/
Результат поиска


Носачёв П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 171-175. — Рец. на кн.: Панкин С. Ф. Религиозная антропология: Конспект лекций. М.: Флинта, 2006. 200 с.
PDF
Носачёв Павел Георгиевич
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 2 (22). С. 130-134. — Рец. на кн.: Эко У. Полный назад / Е. Костюкович, пер. М.: Эксмо, 2007. 584 с.
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Носачев П. Г. У. Эко: Путь от семиотики к онтологии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 3 (23). С. 33-44.
PDF
Статья посвящена творчеству итальянского мыслителя Умберто Эко, который хорошо известен в России как писатель и гораздо менее — как ученый-семиотик и философ-постмодернист. В статье рассказывается о пути Эко от семиотической философии к философии бытия и об онтологической концепции итальянского мыслителя. Также рассматривается влияние на творчество Эко таких философов как Ч. Пирс и М. Хайдеггер.
Носачев Павел Георгиевич
Носачёв П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 4 (28). С. 81-86. — Рец. на кн.: Znamenski А. The beauty of the primitive: Shamanism and western imagination. N. Y.: Oxford University Press, 2007. 434 p.
PDF
Носачёв Павел Георгиевич
Носачёв П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 4 (28). С. 87-91. — Рец. на кн.: Андреев А. И. Гималайское братство: Теософский миф и его творцы: Доку- ментальное расследование. СПб.: СПбГУ, 2008. 432 + илл.
PDF
Носачёв Павел Георгиевич
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2010. Вып. 4 (32). С. 156-161. — Рец. на кн.: Назаров В. Н. Введение в эзотерику. М.: Гардарики, 2008. 303 с.
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Носачев П. Г. Эзотерика: основные моменты истории термина // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 2 (34). С. 49-60.
PDF
В статье предложен анализ генезиса и функционирования термина «эзотерика» от античности через Средневековье и Новое время к современности. Рассматриваются различные варианты его употребления и термины заменители: «оккультизм», «эзотеризм». Описаны основные современные академические концепции эзотеризма и перспективы его исследования как феномена в рамках религиоведения.
эзотерика, эзотеризм, оккультизм, гнозис, Аристотель, Лукиан, Агриппа Неттесгеймский, Фэвр, Ханеграафф.
Носачев Павел Георгиевич
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 3 (35). С. 135-138. — Рец. на кн.: Dubois T. An introduction to shamanism. Cambridge University Press, 2009
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 4 (36). С. 136-139. — Рец. на кн.: Eliade M. The Portugal journal. N. Y.: Suny press, 2010. 284 p.
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 149-153. — Рец. на кн.: Руднев В. П. Гурджиев и современная психология. М.: Аграф, 2010. 154 с.
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 153-158. — Рец. на кн.: Рерихи: мифы и факты / А. И. Андреев, Д. Савелии, ред. СПб.: Нестор- История, 2011. 311 с.
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 1 (39). С. 126-129. — Рец. на кн.: Эгильский Е. Э., Матецкая А. В., Самыгин С. И. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения. М.: Кнорус, 2011. 224 с.
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Носачев П. Г. Пролегомены к изучению советского эзотерического подполья 60–80-х гг. XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 4 (42). С. 53-61.
PDF
Статья является введением в проблематику изучения советского эзотерического подполья 60–80-х гг. XX в. На фоне диссидентских сообществ Москвы и Ленинграда тех лет резко выделяются кружки, члены которых были увлечены практиками эзотерических учений традиционализма, четвертого пути, Агни-йоги и им подобных.
западный эзотеризм, советские подпольные кружки, Евгений Головин, Владимир Степанов, Юрий Мамлеев, путь левой руки, традиционализм, антропософия, учение четвертого пути
Носачев Павел Георгиевич
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 5 (43). С. 137-142. — Рец. на кн.: The new age of Russia: Occult and esoteric dimensions / B. Menzel, M. Hagemeister, B. G. Rosenthal, eds. Berlin: Verlag Otto Sagner, 2012. 448 p.
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 137-141. — Рец. на кн.: Horowitz M. Occult America: White House Seances, Ouij a Circles, Masons, and the Secret Mystic History of Our Nation. N. Y.: Random house publishing, 2010. 292 p.
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 114-119. — Рец. на кн.: Hanegraaff W. Esotericism and the Academy: Rejected knowledge in Western culture.Cambridge: Cambridge University press, 2012. 478 p.
