/
Результат поиска


Никулина Е. Н. Понятие личности в антропологии святителя Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 165-176.
PDF
В статье изложены основные положения учения святителя Феофана Затворника о личности, ее свойствах и взаимосвязях. Личность, по мысли святителя, является точкой соединения всех сил и способностей природы человека, их центром, объединяющим началом. Поэтому педагогические рекомендации святителя, направленные на воспитание природных сил и способностей ребенка, конечной целью имеют формирование его как целостной личности.
Никулина Елена Николаевна
Никулина Е. Н. К. Д. Ушинский о значении Н. И. Пирогова для отечественной педагогики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 139-149.
PDF
В дни празднования 200-летия со дня рождения Н. И. Пирогова проявляется особый интерес его наследию и становится очевидной актуальность многих его педагогических идей. Личность и педагогические сочинения Пирогова привлекали внимание многих исследователей, в том числе его знаменитого современника, основателя научной школы отечественной педагогики К. Д. Ушинского. В статье рассматриваются рассуждения Ушинского о педагогических воззрениях Пирогова и его деятельности в области народного просвещения. По мнению К. Д. Ушинского, наиболее важная заслуга Н. И. Пирогова — это выявление связи педагогики с философией, постановка вопроса о цели воспитания как цели бытия человека в мире. К. Д. Ушинский высоко ценил идею Н. И. Пирогова о недопустимости нравственной раздвоенности в воспитаннике, когда ребенок привыкает казаться не тем, что он есть, а также обращал внимание на полную искренность и целостность личности самого Н. И. Пирогова, которые и явились причиной огромного влияния великого хирурга на педагогическую общественность России XIX в.
К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, философия, цель бытия человека, цель воспитания, общечеловеческое образование, убеждения, личность педагога, целостность личности, искренность, душевная раздвоенность, притворство, внутренняя борьба
Никулина Елена Николаевна
Никулина Е. Н. Понятие личности в педагогическом наследии К. Д. Ушинского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 73-103.
PDF
Статья посвящена одному из базовых понятий педагогики К. Д. Ушинского — категории личности. В статье предпринята попытка анализа и систематизации всех рассуждений о личности, встречающихся в обширном педагогическом наследии Ушинского. Особое внимание уделено определению личности, ее существенным свойствам, соотношению понятий «личность» и «природа человека». В статье изложены взгляды Ушинского на понятие «личность» в антропологическом, правовом, социальном и педагогическом аспектах, а также рассматриваются взгляды педагога на народ как коллективную историческую личность.
личность, свойства личности, природа человека, дух, душа, сознание, чувство, свобода воли, историческая личность
Никулина Елена Николаевна
Никулина Е. Н. Церковные и светские авторы XIX в. О личности педагога // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 55-58.
PDF
В статье дается краткий обзор взглядов отечественных мыслителей и общественных деятелей на личность педагога на примере тех представителей церковной и светской педагогической мысли XIX в., в наследии которых данный вопрос получил наиболее полное освещение.
требования к педагогу, нравственный облик педагога, профессионализм педагога, педагогическая антропология
Никулина Елена Николаевна
Никулина Е. Н. Методология историко-педагогического исследования наследия церковных авторов на примере свт. Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 84-88.
PDF
В статье рассмотрены возможности применения современных методологических подходов и методов историко-педагогических исследований для изучения наследия представителей православной педагогической традиции.
методология историко-педагогических исследований, история религиозного образования и педагогической мысли
1. Pedagogika: Uchebnoe posobie dlja studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij (Pedagogics: Textbook for Students of Pedagogical High Schools), Moscow, 2002.
2. Bobryshov S. V. Istoriko-pedagogicheskoe issledovanie razvitija pedagogicheskogo znanija: metodologija i teorija (Historical-Pedagogical Study of Development of Pedagogical Knowledge: Methodology and Theory), Stavropol', 2006.
3. Kopyl A. N. 2007 “O metodologicheskih osnovanijah istorii pedagogiki i obrazovanija” (About Methological Grounds of History of Pedagogics and Education), in Pedagogika, 2007, vol. 8.
4. Bondarevskaja E. V., Kul'nevich S. V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teorijah i sistemah vospitanija (Pedagogics: Person in Humanistic Theories and Systems of Education), Rostov-n/D, 1999.
