/
Результат поиска


Павлюченков Н. Н. Тема антропологии в наследии священника Павла Флоренского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 71-88.
PDF
В статье рассмотрен ряд важных аспектов учения о человеке священника Павла Флоренского. Автор приходит к выводу, что Флоренский рассматривал человека как принадлежащего двум уровням тварной реальности: эмпирической и сверхэмпирической, временной и вечной. Как принадлежащий Божественной Вечности, человек есть надличностное и надсознательное существо, в то время как принадлежащий земной сфере, он представляет собой «эмпирическую личность». При этом целью обожения является переход эмпирической личности из Времени в Божественную Вечность. По мнению автора, антропология Флоренского — вполне оригинальное учение, которое отличается как от учения Святых Отцов, так и от неоплатонических и оккультных концепций.
Павлюченков Николай Николаевич
Павлюченков Н. Н. "Философия Имени" священника Флоренского в контексте имяславческой полемики начала XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 2 (22). С. 75-90.
PDF
В предлагаемой статье рассматриваются некоторые аспекты учения об Имени священника Павла Флоренского в связи с имяславческой полемикой начала ХХ в. Автор обращает особое внимание на трактовку Флоренским Имени как онтологической реальности и как символа, а также на его представление о том, «что всякий акт явления Имени Божия есть акт синергии, соединения Божественной и человеческой энергии». По мнению автора, Флоренский в решении данного вопроса, опирался не столько на православное богословие, сколько на реконструированное им в ходе изучения древних религий «общечеловеческое мировоззрение». Результатом этого и стало его оригинальное учение, обосновывающее и развивающее идеи имяславия.
Павлюченков Николай НИколаевич
Павлюченков Н. Н. Антропология священника Павла Флоренского: критические оценки и исследования (материалы, опубликованные до 1917 г.) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 1 (33). С. 56-68.
PDF
Противоречивость существующих оценок религиозно-философского наследия священника Павла Флоренского делает актуальным обращение к истории возникновения и развития этих оценок. Данная статья посвящена рассмотрению дискуссии, возникшей по поводу этого наследия в русской мысли первой половины XX века в ее антропологической составляющей. Цель данного обзора — привлечь внимание к учению о человеке П. Флоренского, которое к настоящему времени еще не получило достаточного освещения в аналитической литературе.
Флоренский, антропология.
Павлюченков Николай Николаевич
Павлюченков Н. Н. Антропология священника Павла Флоренского: критические оценки и исследования (материалы периода с 1930-х гг. по настоящее время) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 68-82.
PDF
Статья посвящена дискуссии по вопросам антропологии в религиозно-философском наследии священника Павла Флоренского, имевшей место в посвященной творчеству мыслителя литературе русской эмиграции и в современных исследованиях. Подводя итоги данной дискуссии, автор указывает на тот факт, что учение отца П. Флоренского о человеке к настоящему времени еще не получило достаточного освещения в аналитической литературе.
Флоренский, антропология
Павлюченков Николай Николаевич
Павлюченков Н. Н. Психология религии в трудах священника П. Флоренского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 5 (37). С. 99-112.
PDF
Статья содержит обзор исследований священника Павла Флоренского в области психологии религии. С этой точки зрения рассмотрены как ранние, так и поздние работы отца Павла, а также привлечены опубликованные материалы из его записных книжек и писем. Особое внимание уделяется сопоставлению концепций Флоренского и К. Г. Юнга. Отмечен большой вклад Флоренского в развитие религиоведения в России и важность его идей для формирования психологии религии как науки.
бессознательное, душа, психоанализ, психология религии, религиозный культ, религиозное переживание, священник Павел Флоренский, сознание, Фрейд, Юнг
Павлюченков Николай Николаевич
Павлюченков Н. Н. К вопросу об «идейной собственности» в наследии священника Павла Флоренского и архимандрита Серапиона (Машкина) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 4 (42). С. 39-52.