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Носачев П. Г. Западный эзотеризм как сфера религиоведческих исследований // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 3 (47). С. 127-135.
PDF
В статье предпринят краткий экскурс в историю исследования западного эзотеризма. Вначале дано определение основных понятий (эзотерика, эзотеризм), затем изложена история научных сообществ и кафедр, занимающихся изучением эзотеризма. Истоком исследований является круг Эранос, затем они продолжаются в работах Френсис Йейтс и позже полностью развиваются и раскрываются в книгах Антуана Фэвра и Воутера Ханеграафа. Обобщая основные тенденции, автор условно выделяет три школы: американскую, староевропейскую и новоевропейскую, в рамках которых и развивается изучение эзотерики. Основными характеристиками «американской школы» является признание реальности эзотерического опыта, стремление стереть границу между исследователем и исследуемым явлением и популяризаторство данной сферы в широких кругах общественности. «Староевропейская школа» занимает крайне критическую позицию по отношению к эзотеризму, видя в нем девиацию на пути развития культуры и религии. «Новоевропейская школа», напротив, руководствуется постмодернистским подходом к исследованию, который приводит к пристальному изучению проблемы дискурса и требует плюралистичного отношения к различным сферам эзотеризма. Кроме того, главной целью этой школы является стремление включить эзотеризм в сферу признанных академических исследований. Отдельно в статье проанализированы основные проблемы, стоящие перед современными исследователями эзотеризма. Далее освещена тема связей исследований эзотеризма с теологическим образованием, показана их противоречивость и неоднозначность. Выделено два подхода, применяемых христианскими исследователями, — «подход древа» и «модернистский подход».
западный эзотеризм, религиоведение, теология, апологетика, Воутер Ханеграаф, Антуан Фэвр
1. Fischer E. Hermeneutics, Politics, and the History of Religions: The Contested Legacies of Joachim Wach and Mircea Eliade. Oxford, 2010, pp. 261–284
2. Fjevr A. 500 let gnosticizma v Rossii (500 years of Gnosticism in Russia). Мoscow, 1994, pp. 7–13.
3. Hanegraaff W. J. Esotericism and the academy: Rejected knowledge and western culture. Cambridge, 2012.
4. Hanegraaff W. J. 2006. Esoterica. Dictionary of gnosis and western esotericism, pp. 336–340.
5. Hanegraaff W. J. (ed.). Hermes in the academy: Ten years’ study of western esotericism at the university of Amsterdam. Amsterdam, 2009.
6. Hangraaf V. Ja. 2013. Zapadnyj jezoterizm: Sledujushhee pokolenie (Western Esoteric: Next Generation). Aliter, vol. 1, pp. 7–23.
7. Newman W., Principe L. Alchemy Tried in the Fire. Chicago, 2003.
8. Nosachev P. G. 2011. Jezoterika: Osnovnye momenty istorii termina (Esotericism: Main Fragments of the History of the Term). Bulletin of St Tikhon’s University I, vol. 2 (34), pp. 49–60.
9. Nosachev P. G. 2013. Issledovanija zapadnogo jezoterizma i religiovedenie: Evropejskij opyt (The Study of the Western Esotericism and Religious Studies: European Experience). Religiovedcheskie issledovanij a, vol. 7–8, pp. 87–100.
10. Nosachev P. G. 2013. Vozmozhen li konfessional'nyj podhod v issledovanii zapadnogo jezoterizma? (Is the Confessional Approach in Western esoteric Research Possible?). Aliter, vol. 2, pp. 3–15.
11. Nosachev P. G. 2012. Recenzija na knigu V. N. Nazarova «Vvedenie v jezoteriku» (Review of the Book: «Introduction into the Esoteric» by V. Nazarov). Aliter, vol. 1, pp. 144–150.
12. Stukrad fon K. Geschichte der Astrologie: von den Anfangen bis zur Gegenwart. Munchen, 2003.
13. Zhdanov V. 2009. Izuchenie jezoteriki v Zapadnoj Evrope: Instituty, koncepcii i metodiki (The Study of the Esotericism in Western Europe: Institutes, Conceptions and Methods). Pahomov S. V. (ed.). Mistiko-jezotericheskie dvizhenija v teorii i praktike. Istorija. Psihologija. Filosofija (Mystical-esoterical movement in theory and practice. History. Psychology. Philosophy). Saint-Petersburg, pp. 5–27.

