/
Результат поиска


Никифорова А. Ю. Рождение Минеи: греческие Минеи IX-XII вв. // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2010. Вып. 4 (22). С. 103-122.
PDF
гимнография, Минея, Тропологий, рукописи
Никифорова Александра Юрьевна
Никифорова А. Ю. Неизвестное гимнографическое наследие константинопольского патриарха Германа // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 4 (26). С. 29-43.
PDF
В статье предпринята попытка привлечь внимание исследователей к по сей день остающемуся terra inсognita гимнографическому наследиию свт. Германа, патриарха Константинопольского († до 741), одного из самых ярких песнописцев Византии. С ним и с его старшим современником свт. Андреем Критским связано начало «золотого века» в истории византийской гимнографии, создание девятипесненного канона, перенесение традиции канонописания из Палестины в Константинополь. Его каноны и стихиры характеризуют риторические принципы организации текста, пастырско-назидательный подход в изложении событий праздника, наличие второй песни и богородичнов в канонах, отсутствие акростихов. На сегодняшний день известны песнопения патриарха Германа на 78 праздников преимущественно константинопольского ареала. В статье опубликованы цикл блаженн патриарха Германа на Рождество Христово и канон на Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи в переводе на церковнославянский язык.
византийская гимнография, Тропологий, Минея, канон, свт. Герман, патриарх Константинопольский
Никифорова Александра Юрьевна
Никифорова А. Ю. Структура богослужебных последований в Тропологии VIII–IX вв. и Минеях IX–XIV вв. // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2012. Вып. 2 (28). С. 74-88.
PDF
Структура византийских Миней, хотя и является самым устойчивым (по сравнению с месяцесловом и гимнографическим составом) их признаком, одинакова не во всех Минеях, и представление о ее эволюции может служить дополнительным критерием датировки памятников. В статье рассмотрена структура минейных последований в греческих гимнографических книгах, начиная с Тропология VIII–IX вв. и заканчивая Минеями XIV в., наиболее пристальное внимание уделено Минеям IX–XII вв. Исследование рукописных источников (преимущественно Синая и Гроттаферраты) привело к следующим выводам. Службы Тропология VIII–IX вв. имели богослужебную структуру (стихиры на «Господи, воззвах» — канон — стихиры на «Хвалите»). Ей на смену в Минеях IX–XI вв. пришла жанровая компоновка (седален — стихиры на «Господи, воззвах» — канон). В XII в. в рукописях все чаще встречалась богослужебная схема, которая возобладала с ΧΙΙΙ–XIV вв. повсеместно по рациональным причинам удобства использования рукописи в богослужебной практике. Использование в структуре Миней «бдений», уставных указаний, ветхозаветных чтений на вечерне, седальнов на стихословиях утрени, синаксарей после шестой песни канона, евангельских и апостольских чтений, причастнов на литургии говорит о том, что рукопись датируется не ранее XIII–XIV вв.
византийская гимнография, Тропологий, Минея
Никифорова Александра Юрьевна
Никифорова А. Ю. Древний иерусалимский чин умовения ног в тропологии Sin. Gr. МГ/ΝЕ 56+5 // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 84. С. 9-34. DOI: 10.15382/sturII201884.9-34
В статье впервые издан и изучен древний иерусалимский чин умовения ног из греческого тропология IX в. из Египта Sin. gr. ΝΕ/ΜΓ 56+5. Чин типологически близок последованиям в иадгари и Грузинском Лекционарии и может быть датирован до VII–VIII вв. Рассмотренный вместе с ними, он дополняет картину бытования церемонии на христианском Востоке. Умовение ног совершалось в Великий Четверг после Евхаристии, в городах и монастырях идентично. Ядро чина составляли прокимен, чтение из 13-й главы Евангелия от Иоанна, ектения, молитва, умовение. От грузинских памятников чин в тропологии отличало чтение Евангелия (Ин 13. 3–17) по завершении умовения, а не перед ним, иной по составу и способу исполнения — с припевами стихов из 118-го и 50-го псалмов — гимнографический формуляр. В архаичных тропарях нашли отражение ранние святоотеческие интерпретации умовения ног как очищения от грехов, получения единой части со Христом, образа смирения. Эти тексты ненадолго задержались в богослужении (в Sin. gr. 734–735, X в., EBE 788, XII в., Stavrou 43, 1122 г., Vatop. gr. 1488, XIII в.), тогда как структурный каркас (Евангелие — ектения — молитва — умовение), местоположение чина после литургии и связь с ранними патристическими толкованиями остались по сей день. Древний чин использовался еще в X в., когда появились сложные чины, с многострофными композициями VII–VIII вв., и драматизированные, делавшие акцент не на процессе умовения, а на воспоминании исторического события, в котором каждый участник играл свою роль — Христа или одного из апостолов.
