/
Результат поиска


Новикова С. А. Образ войны в военных корреспонденциях и публицистике Вас. И. Немировича-Данченко в период русско-турецкой (1877—1878) и русско-японской (1904—1905) войн: сюжеты и роль общественных стереотипов в его формировании // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 1 (56). С. 84-96. DOI: 10.15382/sturII201456.84-96
Статья посвящена вопросам формирования образа войны и влияния на него стереотипов восприятия русского общества второй половины XIX — начала XX века. Главным источником для изучения темы стали статьи и заметки известного военного журналиста и публициста Вас. И. Немировича-Данченко (1844–1936), принимавшего участие в качестве военного корреспондента практически во всех крупных военных конфликтах второй половины XIX — начала XX века и оставившего заметный след как в журналистике, так и в литературе. Статьи и заметки, использованные в данной работе, посвящены русскотурецкой (1877–1878) и русско-японской (1904–1905) войнам. В них в полной мере отражены не только основные общественные стереотипы восприятия противника и предстоящей войны, но и сюжетные, собирательные образы, введенные автором для подкрепления  или опровержения устоявшихся взглядов. В ходе работы Немирович-Данченко выработал свой персональный аппарат образов и методик, благодаря которым ему удавалось передавать тончайшие нюансы, необходимые для достижения поставленной задачи. Этот аппарат, сформированный в ходе русско-турецкой войны, претерпел лишь незначительные изменения, дополняясь размышлениями автора на темы эволюции войн, которые ему доводилось видеть. Анализ материалов данной статьи производился с учетом современных взглядов научного сообщества на проблемы формирования образов войны, с целью показать действительное влияние общественных настроений и взглядов на развитие стереотипов восприятия и их выражение в печати. Прежде всего это касалось периода непосредственно перед войной и развития уже существовавших взглядов в ходе нее. Автор статьи рассматривал прогностический и синхронный этапы формирования образа войны, вынося за рамки рассуждений ретроспективный (завершающий) взгляд.
общественные стереотипы, образ войны, психологическое состояние комбатантов, синхронный и прогностический образы, предстоящая война, сестра милосердия. Василий Иванович Немирович-Данченко
1. Антонова Т. В. Борьба за свободу печати в России 1862–1882 гг. М., 1992.
2. Болотина Н. В. Московская печать в период русско-турецкой войны 1877–1878 гг. М., 1999.
3. Жукова Л. В. Идеологическое обоснование русско-японской войны в России. Дис. ... канд. ист. наук. М., 1996.
4. Ровнякова Л. И. Борьба южных славян за свободу и русская периодическая печать (50–70-е годы XIX в.): Очерки. Л., 1986.
5. Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. М., 1999.
Новикова Светлана Александровна
Голубева Е. В., Новиков Н. И. Развитие предпосылок экономического сознания у младших школьников из неблагополучных семей в условиях психокоррекционной работы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 95-107. DOI: 10.15382/sturIV201539.95-107
В статье рассматривается проблема развития предпосылок экономического сознания у детей из неблагополучных семей. Показано, что неблагополучная семья является фактором формирования деформации в предпосылках экономического сознания у младших школьников. У них наблюдается запаздывание в формировании основных экономических представлений, «перекос» в сторону стремления к максимизации собственной выгоды в ущерб поддержания принципа сотрудничества. В статье представлены задачи, принципы, этапы, методы и техники психокоррекционной работы с младшими школьниками по развитию у них предпосылок экономического сознания. Доказана эффективность разработанной психокоррекционной программы по следующим направлениям: она способствует расширению набора основных экономических представлений у детей, подготавливает к усвоению моральных убеждений более высокого уровня, ориентирует ребенка на сотрудничество с другими.
младший школьник, неблагополучная семья, предпосылки экономического сознания, когнитивный компонент, мотивационно-ценностный компонент, поведенческий компонент, психокоррекция
1. Голубева Е. В. Мир экономики глазами детей // Экономика в школе. 2006. № 4. С. 8–18.
2. Голубева Е. В. Модели поведения младших школьников в ситуации морального выбора // Вестник Ставропольского государственного университета. 2007. Вып. 50. С. 29–37.
3. Голубева Е. В. Уровень морального сознания современных младших школьников // Новые ценности современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Том II. Казань, 2006. С. 255–257.
4. Голубева Е. В., Истратова О. Н. Возрастные закономерности формирования экономического сознания у детей и подростков // Известия Южного федерального университета. 2013. № 10. С. 184–194.
5. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов н/Д, 2007.
6. Поройко Л. И. Структура школьного курса экономики и методика его преподавания // Ярославский педагогический вестник. 1997. № 1. С. 93–96.
Голубева Елена Валериевна
Новиков Николай Иванович