/
Результат поиска


Никитченков А. Ю. Особенности изучения младшими школьниками призведений русского фольклора, отображающих элементы православной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 37-48.
PDF
В статье затронута малоисследованная проблема современного начального образования. Взгляд автора сосредоточен на двух феноменах отечественной культуры: отражение христианства в произведениях русского устного народного творчества и формирование младшего школьника как читателя. Всесторонне обосновывая целесообразность использования подобных произведений как учебного материала в начальной школе, автор ищет возможные пути методического решения поставленной проблемы.
Никитченков Алексей Юрьевич
Петракова Т. И., Никитченков А. Ю. Взаимообусловленность православной и светской педагогики в поиске путей духовно-нравственного воспитания детей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 200-203. — Рец. на кн.: Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. Монография. М., 2007.
PDF
Петракова Татьяна Ивановна
Никитченков Алексей Юрьевич
Никитченков А. Ю. Произведения устного народного творчества как учебный материал в российских учебных заведениях XIX – начала XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 2 (21). С. 56-67.
PDF
Статья посвящена феномену устного народного творчества, которое на фоне развития в XIX — начале XX в. системы отечественного образования, становления и развития науки о фольклоре начинает широко использоваться как материал для обучения грамоте, родному языку и словесности. На основе анализа учебных программ, учебников и учебно-методических пособий для начальных и средних учебных заведений дореволюционной России автор показывает, какую роль в содержании и организации обучения родному языку играли произведения устно-поэтического творчества.
история российского образования, обучение родному языку, учебники и учебные программы, учебный материал, устное народное творчество
Никитченков Алексей Юрьевич
Никитченков А. Ю. Русский фольклор в системе подготовки магистров педагогики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 59-70.
PDF
Русский фольклор и методика его литературного чтения в начальной школе — один из важных аспектов профессиональной подготовки магистров педагогики по программе «Начальное образование». Выработка у магистрантов профессиональных компетенций, направленных на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность в области устно-поэтических текстов, позволит учителю находить наиболее целесообразные пути организации литературного чтения в начальной школе.
магистр педагогики, начальное образование, литературное образование учителей начальных классов, литературное чтение в начальной школе, русский фольклор
Никитченков Алексей Юрьевич
Никитченков А. Ю. Анализ образного мира произведений устного народного творчества в системе филологической и методической подготовки учителя начальных классов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 62-72.
PDF
Статья посвящена одному из актуальных вопросов профессиональной подготовки учителя начальных классов, поскольку в центре внимания младшего школьника как читателя оказывается именно образный мир устно-поэтического произведения. Автором изложено основное содержание филологической и методической подготовки учителя в обозначенном аспекте, уточнен понятийный аппарат, методические условия и профессиональные компетенции, необходимые будущему учителю для успешной организации литературного чтения произведений устного народного творчества и анализа их образного мира в современной начальной школе.
устное народное творчество, художественный образ, образный мир произведения, методика литературного чтения, профессиональная подготовка учителя начальных классов
Никитченков Алексей Юрьевич
Никитченков А. Ю. Специфика учебной работы над языком произведений устного народного творчества в процессе профессиональной подготовки кадров педагогического образования по профилю «Начальное образование» // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 40-52.
PDF
Учебная работа над языком произведений устного народного творчества в процессе филологической и методической подготовки кадров педагогического образования должна осуществляться с учетом профиля подготовки, носить характер продуманной и логично выстроенной системы. Раскрывая специфику подготовки учителя начальных классов в области языка устно-поэтических текстов, автор статьи уточняет ее задачи, принципы, содержание и способы организации.
начальное образование, профессиональная подготовка кадров педагогического образования, фольклор, язык произведений устного народного творчества
Никитченков Алексей Юрьевич
Никитченков А. Ю. Система взаимосвязей в структуре подготовки педагогов начального образования по теории и методике преподавания фольклора // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 42-54.