PDF
Статья содержит краткий анализ основного круга проблем, связанных с соотношением философско-богословских концепций священника Павла Флоренского и идей архимандрита Серапиона (Машкина). Данный вопрос неоднократно поднимался в литературе, но для его корректного разрешения требовалось непосредственное знакомство с творческим наследием о. Серапиона. В настоящей статье впервые определенные выводы по данной теме делаются на основании использования первоисточников.
Священник Павел Флоренский, архимандрит Серапион Машкин, «Столп и утверждение Истины», «Система философии», рукопись, первоисточники, переписка, цитата, ссылка
Павлюченков Николай Николаевич
Павлюченков Н. Н. П. А. Флоренский о религиозном опыте и религиозной догматике // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 61-77. DOI: 10.15382/sturI201452.61-77
Главная тема данной статьи — представление свящ. Павла Флоренского о религиозной догматике и ее непосредственной связи с религиозным опытом. В контексте данной проблемы кратко рассмотрены представления о религии как особом чувстве (Ф. Шлейермахер), области знания и разума (Дж. Г. Ньюмен). Также обозначена проблема религиозного переживания и религиозного опыта (по Х.-Г. Гадамеру). Взгляды на соотношение религиозного опыта и религиозной традиции на Западе кратко представлены на примере работ В. Джемса и Р. Отто; в России — на примере работ С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, И. А. Ильина и М. М. Тареева. Позиция П. А. Флоренского представлена главным образом на основе его ранних работ и «Столпа и утверждения Истины». Отмечено, что Флоренский воспринимает религиозный догмат, прежде всего, как средство, данное человеку для преодоления границ рассудочной деятельности и выхода на новые уровни познания. Это преодоление совершается в религиозных переживаниях, в которых догмат для человека выступает как ориентир и «точка опоры». Объективность религиозного опыта, согласно Флоренскому, гарантирована участием в нем самой Истины, которая сама открывает себя человеку, сама дает средства опознания себя как Истины объективной и абсолютной, и сама же фиксирует этот пережитый человеком опыт в рационально оформляемом догматическом учении.
П. Флоренский, религиозные переживания, религиозный опыт, религиозные традиции, христианская догматика, чувства, знание, рассудок
1. Антонов К. М. Русская религиозная философия и феноменология религии: точки соприкосновения // Религиоведческие исследования. 2011. Вып. 5/6. С. 7–21.
2. Антонов К. М. Философия религии в русской метафизике XIX — начала ХХ века. М., 2009.
3. Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907.
4. Булгаков С. Н. Свет Невечерний. М., 1994.
5. Бутру Э. Вильям Джемс и религиозный опыт. М., 1908.
6. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.
7. Джемс В. Многообразие религиозного опыта / С. В. Лурье, пер. М.: Русская мысль, 1910.
8. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта: исследование. М., 2006.
9. Коренева Н. А. Понятие религиозного опыта в философии о. Павла Флоренского // Точки. 2012. № 1–4 (11). С. 120–121.
10. Ньюмен Дж. Г. Идея Университета. Минск, 2006.
11. Отто Р. Священное. СПб., 2008. С. 11–12.
12. П. А. Флоренский: Pro et contra: Антология. СПб., 2001.
13. Павел Флоренский и символисты. М., 2004.
14. Павлюченков Н. Н. Психология религии в трудах священника Павла Флоренского // Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. 2011. Вып. 5 (37). С. 99–112.
15. Павлюченков Н. Н. Религиозно-философское наследие священника Павла Флоренского. Антропологический аспект. М., 2012. С. 111–141.
16. Переписка 1902–1903 между А. В. Ельчаниновым и П.А . Флоренским (Письма. Продолжение) // Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 91–115.
17. Пылаев М. А. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии ХХ века. М., 2001.
18. Страхов П. С. Прагматизм в науке и религии (По поводу книги Джемса «Многообразие религиозного опыта»). Сергиев Посад, 1910.
19. Тареев М. М. Новое богословие // Богословский вестник. 1917. Октябрь — декабрь. С. 212.
