/
Результат поиска


Панченко К. А. Монастыри и бедуины в османской Палестине и на Синае (XVI - первая пол. XIX века) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2007. Вып. 1 (7). С. 68-98.
PDF
В статье на большом фактическом материале рассматриваются отношения между православными монастырями Арабского Востока (прежде всего лаврой св. Саввы Освященного в Палестине и монастыря св. Екатерины на Синае) с окружавшим их иноверным кочевым населением в эпоху османской гегемонии. Отношения монастырей и окрестных бедуинов, освященные многовековой традицией, имели очень сложную природу, включая в себя не только противостояние, насилие, но и элементы симбиоза. Автор подробно рассматривает как тот, так и другой аспекты сосуществования монахов и бедуинов и приходит к выводу о том, что динамика взаимоотношений монахов и «варваров» на Ближнем Востоке в целом соответствовала общему ритму противостояния Города и Пустыни.
Панченко Константин Александрович
Панченко К. А. Влияние экологических факторов на судьбы христианского Востока в Средние века // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 4 (20). С. 18-37.
PDF
Статья посвящена природно-экологическому фону истории Христианского Востока в Средние века и Новое время. Упадок сиро-палестинского христианства рассматривается в контексте тяжелого экологического и социального кризиса, поразившего регион в этот период (деградация растительности, эрозия почвы, опустынивание, экспансия номадов, деурбанизация и депопуляция). Реконструируются ход и этапы процесса сокращения ареала земледельческого хозяйства и, соответственно, восточно-христианской цивилизации.
Панченко Константин Александрович
Панченко К. А. К реконструкции материальной культуры православного Востока XVI-XVIII вв. (на материале письменных источников) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2008. Вып. 4 (14). С. 40-62.
PDF
Статья представляет собой обзор паломнической литературы и других источников, целью которого является выявить структуру и особенности питания христиан Ближнего Востока —мирян и монахов —как одну из существенных сторон ближневосточной христианской цивилизации.
Панченко Константин Александрович
Панченко К. А. Триполийское гнездо. Православная община г. Триполи в культурно-политической жизни Антиохийского патриархата XVI - первой половины XVII века // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2009. Вып. 1 (15). С. 41-64.
PDF
Статья посвящена реконструкции внутренней истории православного Антиохийского патриархата XVI в., определявшейся соперничеством христианских региональных элит. Наряду с крупнейшими в Сирии общинами Дамаска и Халеба, заметную роль в жизни Церкви в ХVI в. играли светские и духовные лидеры Триполи, забытые позднейшими хронистами и исследователями. Предпринята попытка выявить ведущих представителей православной элиты Триполийского региона и показать их место в политической и культурной жизни православных арабов той эпохи.
православный Восток, XVI век, Антиохийский патриархат, православная элита Триполи, духовные и светские лидеры.
Панченко Константин Александрович
Панченко К. А. Триполийское гнездо // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2009. Вып. 3 (17). С. 19-37.
PDF
Статья посвящена реконструкции внутренней истории православного Антиохийского патриархата XVI в., определявшейся соперничеством христианских региональных элит. Наряду с крупнейшими в Сирии общинами Дамаска и Халеба, заметную роль в жизни церкви в XVI в. играли светские и духовные лидеры Триполи, забытые позднейшими хронистами и исследователями. Предпринята попытка выявить ведущих представителей православной элиты Триполийского региона и показать их место в политической и культурной жизни православных арабов той эпохи.
православный Восток, XVI век, Антиохийский патриархат, православная элита Триполи, духовные и светские лидеры
Панченко Константин Александрович
Панченко К. А. Поджог Каира 1321 г. и проблема христианского терроризма в Мамлюкском государстве // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 4 (26). С. 96-124.
PDF
Статья посвящена анализу межконфессиональных конфликтов в Мамлюкском государстве XIII–XIV вв., связанных с обвинениями христиан в поджогах городов. Преимущественное внимание уделено христианским погромам в Каире 1321 г. и последовавшему за этим катастрофическому пожару в городе. На основании сообщений различных хронистов предпринята попытка выяснить, действительно ли поджоги были делом рук подпольной христианской организации или же каких-то иных сил.
Мамлюкское государство, ан-Насир Мухаммад, межконфессиональные конфликты, копты, православные арабы (мелькиты)
Панченко Константин Александрович
Панченко К. А. Разорение селения Кара султаном Бейбарсом в 1266 г. Исторический контекст // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2012. Вып. 3 (29). С. 32-45.
PDF
Статья посвящена малоизвестному эпизоду ближневосточной истории эпохи Крестовых походов — разорению мамлюкским султаном Бейбарсом в 1266 г. христианского селения Кара в Центральной Сирии по обвинению его жителей в работорговле и связях с крестоносцами. Ход событий восстанавливается по сообщениям различных арабских хронистов XIV–XV вв. Разорение Кары представлено в широком историческом контексте, позволяющим вписать это событие в общую картину упадка Христианского Востока в эпоху Позднего Средневековья.
Христианский Восток, крестоносцы, мамлюки, Бейбарс
Панченко Константин Александрович
Панченко К. А. Православные врачи на арабском Востоке // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 59-75.