PDF
Овладение теорией и методикой преподавания фольклора является необходимым компонентом высшего профессионального образования педагога начальной школы. Подготовка учителя начальных классов по фольклору отвечает на запросы современной начальной школы, учитывает уровневую организацию современного высшего образования, имеет целостный характер. Целостность филологической и методической подготовки педагога начального образования по фольклору обеспечивается наличием системы взаимосвязей в структуре учебной работы студентов педагогических факультетов.
начальное образование, высшее образование, педагогическое образование, филологическая и методическая подготовка учителя, фольклор
Никитченков Алексей Юрьевич
Никитченков А. Ю. Концептуальные основы изучения фольклора в системе филологической и методической подготовки педагогов начальной школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 3 (26). С. 68-82.
PDF
В статье раскрываются концептуальные основы профессиональной подготовки педагогов начальной школы в области теории и практики преподавания фольклора. Всестороннее теоретическое и методическое обоснование проблемы позволяет придать процессу изучения фольклора в вузе целенаправленный и системный характер, обеспечивает его наиболее эффективную включенность в структуру современной уровневой подготовки педагогических кадров.
фольклор, педагогика и методика начального образования, профессиональное образование, филологическая и методическая подготовка педагогов начальной школы
Никитченков Алексей Юрьевич
Никитченков А. Ю. Фольклор в российской начальной школе на рубеже XX–XXI вв // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 69-83.
PDF
В настоящей статье вопросы преподавания фольклора в начальной школе рассматриваются в рамках напряженного исторического отрезка, когда отечественное образование после окончательного распада СССР подвергается существенному реформированию. Использование фольклора как учебного материала начинает осуществляться с учетом достижений современной фольклористики, специфики субкультуры детства и психологических особенностей младшего школьника, принципиальной взаимосвязи детской литературы и фольклора. Развитие методики преподавания фольклора находит отражение в учебниках по литературному чтению, изменяя их содержание, структуру, специфику методического аппарата.
начальная школа, начальное образование, методика литературного чтения, литературное образование, фольклор
1. Troickaja T. S. Narodnaja hudozhestvennaja slovesnost' v detskoj povsednevnoj zhizni i v obrazovanii: Uchebnoe posobie dlja studentov fakul'tetov nachal'nyh klassov i filologicheskih fakul'tetov (Folk Fiction Literature in Children Day-to-Day Life and Education: Textbook for Students of Preschool and Philology Faculties), Barnaul, 2003.
2. Strel'cova L. E., Tamarchenko N. D. 1997 “Azbuka slovesnogo iskusstva: Programma po literaturnomu obrazovaniju” (Alphabet of Word Art: Program for Literary Education), in Nachal'naja shkola, 1997, vol. 8, pp. 9-29.
3. Troickaja T. S., Petuhova O. E. Vzroslym po sekretu: Metodicheskoe posobie dlja uchitelej i roditelej (To Adults in Secret: Methodological Textbook for Teachers and Parents), Novosibirsk, Moscow, 1999.
4. Troickaja T. S. Literaturnoe obrazovanie mladshih shkol'nikov: kommunikativno-dejatel'nostnyj podhod (Literary Education of Younger School Pupils: Communicative-Active Approach), Moscow, 2004.
5. Kudina G. N., Novljanskaja Z. N. Metodicheskoe posobie k uchebniku «Literaturnoe chtenie» dlja 3 klassa chetyrehletnej nachal'noj shkoly (Methodological Book to Textbook “Literary Reading” for the 2 Form of 4-Years Elementary School), Moscow, 2003.
6. Kudina G. N. Novljanskaja Z. N. Literatura kak predmet jesteticheskogo cikla. 2-j klass: Metodicheskie rekomendacii (Literature as Subject of Esthetic Cycle. The 2nd Form: Methodological Recommendations), Moscow, 1994.
Никитченков Алексей Юрьевич
Атрощенко С. А., Никитченкова А. Ю. К 10-летию профессиональной научно-педагогической деятельности кафедры педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 123-126.
PDF

Атрощенко Светлана Аскольдовна
Никитченкова Анна Юрьевна