/
Результат поиска


Никитская Е. А. Воскресная школа как феномен педагогической действительности. История и современность // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 121-132.
PDF
В этой статье автор анализирует историю возникновения и деятельность воскресных школ России, цель и задачи, которые ставились перед ними, и, опираясь на исторический анализ, отделяет такие понятия, как «церковно-приходская школа» и «воскресная школа», утверждая, что воскресная школа явилась во второй половине XIX в. новой формой общего и, иногда, религиозного образования для различных возрастных и социальных (средних и нижних) слоев общества. Ее основной задачей было снижение в стране уровня неграмотности, в т. ч. и религиозной.
Никитская Екатерина Александровна
Никитская Е. А., Маркова С. В. Ценностные ориентации подростков с девиантным поведением, обучающихся в специальной общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 3 (22). С. 89-94.
PDF
В данной статье авторы анализируют результаты исследования ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением, обучающихся в специальной школе. Определяя специфику ценностных ориентаций подростков, авторы особое внимание уделяют специфике работы с семьями учащихся и работе родительского клуба как одного из направлений деятельности педагога-психолога.
ценностные ориентации подростков, девиантное поведение, подростковый возраст, принципы деятельности психологической службы специальной школы, семья, психолого-педагогические занятия с родителями, родительский клуб
Никитская Екатерина Александровна
Маркова Светлана Викторовна
Никитская Е. А., Никитский М. В. Формы и средства религиозного (православного) воспитания в реалиях современной социально-педагогической практики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 15-24. DOI: 10.15382/sturIV201432.15-24
В статье представлены некоторые результаты комплексного исследования особенностей религиозного (православного) воспитания на современном этапе развития конфессиональной и социальной педагогики. Учитывая, что в процессе религиозного воспитания используются различные формы и средства, многие из которых по внешним признакам аналогичны формам и средствам общего социального воспитания, авторы предлагают рассмотреть их через призму конкретной социально-религиозной среды, в которой они применяются, а именно: в семье (совместная молитва и чтение духовных текстов, посещение святых мест и паломнические поездки, прибегание к святыням, участие в богослужениях, личный пример членов семьи); в храме (богослужение, церковные таинства, священническая проповедь, личный пример священнослужителей и прихожан); в специально созданных религиозных организациях и сообществах (социальное служение, миссионерская деятельность, собственно учебно-воспитательный процесс в конфессиональных воспитательнообразовательных учреждениях). Авторами использовался метод анализа педагогической и богословской литературы по проблемам религиозного воспитания, уставных документов Православной Церкви, метод изучения и анализа приходской жизни ряда православных храмов г. Москвы и других епархий, а также метод включенного наблюдения и интервью. Авторы статьи опираются как на исторический опыт и идеи религиозного воспитания, отраженные в трудах известных представителей христианской мысли из числа духовенства и ученых-богословов, так и на актуальную практику религиозного воспитания, отраженную в трудах современных специалистов конфессиональной педагогики. Содержащиеся в статье данные предусматривают возможность их использования в исследовательской и социально-педагогической деятельности, а также при организации педагогического взаимодействия субъектов религиозного воспитания в рамках учебно-воспитательной работы.
социальное воспитание, конфессиональная педагогика, религиозное воспитание, формы и средства религиозного воспитания, среда религиозного воспитания, православие, семья, храм, организация, богослужение, личный пример, таинство, проповедь, социальное служе
1. В доме отца моего. Педагогическая классика. М., 2001.
2. Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария. Кн. 1. М., 2001. С. 532.
3. Закон Божий. Киев, 1966.
4. Знаменский В. И. Учение о Богослужении. М., 1903.
5. Куломзина С. С. Наша церковь и наши дети. М., 1993.
6. Маслов Н. В. Православное воспитание как явление русской педагогической культуры на материале трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова). Курск, 2004.
7. Материнская молитва. 2-е изд. М., 2004.
8. Мудрик А. В. Социализация вчера и сегодня. М., 2006.
9. Мудрик А. В. Социализация человека. М., 2011.
10. Никитская Е. А. Православная воскресная школа как воспитательная организация: социально-педагогический потенциал. М., 2012.
11. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на епархиальном собрании 21 декабря 2005 года. М., 2006. С. 33.
12. Поваров К. С. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодежью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания. М., 2006.
13. Руководство к изучению устава богослужения православной церкви. М., 1994.
14. Склярова Т. В. Православная педагогика в контексте социализации. М., 2006.
15. Свт. Феофан Затворник. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М., 1883.