PDF
В статье рассматриваются персоналии православных врачей сиро-египетского региона,работавших в XII — начале XIV в. В центре внимания — клановые группировки врачей,их отношения между собой и с мусульманскими элитами, проблемы идентичности хри-стианских врачей в мусульманском окружении, их участие в церковной истории право-славной общины
Арабы-христиане, медицина, Айюбиды, мамлюки.
1. Ahmad ibn 'Alj al-Makrizi. Kitab as-suluk li-ma'rifat duval al-muluk, Cairo, 1936, vol. 1/2.
2. Grigurijus Abu-l-Faradzh ibn Harun at-Tabib al-Malati al-ma'ruf bi-Ibn al-'Ibri. Ta'rih muhtasar li-d-duval, Beirut, 1891.
3. Muvaffak ad-Din Abu-l-Abbas Ahmad ibn al-Kasim ibn Halifa ibn Junus al-Hazradzhi al-ma'ruf bi-Ibn Abi Usajbi'a. 'Ujun al-anba' fi tabakat al-atybba', Beirut, [s. a.].
4. al-Muvaffak Fadl Allah ibn Abi-l-Fahr as-Suka'i. Tali kitab vafajat al-a'jan, Damascus, 1974.
5. Muhammad ibn Ahmad ibn Ijas al-Hanafi al-Misri. Al-Muhtar min bada'i' az-zuhur fi vaka'i' ad-duhur, Cairo, 1960.
6. Panchenko K. A. 2011 “K istorii Ierusalimskoj Cerkvi XVI v. Nesostojavshajasja arabskaja al'ternativa grecheskoj ksenokratii ili Kogda i gde nachalsja Mel'kitskij Renessans?” (About History of Jerusalem Church of XVI Cent. Frustrated Arabic Alternative Greek Xenocratia or When and Where Begins Melchite Renessance?), in PPS, 2011, vol. 107, pp. 271-284.
7. Panchenko K. A. 2011 “Podzhog Kaira 1321 g. i problema hristianskogo terrorizma v Mamljukskom gosudarstve” (Arson in Cairo in 1321 and Problem of Christian Terrorism in Mameluke State), in Vestnik PSTGU. Ser. III: Filologija, Moscow, 2011, vol. 4/26, pp. 96-124.
8. Papadopulo-Keramevs A. I. 1890 “Predislovie” (Introduction), in Papadopulo-Keramevs A. I. (ed.) Opisanie sv. mest bezymjannogo konca XIV v., 1890, pp. I-XVI.
9. Salah ad-Din Halil ibn Ajbak as-Safadi. Kitab al-vafi bi-l-vafajat, Beirut, 2000, vol. 9.
10. Usama ibn Munkyz. Kniga nazidanija (Book of Instruction), Moscow, 1958.
11. Frederick V. 1991 “Abu al-Khayr al-Rashld ibn al-Tayyib“, in CE, 1991, vol. 1, pp. 20-21.
12. Hamarneh S. Kh. 1982 “Ibn al-Quffs Writings on Hygienic Regulations and the Reservation of Health”, in Studies in the History and Archaeology of Jordan, Amman, 1982, vol. 1, pp. 373-383.
13. Johnstone P. 1991 “Abu Hulayqah”, in CE, 1991, vol. 1, p. 19.
14. Kohlberg E., Kedar B. Z. 1988 “A Melkite Phisician in Frankish Jerusalem and Ayyubid Damascus: Muwaffaq al-Din Ya'qub b. Siqlab”, in Asian and African Studies: Journal of the Israel Oriental Society, Haifa, 1988, vol. 22: The Medieval Levant: Studies in Memory of Eliyahu Ashtor (1914-1984), pp. 113-126.
15. Nasrallah J. Histoire du mouvement litteraire dans l'Eglise melchite du Ve au XXe siecle, Louvain, Paris, 1981, vol. 3/2; 1988, vol. 2/2.
16. Stillman N. A. 1998 “The Non-Muslim Communities: the Jewish Community”, in Petry C. F. (ed.) The Cambridge History of Egypt, Cambridge, 1998, vol. 1: Islamic Egypt, 640-1517, pp. 198-210.
17. Zaborovski J. R. (ed.) The Coptic Martyrdom of John of Phanijoit. Assimilation and Conversion to Islam in Thirteenth-Century Egypt, Leiden, Boston, 2005 (The History of Christian-Muslim Relations; 3).
Панченко Константин Александрович
Панченко К. А. Мелькитское книгописание в Позднее Средневековье // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 68-77. DOI: 10.15382/sturIII201440.68-77
Колофоны мелькитских рукописей XIII–XV вв. содержат ценную информацию для реконструкции социо-культурной жизни православной общины Ближнего Востока в самые «темные» века ее истории. Интенсивность книгописания позволяет делать выводы о масштабах интеллектуальной активности, механизмах воспроизводства культурной традиции, ее ареалах и динамике. Выделяются два главных центра копирования рукописей — монастырь св. Екатерины на Синае и районы компактного расселения христиан на плато Каламун и в Северном Ливане, тяготевшие к селению Кара. Сохранились лишь единичные рукописи, созданные за пределами этих зон — в Северной Сирии, Палестине, Заиорданье, Дамаске. Большая часть книг, происходящих из районов к северу от Дамаска, написаны на сирийском языке. Ученые не до конца осознают тот факт, что мелькитская культура Позднего Средневековья была двуязычной, сиро-арабской, при этом доля сирийских манускриптов достигала 40% в общей массе православной книжности. Динамика мелькитского книгописания демонстрирует резкий подъем в XIII в. и столь же быстрое затухание в последующие столетия. В статье сделана попытка установить причины этого упадка. Анализируются факторы социально-экономического развития Мамлюкского государства, религиозных гонений, пандемии чумы, внешних вторжений. При нынешнем состоянии источников вопрос о причинах угасания мелькитской книжности остается открытым, однако очевидно, что в XIII в. сиро-египетская православная культура переживала явный подъем, синхронный с такими же периодами расцвета большинства других культур Христианского Востока.