5. Kotova I. B., Shijanov E. N. Filosofsko-gumanisticheskie osnovanija pedagogiki (Philosophical-Humanistic Grounds of Pedagogics), Rostov-n/D, 1997.
6. Ushinskij K. D. 1948–1953 “Trud v ego psihicheskom i vospitatel'nom znachenii”, in Sobranie sochinenij, Moscow, Leningrad, 1948-1953, vol. 2, pp. 347, 352-353.
7. Pirogov N. I. 1985 “Nuzhno li sech' detej i sech' v prisutstvii drugih detej?” (Is it Necessary to Flog Children and Flog in Presence of Other Chidren), in Izbrannye pedagogicheskie sochinenija, Moscow, 1985, pp. 102-107.
8. Ushinskij K. D. 1953 “Vnutrennee ustrojstvo severo-amerikanskih shkol” (Inner Structure of North American Schools), in Sobranie sochinenij, Moscow, Leningrad, 1948–1953, vol. 2, pp. 219-220.
9. Pol'skov K. O. 2010 “K voprosu o nauchnom bogoslovskom metode” (To Question about Scientific Theological Methode), in Voprosy filosofii, 2010, vol. 7, p. 96.
Никулина Елена Николаевна
Никулина Е. Н. Теоретический и исторический аспекты изучения святоотеческого педагогического наследия (на примере педагогики свт. Феофана Затворника) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 120-133. DOI: 10.15382/sturIV201433.120-133
В статье анализируется содержание двух различных подходов к педагогическим текстам прошлого — теоретико-ретроспективного, нацеленного на решение проблем настоящего с привлечением опыта прошлого, и историко-контекстного, изучающего эти памятники в контексте современной им эпохи. Кратко описан историко-практический подход, нацеленный на применение в современной практике воспитания тех или иных идей прошлого. Разъяснены особенности использования современной терминологии при теоретико-ретроспективном и историко-контекстном подходах. Раскрыты возможности и перспективы применения данных подходов к изучению святоотеческого педагогического наследия на примере творений свт. Феофана Затворника. Показано, что использование теоретико-ретроспективного подхода к изучению святоотеческой педагогики позволяет выявить базовые принципы христианского воспитания и педагогический потенциал Православия в целом, вводит в контекст современной педагогической мысли идеи святых отцов, способствует осмыслению проблем религиозного воспитания в наши дни. Особое внимание в статье уделено научному потенциалу историко-контекстного подхода, который практически не применялся к изучению педагогических воззрений русских святителей и потому, по мнению автора, сейчас наиболее востребован. На основании обзора педагогических сочинений конца XVIII − середины XIX в. автор показывает, каким образом использование историко-контекстного подхода позволяет существенно расширить современные представления о педагогике свт. Феофана, ее включенности в отечественную педагогическую традицию своего времени и оригинальности. Автор предполагает, что именно историко-контекстный подход, анализирующий воззрения церковного педагога на фоне его времени, открывает возможности для их эффективного представления светской науке, тогда как теоретико-ретроспективный подход, в силу присутствующей в нем мировоззренческой составляющей, нередко вызывает неприятие идей церковного педагога у атеистически настроенных ученых, что сужает возможности научного анализа его воззрений.
методология историко-педагогических исследований, святоотеческое педагогическое наследие, теоретико-ретроспективный подход, историко-практический подход, историко-контекстный подход, всеобщие принципы педагогической деятельности, педагогический потенциал
1. Антоний (Знаменский), архиеп. Опыт о воспитании в первых его понятиях и правилах. СПб., 1821.
2. Афтонасьев А. Ф. Мысли о воспитании. СПб, 1846.
3. Безрогов В. Г. Историография учебной литературы для начальной школы в XVI — начале XVII века // Проблемы современного образования. 2013. № 3.
4. Безрогов В. Г. Сотрапезничество как воспитание: дети Крита на дисплее столетий // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. № 1. С. 26−39 и др.
5. Белинский В. Г. О детских книгах // Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 9 т. М., 1976–1982. Т. 3. С. 55.
6. Бестужев А. Ф. О воспитании // Антология педагогической мысли России XVIII века / И. А. Соловков, сост. М., 1983.
7. Богданович И. Ф. О воспитании юношества. М., 1807.
8. Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в XIX столетии // Христианское чтение. 1901. № 11. С. 721–764.