20. Тареев М. М. Христос. М., 19082.
21. Трубецкой С. Н. Сочинения. М., 1994. С. 576–577.
22. Флоренский П. А. <Сочинения>. Т. 1 (1). Столп и утверждение Истины. М., 1990.
23. Флоренский П. А. Вопросы религиозного самопознания // Христианство и культура. М., 2001. С. 421–438.
24. Флоренский П., свящ. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. М., 1992.
25. Флоренский П., свящ. Сочинения. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). М., 2004.
26. Франк С. Л. Личность и мировоззрение Шлейермахера // Русская мысль. 1911. № 9. С. 1–28.
27. Франк С. Л. Религиозная философия Г. Когена // Русская мысль. 1915. № 12. С. 29–31 (2-я пагинация).
28. Франк С. Л. Философия религии В. Джемса // Он же. Живое знание. Берлин, 1923.
29. Франк С. Реальность и человек. СПб., 1997.
30. Франк С. Сочинения. М., 1990.
31. Хомяков А. С. Сочинения богословские. СПб., 1995.
32. Шапошников В. А. Математика и религия в университетской переписке Павла Флоренского (1900–1904) // Философия, богословие и наука как опыт цельного знания. М., 2012. С. 149–162.
33. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. СПб., 1994.
34. Шмеман А., прот. Дневники. М., 2005.
Павлюченков Николай Николаевич
Павлюченков Н. Н. Идея Софии в трудах священника Павла Флоренского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 4 (60). С. 24-38. DOI: 10.15382/sturI201560.24-38
Несмотря на то что тема софиологии свящ. Павла Флоренского в литературе затрагивалась неоднократно, связанные с ней проблемы остаются до конца не исследованными. Взглядам Флоренского на Софию уделялось гораздо меньше внимания, чем софиологии В. С. Соловьева и С. Н. Булгакова. Учение Флоренского о Софии Премудрости Божией с наибольшей полнотой было представлено в «Столпе и утверждении Истины», где теме Софии была посвящена только одна, последняя, глава. В поздних работах Флоренского София в лучшем случае только упоминается. В статье поставлен вопрос о том значении, которое идея Софии имела в развитии религиозно-философского учения свящ. П. Флоренского. Помимо работ Флоренского автор привлекает к сравнительному анализу учение о Софии В. Соловьева и софиологию С. Булгакова в ее раннем и позднем вариантах. На основании проведенного исследования делается главный вывод о том, что идея Софии не была для Флоренского основополагающей и самоценной, но была привлечена им главным образом во избежание тех соблазнов пантеизма, которые возникают в философии всеединства и которые должны быть устранены при попытках органично включить эту философию в христианское миросозерцание.
Флоренский, Соловьев, Булгаков, София, софиология, всеединство, Божественная сущность, Божественная энергия, любовь, символ, феномен
1. Бибихин В. В. Софиология о. Сергия Булгакова // С. Н. Булгаков: Религиозно-философский путь. Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения / А. П. Козырева, ред.; М. А. Васильева, А. П. Козырев, сост. М., 2003.
2. Бонецкая Н. К. П. Флоренский: русское гетеанство // Вопросы философии. 2003. № 3. С. 97–116.
3. Ваганова Н. А. Софиология протоиерея Сергия Булгакова. М., 2011.
4. Гараева Г. Ф. Софийный идеализм как историко-философский феномен. М., 2000.
5. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.
6. П. А. Флоренский: Pro et contra: Антология. СПб., 20012.
7. Павел Флоренский и символисты. М., 2004.
8. Павлюченков Н. Н. Религиозно-философское наследие священника Павла Флоренского: Антропологический аспект. М., 2012.
9. Половинкин С. М. Антиномическое понимание Софии у священника Павла Флоренского // Софиология и неопатристический синтез. Богословские итоги философского развития / К. Антонов, Н. Ваганова, сост. М., 2013. С. 25–34.
10. Половинкин С. М. Христианский персонализм священника Павла Флоренского. М., 2015.
