/
Результат поиска


Ореханов Г. Л. Секуляризация и постмодерн: религиозные процессы в молодежной среде в современной России и Европе и их социально-богословская рефлексия // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 101-118. DOI: 10.15382/sturI201456.101-118
Статья посвящена актуальному вопросу исследования особенностей религиозности современной российской молодежи. Метод исследования построен на компаративном анализе религиозных процессов в молодежной среде в России и Германии, характерной для последних десяти лет. Автор статьи констатирует, что вера молодых россиян является отражением общих процессов в сфере религии, имеющих место в современной России. В то же время очевидно наличие корреляции с явлениями, протекающими в постсекулярной Европе: русский религиозный ландшафт становится столь же разнообразным, как и европейский. Это связано с особым характером «новой веры» — она носит индивидуально- избирательный, поисковый характер, что наглядно иллюстрирует исследование религиозной символики в социальных сетях. Кроме того, молодежная религиозность имеет определенные признаки — для нее характерны те же особенности, которые уже давно отмечены аналитиками в Германии: «новая вера» связана с адогматизмом, трансформацией понятия «грех» и глубоким недоверием к любому авторитету. В то же время для этого мировоззрения большое (если не исключительное) значение приобретает индивидуальный опыт, который является универсальной мерой истинности любого явления, в том числе и в сфере религии. Этот опыт описывается тремя ключевыми опциями — «субкультура», «patchwork-религиозность», «сингулярность», которые в своей совокупности представляют собой «модус религиозной идентичности» современного молодого россиянина.
секуляризация, постмодернизм, Россия, Германия, религиозность молодежи, вера, христианство, православие, традиции, ценности
1. Вера и религия в современной России. Всероссийский конкурс молодых ученых: 25 лучших исследований. М., 2014.
2. Калмыкова Е. О. Христианство в пространстве сети Интернет: место: время, иерархия, авторитет (URL: http: // religios-life.ru / 2011/04/ christianity-internet/ (11.12.2013)).
3. Колкунова К. А., Малевич Т. В. Понятие «духовность» в современной российской академической литературе // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 72–88.
4. Узланер Д. Картография постсекулярного (URL: http://magazines.russ.ru/oz/2013/1/16u.html (20.10.2014)).
5. Узланер Д. От секулярной современности к «множественным»: социальная теория о соотношении религии и современности // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. № 1 (30). С. 8–32.
6. Узланер Д. А. Секуляризация как социологическое понятие (По исследованиям западных социологов) // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 62–67.
7. Узланер Д. Расколдовывание дискурса: «религиозное» и «светское» в языке Нового времени // Логос. 2008. № 4. С. 140–159.
8. Фолиева Т. А. Роль религиозности в развитии личности: несколько теоретических замечаний // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 89–100.
9. Хаутепен А. Бог: открытый вопрос. Богословские перспективы современной культуры. М., 2008.
10. Brinck C. Wo wohnt Gott?, in http://www.zeit.de/2012/35/Glaube-Bibel-Religion (Date: 25.10.2014)).
11. Drobinski M. 2011 “Was die Deutschen glauben“, in Süddeutsche Zeitung, 2011. 17/18 September, vol. 215.
12. Eicher P. 2004 “Der große Ruf in die Freicheit. Die Bergpredigt — radikalneugelesen. Acht Thesen“, in Publik-Forum, 22 Oktober 2004, vol. 20.
13. Graf F. W. Kirchen Dämmerung. Wie die Kirchen unser Vertrauen verspielen, München, 2011.
14. Habermas J. Glauben und Wissen, Frankfurt am Main, 2001.
15. Junge Gemeinden — Experiment oder Zukunftsmodell? Einsichten, Ansichten, Aussichten / Büchle, Kristina / Krebs, Reinhold / Nagel, Marc (Hgg.). Stuttgart, 2009.
16. Ohme H. Zurück in die Zukunft? Säkularisierung im heutigen Russland und die Russische-Orthodoxe Kirche // Säkularisierung. Bilanz und Perspektiven einer umstrittenden These / Christina von Braun, Wilhem Graeb, Johannes Zachhuber (Hg.). Lit Verlag. Berlin, 2007.
17. Pollack D. Säkulariesierung — einmoderner Mythos. Studienzumreligiösen Wandel in Deutschland, Tübingen, 2003.
18. Pollack D. Rückkehr des Religiösen? Studien zum religiösen Wandel in Deutschland und in Europa II, Tübingen, 2009.
19. von Braun C., Graeb W., Zachhuber J. (eds.) Säkularisierung. Bilanz und Perspektiven einer umstrittenden These, Berlin, 2007.
20. Werbick J. 2007 “Die Zukunft der Religion in Europa. Sondierungen eines katolischen Theologen“, in Kaddor L., Mussinghoff B., Bauer Th. Zukunft der Religion in Europa, Berlin, 2007.