9. Важеркина И. В. Философско-педагогические идеи свт. Игнатия Брянчанинова в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания: дис. … канд. пед. наук. Рязань, 2010.
10. Видов С. В. Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания: дис. … канд. пед. наук. Рязань, 2006.
11. Гатилова Н. Н. Духовно-нравственное воспитание человека в трудах святителя Игнатия Брянчанинова: дис. … канд. пед. наук. Курск, 2006.
12. Гогоцкий С. С. Введение в педагогику. СПб, 1855.
13. Грум К. И. Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей: В 3 т. СПб, 1843−1845.
14. Давыдов И. И. О согласовании воспитания с развитием душевных способностей // Библиотека для чтения. 1834. Т. 6. C. 55–67.
15. Дашкова Е. Р. О смысле слова «воспитание» // О смысле слова «воспитание»: сочинения, письма, документы / Г. И. Смагина, сост. СПб., 2001. С. 120–127.
16. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России. Дис. … д-ра пед. наук. М., 2011.
17. Днепров Э. Д. История педагогики // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 392–398.
18. Евсевий (Орлинский), архиеп. Общие правила образования способностей в детях // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1843. Ч. 1. Кн. 4. С. 433–450 (1-я паг.).
19. Жураховская Т. Г. Развитие гуманистических основ образования в трудах отцов Русской Православной Церкви (до 1917 г.). Дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2011.
20. Зайцева А. В. Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия Херсонского. Дис. … канд. пед. наук. Елец, 2004.
21. Западноевропейская и российская учебная литература XVI — начала ХХ в.: конфессиональный аспект. Сб. научн. ст. / Л. В. Мошкова и В. Г. Безрогов, ред. М., 2013.
22. Зосима (Шевчук), архим. Святитель Феофан Затворник — образец православного педагога. Доклад на пленарном заседании секции «Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника». VI Феофановские чтения. Тамбов. [Электронный ресурс.] URL: http://goo.gl/caY3uI
23. Иванов А. В. Педагогическая система святителя Тихона Задонского. Дис. … канд. пед. наук. Елец, 2000.
24. Игнатов А. А. Педагогические воззрения и практика духовного воспитания святителя Феофана Затворника. Дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2004.
25. Калачева В. А. Гуманистическая направленность педагогических воззрений святителя Иоанна Златоуста в православной педагогике. Дис. … канд. пед. наук. Петрозаводск, 2003.
26. Колосов Н. А. Библиотека преосвященного Феофана. М., 1895.
27. Коржевский В., свящ. Христианское воспитание по учению свт. Феофана Затворника [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/9W1KUZ
28. Корнетов Г. Б. История педагогики как наука и компонент содержания педагогического образования. М., 2012.
29. Корнетов Г. Б. Педагогика: теория и история: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008.
30. Нейгум П. М., диак. Воспитание нравственных ценностей у современной молодежи через приобщение к святоотеческому наследию святителя Феофана Затворника. Доклад на научном обучающем семинаре «Духовное наследие святителя Феофана Затворника» в Свято-Успенском Вышенском монастыре Рязанской епархии 27–29 июня 2011 года. [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/6ruZ9h
31. Нейгум П. М., диак. Актуальность трудов святителя Феофана Затворника для решения проблем духовно-нравственного воспитания современного юношества: Доклад на секции «Богословское наследие святителя Феофана Затворника».VI Феофановские чтения. Свято-Успенский Вышенский монастырь. [Электронный ресурс.] URL: http://goo.gl/XPrsNo
32. Новиков Н. И. О наставлении и воспитании детей // Новиков Н. И. Избранные сочинения. М.–Л., 1951. С. 417–506.
33. Ободовский А. Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания, составленное по Немейеру Александром Ободовским, инспектором классов императорского Санкт-Петербургского воспитательного дома. СПб., 1835.
34. Оболенский Д. П. Руководство к воспитанию физическому, нравственному и образовательному. М., 1841.
35. Павлова Е. Нравственный идеал девушки по книге святителя Феофана Затворника Вышенского «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» в контексте духовных проблем современной молодежи. Доклад на секции «Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника» VI Феофановских чтений. Тамбов. [Электронный ресурс.] http://goo.gl/IR3f1I
36. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1993.
37. Сапрыкина А. А. Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология. 2012. № 4. С. 94−112.
38. Сапрыкина А. А. Семейное воспитание в педагогическом учении Иоанна Златоуста: дис. … канд. пед. наук. М., 2012.
