/
Результат поиска


Павлинова В. П. Проблемы хронологии жизни и духовно-музыкального творчества А. Ф. Львова // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 51-68. DOI: 10.15382/sturV201727.51-68
Статья посвящена спорным вопросам хронологии жизни и духовно-музыкального наследия Алексея Федоровича Львова, видного русского духовного композитора середины XIX века, главы Придворной певческой капеллы, в творческой биографии которого до сих пор есть не до конца выясненные моменты. В научной литературе присутствуют две версии года и места рождения композитора, две версии времени начала его работы в должности директора Придворной певческой капеллы. На основании опубликованной родословной рода Львовых, эпистолярных, архивных и других материалов автором статьи установлена достоверность тех данных, которые приводит в автобиографических «Записках» сам Львов. Большое внимание в статье уделено духовно-музыкальному наследию А. Ф. Львова. На материале анализа прижизненных изданий духовных сочинений Львова впервые предложен опыт построения хронологии его духовно-музыкального творчества. Рассмотрение структуры трех опубликованных композитором в разное время собраний его духовно-музыкальных сочинений и переложений, а также анализ отдельных публикаций позволили определить примерное время и примерную последовательность создания всех изданных при жизни духовных произведений Львова. Осуществлена корректировка сроков работы Придворной певческой капеллы над обиходными переложениями под руководством Львова на материале их первых публикаций.
А. Ф. Львов, Николай I, Придворная певческая капелла, Г. Я. Ломакин, биография, хронология духовно-музыкального творчества, обиход, анализ публикаций.
  1. Золотницкая Л. М. А. Ф. Львов // Россия — Европа: Контакты музыкальных культур: Сб. научных трудов. СПб., 1994. С. 116 – 155.
  2. Коллекция духовных произведений русских композиторов XVIII — XX веков: Каталог. Вып. 3 / Г. М. Малинина, сост., М., 2012.
  3. Коллекция духовных произведений русских композиторов XVIII — XX веков: Каталог. Вып. 4 / Г. М. Малинина, сост. М., 2014.
  4. Лисицын М. Г. А. Ф. Львов (р. 1799, † 1870 г.) // С.- Петербургский духовный вестник. 1899. № 22. С. 255–258.
  5. Ломакин Г. Я. Автобиографические записки // Русская старина. СПб., 1886. Т. 49. Кн. 3. С. 645–666; Т. 50. Кн. 5. С. 301–326. Кн. 6. С. 676–689; Т. 51. Кн. 8. С. 467–485.
  6. Львов А. Ф. Записки // Русский архив. М., 1884. Кн. 2. С. 225–260; Кн. 3. С. 65–114.
  7. Львов А. Ф. // Большая российская энциклопедия. М.,  2000. Т. 18. С. 184.
  8. Львова А. П., Бочарёва И. А. Род Львовых. Торжок, 2004.
  9. Львова Е. Н. Рассказы, заметки и анекдоты из записок Елизаветы Николаевны Львовой // Русская старина. СПб., 1880. Т. 27. Кн. 3. С. 635–650; Т. 28. Кн. 6. С. 337–356. Кн. 8. С. 794–801.
  10. Павлинова В. П. Львов А. Ф. // Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 41. С. 724–726.
  11. Песнопения русской православной церкви: Каталог. Ч. I: Сборники песнопений разных композиторов и песнопения без указания автора / Российская государственная библиотека; А. А. Семенюк, сост. М., 2003.
  12. Плотникова Н. Ю. Многоголосные формы обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX ― начала XX веков. Дис. … канд. искусствоведения. М.: МГК, 1996.
  13. Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. СПб., 1886. Т. 1.
  14. Смоленский С. В. Письмо К. П. Победоносцеву // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VI. – Кн. 1. М., 2006. С. 669–670.
Павлинова Варвара Петровна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6; доцент кафедры истории русской музыки;
ORCID: 0000-0002-6910-6386;
Электронный адрес: v.pavlin@mail.ru.
Павлинова В. П. Музыкальные драмы М. П. Мусоргского в свете русских литургических и античных театральных координат // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 114-133. DOI: 10.15382/sturV201933.114-133
Статья посвящена проблеме генезиса трагедийной драматургии исторических музыкальных драм М. П. Мусоргского — «Бориса Годунова» и «Хованщины». Поставлен вопрос о преломлении русским композитором влияния античной трагедии как базовой черте драматургии этих сценических шедевров. Рассмотрен исторический контекст, обусловивший интерес Мусоргского к театральному искусству классической Греции: разные векторы присутствия античной и постантичной темы в отечественной культуре 60–70-х гг. XIX в. Обращено внимание на формирование в эти годы нового взгляда на древнегреческое наследие вопреки доминирующему в научной литературе мнению о негативном или безразличном отношении названной эпохи к античной классике. Проникновение античных впечатлений в ранние сочинения Мусоргского освещено на примере его первых сценических опытов: драме «Эдип в Афинах» и опере «Саламбо». Следующий этап — свободное отражение композитором античной традиции в зрелые годы его творчества. Приведены письма, позволяющие оценить глубину пиетета композитора к непреходящей ценности древнегреческого эстетического опыта. На основании анализа драматургии «Бориса Годунова» и «Хованщины» сделан вывод об актуализации русским композитором XIX в. древних основ трагического жанра в условиях национальной исторической сюжетики и отражения русского православного религиозного опыта.