Носачев Павел Георгиевич
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 3 (47). С. 153-158. — Рец. на кн.: Paranthropology: Journal of Anthropological Approaches to the Paranormal / J. Hunter, ed. Paranthropology, 2012
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 3 (53). С. 155-164. — Рец. на кн.: Сэджвик М. Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века. НЛО, 2014
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 132-135. — Рец. на кн.: Asprem E. Arguing with Angels: Enochian Magic & Modern Occulture. New York University Press, 2012
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 139-149. — Рец. на кн.: The Wiley-Blackwell Companion to Christian Mysticism / J. Lamm, ed. Wiley-Blackwell, 2013
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 2 (58). С. 132-136. — Рец. на кн.: Hakl H. T. Eranos: An alternative intellectual history of the twentieth century / Christopher McIntosh, trans. Equinox, 2013
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 3 (59). С. 128-134. — Рец. на кн.: McCloud S. American possessions: Fighting demons in the contemporary United States. Oxford University press, 2015
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 139-144. — Рец. на кн.: Defining magic: A reader / B-C.Otto, M. Stausberg, eds. Equinox, 2013
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Носачев П. Г. Грани междисциплинарности: исследования западного эзотеризма и Culture Studies // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 4 (66). С. 105-120. DOI: 10.15382/sturI201666.105-120
Междисциплинарные исследования уже достаточно давно стали неотъемлемой частью современной науки, при этом в сфере религиоведения и исследований западного эзотеризма они все еще не получили достаточно широкого распространения. В статье широко известная методология исследования культурного продукта, разработанная бирмингемской школой cultural sudies, применяется к реалиям западного эзотеризма. Объектом нашего исследования избран распространенный в крайне правом спектре эзотерических учений миф об эзотерическом (точнее инопланетном) бэкграунде Третьего рейха, широко популяризировавшийся после 50-х гг. через работы В. Лэндига, М. Серрано и других идеологов правого эзотеризма. Примечательно, что начиная с 60-х гг. эти идеи нашли отражение не только в кругах адептов соответствующих учений, но и в массовой фантастической литературе, а чуть позже этот сюжет стал общим приемом кинематографической и компьютерной индустрии. Таким образом, направленная на узкий круг адептов идея, трансформировавшись, стала неотъемлемой частью массовой культуры. На примере генезиса, целевой аудитории, условий его развития и распространения в статье демонстрируется вся сложность и необычность процесса усвоения массовой культурой мифологем, рожденных в эзотерической среде.
culture studies, западный эзотеризм, бирмингемская школа, В. Лэндиг, М. Серрано.
1. Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. М., 2004.
2. Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000.
3. Куренной В. А. Исследовательская и политическая программа культурных исследований // Логос. 2012. № 1. С. 14–79.
4. Сэджвик М. Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века. М., 2014.
5. «Отреченное знание» изучение маргинальной религиозности в XX и начале XXI века: Историко-аналитическое исследование. М., 2015.
6. Campbell C. 1972 “The Cult, the Cult Milieu and Secularization”, in A Sociological Yearbook on Religion in Britain, 1972, vol. 5, pp. 119–136
7. Du Gay P., Hall S. The Story of the Sony Walkman, London, 1997.
8. Eco U. Serendipities: Language and Lunacy, New York, 1998.
9. Godwin J. Arktos: The Polar Myth in Science, Symbolism, and Nazi Survival, Kempton (Ill.), 1996.
10. Goodrick-Clarke N. Black Sun: Aryan Cults, Esoteric Nazism, and the Politics of Identity, New York, 2002.
11. Hall D. Lived Religion in America: Toward a History of Practice, Princeton, 1997.
12. Hanegraaff W. 2006 “Esoterica”, in Dictionary of Gnosis and Western Esotericism, Leiden, 2006, pp. 336–340.
13. Hanegraaff W. Esotericism and the Academy, Cambridge, 2012.
14. Horne P. Sun of the Sleepless, Simerian, 2011.
15. Landig W. Götzen gegen Thule, Hannover, 1971.
16. Manning B. The Vril Codex, Markham Ontario, 2015.
17. Mattern W. UFOs: Unbekanntes Flugobjekt? Letzte Geheimwaffe des Dritten Reiches, Toronto, 1974.
18. Morgan D. The Embodied Eye: Religious Visual Culture and the Social Life of Feeling, Oakland, 2012.
19. Partridge C. The Re-Enchantment of the West, London, 2004, vol. 1; 2005, vol. 2.
20. Rebellen für Thule: Das Erbe von Atlantis, Wien, 1991.
21. Stuckrad K. von. Locations of Knowledge in Medieval and Early Modern Europe: Esoteric Discourse and Western Identities, Leiden, 2010.