11. Серафим (Соболев), архиеп. Новое учение о Софии Премудрости Божией. София, 1935.
12. Флоренский сегодня: Три точки зрения // Вопросы философии. 1997. № 5. С. 125–156.
13. Флоровский Г., прот. Догмат и история. М., 1998.
14. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
15. Хоружий С. С. О философии священника Павла Флоренского // Флоренский П. А. Т. 1 (1). Столп и утверждение Истины. М., 1990. С. VI–XVI.
Павлюченков Николай Николаевич
Павлюченков Н. Н. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 1 (63). С. 140-143. — Рец. на кн.: Полное издание переписки П. А. Флоренского за 1900-1904 гг. Рец. на: Флоренский П. В. Обретая путь. Павел Флоренский в университетские годы: В 2 т. / П. В. Флоренский, сост.; П. В. Флоренский, А. И. Олексенко, В. А. Шапошников, Т. А. Шутова
PDF
Павлюченков Николай Николаевич
Павлюченков Н. Н. «Эллинская религия страдающего бога» в «Философии культа» священника Павла Флоренского: к постановке проблемы // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2018. Вып. 78. С. 75-91. DOI: 10.15382/sturI201878.75-91
В статье отмечается наличие ряда общих тем и направлений исследований в религиозно-философском наследии священника Павла Флоренского и Вячеслава Иванова. Из них выделяются концепции религиозного культа, представленные в работе Иванова «Эллинская религия страдающего бога» («Религия Диониса») и в лекциях Флоренского по «Философии культа». Автор обращает внимание на то, что лекции Флоренского по «Философии культа», по крайней мере, в основной своей части, содержат элементы богословского исследования и по существу представляют собой попытку богословской интерпретации концепции Иванова. Отмечается отсутствие богословской критики этого аспекта в наследии Флоренского и дается краткий обзор критических замечаний, содержащихся в философских работах С. С. Хоружиего и Н. К. Бонецкой. При рассмотрении этого вопроса автор считает необходимым, прежде всего, выявить причины, по которым работы Иванова привлекли внимание Флоренского. По мнению автора, это – общее для обоих мыслителей стремление к апологии христианства с использованием работ Ф. Ницше и метафизики всеединства и Богочеловечества Владимира Соловьева. Иванов пытался развить концепцию теургии Соловьева и «дополнить» его метафизику концепцией соответствующего этой метафизике религиозного опыта. При этом взгляды Иванова на важнейшую роль религиозного культа и мистерий в жизни человека полностью соответствовали убеждениям Флоренского.
Флоренский, Вячеслав Иванов, Соловьев, религия Диониса, религиозный культ, таинства, богословие
  1. Андроник (Трубачев), иеромон. Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. Томск, 1998.
  2. Бонецкая Н. К. Античная школа у монастырских стен // Звезда. 2017. № 9.
  3. Бужор Е. С. Философия символа Вячеслава Иванова и Павла Флоренского // Вестник РУДН. Сер. Философия. 2016. № 4. С. 70–77.
  4. Ваганова Н. А. Дионисийство как первохристианство в книге Вяч. Иванова «Дионис и прадионисийство» // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 63–70.
  5. Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования / Л. А. Гоготишвили, А. Т. Казарян, ред. М., 1999.
  6. Вячеслав Иванов: Pro et contra. Личность и творчество Вячеслава Иванова в оценке зарубежных мыслителей и исследователей: Антология / К. Г. Исупова, А. Б. Шишкина, сост. СПб., 2016.
  7. Иванов В. Собрание сочинений: В 4 т. Брюссель, 1974.
  8. Иванов В. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994.
  9. Иванов В. Религия Диониса // Вопросы жизни. 1905. № 6. С. 185–220; №. 7. С. 122–148.
  10. Иванов В. Эллинская религия страдающего бога // Новый путь. 1904. № 1. С. 110–124; № 2. С. 48–77; № 3. С. 38–61; № 5. С. 29–40; № 8. С. 17–26; № 9. С. 47–70.