21. Kaddor L., Mussinghoff B., Bauer Th. Zukunft der Religion in Europa, Berlin, 2007.
Ореханов Георгий Леонидович, протоиерей
Ореханов Ю. Л. «Patchwork-religiosität» «лоскутная религиозность»: особенности изучения явления в современном немецком контексте // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 94-112. DOI: 10.15382/sturI201562.94-112
Статья посвящена актуальной в западном религиоведении теме — анализу феномена так называемой лоскутной религиозности (Patchwork-Religiosität) в современной молодежной среде. Автор полагает, что «лоскутная религиозность» является одной из существенных черт современной религиозной ситуации. Выявляются три основных аспекта анализа: субстанциальный, функциональный и дискурсивный. В первой части статьи рассматривается осмысление содержания феномена «лоскутной религиозности» в современном немецком богословии, социологии и психологии религии. Во второй части — различные подходы, в рамках которых этот феномен становится предметом анализа как социологический казус, как проблема церковных организаций, как вызов богословию. В итоге автор на материале немецких исследований показывает, что «лоскутная религиозность» становится одной из эффективных форм сопротивления очарованию того мира, в котором живет современный молодой европеец и в котором ему становится очень неуютно. В то же время этот феномен уже на протяжении 25 лет в Германии является реальным вызовом для традиционных церковных сообществ. Значительную роль в его изучении могут играть не только социологические, но и психологические подходы. В фокусе данной статьи находится рассмотрение некоторых религиозных тенденций в молодежной среде в контексте современного немецкого опыта. Можно констатировать, что актуальной научной темой сегодня становится одна из важнейших тенденций религиозной жизни современной молодежи — наличие процесса расцерковления и появления признаков религиозности особого рода, для которой определяющее значение имеет наличие собственного, уникального религиозного опыта, характеризующегося следующими тремя общими признаками1: а) субкультурный контекст, т. е. религиозное самоопределение в рамках определенной субкультуры; б) сингулярный разрыв, т. е. тотальный отход от традиционных представлений о религии вообще и о христианстве в частности и, как следствие, отвержение «веры отцов»; в) наконец, «Patchwork-идентичность», или «Patchwork-религиозность», — явление в религиозной жизни современной европейской молодежи, характеризующееся стремлением индивида самостоятельно выстраивать свою религиозную шкалу и формулировать нравственные принципы, причем материалом для такой работы могут служить совершенно разнородные теории и практики. Представляется, что хотя «лоскутная религиозность» как религиозный феномен известна и изучается в Европе уже приблизительно 40 лет, в отечественной историографии в качестве научной проблемы она представлена неполно. Подробному описанию этого феномена на материале немецких исследований посвящена настоящая статья.
религиозность, индивидуализация религиозного опыта, влияние традиции, функциональные аспекты религии
1. Aca C. 2010 “«Ich bin meine eigene Sekte». Volkskundliche Religionsforschung und Patchwork — Religiosität“, in Mohrmann R. (ed.) Alternative Spiritualität heute, Berlin, 2010, pp. 9–18.
2. Barz H. 1992 “«Wer glaubt denn heute noch an die sieben Gebaute?». Ergebnisse und Provokationen der empirischen Studie «Jugend und Religionen»“, in Arbeitsgemeinschaft der Evangelischen Jugend in der Bundesrepublik Deutchland. Studientexte, Stuttgart, 1992, vol. 2.
3. Barz H. Jugend und Religion, Opladen, 1992/1993.
4. Barz H. Was Jugendlichen heilig ist!? Prävention im Bereich Sinnfragen, Patchwork-Religion, Heilsversprechen, Okkultismus, Freiburg, 1998.
5. Beck U. Der eigene Gott. Von der Friedensfähigkeit und den Gewaltpotential der Religionen, Frankfurt am Main, 2008.
6. Bochinger C., Engelbrecht M., Gebhardt W. Die unsichtbare Religion in der sichbaren Religion — Formen spiritueller Orientierung in der religiösen Gegenwartskultur, Stuttgart, 2009.
7. Bucher R. 2005 “Entmonopolisierung und Machtverlust. Wie kam die Kirche in die Krise?“, in Bucher R. (ed.) Die Provokation der Krise. Zwölf Fragen und Antworten zur Lage der Kirche, Würzburg, 2005, pp. 11–29.
8. Först J. 2013 “Abschied von der «Patchwo rkreligiosität»?: von der pastoralen Kompetenz, moderne religiöse Orientierungen existentiell zu entschlüsseln und theologisch zu deuten“, in Bibel und Liturgie, 2013, vol. 86/2.