22. The Scientification of Religion: A Historical Study of Discursive Change, 1800–2000, Berlin, 2014.
23. Tridle H. The Esoteric Codex: Nazism and the Occult, 2015.
24. Wolfszeit um Thule, Wien, 1980.
Носачев Павел Георгиевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: НИУ ВШЭ;
Электронный адрес: email: pavel_nosachev@bk.ru.
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 5 (67). С. 134-137. — Рец. на кн.: Burns D. M. Apocalypse of the Alien God: Platonism and the exile of Sethian Gnosticism. University of Pennsylvania Press, 2014
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: НИУ ВШЭ 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4;
Электронный адрес: email: pavel_nosachev@bk.ru.
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 6 (68). С. 131-134. — Рец. на кн.: Eagleton T. Culture and the death of God. Yale University Press, 2014
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: НИУ ВШЭ 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4;
Электронный адрес: email: pavel_nosachev@bk.ru.
Носачёв П. Г. Блеск и нищета "социологии оккультного": Теория оккультуры К. Партриджа // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 70. С. 110-125. DOI: 10.15382/sturI201770.110-125
В статье реконструируется история «социологии оккультного», возникшего в 1960-е гг. направления социологических исследований, изучающего «девиантную религиозность». Основные этапы ее развития разбираются на примере трудов К. Кэмпбелла, Э. Тириакьяна, М. Труцци, Дж. Уэбба. Последним выражением идей этого направления стала теория оккультуры, предложенная британским религиоведом и исследователем культуры К. Партриджем. В своей теории Партридж совместил достижения социологии оккультного с современными теориями исследования западного эзотеризма. Его концепция оккультуры направлена на выявление следов западного эзотеризма в современной массовой культуре. В статье показывается эвристическая значимость теории Партриджа, анализируются основные формы оккультуры, сформированные под влиянием восточных учений и христианской демонологии. Теория Партриджа вписывается в общий контекст исследований западного эзотеризма и соотносится с концепцией западного эзотеризма В. Ханеграаффа. В завершение статьи теория оккультуры соотносится с четырьмя подходами изучения эзотеризма и делается вывод, что по своей методологической наполненности она отвечает самым современным наработкам в сфере исследований религии и культуры, что характерно для «европейского подхода» изучения эзотеризма, но при этом благодаря своей укорененности в социологии оккультного, характеризующей эзотеризм как «историю ошибок», в ней сильны черты «рационального подхода». Теория Партриджа является переходной формой между этими двумя подходами.
социология, оккультное, западный эзотеризм, культовая среда, лоскутная религиозность, К. Кэмпбелл, Э. Тириакьян, К. Партридж
Носачев П. Г. «Отреченное знание»: Изучение маргинальной религиозности в XX и начале XXI века: Историко-аналитическое исследование. М., 2015.
Уилсон К. Оккультное. М., 2006.
Aleister Crowley and Western Esotericism / H. Bogdan, ed. Oxford, 2012.
Asprem E. Arguing with Angels: Enochian Magic & Modern Occulture. N. Y., 2012.
Asprem E. The Problem of Disenchantment: Scientifi c Naturalism and Esoteric Discourse 1900-1939. Leiden, 2014.
Campbell C. The Cult, the Cultic Milieu and Secularization // A Sociological Yearbook of Religion in Britain. 1972. № 5. P. 119–136.
Dub In Babylon: The Emergence and Infl uence of Dub Reggae in Jamaica and Britain from King Tubby to Post-punk. L., 2010.
Granholm K. Sociology and the occult // The Occult world. N. Y., 2015. P. 720–731.
Hanegraaff W. Empirical Method in the Study of Esotericism // Method & Theory in the Study of Religion. 1995. Vol. 7. 2. P. 99–129.
Hanegraaff W. Esotericism // Dictionary of gnosis and western esotericism. Leiden, 2006. P. 336–340.
Horror: The Film Reader / M. Jancovich, ed. L., 2002.
Jancovich M. Horror. L., 1983.
Matheson T. Alien Abduction: Creating A Modern Phenomenon. N. Y., 1998.