арабо-христианская культура; книгописание; мелькиты; Мамлюкское государство; сирийский язык; Сирия; Синай; Христианский Восток.
1. Аль-махтутат аль-арабийя фи мактаба батриркийа Анта кийа ва-саир аль-Машрик ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи библиотеки Православного Антиохийского Патриархата). Бейрут, 1988.
2. Батриаркийа аль-Антакийа ва-саир аль-Машрик ли-р-рум аль-уртудукс. Дейр Сейи-да Сайданайа аль-батриаркий. Васф ли-ль-кутуб ва-ль-махтутат (Православный Антиохийский и всего Востока Патриархат. Ставропигиальный монастырь Богородицы Сайданайа. Каталог книг и рукописей). Димашк, 1986.
3. Екатерины великомученицы монастырь на Синае. Рукописи на сирийском и других языках // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 18. С. 205–206.
4. Ибн Касир. Аль-бидайа ва-н-нихайа. Бейрут, 1982. Т. 7.
5. Махтутат абрашийат Хумс ва-Хама ва-ль-Лязикийа ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи православных епар хий Хомс, Хама и Латакия). Бейрут, 1994.
6. Морозов Д. А. Екатерины Великомученицы монастырь на Синае. Арабские рукописи // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 18. С. 203.
7. Панченко К. А. Екатерины Великомученицы монастырь на Синае. Исторический очерк // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 18. С. 170–184.
8. Панченко К. А. Православные врачи на Арабском Востоке // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 59–75.
9. Панченко К. А. Разорение селения Кара султаном Бейбарсом в 1266 г. Исторический контекст // Вестник ПСТГУ. Сер. III. Филология. 2012. Вып. 3 (29). С. 32–45.
10. Панченко К. А. Ритмы истории Христианского Востока // Вестник МГУ. Сер. 13. Востоковедение. 2012. № 4. С. 3–19.
11. Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего. СПб., 1896. Т. 3.
12. Шейхо Л. Хазаин аль-кутуб фи Димашк ва-Сайданайа (Книгохранилища Дамаска и Сайданайи) // аль-Машрик. 1902. С. 97–106.
13. Atiya A. S. The Arabic Manuscripts of Mount Sinai, Baltimore, 1955.
14. Troupeau G. (ed.) Catalogue des manuscrits arabes, Paris, 1972, vol. 1: Manuscrits chrétiens.
15. Hunt L. The Mingana and Related Collections: A Survey of Illustrated Arabic, Greek, Eastern Christian, Persian and Turkish Manuscripts in the Selly Oak Colleges, Birmingham, Birmingham, [s. a.].
16. Immerzeel M. 2003 “Divine Cavalry: Mounted Saints in Middle Eastern Christian Art”, in Ciggaar K., Teule H. (eds.) East and West in the Crusader States: Context — Contacts — Confrontations, Leiden, 2003, vol. 3, pp. 265–286 (Orientalia Lovaniensia Analecta, vol. 125).
17. Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l’Eglise melchite du Ve au XXe siècle, Louvain, Paris, 1981, vol. 3/2.
18. Catalogue of Syriac Manuscripts in the British Museum, London, 1870, vol. 1.
Панченко Константин Александрович
Панченко К. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 137-144. — Рец. на кн.: Treiger A. Unpublished Texts from the Arab Orthodox Tradition (1): On the Origin of the Term "Melkite" and on the Destruction of the Maryamiyya Cathedral in Damascus // Chronos: Revue d’Histoire de l’Université de Balamand. 2014. № 29.
PDF
Панченко Константин Александрович
Панченко К. А. Булус аль-Хабис, коптский новомученик XIII в.: судьба на фоне эпохи // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 61-69. DOI: 10.15382/sturIII201545.61-69
Статья посвящена реконструкции биографии малоизвестного коптского подвижника Булуса аль-Хабиса († 1267/8). Найдя в пещере клад фатимидского халифа аль-Хакима, Булус употребил эти деньги на помощь бедным и выкуп христиан, подвергавшихся преследованиям в правление мамлюкского султана Бейбарса. В течение двух или трех лет он был окружен всенародным поклонением, но затем слава Булуса стала раздражать мусульманских духовных авторитетов. Бейбарс потребовал от монаха открыть источник его богатств, но Булус отказался, был посажен в тюрьму и умер под пытками. В статье делается попытка реконструировать биографию и понять мотивацию Булуса аль-Хабиса.