39. Степашко Л. А. Научный потенциал историко-педагогических исследований // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: актуализация педагогического наследия прошлого: Материалы Пятой национальной научной конференции. Москва, 12 ноября 2009 г. / Г. Б. Корнетов, ред.-сост. М., 2009.
40. Стурдза А. С. Вера и ведение или рассуждение о необходимом согласии в преподавании религии и наук питомцам учебных заведений. Одесса, 1833.
41. Тимошенко П. З. Очерки науки о воспитании. Харьков, 1866.
42. Тукиш В. А. Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского: дис. … канд. пед. наук. М., 2006.
43. Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья): Коллективная монография / Н. Б. Баранникова и В. Г. Безрогов, ред. М., 2013.
44. Ушинский К. Д. Три элемента школы // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.–Л., 1948–1952. Т. 2. С. 42−68.
45. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11 т. М.–Л., 1948−1952. Т. 8–9.
46. Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2005.
47. Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М.: Правило веры, 2005.
48. Свт. Феофан Затворник. Собрание писем: В 2 т. Репр. воспр. изд. 1898−1901 гг. в 8-ми выпусках. М., 2000.
49. Хохлова А. Б. Инновационно-эвристическое значение наследия свт. Феофана Затворника для развития современного российского образования. Дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2011.
50. Хохлова А. Б. Проблема открытия нового знания в трудах святителя Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. № 3 (30). С. 100−109.
51. Шевырев С. П. Вступление в педагогию. СПб., 1853.
52. Юркевич П. Д. Чтения о воспитании. М., 1865.
53. Ястребцов И. М. О системе наук, приличных в наше время детям, назначаемым к образованнейшему классу общества. М., 1833.
Никулина Елена Николаевна
Никулина Е. Н. Понятие «страсть» в педагогическом наследии свт. Феофана Затворника и К. Д. Ушинского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 96-102. DOI: 10.15382/sturIV201640.96-102
Статья посвящена одному из главных аспектов научной реконструкции педагогических воззрений персоналия — изучению его терминологического словаря. На примере свт. Феофана Затворника и К. Д. Ушинского показано, что корректное сопоставление педагогических воззрений авторов, живших в одно время и употреблявших одинаковые термины, возможно только при тщательном анализе их понятийной базы. В статье раскрывается содержание одного из центральных понятий педагогической концепции свт. Феофана Затворника — понятия «страсть», в сопоставлении с трактовкой его К. Д. Ушинским. Показано, что различия в смысловом наполнении термина, связанные с его церковным и светским словоупотреблением, приводят авторов к противоположным, на первый взгляд, педагогическим выводам: Константин Ушинский в некоторых своих произведениях предлагает воспитывать страсти, а свт. Феофан весь комплекс мер педагогического воздействия подчиняет задаче противодействия зарождающимся в ребенке страстям. Однако анализ спектра смыслов, вкладываемых данными авторами в термин «страсть», свидетельствует, что они были не антагонистами, хотя говорили фактически на разных языках и мыслили в разных системах понятий.
терминологический словарь, антропология и педагогика святителя Феофана Затворника, К. Д. Ушинский, страсть, аффект, антропологическая модель, воспитание страстей, борьба со страстями.
1. Живов В. М. Язык и культура в России XVIII века. М., 1996.
2. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исследование. СПб., 1907.
3. Леонов В., прот. Основы православной антропологии. М., 2013.
Никулина Елена Николаевна
Никулина Е. Н. Идеи Г. Гегеля в педагогическом наследии святителя Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 81-87. DOI: 10.15382/sturIV201643.81-87
Статья посвящена одному из возможных источников возрастной педагогики и психологии свт. Феофана Затворника — «Философии духа» Г. Гегеля (третьей части его «Энциклопедии философских наук»). Показано, что, несмотря на неприятие воззрений Гегеля в целом, святитель Феофан мог заимствовать у него целый ряд наблюдений о дошкольном возрасте и юности, а также идею сознательного обета быть христианином — ключевого пункта разработанной святителем Феофаном концепции христианского воспитания. Обнаруженные параллели свидетельствуют о принципах отбора святителем Феофаном материала источников — заимствованием полезного вне зависимости от мировоззренческих разногласий.