McKay G. Senseless Acts of Beauty: Cultures of ResistenceSince the Sixties: Cultures of Resistance. L., 1996.
On the Margin of the Visible: Sociology, the Esoteric, and the Occult / E. Tiryakian, ed. N. Y., 1974.
Partridge C. The Re-Enchantment of the Wes. L., 2004. Vol. 1; 2005. Vol. 2.
Stark R., Bainbridge W. The Future of Religion: Secularization, Revival and Cult Formation. Berkley, 1985.
The Lure of the Dark Side: Satan & Western Demonology in Popular Culture. L., 2008.
The Occult world. N. Y., 2015.
Tiryakian E.Toward the Sociology of Esoteric Culture // American Journal of Sociology. 1972. Vol. 78. 3. P. 491–511.
Truzzi M. Defi nition and Dimensions of the Occult: Towards a Sociological Perspective // On the Margin of the Visible: Sociology, the Esoteric, and the Occult / E. Tiryakian, ed. N. Y., 1974. P. 243–257.
Truzzi M. The Occult Revival as Popular Culture: Some Random Observations on the Old and the Nouveau Witch // The Sociological Quarterly. 1972. Vol. 13. 1. P. 16–36.
Webb J. Occult Underground. LaSalle, 1974.
Williams R. Culture. L., 1981.
Носачёв Павел Георгиевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: НИУ ВШЭ 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4;
Электронный адрес: email: pavel_nosachev@bk.ru.
Носачёв П. Г. "Ложь" очевидца // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 71. С. 149-154. — Рец. на кн.: Алешин Д. Азиатская одиссея. Издательство книжного магазина Циолковский, 2017
PDF
Носачёв Павел Георгиевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: НИУ ВШЭ 105066, Москва, Старая Басманная, 21/4;
Электронный адрес: email: pavel_nosachev@bk.ru.
Носачев П. Г. «Рак пятится назад, а щука тянет в воду…»: Размышления о современном состоянии исследований западного эзотеризма // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 72. С. 147-160. — Рец. на кн.: The Occult world / С. Partridge, ed. N. Y.: Routledge, 2015. 759 p.; The Cambridge Handbook of Western Mysticism and Esotericism / G. A. Magee, ed. N. Y.: Cambridge University Press, 2016. 514 p.
PDF
  1. Носачев П. Г. Блеск и нищета социологии оккультного: Теория оккультуры К. Партриджа // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2017. № 70. С. 110-126.
  2. Носачев П. Г. «Отреченное знание»: Изучение маргинальной религиозности в XX и начале XXI века: Историко-аналитическое исследование. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015.
  3. Февр А. 500 лет эзотеризма: Новая область междисциплинарных исследований в рамках академии // 500 лет гностицизма в России. М.: ВГБИЛ, 1994. сс. 7-13.
  4. Халтурин Ю. Эзотеризм и мировоззрение русского масонства XVIII – XIX веков: попытка определения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 4 (31) 2013. сс. 87-112.
  5. Brakke, D. The Gnostics: Myth, Ritual, and Diversity in Early Christianity. Cambrige: Harvard University press, 2010.
  6. Coblentz Bautch, K. Concealment, Pseudepigraphy and the Study of Esotericism in Antiquity // Aries, № 1, 2015. pp. 1-9
  7. Dictionary of gnosis and western esotericism. Edited by W.J. Hanegraaff. Leiden: Brill, 2006.
  8. Hanegraaff W. Empirical method in the study of esotericism // Method & Theory in the Study of Religion. Vol. 7 №2, 1995. pp. 99-129.
  9. Hanegraaff W. Esotericism and the Academy: Rejected Knowledge in Western Culture. Cambridge: Cambridge university press, 2012
  10. Hanegraaff W. New Age Religion and Western Culture: Esotericism in the Mirror of Secular Thought. Leiden: Brill, 1996.
  11. Magee, G.A. Hegel and the hermetic tradition. Ithaca and London: Cornell University press, 2001.
  12. Partridge C. The Re-Enchantment of the West: Vol. 1: Alternative Spiritualities, Sacralization, Popular Culture, and Occultur. L.: T&T Clark, 2004.
  13. Stuckrad K. von The Scientification of Religion: An Historical Study of Discursive Change, 1800–2000. Berlin: de Gruyter, 2014
  14. Stuckrad, K. von Ancient Esotericism, Problematic Assumptions, and Conceptual Trouble // Aries, № 1, 2015. pp. 16-20.