христианский Восток, копты, Мамлюкское государство, Бейбарс, христианско-мусульманские отношения.
1. Панченко К. А. Поджог Каира 1321 г. и проблема христианского терроризма в Мамлюкском государстве // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология, 2011. Вып. 4(26). С. 96–124.
2. Al-Ḏahabī, Šams al-Dīn Abū ‘Abdallah Muḥammad. Al-‘ibar fī ḫabar man ‘abar, Bayrūt, 1405/1985.
3. Ibn al-Furāt. Tārīḫ Ibn al-Furāt, Bayrūt, 1936, vol. 7.
4. Ibn al-‘Imād al-Imām Šaḥāb al-Dīn Abī-l-Fallaḥ ‘Abd al-Ḥayy ibn Aḥmad. Šaḏarāt al-ḏahab fī aḫbār man ḏahab, Dimašq, Bayrūt, 1407/1988, vol. 7.
5. Al-Kutubī, Muḥammad ibn Šākir. Fawāt al-wafayyāt, Bayrūt, s. a.
6. Al-Maqrīzī, Aḥmad ibn ‘Alī. Kitāb al-Sulūk, Al-Qāhira, 1936, vol. 1/2.
7. Al-Maqrīzī. Kitāb al-mawā’iẓ wa-l-i‘tibār fī ḏikr al-ḫiṭaṭ wa-l-āṯār, Al-Qāhira, 1853/4, vol. 2.
8. Al-Nuwayrī, Šihāb al-Dīn Aḥmad. Nihāyat al-arab fī funūn al-adab, Bayrūt, s. a, vol. 30.
9. Al-Ṣafadī, Ṣalāḥ al-Dīn Ḥalīl ibn Aybāk. Kitāb al-wāfi bi-l-wafayyāt, Bayrūt, 2000, vol. 10.
10. Al-Yāfi ‘ī, al-Imām Abī Muḥammad ‘Abdallah ibn As‘ad ibn ‘Alī ibn Sulaymān al-Yamanī alMakkī. Mir’āt al-ğinān wa ‘ibrat al-yaqẓān f ma‘arifat mā yu’tabar min ḥawādiṯ al-zamān, Bayrūt, 1997, vol. 4.
14. Al-Yininī, Kutb al-Dīn Abu-l-Fatḥ Mūsā ibn Muḥammad. Ḏayl mir’āt al-zamān, Ḥaydarābād, 1954.
15. Labib S. 1982 “Ein koptischer Märtyrer des 13. Jhdts.: al-Ḥabīs Būluṣ ar-Rāhib al-Qibṭ”, in Actes des premier congrès international d’études arabes chrétiennes, Roma, 1982, pp. 233–240.
16. Labib S. 1991 “Būlus al-Ḥabīs, Saint”, in The Coptic Encyclopedia, New York, 1991, vol. 2, pp. 424–425.
Панченко Константин Александрович
Панченко К. А. Коптский бунт: к анализу башмурских восстаний VIII-IX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 63-74. DOI: 10.15382/sturIII201649.63-74
Статья посвящена анализу восстаний египетских христиан-коптов против арабомусульманского владычества в VIII–IX вв., явления в целом нетипичного для истории христианского Востока. В период между 725–831 гг. известно не менее шести коптских выступлений, прежде всего в Дельте. Ядром многих из этих бунтов был нижнеегипетский регион Башмур, зона непроходимых болот у кромки моря. Эту территорию населял субэтнос башмуритов, создавший уникальный хозяйственный уклад и обладавший ярко выраженными этнокультурными особенностями. Причины коптских мятежей были экономическими, а не религиозными. Иногда христиане и мусульмане Египта выступали совместно против гнета налоговой службы халифата. В статье реконструируется событийная история коптских восстаний, особое внимание уделяется наиболее масштабным выступлениям 750 и 831 г. Профессиональные мусульманские армии, вынужденные воевать в непривычном для них ландшафте, среди болот и озер, зачастую терпели поражения от немногочисленных и плохо вооруженных повстанцев. Однако в стратегическом плане коптские бунты были обречены на неудачу, ввиду отсутствия у башмуритов дееспособной элиты, умеющей формулировать политические цели и вести торг с мусульманскими властями. Коптская церковная иерархия и светская знать были лояльны халифату. Патриархи воспринимали крестьянские бунты скорее с осуждением. Разгром последнего из башмурских восстаний сопровождался радикальной этнической чисткой мятежного региона и выселением остатков башмуритов за пределы Египта. Поражение восстаний привело к моральному кризису коптской общины и волне исламизации.
копты, Египет, христианский Восток, Омейяды, Аббасиды, арабский халифат, башмурские восстания, христиано-мусульманские отношения
1. Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. Т. 2. СПб., 1903.
2. Панченко К. А. Ритмы истории христианского Востока // Вестник МГУ. Сер. Востоковедение. 2012. № 4.
3. Прусаков Д. Б. Природа и человек в Древнем Египте. М., 1999.
4. al-Maqrizi, Ahmad ibn Ali. Kitab al-Khitat al-Maqriziyya. Al-Cahira, 1326/1908. Т. IV.