антропология Гегеля, возрастная педагогика святителя Феофана Затворника, дошкольный возраст, юность, обет
1. Архив Русского Свято-Пантелеймонова монастыря (АРСПМ). Оп. 24. Д. 40. Док. 4291.
2. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии духа / Пер. К. Александрова. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014.
3. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук в кратком очерке. Ч. 1. Логика / Пер. В. П. Чижова. М., 1861.
4. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук в кратком очерке. Ч. 2. Философия природы / Пер. В. П. Чижова. М., 1868.
5. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук в кратком очерке. Ч. 3. Философия духа / Пер. В. П. Чижова. М., 1864.
6. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа / Пер. Б. А. Фохта // Он же. Сочинения. Т. 3. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956.
7. Гегель Г. В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т./ Отв. ред. Е. П. Ситковский. Т. 3. М.: Мысль, 1977.
8. Евтихиева Л. Ю. Культурная идентификация русского общества в эпоху святителя Феофана Затворника Вышенского (этнокультурные аспекты): Доклад на юбилейной научной конференции «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника в истории и современности». Тамбов, 19 июня 2015. URL: http://theophanica.ru/190615/Evtihieva.php.
9. Никулина Е. Н. Наставники Георгия Говорова: влияние Киевской философской школы на формирование антрополого-педагогических воззрений свт. Феофана Затворника // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2014. № 3. С. 178‒191.
10. Смирнов П. А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского Затворника. [Б.м.]: Синтагма, [Б.г.]. Публикуется по: Смирнов П. А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского Затворника. М., 1915.
11. Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологи» // Собрание сочинений: В 11 т. / Сост. В. Я. Струминский. М.; Л.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1948−1952. Т. 10. С. 51‒622.
12. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2005.
13. Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. 1858–1860 // Полное собрание творений: В 40 т. / Издательский совет РПЦ. М., 2011. Т. 6. URL: http://theophanica.ru/books/?book=tom6#.
14. Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. Вып. 2. Изд. 2-е. СПб., 1862.
15. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М.: Правило веры, 2000.
16. Феофан Затворник, свт. Слово в день рождения благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича // Феофан Затворник Вышенский, свт. Полное собрание творений: В 40 т. / Издательский совет РПЦ. Т. 2: Слова С.-Петербургской академии ректора архимандрита Феофана. М., 2012. С. 106–124. URL: http://theophanica.ru/books/?book=tom2# (20.06.2015). Публикуется по: Слова С.-Петербургской академии ректора архимандрита Феофана. СПб., 1859. С. 115–136.
17. Феофан Затворник, свт. Феофан Затворник, свт. Собрание писем: В 2 т. Репр. воспр. изд. 1898−1901 гг. (М.). В 8 вып. М.: Правило веры, 2000. Т. 1: Вып. I–IV; T. 2: Вып. V–VIII.
18. Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. М.: Правило веры, 2007.
19. Hegel G. W. F. Enzyklopadie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse. Berlin, 1845.
Никулина Елена Николаевна
Никулина Е. Н. Представления о возрастной периодизации в российской педагогической мысли конца XVIII – середины XIX века: от А. Ф. Бестужева до свт. Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 77-92. DOI: 10.15382/sturIV201747.77-92
Для педагогической мысли России конца XVIII — середины XIX в. характерен активный поиск антропологических основ педагогической теории и практики. В числе прочего в этот период осуществлялись попытки создания теории воспитания с учетом возрастных особенностей детей. В статье охарактеризованы опыты возрастной периодизации, представленные в более чем 30 публикациях, принадлежащих перу как светских авторов, так и духовных лиц: А. Ф. Бестужева, И. Ф. Богдановича, архиеп. Антония (Знаменского), И. М. Ястребцева, И. И. Давыдова, В. Г. Белинского, К. И. Грума, архиеп. Евсевия (Орлинского), С. П. Шевырева, П. Д. Юркевича, П. З. Тимошенко, К. Д. Ушинского и его современника епископа Феофана (Говорова) (свт. Феофана Затворника). Особое внимание уделено разработкам в области возрастной педагогики свт. Феофана Затворника. Изложенные в статье данные существенным образом восполняют имеющиеся в современной науке пробелы в генезисе возрастной педагогики и психологии в России.
возрастная педагогика, возрастная психология, возрастная периодизация, критерий периодизации, история возрастной психологии в России, история возрастной периодизации, генезис возрастной педагогики в России, концепция христианской возрастной педагогики и психологии свт. Феофана Затворника
  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2014.