  15. The Cambridge Handbook of Western Mysticism and Esotericism. Edited by G.A. Magee. NY: Cambridge University Press, 2016
  16. The Occult world. Edited by С. Partridge. NY: Routledge, 2015
  17. Turner, J. Ritual in Gnosticism. in Gnosticism and Later Platonism: Themes, Figures, and Texts. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2000.
  18. Urban, H. Magia Sexualis: Sex, Magic and Liberation in Modern Western Esotericism. Los Angeles: University of California Press, 2006.
  19. Nosachev, P. “Rejected knowledge”: Studies in Western Esotericism in XX- at the Beginning of XXI Centuries [Otrechennoe znanie. Izuchenie marginal'noi religioznosti v XX i nachale XXI veka]. Moscow: Saint Tikhon Orthodox Theological University, 2015.
  20. Khalturin, Y. "Ezoterizm i mirovozzrenie russkogo masonstva XVIII – XIX vekov: popytka opredeleniia" [Esotericism and Worldview of the Russian Freemasonry of the 18th — 19th Centuries: Toward a Conceptualization], Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom 31(4), 2013. pp. 87-112.
  21. Faivre, A. Access to Western Esotericism. NY: State University of New York Press, 1994.
  22. Nosachev, P. Sociology of the Occult // St. Tikhon’s University Review. Series I: Theology. Philosophy. Religious Studies. I:70, 2017. pp. 110-125.
Носачев Павел Георгиевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: НИУ "Высшая школа экономики", Российская Федерация, 105066, Москва, Старая Басманная, 21/4;
ORCID: 0000-0002-0884-4705;
Электронный адрес: pavel_nosachev@bk.ru.
Носачев П. Г. «Вчерашняя рыба в завтрашней науке»: магия как часть истории философии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 74. С. 152-158. — Рец. на кн.: Copenhaver B. P. Magic in Western Culture: from Antiquity to the Enlightenment. Cambridge University Press, 2015.
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-0884-4705;
Электронный адрес: pavel_nosachev@bk.ru.
Носачев П. Г. Экзорцизм и современная религиозность // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2018. Вып. 79. С. 154-161. — Рец. на кн.: Giordan G., Possamai A. Sociology of Exorcism in Late Modernity. Cham: Palgrave Macmillan, 2018. IX, 127 p.
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-0884-4705;
Электронный адрес: pavel_nosachev@bk.ru.
Носачев П. Г. Диктатура милосердия // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2019. Вып. 82. С. 151-157. — Рец. на кн.: Colonna M. The Dictator Pope: The Inside Story of the Francis Papacy. Washington: Regnery Publishing, 2018. 232 p.
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-0884-4705;
Электронный адрес: pavel_nosachev@bk.ru.
Носачев П. Г. Феномен экзорцизма в католицизме: религиоведческий анализ // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2019. Вып. 84. С. 118-133. DOI: 10.15382/sturI201984.118-133
В статье демонстрируется сложность и неоднозначность таких религиозных феноменов, как одержимость и экзорцизм, автор обосновывает насущную необходимость выведения их из исключительно теологического рассмотрения в домен религиоведческих исследований. В начале статьи рассматривается современная полемика вокруг отдельных случаев экзорцизма и их теологической рецепции, затем дается классификация подходов к изучению и интерпретации экзорцизма и одержимости, таких подходов выделяется пять: теологический, разоблачительский, психологический, социологический и перформативный. Из сопоставления подходов очевидно, что научного консенсуса в оценке рассматриваемых феноменов не существует. Чтобы понять природу экзорцизма, автор обращается к истории его генезиса и развития, выделяя в ней несколько этапов. На начальном этапе практика экзорцизма оформляется в рамках подготовки к крещению в латинской церкви. В Средние века эта практика приходит в забвение и не интересует серьезных теологов. На Тридентском соборе происходит закрепление чина экзорцизма, из предкрещальной практики, возможной для совершения причтом, он становится привилегией священников. Собор также регламентирует необходимость проверок на реальную одержимость и обосновывает публичность экзорцизма. После собора возникает известный «Rituale Romanum», в котором фиксируется каноническая форма ритуала. Последующие 200 лет характеризуются новым упадком экзорцизма вследствие рационалистической критики и скандалов, вызванных случаями массовой одержимости. В XIX и XX вв. наступает третий этап истории экзорцизма, когда он соединяется с эзотерической мифологией. Благодаря медикализации дискурса одержимости католические священники начинают искать легитимации практики экзорцизма в поле парапсихологических и спиритических исследований. В заключение делается вывод, что за многие века в понимание экзорцизма вошли теологические идеи раннего католицизма, магические верования средневековой Европы, теологические споры протестантизма и католицизма, медицинский дискурс XIX в., эзотерическая мифология сатанизма и спиритизма, парапсихология и современные медиакультурные штампы.