5. al-Tabari, Abu Djaafar Muhammad ibn Djarir. Tarikh al-Umam wa-l-Muluk (Bayt al-afkar al-dawliyya).
6. Atiya A. A History of Eastern Christianity. L., 1968.
7. Brett M. Population and conversion to Islam in Egypt in Medieval Period / Egypt and Syria in the Fatimid, Ayyubid and Mamluk Eras // Orientalia Lovanensia Analecta. 140. Leuven. 2005.
8. Chronique de Michel le Syrien / J.-B. Chabot, ed. T. III. Livre XII. Paris, 1905.
9. Eutichii Patriarchae Alexandrini Annales. Pars prior / L. Sheikho, ed. Beryti; Parisiis, 1906; Pars posterior. Accedunt Annales Yahia Ibn Said Antiochensis / L. Sheikho, ed. Beryti; Parisiis, 1909.
10. History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria // Patrologia Orientalis. T. V, fasc. 1; T. X, fasc. 5 / B. Evetts, ed.
11. Kasser R. Bashmuric // The Coptic Encyclopedia. Vol. 8. Appendix. P. 47–48.
12. Kasser R., Shisha-Halevy A. Dialect “G” (or Bashmuric or Mansuric) // The Coptic Encyclopedia. Vol. 8. Appendix. P. 74–76.
13. Kennedy H. Egypt as a Province in the Islamic caliphate, 641–868 // The Cambridge History of Egypt. Cambridge, 1998. Vol. I.
14. Masters B. Christians and Jews in the Ottoman Arab World. The Roots of Sectarianism. Cambridge, 2001.
15. Mikhail M. “Egypt from Late Antiquity to Early Islam: Copts, Melkites and Muslims Shaping a New Society”. Ph.D. dissertation, University of California, Los Angeles, 2004.
16. Mounir Megally. Bashmuric Revolts // The Coptic Encyclopedia. Vol. 2. P. 349–351.
17. Stewart R. al-Bashmur // The Coptic Encyclopedia. N. Y., 1991. Vol. 2. P. 349.
18. Swanson M. The Coptic Papacy in Islamic Egypt (641–1517). Cairo; N. Y., 2010.
Панченко Константин Александрович
Панченко К. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 143-148. — Рец. на кн.: "Путешествие патриарха Антиохийского Макария": киевский список рукописи Павла Алеппского / Издание, перевод, комментарии, предисловие Ю. И. Петровой; под ред. В. С. Рыбалкина. Киев: Институт востоковедения им. А. Е. Крымского НАН Украины, 20
PDF
Панченко Константин Александрович
Панченко К. А. Североливанское православие на заре османской эпохи // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 53. С. 56-77. DOI: 10.15382/sturIII201753.56-77
В статье реконструируется малоизвестная событийная история Православной Антиохийской Церкви первых десятилетий османского владычества (30–40-е гг. XVI в.). Крайняя ограниченность нарративных источников по истории мелькитов той эпохи может быть отчасти компенсирована привлечением информации, содержащейся в колофонах рукописей, до сих пор не введенных должным образом в научный оборот. Такими источниками в данной работе выступают приписки на листах арабо-христианских манускриптов XV–XVI вв. из собраний Института восточных рукописей С.-Петербурга и Баламандского монастыря (Ливан), относящиеся к церковно-политической истории Антиохийского патриархата. В центре исследования — христианская элита северного Ливана, православный триполийский магнат шейх ʻИса и связанный с ним круг иерархов Антиохийской и Иерусалимской Церквей. В этом ряду выделяется амбициозный митрополит Макарий Хиляль, занимавший сразу несколько епископских кафедр на плато Каламун и в Ливанских горах. Он пребывал в явном конфликте с антиохийским патриархом Михаилом IV ибн аль-Маварди (1523–1540), однако тесно сотрудничал с его преемником Дорофеем III (1540–1543). Именно с подачи североливанской мелькитской элиты, таких людей как Макарий Хиляль и шейх ʻИса, Дорофей III пошел на беспрецедентное соглашение об унии с Маронитской Церковью. В XVI в. между православной и маронитской общинами существовало тесное взаимодействие — от совместного использования храмов до участия в межклановых войнах на ливанском высокогорье. Чтобы облегчить межобщинные контакты мелькитский и маронитский патриархи договорились о взаимном признании церковных Таинств и смешанных браков при сохранении в неизменном виде вероучения двух Церквей. Маронитское священноначалие постаралось скрыть факт этой унии от Рима. В православных же кругах действия Дорофея были расценены как нарушение канонов, вслед за чем собор трех патриархов низложил предстоятеля Антиохийской Церкви и поставил на его место Иоакима IV ибн Джуму (1543–1576). Макарий Хиляль, считавший себя наследником Дорофея III, заявил собственные претензии на патриарший престол, что привело к расколу Антиохийской Церкви в 1543–1550 гг.
Антиохийская Церковь, Османская империя, мелькиты, марониты, Ливан, Триполи, арабо-христианские рукописи, колофоны
  1. ʻАтийя, ʻАзŒз Сурйāн. Аль-Фахāрис ат-тахлилиййа ли махòтñутñāт Тур Сóна аль-ʻарабиййа (Аналитические каталоги арабских рукописей Синайского монастыря). Аль- Искандариййа, 1970.