  2. Антоний (Знаменский), архиеп. Опыт о воспитании в первых его понятиях и правилах. СПб., 1821.
  3. Баянова Л. Ф. История возрастной психологии. Конспект лекций. Казань, 2013.
  4. Белинский В. Г. О детских книгах // Собрание сочинений: в 9 т. М., 1976–1982. Т. 3.
  5. Бестужев А. Ф. О воспитании // Антология педагогической мысли России XVIII в. / И. А. Соловков, сост. М., 1983. С. 440−448.
  6. Богданович И. Ф. О воспитании юношества. М., 1807.
  7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. История возрастной психологии: детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений. М., 2008.
  8. Воронцов А. А., свящ. Христианская юность (Слово на день св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова). Казань, 1911.
  9. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М., 2003.
  10. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии духа / К. Александров, пер. М., 2014.
  11. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Ч. 3. Философия духа // Сочинения: в 14 т. М., 1956. Т. 3.
  12. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. М., 1977. Т. 3.
  13. Грум К. И. Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей: в 3 т. СПб., 1843−1845. Т. 2.
  14. Давыдов В. В. и др. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. для студентов пед. интов. М., 1979.
  15. Давыдов И. И. О согласовании воспитания с развитием душевных способностей // Библиотека для чтения. 1834. Т. 6.
  16. Детство и юность, их психология и педагогика: Педолог. сб. / Под ред. проф. К. Н. Корнилова и Н. А. Рыбникова. М., 1922.
  17. Дивильковский А. А. Воспитание детей у народа (отрочество и юность). Архангельск, 1917.
  18. Евсевий (Орлинский), архиеп. Общие правила образования способностей в детях // Прибавления к Творениям св. отцов. М., 1843. Ч. 1. Кн. 4.
  19. Евсевий (Орлинский), архиеп. О воспитании детей в духе христианского благочестия. М., 1844.
  20. Евсевий (Орлинский), архиеп. О семейных обязанностях // Прибавления к Творениям св. отцов. М., 1844. Ч. 1. Кн. 4.
  21. Евсевий (Орлинский), архиеп. О средствах к сохранению благонравия в детях // Прибавления к Творениям св. отцов. 1843. Ч. 1. Кн. 2.
  22. Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология (Психология развития). URL: http://qoo.by/2a4r. С. 25−26. Глава III, § 3.
  23. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. Пг., 1915.
  24. Карницкий А. О. Пища ребенка как источник его здоровья и силы (детство, отрочество, юность): Настол. кн. для матерей / [Соч.] д-ра мед. А. О. Карницкого, прив.-доц. Ун-та св. Владимира. 1-е изд. Вып. 1. Киев, 1909.
  25. Карницкий А. О. Развитие ребенка и особенности его возрастов (детство, отрочество и юность). Баку, 1927.
  26. Марцинковская Т. Д. История возрастной психологии: Учебник для студ. пед. вузов. М., 1998.
  27. Марцинковская Т. Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. М., 1998.
  28. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995. Раздел 1.
  29. Никольская А. А. Основные этапы развития психологии в дореволюционной России // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 109 118.
  30. Никулина Е. Н. Антрополого-педагогические воззрения святителя Феофана Затворника: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2016.
  31. Никулина Е. Н. Идеи Г. Гегеля в педагогическом наследии святителя Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. № 4. С. 81−90.
  32. Ободовский А. Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания, составленное по Нимейеру Александром Ободовским, инспектором классов Императорского Санкт-Петербургского воспитательного дома. СПб., 1835.
  33. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник. М., 2001.
  34. Парамонова А. А. Открытие детства в России: Развитие научного знания о ребенке в истории отечественной психологии конца XIX — начала ХХ в. Ижевск, 2010.
  35. Развитие ребенка и особенности его возрастов (детство, отрочество, юность). Ч. 1. Вес, рост, состав крови и потребление пищи: Руководство для студентов, врачей и общественных деятелей. Б. м., 1927.
  36. Рубинштейн М. М. Психология и педагогика юности. М., 1927.
  37. Рубинштейн М. М. Юность по дневникам и автобиографическим записям. М., 1928.
  38. Семчук Л. А., Янчий И. А. Возрастная психология. URL: http://qoo.by/2a4X. Глава 1.