  11. Иванова Л. Воспоминания. Книга об отце. М., 1992.
  12. Марченко О. В. Символика сердца в размышлениях Вячеслава Иванова, В. Эрна и о. П. Флоренского: некоторые замечания // Rossica Lublinensia. Lublin, 2012. T. 7. S. 49–61.
  13. Никитин В. Храмовое действо как синтез искусств // Символ. 1988. № 20.
  14. Ницше Ф. Полное собрание сочинений. М., 1910.
  15. Обретая путь. Павел Флоренский в университетские годы: В 2 т. М., 2011.
  16. Переписка В. Брюсова с Вяч. Ивановым // Литературное наследство. М., 1976. Т. 85. С. 428–545.
  17. Переписка В. Ф. Эрна и П. А. Флоренского (1900 — 1911) / Н. Н. Павлюченков, изд. // Русское богословие: исследования и материалы. 2016. М., 2016. С. 145–198.
  18. Переписка П. А. Флоренского и В. Ф. Эрна / Н. Н. Павлюченков, изд. // Русское богословие: исследования и материалы. М., 2014. С. 199–231.
  19. Переписка П. А. Флоренского и В. Ф. Эрна / Н. Н. Павлюченков, изд. // Русское богословие: исследования и материалы. 2015. М., 2015. С. 173–203.
  20. Сестры Герцык. Письма / Т. Н. Жуковская, сост. и коммент. СПб.; М., 2002.
  21. Соловьев В. С. Россия и Вселенская Церковь. М., 1911.
  22. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. М., 1988.
  23. Трубачев С. Музыкальный мир П. А. Флоренского // Советская музыка. 1988. № 8. С. 81–89; № 9. С. 99–103.
  24. Трубецкой С. Н. Метафизика в Древней Греции. М., 2003.
  25. Флоренский П. А. Сочинения. Т. 1 (1). Столп и утверждение Истины. М, 1990.
  26. Флоренский П. О символах бесконечности (Очерк идей Г. Кантора) // Новый путь. 1904. № 9. С. 173–235.
  27. Флоренский П. Спиритизм как антихристианство // Новый путь. 1904. № 3. С. 149–167.
  28. Флоренский П., свящ. Из богословского наследия // Богословские труды. М., 1977. Сб. 17.
  29. Флоренский П., свящ. Избранные статьи по искусству. М., 1996.
  30. Флоренский П., свящ. Священное переименование. М., 2006.
  31. Флоренский П., свящ. Сочинения: В 4 т. М., 1994.
  32. Флоренский П., свящ. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). М., 2004.
  33. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
  34. Хоружий С. С. Миросозерцание Флоренского. Томск, 1999.
  35. Хоружий С. С. Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки // Историко-философский ежегодник. М., 1988. С. 180–201.
  36. Шишкин А. О границах искусства у Вяч. Иванова и о. Павла Флоренского // Вестник РХД. 1990. № 160.
  37. Storia della letteratura russa. Torino, 1989. Vol. 3. T. 1.
Павлюченков Николай Николаевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0002-7778-139X;
Электронный адрес: npavl905@mail.ru.
