/
Результат поиска


Нофал Ф. О. Эклектическое крыло мутазилитского калама: Ах мад б. ал-Хаʼити его авраамическо-неоплатонический «синтез» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 1 (63). С. 69-78. DOI: 10.15382/sturI201663.69-78
Настоящая статья посвящена исследованию генезиса и эволюции взглядов средневекового промутазилитского мыслителя-эклектика Ах̣мада б. ал-Х̣а̄ʼит̣а (ум. ок. 847). Будучи уникальной фигурой для своего времени, Ибн ал-Х̣а̄ʼит̣ сыграл в становлении классической арабо-мусульманской философии значительную роль, которую, к сожалению, и по сей день обходят своим вниманием специалисты-медиевисты: так, впервые в истории интеллектуальной мысли средневекового Ближнего Востока выходец из мутазилитской школы предпринял попытку выхода от строгого теологизма калама к традиции, впоследствии оформившейся в построениях фалсафы. Отдельной заслугой Ах̣мада стало обоснование реинкарнационной теории в рамках исламского богословского поля, изначально построенного на постулатах о единичности и конечности всякой земной человеческой жизни. Одновременно с этим мыслитель привлек для решения проблемы связи трансцендентного и имманентного миров ариано-евномианскую доктрину, позволившую ему развить собственные христологию и онтологию в неоплатонической парадигматике. Тем самым ученик великого басрийца ан-Наз̣з̣а̄ма предвосхитил великий синтез калама иарабоязычного перипатетизма, реализованный в полной мере поздними ашаритами —ал-Г̣аза̄лӣ (ум. 505/1111), Фах̱руддӣном ар-Ра̄зӣ (ум. 606/1210) и ʻУд̣уд ад-Дӣном ал-Ӣджӣ (ум. 756/1355). Однако элементы учения Ах̣мада б. ал-Х̣а̄ʼит̄а не обладают ни логической завершенностью, ни последовательностью, чем и обусловлен эклектический характер их «суммы»: так, мутакаллим обошел вниманием такие важные для исламского религиозного сознания вопросы, как связь окончательного постреинкарнационного искупления грехов и божественного Суда, смысл земного служения ал-Масӣх̣а и дихотомию всемо-гущества Всевышнего и власти отличного от Него Слова.
ислам, неоплатонизм, арабоязычный перипатетизм, Ах̣мад б. ал-Х̣а̄ʼит̣, ан-Наз̣з̣а̄м, реинкарнация, калам, мутазилизм, арианство, классическая арабо-мусульманская философия
1. ʻАбд ал-Джабба̄р, ал-к̣а̄д̣ӣ. Шарх̣ ал-ус̣ӯл ал-х̱амса. Каир, 1996.
2. Афло̄т̣ӣн ʻинд ал-ʻараб. Каир, 1955.
3. Ал-ʻАск̣ала̄нӣ, Ибн Х̣аджар. Лиса̄н ал-мӣза̄н. Бейрут, 2002.
4. Ал-ʼАшʻарӣ, ʼАбӯ ал-Х̣асан. Мак̣а̄ла̄т ал-исла̄миййӣн ва их̱тила̄ф ал-мус̣аллӣн. Каир, 2000.
5. Бадавӣ, ʻА. Мин та̄рӣх̱ ал-илх̣а̄д фӣ ал-исла̄м. Каир, 1993.
6. Ал-Баг̣да̄дӣ, ʻАбдулк̣а̄хир. Ал-Фарк̣ байн ал-фирак̣. Каир, 1988.
7. Ал-Бух̱а̄рӣ, Мух̣аммад. С̣ах̣ӣх̣. Бейрут, 1996.
8. Ал-Джа̄х̣из̣, ʻАмр. Кита̄б ал-х̣айава̄н. Каир, 1966.
9. Ибн ал-Мала̄хи̣ мӣ. Тух̣фат ал-мутакаллимӣн фӣ ар-радд ʻала̄ ал-фала̄сифа. Тегеран, 2008.
10. Ибн Т̣уфайл. Х̣айй б. Йак̣з̣а̄н. Доха, 2014.
11. Ибн Х̣азм. Ал-Фис̣ал фӣ ал-милал ва ал-ахва̄ʼ ва ан-них̣ал. Каир, 1321 г.х.
12. Ал-Киндӣ. Ар-Раса̄ʼил ал-фалсафиййа. Каир, 1955.
13. Ал-Кулайнӣ, Мух̣аммад. Ал-ʼУс̣ӯл мин ал-Ка̄фӣ. Бейрут, 2005.
14. Ал-Мак̣рӣзӣ, ʼАбӯ ал-ʻАбба̄с. Ал-Х̱ут̣ат̣. Каир, 1987.
15. Нофал Ф. Муʻаммар б. ʻАбба̄д ас-Суламӣ ва а̄ра̄ʼу-ху ал-кала̄миййа ал-фалсафиййа. Бейрут, 2015.
16. Ас-Самʻа̄нӣ, ʼАбӯ Саʻд. Ал-Анса̄б. Бейрут, 1988.