  39. Склярова Т. В., Янушкявичене О. В. Возрастная педагогика и психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов и духовных семинарий. М., 2004.
  40. Тимошенко П. З. Очерки науки о воспитании. Харьков, 1866.
  41. Ушинский К. Д. Главнейшие черты человеческого организма в приложении к искусству воспитания // Архив К. Д. Ушинского: в 4 т. / В. Я. Струминский, сост. М., 1959. Т. 3.
  42. Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948−1952. Т. 10.
  43. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948−1952. Т. 8.
  44. Ушинский К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948−1952. Т. 3.
  45. Ушинский К. Д. Программа педагогического курса женских учебных заведений // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948−1952. Т. 10.
  46. Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948−1952. Т. 2.
  47. Ушинский К. Д. Родное слово // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948−1952. Т. 6.
  48. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии [1867, 1869] // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948−1952. Т. 8.
  49. Феофан Затворник, свт. Нравственный перелом // Созерцание и размышление. М., 2007.
  50. Феофан Затворник, свт. Подзаконная религия, как она дана Богом чрез Моисея народу израильскому: магистерская диссертация студента Киевской духовной академии иеродиакона Феофана (Говорова): текстологическая расшифровка рукописи. 1841. Архив Русского Пантелеймонова монастыря. Оп. 24. Ед. хр. 43. Док. № 4338. URL: http://link.ac/56Gm9
  51. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 2000.
  52. Феофан Затворник, свт. Слово на память преподобного Варлаама Хутынского // Полное собрание творений: в 40 т. М., 2012. Т. 2: Слова Санкт-Петербургской академии ректора архимандрита Феофана. URL: http://qoo.by/gsi.
  53. Феофан Затворник, свт. Толкование посланий апостола Павла. Послание к галатам. Репр. воспр. изд. 1893. М., 1995.
  54. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). М., 2005.
  55. Шевырев С. П. Вступление в педагогию. СПб., 1852.
  56. Юркевич П. Д. Чтения о воспитании. М., 1865.
  57. Ястребцев И. М. О системе наук, приличных в наше время детям, назначаемым к образованнейшему классу общества. М., 1833.
  58. Hegel G. W. F. Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse. Berlin, 1845.
Никулина Елена Николаевна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: ПСТГУ; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: доцент кафедры теологии;
ORCID: 0000-0001-9954-2501;
Электронный адрес: nikulina-e-n@yandex.ru.
Автор выражает признательность д-ру пед. наук, чл.-корр. РАО В. Г. Безрогову за помощь в составлении перечня рассмотренных в статье источников и ценные советы по содержанию статьи.
Никулина Е. Н. «Опасности юности»: к вопросу о взаимоотношениях полов в наследии свт. Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 103-118. DOI: 10.15382/sturIV201849.103-118
Святитель Феофан Затворник разработал оригинальную концепцию христианской возрастной педагогики, яркой особенностью которой является психологическая характеристика юности — возраста, которому в отечественной педагогической теории XIX в. практически не уделялось внимание. Статья посвящена одной из «опасностей» юности (в представлении свт. Феофана) — общению с противоположным полом. Это общение свт. Феофан рассматривал не столько в традиционном для святоотеческой мысли контексте сохранения телесного целомудрия, сколько в психологическом ракурсе — как возникновение душевной привязанности (влюбленности) и противодействие ей. В статье рассмотрены возможные причины отрицательного отношения святителя Феофана к влюбленности, отраженные в корпусе его произведений. В числе этих причин — принципиальное отличие влюбленности, страстного состояния, сопровождаемого «потерей себя» как «лица», от бесстрастной христианской любви-α͗γάπη — плода Святого Духа и вершины христианского совершенства; практика заключения браков в XIX в., не приветствовавшая добрачные романтические отношения; личный опыт самого святителя как монаха (что косвенно подтверждено биографами) и запросы адресатов. С позиций христианской аскетики и современной ему психологии свт. Феофан анализировал различные этапы влюбленности и предлагал способы борьбы с ней. Автор предполагает, что вероятной причиной пристального внимания святителя к данной теме могло послужить пережитое в юности увлечение.
возрастная педагогика свт. Феофана Затворника, возрастная периодизация, психологическая характеристика юности, проблемы общения в юности, влюбленность, христианская любовь (aγάπη)
  1. Апресяна Р. Г. Слова любви: eros, philia, agape // Философия и культура. 2012. № 8. С. 27‒40.