иерусалимское богослужение, чин умовения ног, новые находки в монастыре св. Екатерины на Синае, тропологий
  1. Дмитриевский А. А. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX–X вв. Казань, 1894. С. 109–125.
  2. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. I — 1. Τυπικά. Киев, 1895. С. 547–549.
  3. Древнейший Иадгари / Изд. Е. Н. Метревели, Ц. А. Чанкиева, Л. М. Хевсуриани. Тбилиси, 1980.
  4. Евхологий Барберини 336 / Е. Велковская, С. Паренти, изд., предисл., примеч. Омск, 2011. С. 52–63, 70, 199–201.
  5. Никифорова А. Египетский след в иерусалимском тропологии Sin. gr. ΝΕ / ΜΓ 56+5 // Вестник СПбГУ. СПб., 2016. Т. 4. С. 40–54.
  6. Aphraates. Demonstratio XII, 10. De Paschate // Patrologia Syriaca. T. I. / D. Ioannes Parisot, ed. P., 1894.
  7. Baldwin B. Moschos, John // Oxford Dictionary of Byzantium. N. Y.; Oxford: Oxford University Press, 1991. Vol. II. P. 1415.
  8. Beatrice P. F. La lavanda dei piedi. Contributo alla storia delle antiche liturgie cristiane. R., 1983.
  9. Burmester O. H. E. The Egyptian or Coptic Church. Le Caire, 1967.
  10. Burmester O. H. E. Le lectionnaire de la semaine sainte. P., 1939 [PO XXV–2].
  11. Carp A. W., Kazhdan A. Washing of the Feet // Oxford Dictionary of Byzantium. N. Y.; Oxford: Oxford University Press, 1991. Vol. III. P. 2190–2191.
  12. Chronz T., Nikiforova A. Beobachtungen zum ältesten Tropologion-Codex Sinaiticus graecus 56+5 // Σύναξις καθολική. Beiträge zu Gottesdienst und Geschichte der fünf altkirchlichen Patriarchate für Heinzgerd Brakmann zum 70. Geburtstag (orientalia — patristica — oecumenica 6) / D. Atanassova, T. Chronz, eds. Bonn, 2014. P. 147–174.
  13. Egasse C. Le lavement des pieds. Recherche sur une pratique négligée. Genève, 2015.
  14. Gautier P. Le typikon de la Theotokos Kecharitomene // Revue des études byzantines. Vol. 43. P., 1985.
  15. Géhin P.- Frøyshov S. Nouvelles découvertes sinaїtiques: à propos de la parution de l’inventaire des manuscripts grecs // Revue des études byzantines. Vol. 58. P., 2000. P. 178–179.