9. Först J. 2005 “Esoterik in der Basilika? Suchbewegungen im kirchlichen Binnenraum pastoraltheologisch betrachtet“, in Bibel und Liturgie, 2005, vol. 78/3, pp. 175–185.
10. Friedrich W. Graf. Missbrauchte Götter. Zum Menschenbilderstreit in der Moderne, München, 2009.
11. Friesl Ch., Polak R. 2002 “Theoretische Weichenstellungen“, in Polak R. (ed.) Megatrend Religion? Neue Religiosität in Europa, Ostfildern, 2002.
12. Gebhardt W. 2013 “Believing without Belonging? Religiöse Individualisierung und neue Formen religiöser Vergemeinschaftung“, in Kreutzer A., Gruber F. (ed.) Im Dialog. Systematische Theologie und Religionssoziologie, Freiburg, 2013.
13. Gensicke Th. 2006 “Jugend und Religiosität“, in Jugend 2006. Eine pragmatische Generation unter Druck, Frankfurt am Main, 2006, p. 209.
14. Großbölting Т. Der verlorene Himmel. Glaube in Deutschland seit 1945, Göttingen, 2013.
15. Hempelmann R. 2008 “Patchwork-Religiosität — ein Thema von bleibender Aktualität“, in Evangelische Zentralstelle für Weltanschauungsfragen, Stuttgart, 2008, vol. 71/4, p. 123.
16. Kögler I. 2014 “«Nun sag, wie hast du’s mit der Religion?». Am Beispiel jugendlicher Religiosität“, in Österreichisches Religionspädagogisches Forum, 2014, vol. 22, p. 12.
17. Kögler I. 2010 “Patchworkreligion, Theodiversität und eigener Gott: nicht nur eine kommunikative Herausforderung“, in Theologisch-praktische Quartalschrift, 2010, vol. 158/1, p. 11.
18. Kögler I. 2001 “Soundtrack des Lebens und Sehnsucht nach Erlösung“, in Kabus W. (ed.) Popularmusik und Kirche — kein Widerspruch, Frankfurt am Main, 2001, p. 143f.
19. Friesl Ch., Kromer I., Polak R. (eds.) Lieben-Leisten-Hoffen. Die Wertewelt junger Menschen in Österreich, Wien, 2008.
20. Luckmann T. 1979 “The Structural Conditions of Religious Consciousness in Modern Societies”, in Japanese Journal of Religious Studies, 1979, vol. 6, pp. 121–137.
21. Matthes J. 1992 “Auf der Suche nach dem «Religiösen». Reflexionen zu Theorie und Empirie religionssoziologischer Forschung“, in Sociologia Internationalis, 1992, vol. 30, pp. 129–142.
22. Polak R., Friesl Ch. Die Suche nach der religiösen Aura. Analysen zum Verhältnis von Jugend, Transzendenz und Religion, Wien, 1988.
23. Schenker D. 2009 “Religion: Jugendliche als Seismografen“, in Dermot O., Schenker D. Ansichten vom Göttlichen. 22 Jugendliche, Zürich, 2009, p. 193f.
24. Schimank U. Die Entscheidungsgesellschaft. Komplexität und Rationalität der Moderne, Wiesbaden, 2005.
25. Streib H. 2012 “Jugendtheologie als narrativer Diskurs“, in Schlag T., Sweitzer F. u. a. Jugendtheologie. Grundlagen — Beispiele — kritische Diskussion, Neukirchen-Vluyn, 2012, p. 163.
26. Streib H., Gennerich C. Jugend und Religion. Bestandsaufnahmen, Analysen und Fallstudien zur Religiosität Jugendlicher, Weinheim; München, 2011.
27. Thonak S. Religion in der Jugendforschung. Eine kritische Analyse der Shell Jugendstudien in religionspädagogischer Absicht, Leipzig, 2003.
28. Ореханов Г., прот. Секуляризация и постмодерн: религиозные процессы в молодежной среде в современной России и Европе и их социально-богословская рефлексия // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 101–118.
Ореханов Юрий Леонидович, протоиерей
Ореханов Ю. Л., Лаврентьев А. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 74. С. 146-151. — Рец. на кн.: Streib H., Keller B. Was bedeutet Spiritualität? Befunde, Analysen und Fallstudien aus Deutschland. Vandenhoeck & Ruprecht, 2015.
PDF
Ореханов Юрий Леонидович, протоиерей
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: доктор богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: проректор по международной работе;
ORCID: 0000-0002-1492-5974;
Электронный адрес: georgorehanov@mail.ru.
Лаврентьев Андрей Валентинович
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Российский православный университет им. св. Иоанна Богослова, Российская Федерация, 127473, г. Москва, переулок Чернышевского, д. 11 А, стр. 1;
Должность: младший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-4533-8972;
Электронный адрес: receiver.a@bk.ru.