М. П. Мусоргский, музыкальная драма, античная трагедия, «Борис Годунов», «Хованщина», литургическое содержание
  1. Аверинцев С. С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. М., 1972. С. 90–102.
  2. Бенуа А. Н. Возобновление «Бориса» на Мариинской сцене // Речь. 1911. 9 января. №8. С. 3.
  3. Бобкова М. С. «Мы сами — время»: прошлое и настоящее в историческом сознании эпохи Средневековья // «Цепь времен»: проблемы исторического сознания. М., 2005. С. 133.
  4. Кандинский А. И. О религиозно-нравственной основе «Хованщины» М. П. Мусоргского // Из истории русской музыкальной культуры. Памяти Алексея Ивановича Кандинского / Научные труды Московской гоcударственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 35. М.: МГК, 2002. С. 7–30.
  5. Киреев Д. З. «Борис Годунов» Мусоргского. О духовной сущности оперы // Музыковедение. 2010. № 6. С. 11–20.
  6. Кишкинова Е. М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. СПб., 2006.
  7. Левашев Е. М., Тетерина Н. И. Историзм художественного мышления М. П. Мусоргского. М., 2011.
  8. Леонтьева О. Б. Историческая память и образы прошлого в культуре пореформенной России // Диалоги со временем. Память о прошлом в контексте истории. Научное изд. Ч. III, гл. 22 / Л. П. Репина, ред. М., 2008. С. 636–681.
  9. Медведев И. П. Некоторые размышления о судьбах русского византиноведения // Исторические записки. 2000. № 3 (121). С. 30–47.
  10. Михайлова Е. А. «Борис Годунов» М. П. Мусоргского в редакции 1869 года: Истоки концепции. Драматургия. Слово в опере: Автореф. дис. … канд. иск. СПб., 2012.
  11. Михайлова Е. А. Христианская идея и молитва. Первая редакция «Бориса Годунова» // Музыкальная академия. 2011. № 2. С. 32–37.
  12. Мусоргский М. П. Литературное наследие. Письма. Биографические материалы и документы / А. А. Орлова, М. С. Пекелис, сост. М., 1971.
  13. Наследие М. П. Мусоргского: Сб. материалов: К выпуску Полного академического собрания сочинений М. П. Мусоргского в тридцати двух томах / Е. М. Левашев, сост. и общ. ред. М., 1989.
  14. Пушкин А. С. Наброски предисловия к «Борису Годунову» // ПСС: В 6 т. Изд. 4-е. Т. 6. М., 1936. С. 65–66.
  15. Радциг С. И. Гомер в русской литературе // История греческой литературы. Т. I. Гл. VIII / С. И. Соболевский, Б. В. Гартунг, З. Г. Гринберг, Ф. А. Петровский, С. И. Радциг, ред. М.; Л., 1946. С. 152.
  16. Селиверстова Н. М. Актуализация прошлого в период подготовки крестьянской реформы в России // Люди и тексты: Исторический альманах. ИВИ РАН. 2014. № 6. С. 130–149.
  17. Скирская Т. В. Два взгляда на церковное пение в переписке В. В. Стасова и Д. В. Разумовского (к 200-летию протоиерея Димитрия Разумовского) // Музыкальная академия. 2018. №1. С. 179–187.
  18. Скирская Т. В. У истоков русской музыкальной византологии // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 25. С. 123–160.
  19. Суриков И. Е. История в драме — драма в истории. Некоторые аспекты исторического сознания в классической Греции // Диалоги со временем. Память о прошлом в контексте истории. Ч. III. Гл. 14 / Л. П. Репина, ред. М., 2008. С. 371–409.
  20. Тахо-Годи А. А. Русские революционные демократы и античность в связи с предшествующим им литературно-эстетическим развитием: Автореф. … д-ра филол. наук. М., 1958.
  21. Топорков А. Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. М., 1997.
  22. Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб., 2000.
  23. Шеховцова И. П. Владимир Васильевич Стасов и начало русской музыкальной византинистики // Ученые записки. М.: РАМ им. Гнесиных, 2017. № 2 (21). С. 19–29.
  24. Ширинян Р. К. Оперная драматургия Мусоргского. М., 1981.
Павлинова Варвара Петровна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, Москва, ул. Новокуднецкая, д. 23Б;
ORCID: 0000-0002-6910-6386;
Электронный адрес: v.pavlin@mail.ru.