Павлюченков Н. Н. Концепция кризиса и путей его преодоления в трудах П. А. Флоренского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2019. Вып. 84. С. 77-93. DOI: 10.15382/sturI201984.77-93
В статье рассматривается важный период в жизни священника Павла Флоренского, когда происходило формирование всех его основных религиозно-философских и богословских концепций. Начало этого периода связывается с переживанием молодым Флоренским глубокого внутреннего кризиса в 1899 г. По его воспоминаниям и по переписке 1900–1904 гг. выявляется суть этого кризиса, заключающаяся в двух основных моментах — убеждение в ущербности (бесперспективности) того научного мировоззрения, которое исключает религию, и переживание некоторых внутренних иррациональных процессов, выражающих себя в чувстве страха, душевного и духовного нестроения. Оба этих момента обусловили религиозное обращение Флоренского, поскольку он воспринял религию прежде всего как средство установления в человеке внутреннего экзистенциального «порядка». В этой связи в статье обращено внимание на особое значение для Флоренского его знакомства с трудами Владимира Соловьева и его личного общения с Борисом Бугаевым (Андреем Белым) и Вячеславом Ивановым. Выявляется причина, по которой у Флоренского впервые возникает критическое отношение к некоторым взглядам Соловьева, и подробно рассматривается процесс обращения Флоренского к «исторической» Православной Церкви в России. На основании приведенных фактов делается вывод, что Флоренский нашел созвучия своему внутреннему состоянию в переживаниях Андрея Белого и в трудах Вячеслава Иванова. При этом расхождение с А. Белым было связано не столько с его общением с Д. Мережковским и с его последующим увлечением антропософией, сколько с различием в понимании значения мистерий (таинств) в жизни человека и для преодоления внутреннего и глобального кризиса. В этом отношении почти полностью единомысленным с Флоренским оказался Вячеслав Иванов. В своей концепции «человека литургического» Флоренский творчески переработал и развил идеи Вячеслава Иванова, согласно которым внутренний кризис человека и его последствия в мире преодолеваются теми средствами и способами, которые на протяжении истории человечества были выработаны в религиозном культе.
кризис, Флоренский, Владимир Соловьев, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, мировоззрение, сознание, религиозный культ, мистерии, Церковь
  1. Белый А. Маска // Весы. 1904. № 6. С. 6–15.
  2. Белый А. О теургии // Новый путь. 1903. № 9. С. 100–123.
  3. Бугаев Б. Формы искусства // Мир искусства. 1902. №. 12. С. 343–361.
  4. Иванов В. Религия Диониса // Вопросы религии. 1905. № 7. С. 122–148.
  5. Иванов В. Эллинская религия страдающего бога // Новый путь. 1904. № 2. С. 48–77.
  6. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского: Библиографический справочник / сост. игумен Андроник (Трубачев). Сергиев Посад, 2015.
  7. Обретая путь. Павел Флоренский в университетские годы / авт.-сост. П. В. Флоренский: в 2 т. М.: Прогресс-Традиция, 2011. Т. 1; 2015. Т. 2.
  8. Павел Флоренский и символисты. Опыты литературные. Статьи. Переписка / сост. Е. В. Ивановой. М., 2004.
  9. Переписка П. А. Флоренского и В. Ф. Эрна / публ., коммент. Павлюченкова Н. Н. // Русское богословие: исследования и материалы. М.: ПСТГУ, 2014. С. 199–231.
  10. Соловьев В. С. Кризис западной философии // Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. С. 3–138.
  11. Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал // Сочинения: в 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 581–756.
  12. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания // Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. С. 139–288.
  13. Флоренский П. Вопросы религиозного самопознания // Сочинения: в 4 т. М., 1994. Т. 1. C. 528–549.
  14. Флоренский П. Догматизм и догматика // Сочинения: В 4 т. М., 1994. Т. 1. C. 550–570.
  15. Флоренский П. А. &lt;Сочинения&gt;. Т. 1 (1). Столп и утверждение Истины. М., 1990.
  16. Флоренский П., свящ. Вступительное слово пред защитой на степень магистра книги: «О Духовной Истине», Москва, 1912 г., сказанное 19-го мая 1914 года // Флоренский П. А. &lt;Сочинения&gt;. Т. 1 (2). Столп и утверждение Истины. М., 1990. С. 817–826.
  17. Флоренский П., свящ. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. М., 1992.
  18. Флоренский П., свящ. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). М., 2004.
  19. Флоренский П. Эмпирея и эмпирия // Сочинения: в 4 т. М., 1994. Т. 1. С. 146–195.
Павлюченков Николай Николаевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0002-7778-139X;
Электронный адрес: npavl905@mail.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта «Русская религиозная мысль второй половины ХIХ — начала ХХ в.: проблема немецкого влияния в условиях кризиса духовной культуры» при поддержке Фонда развития ПСТГУ.