Искусство, 1962. С. 9–11.
3. Лидов А. М. Византийский антепендиум. О символическом прототипе высокого иконостаса. Византийская империя. Статьи по истории Византийской империи. URL: http://wiki.ru/sites/vizantiyskaya_imperiya/articles-134475.html (дата обращения: 17.08.15).
4. Мельникова Т. А. Новое и традиционное в культурной жизни флорентийского городского общества XIV — начала XV вв.: дис. … канд. ист.наук. Саратовский государственный университет, 2006.
5. Прокопп М. Итальянская живопись XIV века. Будапешт: Корвина, 1988. URL: http://krotov.info/libr_min/16_p/ro/kopp.htm (дата обращения: 16.08.15).
6. Романчук А. В. Общественные идеи и представления в художественных образах Флоренции и Сиены второй половины XIV века: Дис. … канд. ист. наук. СПб., 2001. С. 61–62.
7. Стопани Ренато. Флоренция. Искусство и история / Пер. с ит. Каткова М. Флоренция: Bonechi, 2007. С. 18.
8. Casu S. The Pittas Collection: Early Italian Painting (1200–1530), Mandragora, 2011, pp. 40–45.
9. Di Nepi S., Roy A., Billinge R. “Bernardo Daddi`s Coronation of the Virgin: The Reunion of Two Long-Seperated Panels”, in National Gallery Technical Bulletin, vol. 28, p. 6.
10. Henderson J. Piety and Charity in Late Medieval Florence, Chicago, 1994.
11. Hourihane C. The Grove Encyclopedia of Medieval Art and Architecture, New York, 2012.
12. Lavin I. Santa Maria del Fiore: Il Duomo di Firenze e laVergine incita, Roma, 1999.
13. Longhi R. Qualita`e industria in Taddeo Gaddi ed altri, Paragone, 1959.
14. Gómez-Moreno C. Medieval Art from Private Collections: A Special Exhibition at the Cloisters, October 30, 1968, Through March 30, 1969: Introduction and Catalogue, Metropolitan Museum of Art, 1968.
15. Nesi A., Utari G. La Croce di Bernardo Daddi, vicissitudini di un`opera d`arte, Centro Di, 2011.
16. Offner R. A Critical and Historical Corpus of Florentine Painting. The Fourteenth Century. III/VIII, 1958.
17. Rizzo A. 1993 “Bernardo di Stefano Rosselli, il «Polittico Rucellai» e il politico di San Padoa Pancrazio di Bernardo Daddi”, in Studi di storia dell`arte, 1993, vol. 4, pp. 211–222.
18. Rubinstein N. The Palazzo Vecchio 1298–1532: Government, Architecture, and Imagery in the Civic Palace of the Florentine Republic, Oxford, 1995.
Парфенова Елена Викторовна
Парфенова Е. В. Теоретический дискурс: ремесло или искусство в живописи Флоренции первой половины XIV в. (анализ двух работ — Джотто ди Бондоне и Бернардо Дадди — на иконографический сюжет «Коронование Девы Марии») // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 25. С. 32-48. DOI: 10.15382/sturV201725.32-48
В искусстве Италии конца XIII — начала XIV в. на фоне сильных византийских и готических традиций стали проявляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Так, в живописи Флоренции 1-й пол. XIV в. черты нового с особенной очевидностью проявлялись в связи с деятельностью наиболее выдающихся художников, в частности Джотто ди Бондоне. Помимо деятельности отдельных художников зарождение нового искусства, в свою очередь, тесно связано с общим процессом замены безличного цехового ремесла на индивидуальное творчество. В данной статье, находящейся в русле исследований искусства раннего треченто, проводится анализ двух произведений, созданных во Флоренции 1-й пол. XIV в., с целью демонстрации создания одного в рамках ремесленного искусства, а другого — будущего искусства Ренессанса. В целом этот опыт представляется интересным, поскольку на его основе можно сделать теоретический вывод о сосуществовании в искусстве Проторенессанса средневекового ремесленничества и новых тенденций. Что же касается практической стороны рассматриваемого вопроса, то он раскрывает некоторые аспекты, касающиеся методов средневековых художников и общепринятой практики исполнения заказов для церквей Флоренции рассматриваемого периода.
искусство, Флоренция, XIV век, Бернардо Дадди, Джотто, полиптих, Санта Мария Новелла, Барончелли, techne, неоплатонизм, идея, ремесло, Ренессанс
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе / Под. ред. Ю. А. Здорового. М.: Медиум, 1996 (эссе: «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»).
Найдорф М. И. Историзация, или Производство прошлого (к культурологии времени) // Вопросы культурологии. 2012. № 3.
Ямпольский М. Б. Пространственная история: Три текста об истории. СПб.: Книжные мастерские; Мастерская «Сеанс», 2013.
Crowe Joseph A., Cavalcaselle Giovanni B. A History of Painting in Italy. V. II: Giotto and the Giottesques. 1923.
Gaye Johann Wilhelm. Carteggio inedito d'artisti dei secoli XIV, XV, XVI. Presso Giuseppe Molili, Firenze, 1839.
Salvestrini Francesco. Accademia delle Arti del Disegno Studi, Fonti e Interpretazioni di 450 Anni di Storia. Tomo I / A cura di Bert W. Meij er e Luigi Zangheri, Leo S. Olschki Editore. 2015.
Sirén Osvald. A descriptive catalogue of the pictures in the Jarves Collection belonging to Yale University. 1916.
Официальный сайт Лондонской национальной галереи: http://www.nationalgallery.org.uk/
Официальный сайт Городской галереи искусств, Саутгемптон (Великобритания): http://artuk.org
Официальный сайт Музея изящных искусств в Хьюстоне (Техас): https://www.mfah.org/
Официальный сайт Фонда Федерико Дзери: http://fe.fondazionezeri.unibo.it/
Парфенова Елена Викторовна