/
Результат поиска


Нефедова Н. В., Трубникова Л. А. О коллекции фонда графики Церковно-археологического музея Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 110-120. DOI: 10.15382/sturV201517.110-120
Статья посвящена описанию и характеристике скромного собрания графики Церковноархеологического музея ПСТГУ. Коллекция графики складывалась неравномерно. Некоторые из произведений преподнесены музею частными лицами. Музей приобретал только произведения на церковную и, шире, религиозную тематику или же произведения, связанные с историей династии Романовых. Значительная часть коллекции состоит из таблиц из книг и альбомов, датируемых кон. XVIII - нач. XX в., имеются также рукописи. Среди рукописей есть контракты о поставках вина и документы о продаже земель. Кроме определенной исторической ценности надо отметить значение этих документов как подлинных образцов палеографии, позволяющих изучать почерк и орфографию разных периодов. Особый интерес представляют такие произведения, как «Сон Наполеона», а также три гравюры, изображающие бедствия, сопровождавшие разрушение Иерусалима.
гравюра, раскрашенная гравюра, графика, литография, хромолитография
1. Александрова Н. Н. Русская гравюра XVIII — начала XX века. М., 1987.
2. Белов С. В., Толстяков А. П. Русские издатели конца XIX — начала XX века. Л., 1976.
3. Динерштейн Е. А. И. Д. Сытин. М., 1983.
4. Заболотских Б. В. Русская гравюра. М., 1993.
5. Рууд Ч. Русский предприниматель московский издатель Иван Сытин / Пер. с англ. А. Лещинского. М., 1996.
Нефедова Надежда Викторовна
Трубникова Леонида Анатольевна
Нефедова Н. В. Гравюра «Сон Наполеона» из собрания Церковно-археологического музея ПСТГУ: поиск образцов и опыт истолкования // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 121-128. DOI: 10.15382/sturV201517.121-128
Статья посвящена гравюре из коллекции Церковно-археологического музея Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Эта гравюра, названная «Сон Наполеона» (220 х 185 мм. № Г-35), была сделана в России в XIX в. Название не отражает содержания произведения: оно дано в антикварном магазине, где гравюра была куплена. Анонимный русский художник использовал в своей работе композиции картины Прюдона «Божественное Возмездие и Правосудие, преследующие Преступление» (1808 г. Лувр). Также были заимствованы детали французских сатирических гравюр, посвященных Наполеону: «Отправление на остров Эльба» (Неизвестный художник, 1814 г. Британский музей. № 1856,0712.652), «Цезарь в 1815. Пришел, увидел… убежал» (Pierre Joseph Moithey, 1815 г. Британский музей. № 1988, 1001. 23). Гравюра, сделанная русским художником, имеет оригинальные детали: изображение расстрела герцога Энгиенского, тел павших воинов и женщины в цепях, символизирующей Францию или освобожденную Европу. Принимая во внимание вышесказанное, данную гравюру можно было бы назвать: «Возмездие и Правосудие, преследующие Наполеона».
гравюра, раскрашенная гравюра, графика, Наполеон, Наполеоновские войны, Франция, Россия, Москва, Луи Антуан Анри де БурбонКонде герцог Энгиенский, Пьер Поль Прюдон
1. Верещагин В. А. Русская карикатура. Отечественная война: Теребенев, Венецианов, Иванов. СПб., 1912. С. 111. № 17.
2. «Воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун войны 1812 г. Каталог выставки. М., 2014.
3. Клепиков С. А. Сатирические тексты 1812–1813 годов (сводная библиография). М., 1962. С. 284–285. № 190.
4. Collection De Vinck. Un siècle d'histoire de France par l'estampe. Inventaire analytique, Paris, 1909.
5. Stephens F. G., George M. D. (eds.) Catalogue of Political and Personal Satires in the Department of Prints and Drawings in the British Museum, London, 1870.
Нефедова Надежда Викторовна