  2. Воронцов А. А., свящ. Христианская юность: (Слово на день св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова). Казань, 1911.
  3. Гегель Г. Философия права / Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц, ред. и сост. М., 1990.
  4. Давыдов И. И. О согласовании воспитания с развитием душевных способностей // Библиотека для чтения. СПб., 1834. Т. 6. С. 62−64.
  5. Детство и юность, их психология и педагогика: Педолог. сб. / [Под ред. проф. К. Н. Корнилова и Н. А. Рыбникова]. М., 1922.
  6. Дивильковский А. А. Воспитание детей у народа: (Отрочество и юность) / [Ред.] А. А. Чарушин. Архангельск, 1917.
  7. Древнегреческо-русский словарь: в 2 т. / И. Х. Дворецкий, сост. М., 1958. Т. 2.
  8. Евсевий (Орлинский), архиеп. О средствах к сохранению благонравия в детях // Прибавления к Творениям св. отцов. 1843. Ч. 1. Кн. 2.
  9. Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. М., 2002.
  10. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на первое послание к коринфянам // Творения: в 12 т. СПб., 1895‒1906. Т. 10. Кн. 1.
  11. Карницкий А. О. Пища ребенка как источник его здоровья и силы: (Детство, отрочество, юность): Настол. кн. для матерей / [Соч.] д-ра мед. А. О. Карницкого, прив.-доц. Ун-та св. Владимира. 1-е изд. Вып. 1. Киев, 1909.
  12. Карницкий А. О. Развитие ребенка и особенности его возрастов (детство, отрочество и юность). Баку, 1927.
  13. Климент (Капалин), митр. Святитель Феофан, Затворник Вышенский: юность в Орловской духовной семинарии. URL: http://www.bogoslov.ru/text/print/5065084.html
  14. Корсунский И. Н. Смысл жизни и деятельности преосвященного Феофана (Говорова): к годовщине кончины его // Богословский вестник. 1895. Т. 1. № 1. С. 85.
  15. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII ‒ нач. XIX в.). СПб., 1994.
  16. Никулина Е. Н. Антрополого-педагогические воззрения свт. Феофана Затворника: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2016.
  17. Никулина Е. Н. Идеи Г. Гегеля в педагогическом наследии свт. Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. № 4. С. 81−90.
  18. Никулина Е. Н. Понятие личности в антропологии свт. Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2007. № 2. С. 165‒178.
  19. Рубинштейн М. М. Психология и педагогика юности. М., 1927.
  20. Рубинштейн М. М. Юность по дневникам и автобиографическим записям. М., 1928.
  21. Смирнов В. Е. Психология юношеского возраста. М.; Л., 1929.
  22. Смирнов П. А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского Затворника. М., 1915.
  23. Тимошенко П. З. Очерки науки о воспитании. Харьков, 1866.
  24. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948−1952. Т. 8; Т. 9.
  25. Ушинский К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948−1952. Т. 3.
  26. Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948−1952. Т. 2.
  27. Ушинский. К. Д. Материалы к 3-му тому «Педагогической антропологии» // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948−1952. Т. 10.
  28. Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года. М., 2006.
  29. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 2005.
  30. Феофан Затворник, свт. Письма к разным лицам о разных предметах жизни веры. М., 2007.
  31. Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. Приложения 1858‒1860 // Полное собрание творений: в 40 т. М., 2011. Т. 7.
  32. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М., 2000.
  33. Феофан Затворник, свт. Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир, 1869.
  34. Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Из неопубликованного. М., 2001.
  35. Феофан Затворник, свт. Собрание писем: в 8 вып. М., 2000.
  36. Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. М., 2001.
  37. Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла. Первое послание к коринфянам. М., 1998.
  38. Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла. Послание к ефесянам. М., 1998.
  39. Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла. Послание к галатам. М., 1995.
  40. Hegel G. Grundlinien der Philosophie des Rechts. Leipzig, 1911.
Никулина Елена Николаевна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: доцент кафедры теологии;
ORCID: 0000-0001-9954-2501;
Электронный адрес: nikulina-e-n@yandex.ru.
Автор выражает признательность чл.-корр. РАО д.п.н. В.Г. Безрогову и доценту ПСТГУ канд. геол.н. диак. Н. Серебрякову за ценные советы по содержанию статьи.