  16. Giess H. Die Darstellung der Fusswaschung Christi in den Kunstwerken des 4.–12. Jahrhunderts. R., 1962.
  17. Goar J. Εὐχολόγιον. P., 1647. P. 745–753.
  18. Kötting B. Fusswaschung // Reallexikon für Antike und Christentum. Stuttgart, 1972. B. 8. S. 743–777.
  19. La Règle de Saint Benoît / A. de Vogüé, trad. et notes; J. Neufville, texte et concord. T. II. P., 1972 [SC 182].
  20. La Règle du Maître / A. de Vogüé, texte, trad. et notes. T. II. P., 1964 [SC 106].
  21. Leclercq H. Lavement // Dictionnaire d’archéologie chrétienne et de liturgie. P., 1929. Vol. 8. P. 2002–2009.
  22. Leeb H. Die Gesänge im Gemeindegottesdienst von Jerusalem (vom 5. bis 8. Jahrhundert). Wien, 1970.
  23. Lefort L. Th. La Règle de S. Pachôme // Le Muséon. Vol. 37. Leuven: Peeters, 1924.
  24. Les apophtegmes des Pères. Collection systématique. T. 2. P., 2003 [SC 474].
  25. Les apophtegmes des Pères. Collection systématique. T. 3. P., 2005 [SC 498].
  26. Longo A. Il testo integrale della Narrazione degli abati Giovanni e Sofronio attraverso le EΡΜΗΝΕΙΑΙ di Nicone // Rivista di studi bizantini e neoellenici. Vol. 12–13. R., 1965– 1966. P. 223–267.
  27. Lossky A. La cérémonie du lavement des pieds: un essai d’étude comparée // Acts of the International Congress Comparative Liturgy: fi fty years after Anton Baumstark (1872–1948). R., 2001 [OCA 265]. P. 809–832.
  28. Maas-Ewerd Th. Fusswashung // Lexikon für Theologie und Kirche. Freiburg im Breisgau: Verlag Herder, 1995. Vol. 4. S. 253–254.
  29. Mansi G. D. Sacrorum conciliorum nova, et amplissima collectio. T. 2. P.; Leipzig, 1901.
  30. Mateos J. Le Typicon de la Grande Eglise: Ms. Sainte-Croix n° 40 Xe siècle. T. I. R., 1962. [OCA 165].
  31. Migne J.-P. Patrologiae Cursus Completus. Series Graecae, 1–161. P., 1857–1866.
  32. Migne J.-P. Patrologiae Cursus Completus. Series Latina, 1–221. P., 1844–1865.
  33. Morosovich M. Holy Thursday in the Jerusalem and Constantinopolitan Traditions. The Liturgical Celebrations from the Fourth to the Fourteenth Centuries. Excerpta ex Diss. ad Doct. R., 2002.
  34. Mouhanna A. Le rite du Lavement des pieds dans l’Église maronite // Parole d’Orient. Vol. II –1. Kaslik (Lebanon), 1971. P. 31–69.
  35. Nikiforova А. The Oldest Greek Tropologion Sin.Gr. ΜΓ 56+5: A New Witness to the Liturgy of Jerusalem from outside Jerusalem with First Edition of the Text // Oriens Christianus. T. 98. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2015. S. 138–173.
  36. Origenes Werke / W. A. Baehrens, Hrs. B. 7. Leipzig, 1921 [GCS 30].
  37. Origenes Werke / W. A. Baehrens, Hrs. B. 8. Leipzig, 1925 [GCS 33].
  38. Palladius. Historia Lausiaca. Geschichten aus dem frühen Mönchtum / A. Hübner, übersetzt und komm. [Fontes Christiani 67] Freiburg; Basel; Wien, 2016.
  39. Palladio. La storia lausiaca / Chr. Mohrmann, G. J. M. Bartelink, M. Barchiesi, eds. Verona, 1974.
  40. Papadakis A. Sophronios // Oxford Dictionary of Byzantium. N. Y.; Oxford: Oxford University Press, 1991. Vol. III. P. 1928–1929.
  41. Pétridès S. Le lavement des pieds le jeudi-saint dans l’église grecque // Échos d’Orient. Vol. IV. P., 1889–1900. P. 321–326.
  42. Pétridès S. La ceremonie du lavement des pieds a Jérusalem // Échos d’Orient. Vol. XIV. P., 1911. P. 89–99.
  43. Quinlan A. J. Sin. Gr. 734–735 Triodion. Excerpta ex Diss. ad Doct. PIO. Newberry Springs, 2004.
  44. Renoux A. Le codex arménien Jérusalem 121. T. II. Edition comparée du texte et de deux autres manuscrits. Turnhout, 1971. [PO. T. XXXVI. Fask. 2. № 168].
  45. Renoux C. L’Hymnaire de Saint-Sabas (V–VIII siècle): Le manuscrit géorgien H 2123. I. Du Samedi de Lazare à la Pentecôte [PO 50/ 3. № 224]. Turnhout, 2008. P. 355–357.