экзорцизм, эзотеризм, религиоведение, теология, одержимость, католицизм
  1. Каледа В. Г. Церковь и психиатрия: История и современность // Альфа и Омега. 2008. № 1 (51). C. 218–232.
  2. Смит Д. Псевдонаука и паранормальные явления: Критический взгляд. М.: Альпина Нон-Фикшн, 2011.
  3. Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ. М.: Эксмо, 2007.
  4. A manual of exorcism, very useful for priests and ministers of the church. N. Y.: Hispanic Society of America, 1975.
  5. Altered States of Consciousness and Mental Health: A Cross-Cultural Perspective / C. Ward, ed. Newbury Park, CA: Sage, 1989.
  6. Amorth G. An Exorcist Tells His Story. San Francisco: Ignatius Press, 1999.
  7. Asprem E. The Society for Psychical Research // Occult world / С. Partridge, еd. N. Y.: Routledge, 2015. P. 266–273.
  8. Certeau M. de. La Possession de Loudun, 2nd ed. P.: Archives Gallimard Juliard, 1980.
  9. Davies J. Exorcism from a Catholic Perspective. L.: Catholic Truth Society, 2009.
  10. Davies O. Grimoires: A History of Magic Books. Oxford: Oxford University Press, 2010.
  11. DSM–IV: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. Washington DC: American Psychiatric Association, 1994.
  12. Fortea J.-A. Summa Daemoniaca: Tratado de Demonología y Manual de Exorcistas. Madrid: Palmyra, 2008.
  13. Giordan G., Possamai A. Sociology of Exorcism in Late Modernity. Cham: Palgrave Macmillan, 2018.
  14. Gratsch E. J. Exorcism // New Catholic Encyclopedia. Vol. 5. Washington, D.C., 2003 [1967]. P. 551–553.
  15. Kleinman A. M. Depression, somatization and the “new cross-cultural psychiatry” // Social Science & Medicine. 1977. № 11(1). P. 3–9.
  16. Levack B. The devil within: Possession and exorcism in the Christian west. New Haven: Yale University Press, 2013.
  17. Luijk van R. Children of Lucifer: The Origins of Modern Religious Satanism. Oxford: Oxford University Press, 2016.
  18. McCorristine S. Spectres of the Self: Thinking about Ghosts and Ghost-Seeing in England, 1750–1920. Cambrige: Cambrige University press, 2010.
  19. Oesterreich T. K. Possession, Demoniacal and Other: Among Primitive Races in Antiquity, the Middle Ages and Modern Times. N. Y., 1966.
  20. Raupert J. G. The New Black Magic and the Truth about the Ouij a-board. N. Y.: The Devin- Adair Company, 1919.
  21. Rituale Romanum. Rome: Typis Polyglottis Vaticanis, 1925.
  22. Scala M. Der Exorzismus in der Katholischen Kirche: Ein liturgisches Ritual zwischen Film, Mythos und Realität. Hamburg: Friedrich Pustet, 2012.
  23. Sluhovsky M. Believe Not Every Spirit: Possession, Mysticism, & Discernment in Early Modern Catholicism. Chicago: University of Chicago Press, 2008.
  24. Stollznow K. God Bless America: Strange and Unusual Religious Beliefs and Practices in the United States. Durham: Pitchstone Publishing, 2013.
  25. Young F. A History of Exorcism in Catholic Christianity. Cambridge: Palgrave Macmillan, 2016.
  26. Young F. The Dangers of Spiritualism: The Roman Catholic Church’s Campaign against Spiritualism during and after the First World War // Paranormal Review. 2014. Vol. 71 (June). P. 18–20.
Носачев Павел Георгиевич
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-0884-4705;
Электронный адрес: pavel_nosachev@bk.ru.
Публикация подготовлена в ходе проведения исследования «Западный эзотеризм и медиакультура» (№ 18-01-0044) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)”» в 2018–2019 гг. и в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5–100».