17. Aс̣-С̣афадӣ. Ал-Ва̄фӣ би-л-вафиййа̄т. Бейрут, 2000.
18. Ат̣-Т̣абара̄нӣ, ас-Сулайма̄н. Ал-Муʻджам ал-авсат̣. Эр-Рияд, 1985.
19. Ал-Х̱аййа̄т̣, ʻАбдуррах̣ӣм. Ал-Интис̣а̄р ва ар-радд ʻала̄ Ибн ар-Ра̄вандӣ ал-мулх̣ид. Каир, 1925.
20. Аш-Шахраста̄нӣ, ʼАбӯ ал-Фатх̣. Кита̄б ал-милал ва ан-них̣ал. Бейрут, 1992.
21. Ефремова Н. В. Ноология восточных перипатетиков // Средневековая арабская философия: проблемы и решения / Е. А. Фролова, изд. М., 1998.
22. Нофал Ф. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. М., 2015.
23. Флоровский Г. В. Восточные отцы IV века: Из чтений в Православном Богословском институте в Париже. Париж, 1931.
24. Crown P. The Nativist Prophets of Early Islamic Iran: Rural Revolt and Local Zoroastrianism. Cambridge, 2014.
25. Guthrie W. К. С. Orpheus and Greek religion. N. Y., 1966.
26. Pellat Ch. Aḥmad b. Ḥābiṭ // The Encyclopaedia of Islam. Leiden, 1986. Vol. I. P. 272.
Нофал Фарис Османович
Нофал Ф. О. Религиозно-философская концепция Ибн ал-Мукаффаʻ (на материале трактата «Ответ еретику Ибн ал-Мукаффаʻ» ал-Касима ар-Раси) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 84. С. 67-76. DOI: 10.15382/sturI201984.67-76
В статье рассматриваются религиозно-философские взгляды арабо-персидского поэта, писателя и переводчика эпох Омеййадов и Аббасидов Ибнал-Мукаффаʻ (ум. ок. 757 г.). Основой для предлагаемого вниманию читателяисследования послужил трактат «Ответ еретику Ибн ал-Мукаффа‘» («ар-Раддʻала аз-зиндик Ибн ал-Мукаффаʻ»), принадлежащий перу основателя династииРасидов, зайдитскому теологу ал-Касиму б. Ибрахиму (ум. 860 г.), — крупней-ший из сохранившихся ересиографических трудов, содержащих выдержки изутерянных мистических сочинений вольнодумца. Впервые в истории совре-менного востоковедения автор показывает, что зависимое в целом от манихей-ства дуалистическое вероучение Ибн ал-Мукаффаʻ содержит ряд принципиаль-но новых, несводимых к манихейским мистических и космологических теорий:в частности, поэт постулирует принципиальную безгрешность первоматерии,раскрывает причины, побудившие единого Демиурга приступить к творениюмира, строит собственную ономатодоксическую богословскую модель. Крометого, мистическое учение Ибн ал-Мукаффаʻ призывает к вере в необходимостьпреодоления грехопадения твари посредством объединения в «новом» челове-ке «светлых имен», предшествующего эсхатологической победе Бога над не-чистыми силами в День Воскресения; последние, по мысли теолога, пытаютсявоспрепятствовать поискам «пути Света» и «строят» вокруг заблудших «непро-ницаемые стены» — исторические религиозные доктрины. Особый интересдля историков религии представляют также апологетические построения мыс-лителя, видевшего в исламском Откровении и проповеди пророка Мухаммадасвое образную победу сил тьмы и притом ссылавшегося на Священное Писаниемусульман в подтверждение своих космологических концепций. Исследованиюпредпослана краткая справка, описывающая основные вехи биографии Ибнал-Мукаффаʻ и обстоятельства его гибели.
арабо-мусульманская философия, средневековая философия, Ибн ал-Мукаффаʻ, ал-Касим ар-Раси, зайдизм, манихейство, гностицизм, ислам, ересь, Коран
  1. Смагина Е. Б. Манихейство: по ранним источникам. М.: Восточная литература, 2011.
  2. Хосроев А. Л. История манихейства (Prolegomena). СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2007.
  3. Latham J. D. Ebn al-Moqaff aʻ // Encyclopaedia Iranica. Columbia, 1997. Vol. 8. P. 39–43.
  4. Idem. Ibn al-Muqaff aʿ and Early ʿAbbasid Prose // The Cambridge History of Arabic Literature. ʿAbbasid Belles-Lettres / J. Ashtiany, ed. Cambridge, 1990. P. 48–77.
  5. van Ess, J. Some Fragments of the Muʿāraḍat al-Qurʾān // Studia Arabica et Islamica. Festschrift for Iḥsān ʿAbbās / W. Qāḍī , ed. Beirut, 1981. P. 151–163.
Нофал Фарис Османович
Место работы: Луганского национального университета им. Владимира Даля; 91034, г. Луганск, кв. Молодежный, 20-а;
Должность: ассистент кафедры мировой философии и теологии;
ORCID: 0000-0002-3163-4722;
Электронный адрес: faresnofal@mail.ru.