  46. Ribon L. Christianisation et hygiene dans le monde byzantin (IVe–Xe siècle). Sorbonne, 2013.
  47. Rituale armenorum / F. C. Conybeare, ed. Oxford, 1905. P. 213–214.
  48. Rubenson S. The Formation and Re-formations of the Sayings of the Desert Fathers // Papers Presented At the Sixteenth International Conference on Patristic Studies held in Oxford 2011. Vol. 3: Early Monasticism and Classical Paideia [Studia Patristica 55]. Leuven: Peeters, 2013. P. 5–22.
  49. S. Ambrosii opera. De Spiritu Sancto libri tres. De incarnationis Dominicae sacramento / Otto Faller. Wien, 1964 [CSEL 79].
  50. Sancti Aurelii Augustini. Enarrationes in psalmos LI-C. Turnhout: Brepols, 1956 [CCSL 39].
  51. Sancti Cypriani Episcopi epistularum / G. F. Diercks, ed. Turnhout: Brepols, 1994 [CCSL: 3B].
  52. Schäffer Th. Die Fusswaschung im Monastischen Brauchtum und in der lateinischen liturgie. Liturgiegeschichtliche Untersuchung. Beuron in Hohenzollern, 1956.
  53. Shurgaia G. Formazione della struttura dell’uffi cio del sabato di Lazzaro nella tradizione cattedrale di Gerusalemme // Annali di Ca’ Foscari. Vol. 36: 3. Venezia, 1997. P. 147–168.
  54. Sozomène. Histoire ecclésiastique. I. 11, 10 / A.-J. Festugière, trad. [SC 306]. P., 1983.
  55. Suplice Sévèr. Vie de Saint Martin. T. I / J. Fontaine, texte et trad. P., 1967 [SC 133, 310].
  56. Taft R. In the Bridegroom’s Absence. The Paschal Triduum in the Byzantine Church, La celebrazione del Triduo pasquale: anamnesis e mimesis // Atti del III Congresso Internazionale di Liturgia. Rome, Pontifi cio Istituto Liturgico, 9–13 maggio 1988 [=“Studia Anselmiana” 102]. R., 1990. P. 71–97.
  57. Taft R. The Liturgy of the Hours in East and West. The Origins of the Divine Offi ce and Its Meaning for Today. Collegeville, Minnesota, 1993.
  58. Tarchnischvili M. Le Grande Lectionnaire de l’Église Jérusalem (Ve–VIIIe). Louvain, 1959–1960 [=CSCO 189–189, 204–205, Scriptores Iberici 9–10, 13–14]. T. I. Р. 92–93; T. II. P. 100–101.
  59. Triodium Athoum / E. Follieri, O. Strunk, eds. (Codex Monasterii Vatopedii 1488 phototypice depictus, pars suppletoria). Hauniae, 1975 [MMB IX].
  60. Tronzo W. Mimesis in Byzantium: Notes toward a History of the Function of the Image // RES: Antropology and Aesthetics.Vol. 25. Chicago: The University of Chicago Press, 1994. P. 61–76.
  61. Verhelst S. Le lectionnaire de Jérusalem. Ses traditions judéo-chrétiennes et son histoire suivant l’index des péricopes évangeliques, conclu par le sanctoral du Sin. géo. 58 novus [=Spicilegii Friburgensis Subsidia 24]. Freiburg, 2012.
  62. Ἀνάλεκτα Ἱεροσολυμιτικῆς Σταχυολογίας / Α. Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. Τ. Β´. Ἐν Πετρουπόλει, 1894.
  63. Τὰ νέα εὑρήματα τοῦ Σινᾶ. Ἀθῆναι, 1998.
Никифорова Александра Юрьевна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0001-8453-7179;
Электронный адрес: sashunja@yandex.ru.
Я благодарю монастырь Шеветонь (Бельгия), где была написана статья, за гостеприимство и разрешение работать в фондах его библиотеки. Особую признательность за помощь в исследовании я выражаю о. Антонию (Ламбрехтсу), а также о. Уго Занетти, А. В. Курбанову, Л. В. Спиридоновой.