  2. Васñф махòтñутñāт дейр аль-кñаддóс Юхñанна аль-Ма‘мадāн Дõма (Описание рукописей монастыря св. Иоаннна Крестителя Дума) / Аль-махòтñутñāт аль-ʻарабийя фи-ль-адйира аль-урт÷уд÷уксийя аль-антñāкийя фи Любнāн. Аль-джуз аль-авваль (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 1). Ливан (б. м.), 1991.
  3. Досифей. История епископии горы Синая // Материалы для истории архиепископии Синайской горы. Т. 2. СПб., 1909.
  4. Кузенков П. В., Панченко К. А. «Кривые Пасхи» и Благодатный огонь в исторической ретроспективе // Панченко К. А. Православные арабы: путь через века. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 57–88.
  5. Малышевский И. И. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Русской Церкви. Киев,1872.
  6. МŒхòāŒл Брейк. Аль-Хñакñāикñ аль-вафийя фи тāрóхò батñāрика аль-канóса аль-Антñāкийя (Полная истина об истории патриархов Антиохийской церкви). Байрут, 2006.
  7. [Михаил Брейк ад-Димашки]. Список Антиохийских патриархов // Труды Киевской Духовной Академии. 1874. № 6.
  8. Морозов Д. А. Краткий каталог арабских рукописей РГАДА. М., 1996.
  9. Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством. Первые три столетия. М., 2012.
  10. Панченко К. А. Дорофей II, патриарх Антиохийский // Православная энциклопедия. Т. 16. М., 2007. С. 29.
  11. Панченко К. А. Дорофей III, патриарх Антиохийский // Православная энциклопедия. Т. 16. М., 2007. С. 29.
  12. Панченко К. А. Иоаким I, патриарх Александрийский // Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010. С. 160–163.
  13. Панченко К. А. Иоаким IV, патриарх Антиохийский // Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010. С. 164–165.
  14. Панченко К. А. Испить смертное зелье: Александрийский патриарх Иоаким между эпосом и историей // Исторический вестник (в печати).
  15. Панченко К. А. Митрополиты и епархии православной Антиохийской Церкви в описании Патриарха Макария III аз-За’има (1665 г.) // Вестник церковной истории. 2012. № 1–2 (25–26).
  16. Панченко К. А. Триполийское гнездо. Православная община г. Триполи в культурно-политической жизни Антиохийского патриархата XVI — первой половины XVII в. // Панченко К. А. Православные арабы: путь через века. М., 2013. С. 212–265.
  17. Патриаршие документы (1592–1735) // Материалы для истории архиепископии Синайской горы. Т. 2. СПб., 1909.
  18. Российский Государственный архив древних актов. Ф. 1608. № 129.
  19. Рукоп. Института восточных рукописей РАН В 1227.
  20. Рукоп. Института восточных рукописей РАН С 263.
  21. Смелова Н. С., Липатов-Чичерин Н. А. Георгий, архиепископ Дамасский: самозванческая интрига в истории отношений Маронитской Церкви и Святого Престола в середине XVI в. // Христианский Восток. Т. 6 (12). 2013. С. 244–311.
  22. Французов С. А. Приписки к арабской рукописной Библии (D 226) из собрания Института восточных рукописей РАН как исторический источник // Вестник ПСТГУ. Сер.: III. Филология. 2009. Вып. 3 (17). С. 38–57.
  23. Хождение гостя Василия. СПб., 1884.
  24. Bibliotheque Nationale. Catalogue des manuscripts Arabes. Premiere partie. Manuscrits Chretiens, T. 1. Par Gerard Troupeau. Paris, 1972.
  25. Catalogue raisonne des manuscrits de la bibliotheque de la residence patriarchale Maronite (Bkerke). Mgr. Francis Baissari. Bayrouth, 1999.
  26. A Descriptive Catalogue of the Christian Arab Manuscripts Preserved in the St.-Petersburg Branch of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences. Compiled by Val. Polosin, Vl. Polosin, N. Serikoff , S. Frantsouzoff / Ed. N. Serikoff (in print).
  27. Dodd Erica C. On double churches in the Lebanon // Parole de l’Orient. 2014. Vol. 39. P. 313–337.
  28. Nasrallah J. Chronologie des patriarches melkites d’Antioche de 1500 a 1634. Jerusalem, 1959.
  29. Nasrallah J. Chronologue des patriarches melchites d`Antioche de 1250 a 1500. Jerusalem, 1968.
  30. Nasrallah J. Histoire du mouvement litteraire dans l’eglise melchite du Ve au XXe siecle. T. 3 (2).
  31. Nutton V., Serikoff N. A Greek Fragment of Galen’s Commentary on the Hippocratic Aphorisms from a Christian Arabic Manuscript // Transmission e ecdotica dei testi medici Greci. Atti del IV Convegno Internazionale. Parigi 17-19 maggio 2001. Naples, 2003. P. 385–396.
  32. Salibi K. The Muqaddams of Bšarri: Maronite Chieftains of the Northern Lebanon 1382–1621 // Arabica. 15. P. 63–86.
Панченко Константин Александрович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стран Азии и Африки МГУ; Российская Федерация, 103911, г. Москва, Моховая, 11;
Должность: профессор;
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4155-5187;
Электронный адрес: const969@gmail.com.
