/
Результат поиска


Свитенкова-Олехнович Е. Система подобия в рукописи инока Христофора // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2009. Вып. 1 (-4). С. 27-38.
PDF
В статье анализируется принцип пения «на подобен», примененный, в частности, известным мастером н. XVII в. иноком Христофором в рукописи Кирилло-Белозерского монастыря 665/922 (РНБ)
Свитенкова-Олехнович Елена
Олехнович Е. И. Двознаменные Праздники - певческая книга рубежа XVII-XVIII вв // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 125-135. DOI: 10.15382/sturV201415.125-135
Статья посвящена форме фиксации певческой книги Праздники рубежа XVII–XVIII вв. — Двознаменникам. Исследуются особенности ее состава, корпус многораспевных текстов, проводится сравнение данной формы фиксации певческой книги с более ранними и современными ей знаменными списками. Определяются основные задачи, выполнявшиеся двознаменными Праздниками: запись в двух различных нотациях полного корпуса стихир, необходимого для совершения богослужения; отражение в двознаменной форме характерного для кон. XVII в. состава песнопений книги; осмысление в двознаменникахкруга двунадесятых праздников как певческого цикла. Материалом для написания статьи послужили рукописи собраний РНБ, РГБ и ГИМ.
двознаменники, Праздники, стихира, многораспевность, раздельноречие, истинноречие, путевой распев, большой распев, демественный распев, знаменный распев, знаменная нотация, пятилинейная нотация
1. Битбунов Г. С. Двунадесятые праздники (Историко-литургическое описание). Изд. 2-е. М., 2011.
2. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Исследование. Л., 1984.
3. Бражников М. В. Многоголосие знаменных партитур // Проблемы истории и теории древнерусской музыки: сб. ст. / Под ред. А. С. Белоненко и А. Н. Кручининой. Л., 1979. С. 7–61.
4. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
5. Киприан (Керн), архим. Литургика: гимнография и эортология. М., 2002.
6. Конотоп А. В. О «странных голосах» двознаменного музыкально-теоретического руководства конца XVII века // Проблемы истории и теории древнерусской музыки: Сб. ст. / Под ред. А. С. Белоненко и А. Н. Кручининой. Л., 1979. С. 160–172.
7. Костюхина Л. М. Водяные знаки рукописей России XVII в.: по материалам Отд. рукописей ГИМ. М., 1980.
8. Кравченко С. П. Фиты знаменного роспева (на материале певческой книги «Праздники»): Дис. … канд. искусств. Л., 1981.
9. Металлов В. М. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1915.
10. Мосягина Н. В. «Ключ разумения» Тихона Макарьевского — «словарь» знаменного распева второй половины XVII века // Музыкальное наследие России. Истоки и традиции / сост. З. М. Гусейнова. СПб., 2001. С. 148–156.
11. Никишов Г. А. Двознаменники как особый вид певческих рукописей последней четверти XVII — начала XVIII вв.: Автореф. дис. … канд. искусств. М., 1977.
12. Никишов Г. А. К вопросу о составе «Ключа» Тихона Макарьевского // Musica antiqua. Bydgoszcz, 1985. Vol. VII. P. 707–718.
13. Пожидаева Г. А. Лексикология демественного пения. М., 2010.
14. Разумовский Д. В. Церковное пение в России (Опыт историко-техн. изложения). М.,
1867–1869.
15. Скабалланович М. Н. Толковый типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1910.
16. Смоляков Б. Г. Попевочный раздел «Ключа разумения» как важный информативный свод распевов знамен // Музыкальная культура Средневековья / Под ред. Т. Владышевской. М., 1992. Вып. 2. С. 80–83.
17. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.
18. Фролов С. В. Многораспевность как типологическое свойство древнерусского певческого искусства // Проблемы русской музыкальной текстологии: (По памятникам рус. хоровой лит. XII–XVIII веков): Сб. науч. тр. / Сост. и отв. ред. А. С. Белоненко. Л., 1983. С. 12–47.
19. Холопов Ю. Н. «Странные бемоли» в связи с модальными функциями в русской монодии // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций: Сб. науч. тр. / Сост., ред. С. П. Кравченко, А. Н. Кручинина. Л., 1987. С. 106–129.
Олехнович Елена Игоревна
Олехнович Е. И. Славники в книге «Праздники» как художественный текст // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 39-50. DOI: 10.15382/sturV201727.39-50
Статья содержит анализ жанра стихир-славников Двунадесятых праздников с позиции художественного текста. В центре внимания исследования связи и принципы организации жанра стихиры, которые обеспечивают его вхождение в различные контекстные структуры, определяющие данный жанр в рамках певческой книги «Праздники». В качестве основного метода исследования используется образно-смысловой анализ поэтического и музыкального текстов славников с целью выявить пересечения художественных приемов. Здесь обнаруживаются музыкальные и поэтические символы в их связанности, содержательные, интонационные и поэтические арки, системные и бессистемные элементы структур на различных уровнях. Кроме того, рассматривается музыкальная композиции славников в рамках гласов, что позволяет оценить выстраиваемые в книге интонационные связи, обеспечиваемые славниками, а также более глубоко представить сущность понятия гласа. В результате установлено, что славники выступают как ключевые элементы в структуре «Праздников». Они образуют точки пересечения смыслов, и участие в этом процессе принимают как словесный, так и певческий тексты. Выявленная ключевая роль славников в структурировании поэтики книги позволяет в будущем обратиться к рассмотрению праздничных стихир не как к отдельным, не связанным между собой песнопениям, но как к целостной высоко организованной системе с разумными законами построения.
  1. Аверинцев С. С. София-Логос: Словарь. 2-е изд., испр. Киев, 2001. С. 155–161.
  2. Жилина Ю. В. Песнопения из службы Сретения Господня в русской певческой традиции XI–XX вв. : Дис. … канд. искусств. СПб., 2008.
  3. Кравченко С. П. Фиты знаменного роспева на материале певческой книги «Праздники»: Дис. … канд. искусств. Л., 1981.
  4. Кручинина А. Н. К проблеме текстологического изучения древнерусского монодийного цикла // Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам русской хоровой литературы 12–18 веков): Сб. науч. трудов / А. С. Белоненко, сост., отв. ред. Л., 1983. С. 47–78.
  5. Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1.
  6. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 14–288.
  7. Орлова А. Л. Древнерусское песнопение как художественный текст // Древнерусское пес- нопение. Пути во времени: По материалам конференции «Бражниковские чтения- 2002»: мат-лы / Н. Б. Захарьина, сост. СПб., 2004. С. 27-38.
  8. Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве 16-18 веков. СПб., 2004. 325 с.
  9. Рамазанова Н. В. Музыкальная драматургия древнерусского певческого цикла (на при- мере цикла Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору): дис. … канд. искусств. Л., 1987. 325 с.
  10. Текст // Лингвистический энциклопедический словарь / В. Н. Ярцева, гл. ред. М., 1990. С. 505.
  11. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984. 301 с.
  12. Захарьина Н. Б. Интонационный словарь и композиция песнопений-осмогласников знаменного роспева: дис. … канд. искусств. СПб., 1992. 300 с.
Олехнович Елена Игоревна
Место работы: Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; Российская Федерация, 190000 Санкт-Петербург, Театральная пл., д.3;
Электронный адрес: svitenkova@mail.ru.