/
Результат поиска


Олянина С. В. Растительные орнаментальные мотивы в декоре украинских иконостасов XVII–XVIII вв.: риторика форм, символико-аллегорический смысл // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 92-116. DOI: 10.15382/sturV201518.92-116
Орнаментальная программа растительного декора иконостасов являлась совокупностью закодированных в ней символов. Чаще всего флоральные мотивы имеют несколько уровней символического значения, иногда прямо противоположного, которые проявляются в зависимости от вариантов комбинирования растительных элементов и содержания образа, который обрамляется. Обзор основных символических значений мотивов, которые входили в орнаментацию иконостасов, позволил определить общее смысловое поле растительной декорации в течение указанного периода, а также рассмотреть содержательную программу отдельных композиций. Это выявило, что в ее основе лежат только две главные темы: христологическая и мариологическая. Для распознавания этих двух смысловых потоков иконостас следует рассматривать как единую сложную раму, вся орнаментация которой подчинена одной ведущей теме. Доминирующий смысловой поток состоит из отдельных мотивов, объединенных между собой синтагматическими связями. В свою очередь, из сцепления значений синтагматических последовательностей конструируется содержание послания. Программный состав декора иконостасов XVII–XVIII вв. формировался с учетом символического значения растительной орнаментики, которая выступала инструментом дидактики. Составленные по правилам риторики орнаментальные композиции образовывали синтаксические сочетания, сообщали определенный символический смысл. Этим объясняется ограниченный круг вариантов таких композиций, которые переходили из памятника в памятник. Соответственно совокупность резного убранства иконостасов является текстом, который образуется объединением орнаментальных композиций между собой при помощи синтагматических связей. Реконструкция метатекста растительного орнамента иконостасов позволила дешифровать семантику декора и обнаружила, что он отображал идеологические доминанты религиозного мировоззрения украинского общества XVII–XVIII вв.
иконостас, орнамент, растительные мотивы, композиция, риторика, текст, символика, семантика.
1. Барт Р. От произведения к тексту // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 413–423.
2. Бычков В. В. Образ как категория византийской эстетики // Византийский временник. М., 1973. Т. 34. С. 151–168.
3. Власов В. Г. Акант // Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 8 т. Т. 1. СПб., 2000. С. 98–100.
4. Власов В. Г. Гранат // Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 8 т. Т. 2. СПб., 2001. C. 606.
5. Власов В. Г. Шишка // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. Т. 7. СПб., 2007. C. 442–443.
6. Драган М. Українська декоративна різьба ХVІ–ХVІІІ ст. К., 1970.
7. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). М., 1970.
8. Звездина Ю. Н. Растительный декор поздних иконостасов // Иконостас. Происхождение — Развитие — Символика. М., 2000. С. 651–669.
9. Звездина Ю. Н. Растительная символика в памятниках духовной культуры позднего времени: возможности интерпретации // Чтения памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2003. Вып. 7. С. 21–37.
10. Ісаєвич Я. Д. Братства та їхні школи. Шкільництво уніатів // Історія української культури. К., 2001. Т. 2. С. 549–563.
11. Ісаєвич Я. Д. Києво-Могилянський колегіум // Історія української культури. К., 2001. Т. 2. С. 564–574.
12. Канон Божией Матери св. Иосифа Песнописца. Песнь 7, тропарь 1 // Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. Кн. 3. СПб.: Синодальная типография, 1856. С 72.
13. Лазарев В. Н. Живопись и скульптура Новгорода // История русского искусства: В 13 т. Т. II. М., 1954. С. 72–283.
14. Лифшиц Л. И. К вопросу о реконструкции программ храмовых росписей Владимиро-Суздальской Руси XII в. // Дмитриевский собор во Владимире: к 800-летию создания. М., 1997. С 156–174.
15. Лихачев Д. С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Л., 1982.
16. Міляєва Л. С. Церква Спасо-Преображення і поетика українського бароко // Сорочинський іконостас: іконостас Спасо-Преображенської церкви в с. Великі Сорочинці Миргород. р-ну Полтав. обл.: [альбом]. К., 2010. С. 9–19.
17. Петр Дамаскин, священномученик. Творения: В 2 кн. К., 1905.
18. Радивиловський Антоній. Венец Христов. Київ, 1688.
19. Радивиловський Антоній. Огородок Маріи Богородицы. Київ, 1676.
20. Рябцева Н. К. Коммуникативный модус и метаречь // Логический анализ языка: язык речевых действий. М., 1994. С. 82–92.
21. Сазонова Л. И. Литературная культура России. Раннее Новое время. М., 2006.
22. Словарь древнерусского языка XI–XIV веков: В 10 т. Т. 1. А — Възаконатиса / Акад. наук СССР, Ин-т рус. языка; гл. ред. Р. И. Аванесов. М., 1988. С. 126.
23. Словарь русского языка ХІ–XVII вв. / Гл. ред. С. Г. Бархударов; АН СССР, Ин-т русского языка им. В. Виноградова. М., 1975. Вып. 2. С. 99, 185.
24. Тарасов О. Ю. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М., 2007.
25. Уваров А. С. Христианская символика. Ч. 1. М., 1908.
26. Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995.
27. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Переславль, 1997.
28. Флоренский П. Иконостас. М., 1995.
29. Франк-Каменецкий И. Г. Растительность и земледелие в поэтических образах Библии и в гомеровских сравнениях // Язык и литература. Л., 1929. Т. IV. С. 123–170.
30. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. Т. I. М., 2001.
31. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.
32. Шалина И. А. Боковые врата иконостаса: символический замысел и иконография // Иконостас. Происхождение — Развитие — Символика. М., 2000. С. 559–599.
33. Шероцкий К. В. Киев: Путеводитель. К., 2008.
34. Этингоф О. Е. К иконографии Богоматери «Ласкающей» (Гликофилусы) // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии ХІ–ХІІІ вв. М., 2000. С. 67–98.
35. Этингоф О. Е. Античные образцы в византийском искусстве конца ХІ–ХІІ в. (Богоматерь «Ласкающая» и Оплакивание) // Образ Богоматери: Очерки византийской иконографии ХІ–ХІІІ вв. М., 2000. С. 99–126.
36. Behling L. Die Pfl anzenwelt der mittelalterlichen Kathedralen. Köln, 1964.
37. Forstner D. Die Welt der Simbale. — Innsbruck, Wien, München, 1961.
38. Mâle E. L’art religieuse de la fi n du XVII siele, du XVII sciècle, du XVIII sciècle. Etude sur l’iconographie après le concile de Trente. Paris; Colin, 1951.
39. Sterling Ch. La Nature Morte de l'Antiquité à nos jours. Paris, 1952.
40. Tracttati di poetica e retorica del Cinquecento / A cura di Bernard Weinberg. V. 1. Bari, 1970.
41. Wilberg Vignau-Schuurman T. A. G. Die emblematischen Elemente im Werke Joris Hoefnagels. Bd. 1. Leiden, 1969.
Олянина Светлана Валериевна