Панченко К. А. «Темный век» палестинского монашества: упадок и возрождение ближневосточных монастырей на рубеже мамлюкской и османской эпох // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2018. Вып. 57. С. 59-88. DOI: 10.15382/sturIII201857.59-88
В статье анализируются судьбы ближневосточных монастырей — прежде всего Синайской обители св. Екатерины и палестинской лавры св. Саввы — в самый «темный» период их истории, во 2-й пол. XV — 1-й пол. XVI в. Основными источниками выступают мало введенные в научный оборот указы мамлюкских султанов, данные Синайскому монастырю, и записи в арабо-христианских и других рукописях из синайского и иерусалимского книжных собраний. Позднее Средневековье было временем глубокого упадка ближневосточного монашества, терявшего поддержку православных государств и подвергавшегося растущему давлению со стороны окружающего кочевого мира. В монастырях пустыни оставалось все меньше сиро-палестинских мелькитов, не готовых выносить тяготы аскезы и угрозы со стороны бедуинских племен. Большую часть монашества составляли выходцы с Балкан и Кавказа, оторванные от местной христианской среды. К концу XV в. монастыри Иудейской пустыни были покинуты под давлением внешних и внутренних причин. Синайское монашеское сообщество, несмотря на все тяготы, сумело сохраниться и стать основой для возрождения палестинского монашества после османского завоевания Леванта в нач. XVI в. В статье пересматриваются датировки первых контактов Русского государства с Православным Востоком, анализируются сдвиги в этническом составе синайской братии, происшедшие в XVI в., рассматриваются противоречивые данные о сроках и обстоятельствах нового заселения иноками лавры св. Саввы. Ключевую роль в восстановлении этой обители сыграл бывший игумен Синая Иоаким Влах, который сумел привлечь к возрождению лавры финансовые ресурсы молдавских и валашских князей, претендовавших на роль наследников Византии и покровителей христианского Востока.
Христианский Восток, монашество, православные арабы, Синайский монастырь св. Екатерины, лавра св. Саввы, мамлюкский султанат, Молдавия, Валахия
  1. Второе путешествие архимандрита Порфирия Успенского в Синайский монастырь в 1850 г. СПб., 1856.
  2. Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима конца XII в. СПб., 1889.
  3. Красносельцев Н. Славянские рукописи патриаршей библиотеки в Иерусалиме // Православный собеседник. 1888. Дек. Прил. C. 1–32.
  4. Леонид, архимандрит. Сербская иноческая община в Палестине // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских. 1867. Кн. 3. III. С. 42–65.
  5. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. М., 1884.
  6. Малышевский И. И. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах русской церкви. Киев, 1872.
  7. Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Т. 1.
  8. Недомачки В. О српском рукописима у библиотеци Грчке Православне Патриjаршиjе у Jерусалиму // Археографски Прилози. 2. Београд, 1980. C. 71–97.
  9. Описание св. мест безымянного конца XIV в. // А. И. Пападопуло-Керамевс, ред. СПб., 1890.
  10. Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством. Первые три столетия. М., 2012.
  11. Панченко К. А. Коптская Церковь. Исторический очерк // Православная энциклопедия. Т. 37. М., 2015. C. 514–539.
  12. Панченко К. А. Марк III, патриарх Иерусалимский // Православная энциклопедия. Т. 43. М., 2016. С. 674–675.
  13. Панченко К. А. Монастыри и бедуины в османской Палестине и на Синае (XVI — 1 пол. XIX в.) // Он же. Православные арабы: путь через века. М., 2013. C. 120–152.
  14. Панченко К. А. Православные врачи на Арабском Востоке // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2013. № 5 (35). C. 59–75.
  15. Панченко К. А. Североливанское православие на заре османской эпохи // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2017. № 4 (53). С. 56–77.
  16. Патриаршие документы (1592–1735) // Материалы для истории архиепископии Синайской горы. Т. 2. СПб., 1909. С. 264–442.
  17. Порфирий (Успенский). Книга бытия моего. Т. 4. СПб., 1897.
  18. Посетитель и описатель святых мест в трех частях света состоящих, или путешествие Мартына Баумгартена, немецкой империи дворянина и кавалера, в Египет, Аравию, Палестину и Сирию. СПб., 1794.
  19. Проскинитарий Арсения Суханова. 1649–1653 гг. СПб., 1889.
  20. Путешествие св. Саввы, архиепископа Сербского / архимандрит Леонид, ред. СПб., 1884.
  21. Россия и Греческий мир в XVI в. / С. М. Каштанов, ред. М., 2004.
  22. Русский феодальный архив. Т. III. М., 1987.
  23. Сказание о иерусалимской лавре св. Саввы Освященного 1547 г. // Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. 1886 / архимандрит Леонид, ред. С. 105–106.
  24. Сказание о мученичестве святых отцов, избиенных варварами сарацинами в великой лавре преподобного отца нашего Саввы // Сборник палестинской и сирийской агиологии. Вып. 1. СПб., 1907. С. 1–48.
  25. Хожение архимандрита Агрефения // Антология хожений русских путешественников XII–XV в. / Е. И. Малето, ред. М., 2005. C. 266–277.
