/
Результат поиска


Никитский М. В. Теоретические и исторические аспекты современной социокультурной анимационной деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 3 (10). С. 28-36.
PDF
В статье рассматривается социокультурная анимационная деятельность как часть культурной и воспитательной системы общества, как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики. Автор обращает внимание на весьма важную составляющую социокультурной анимации — ее мировоззренческий (смысловой) потенциал, так как само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее консолидирующий (объединяющий) характер, а с другой — обозначать внутренний (anima — душа) аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса.
Никитский Максим Викторович
Никитский М. В. Социальный климат малых городов России (штрихи к социально-педагогическому портрету российской глубинки) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 57-67.
PDF
В данной статье автор анализирует социокультурные характеристики российской глубинки на примере малых российских городов, которые рассматриваются на основе данных, полученных в ходе социально-педагогического исследования процесса социализации подрастающих поколений в данном типе поселений. Особое внимание уделяется такому параметру характеристики микросоциума, как социальный климат, который раскрывается через понятия образ жизни, общественное мнение, социальное взаимодействие и социально-психологический микроклимат. Определяя специфику социализации человека в малом городе, автор раскрывает основные социально-педагогические проблемы современных малых городов России. Предполагается, что одним из направлений развития позитивных тенденций в социализации жителей российской глубинки является налаживание комплексной социально-педагогической деятельности.
социализация человека, социальный климат, образ жизни, микросоциум, малый город, общественное мнение, социальное взаимодействие, социально-психологический микроклимат, социально-педагогические проблемы, специфика социализации в малом городе
Никитский Максим Викторович
Никитская Е. А., Никитский М. В. Формы и средства религиозного (православного) воспитания в реалиях современной социально-педагогической практики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 15-24. DOI: 10.15382/sturIV201432.15-24
В статье представлены некоторые результаты комплексного исследования особенностей религиозного (православного) воспитания на современном этапе развития конфессиональной и социальной педагогики. Учитывая, что в процессе религиозного воспитания используются различные формы и средства, многие из которых по внешним признакам аналогичны формам и средствам общего социального воспитания, авторы предлагают рассмотреть их через призму конкретной социально-религиозной среды, в которой они применяются, а именно: в семье (совместная молитва и чтение духовных текстов, посещение святых мест и паломнические поездки, прибегание к святыням, участие в богослужениях, личный пример членов семьи); в храме (богослужение, церковные таинства, священническая проповедь, личный пример священнослужителей и прихожан); в специально созданных религиозных организациях и сообществах (социальное служение, миссионерская деятельность, собственно учебно-воспитательный процесс в конфессиональных воспитательнообразовательных учреждениях). Авторами использовался метод анализа педагогической и богословской литературы по проблемам религиозного воспитания, уставных документов Православной Церкви, метод изучения и анализа приходской жизни ряда православных храмов г. Москвы и других епархий, а также метод включенного наблюдения и интервью. Авторы статьи опираются как на исторический опыт и идеи религиозного воспитания, отраженные в трудах известных представителей христианской мысли из числа духовенства и ученых-богословов, так и на актуальную практику религиозного воспитания, отраженную в трудах современных специалистов конфессиональной педагогики. Содержащиеся в статье данные предусматривают возможность их использования в исследовательской и социально-педагогической деятельности, а также при организации педагогического взаимодействия субъектов религиозного воспитания в рамках учебно-воспитательной работы.
социальное воспитание, конфессиональная педагогика, религиозное воспитание, формы и средства религиозного воспитания, среда религиозного воспитания, православие, семья, храм, организация, богослужение, личный пример, таинство, проповедь, социальное служе
1. В доме отца моего. Педагогическая классика. М., 2001.
2. Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария. Кн. 1. М., 2001. С. 532.
3. Закон Божий. Киев, 1966.
4. Знаменский В. И. Учение о Богослужении. М., 1903.
5. Куломзина С. С. Наша церковь и наши дети. М., 1993.
6. Маслов Н. В. Православное воспитание как явление русской педагогической культуры на материале трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова). Курск, 2004.
7. Материнская молитва. 2-е изд. М., 2004.
8. Мудрик А. В. Социализация вчера и сегодня. М., 2006.
9. Мудрик А. В. Социализация человека. М., 2011.
10. Никитская Е. А. Православная воскресная школа как воспитательная организация: социально-педагогический потенциал. М., 2012.
11. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на епархиальном собрании 21 декабря 2005 года. М., 2006. С. 33.
12. Поваров К. С. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодежью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания. М., 2006.
13. Руководство к изучению устава богослужения православной церкви. М., 1994.
14. Склярова Т. В. Православная педагогика в контексте социализации. М., 2006.
15. Свт. Феофан Затворник. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М., 1883.
Никитская Екатерина Александровна
Никитский Максим Викторович