Никитская Екатерина Александровна
Никитский Максим Викторович
Никитская Е. А., Маркова С. В. Эмпирическое исследование проблемы профессионального выгорания педагогов, работающих с обучающимися девиантного поведения // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 102-113. DOI: 10.15382/sturIV201850.102-113
В статье приводятся результаты исследования степени удовлетворенности работой, а также признаков профессионального выгорания учителей, работающих с детьми с эмоциональными и поведенческими девиациями в нескольких образовательных учреждениях города Москвы. Для оценки степени удовлетворенности работой и выраженности симптомов профессионального выгорания использовалась анкетная форма. 65 учителей (51%) работают в классах для подростков с поведенческими и эмоциональными девиациями, 63 учителя (49%) работают в обычных учебных классах. Исследование базировалось на первоначальном предположении о том, что у учителей, работающих с подростками с эмоциональными и поведенческими девиациями, будет наблюдаться пониженная степень удовлетворенности работой и более высокая степень выраженности симптомов выгорания. В исследовании зафиксировано, что учителя, работающие с подростками с эмоциональными и поведенческими девиациями, чаще констатируют неудовлетворенность своей работой, чем учителя, работающие в обычных учебных классах. Кроме того, обнаружены значительные различия в выраженности симптомов в каждой фазе выгорания. Анализ ряда зарубежных и отечественных источников, содержащих базовые положения изучаемой проблематики, лег в теоретическую основу статьи, а также позволил выбрать наиболее адекватные методы получения искомой информации.
профессиональное выгорание, удовлетворенность работой, девиантное поведение, психологическое благополучие учителей, педагог, обучающиеся с девиантным поведением, эмпирическое исследование, профессиональная деятельность, эмоциональные отклонения, поведенческие отклонения, деформация личности
  1. Бойко В. В. Энергия эмоций: эмоции в общении. Эмоции в проявлениях личности. Созидающая и разрушающая сила эмоций. Методики для изучения эмоций. СПб., 2004. С. 12–13.
  2. Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2008.
  3. Розанова В. А. Психология управления: учеб. пособие. М., 2008.
  4. Alexopoulos E. C., Palatsidi V., Tigani X., Darviri C. Exploring stress levels, job satisfaction, and quality of life in a sample of police offi cers in Greece // Saf. Health Work. 2014. № 5. P. 210–215. DOI: 10.1016/j.shaw.2014.07.004
  5. Christen M., Iyer G., Soberman D. Job satisfaction, job performance, and eff ort: A reexamination using agency theory // J. Mark. 2006. Vol. 70. P. 137–150. DOI: 10.1509/jmkg.2006.70.1.137
  6. Cordes C. L., Dougherty T. W., Blum M. Patterns of burnout among managers and professionals: A comparison of models // Journal of Organizational Behavior. 1997. Vol. 18. P. 685–701.
  7. Ferguson K., Frost L., Hall D. Predicting teacher anxiety, depression, and job satisfaction // Journal Teach. Learn. 2012. Vol. 8. P. 27–42.
  8. Freudenberger H. J. Staff burnout // Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30. P. 159–165.
  9. Ge C., Fu J., Chang Y., Wang L. Factors associated with job satisfaction among Chinese community health workers: A cross-sectional study // BMC Public Health. 2011, 11. DOI: 10.1186/1471-2458-11-884
  10. Jennings P. A., Greenberg M. T. The prosocial classroom: Teacher social and emotional competence in relation to student and classroom outcomes // Review of Educational Research. 2009. Vol. 79. P. 491–525.
  11. Kokkinos C. M., Davazoglou A. M. Special education teachers under stress: Evidence from a Greek national study // Educational Psychology. 2009. Vol. 29. P. 407–424.
  12. Locke E. A. The nature and causes of job satisfaction // Dunnette M. D., ed. Handbook of Industrial and Educational Psychology. Chicago, 1976. P. 54.
  13. Maslach C., Jackson S. E., Leiter M. P. Maslach Burnout Inventory: Third edition // Wood R. J., Zalaquett C. P., eds. Evaluating stress: A book of resources. 3. Lanham, 1997. P. 191.
  14. Maslach D., Jackson S. The measurement of experienced burnout // J. Occup. Behav. 1981. Vol. 52. P. 397–422.
  15. Nojani M. I., Arjmandnia A. A., Afrooz G. A., Rajabi M. The study on relationship between organizational justice and job satisfaction in teachers working in general, special and gifted education systems // Procedia. Soc. Behav. Sci. 2012. Vol. 46. P. 2900–2905. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.05.586
  16. Tsouloupas C. N., Carson R. L., Matthews R., Grawitch M. J., Barber L. K. Exploring the association between teachers’ perceived student misbehaviour and emotional exhaustion: The importance of teacher effi cacy beliefs and emotion regulation // Educational Psychology. 2010. Vol. 30. P. 173–189.
Никитская Екатерина Александровна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя; Российская Федерация, 117437, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12;
Должность: доцент кафедры педагогики УНК ПСД;
ORCID: 0000-0003-3187-6534;
Электронный адрес: katamax@yandex.ru.
Маркова Светлана Викторовна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Психологический институт РАО в Москве; Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Моховая, 9 корп. 4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3765-4070;
Электронный адрес: Clairmarkova@mail.ru.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №17-06-00796.