  26. Хождение Игнатия Смолнянина. СПб., 1887.
  27. Хождение инока Зосимы, 1419–1422 / Х. М. Лопарев, ред. СПб., 1889.
  28. Хождение ко святым местам августинского монаха Иакова Веронского в 1335 г. // Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. 1896. С. 94–115.
  29. Хождение Трифона Коробейникова. 1593–1594. СПб., 1889.
  30. ʻAṭiya, ʻAziz. Al-Fahāris al-tahliliyya li maḫṭuṭāt Tur Sīna al-ʻarabiyya. Al-Iskandariyya, 1970.
  31. Arbel B. Venetian Cyprus and the Muslim Levant. 1473–1570 // Cyprus and the Crusades. Nicosia, 1995. P. 159–185.
  32. The Book of the Wanderings of Brother Felix Fabri. Vol. II (1). L., 1893.
  33. Cândea V. Mărturii Româneşti peste hotare. Vol. III. Bucureşti, 2011.
  34. Cohen A., Lewis B. Population and Revenue in the Towns of Palestine in the Sixteenth Century. Princeton, 1978.
  35. Die mamlukischen Sultansurkunden des Sinai-Klosters / H. Ernst, ed. Wiesbaden, 1960.
  36. Documente grecesti privitoare la istoria romanilor publicate dupa originale, copiile academiei Romane si tiparituri de Nicolae Iorga. Partea 1 (1320–1715) // Documenti privitoare la istoria romanilor culese de Eudoxiu de Hurmuzaki. Vol. XIV. Bucureşti, 1915.
  37. Eckenstein L. A History of Sinai. L., 1921.
  38. Eudoxii de Hurmuzaki. Documente grecesti privitoare la istoria romanilor // Documenti privitoare la istoria romanilor adunate si publicate de Nicolae Iorga, Vol. XIV, partea 1 (1320–1715). Bucureşti, 1915.
  39. Frenkel J. Mar Saba during the Mamluk and Ottoman Periods // The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present. Leuven, 2001. P. 111–116.
  40. Gardthausen V. Catalogus codicorum Graecorum Sinaiticorum. Oxonii, 1886.
  41. Iorga N. Byzantium after Byzantium. Iasi — Ox. — Portland, 2004.
  42. Histoire de Jerusalem et d’Hebron depuis Abraham jusqu’a la fi n de XVe siècle de J.-C. Fragments de la Chronique Moudjir-ed-dyn traduits sur la texte arabe par Henry Sauvaire. Paris, 1876.
  43. Jotischky A. Greek Orthodox and Latin Monasticism around Mar Saba under Crusader Rule // The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present. Leuven, 2001. P. 85–96.
  44. Al-Maqrīzī, Aḥmad ibn ‘Alī. Kitāb al-Sulūk. Ǧ. 2. Bayrut, 1997.
  45. Marinescu A. Un român “stareṭ” la Mănăstirea Sfânta Ecaterina de la Muntele Sinai: Ioachim Valahul (1510–1540) // Studia Historica et Theologica omagiu profesorolui Emilian Popescu. Bukureşti, 2003. P. 425–442.
  46. Marinescu A. Catalogul întâistătătorilor M-rii Sf. Ecaterina de la M-le Sinai // Mănăstirea Sf. Ecaterina de la Muntele Sinai şi legăturile ei cu Tările Române. Bucureşti, 2009.
  47. Muḥammad ibn Aḥmad Ibn Iyas al-Ḥanafī. Al-Muḫtasar min badā’i al-zuhūr fi waqā’iʻ al-duhūr. Ǧ. 4. Istanbul, 1931.
  48. Nasrallah J. Histoire du mouvement litteraire dans l’eglise melchite du Ve au XXe siecle. T. 3 (2). Louvain–P., 1981.
  49. Peristeris A. Literary and Scribal Activities at the Monastery of St. Sabas // The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present. Leuven, 2001. P. 171–177.
  50. Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem. A Corpus. Vol. I. Cambr., 1993; Vol. II. Cambr., 1998.
  51. Sharon M. Corpus Inscriptorum Arabicarum Palaestinae. Vol. 3. Leiden, 2004.
  52. Stern S. Two Ayyubid Decrees from Sinai // Stern S. Coins and documents from the Medieval Middle East. L., 1986. Text IX.
  53. Troupeau G. Bibliotheque Nationale. Catalogue des manuscripts Arabes. Premiere partie. Manuscrits Chretiens. T. 1. Paris, 1972.
  54. Walbiner C. Ein christlich-arabischer bericht über eine pilgerfahrt von Damaskus zum berge Sinai in den Jahren 1635/36 (Hs. Balamand 181) // Parole de l’Orient. 1999. Vol. 24. P. 319–337.
Панченко Константин Александрович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стран Азии и Африки МГУ; Российская Федерация, 103911, г. Москва, Моховая, 11;
Должность: профессор;
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4155-5187;
Электронный адрес: const969@gmail.com.
Автор выражает глубокую благодарность Ю. И. Петровой, И. Феодорову и В. Г. Ченцовой за содействие получению доступа к ряду материалов, использованных в настоящей статье, и их интерпретации.