/
Результат поиска


Наумова Д. В. Диагностика видов гражданского мировосприятия молодёжи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 108-118. DOI: 10.15382/sturIV201746.108-118
Автор анализирует научную категорию гражданское мировосприятие, обосновывает актуальность исследования данного феномена в современных условиях социального мира, указывает на отсутствие диагностического инструментария, направленного на изучение различных компонентов гражданского мировосприятия, видов гражданского мировосприятия, типов личности с особенностями содержания гражданского мировосприятия. В статье описываются социальные условия становления гражданского мировосприятия современной молодёжи, описывается влияние этих условий на становление видов гражданского мировосприятия. Вид рассматривается как проявление степени выраженности общих признаков определённого явления. Описывается проведение и результаты проективной рисуночной методики, направленной на диагностику видов гражданского мировосприятия молодёжи. Проективная методика даёт возможность выделить переживаемый опыт испытуемого, слабоструктурированный стимульный материал позволяет при анализе зафиксировать в рисунках показатели гражданской идентичности, просоциальной активности и опосредованно, косвенно, определить особенности личностной зрелости. При помощи разработанного к данной методике классификатора выделяют два вида гражданского мировосприятия: фрагментарный и целостный. Специфика видов гражданского мировосприятия определяется степенью выраженности и сбалансированности трёх компонентов: гражданской идентичности, личностной зрелости и просоциальной активности.
мировосприятие, гражданское мировосприятие, молодежь, диагностика, проективные методики, классификатор, личность, целостность гражданского мировосприятия, фрагментарность гражданского мировосприятия, гражданская идентичность, субъектность
  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2007.
  2. Аянян А. Н., Голубева А. Н., Марцинковская Т. Д., Полева Н. С. Специфика становления идентичности детей и подростков в ситуации транзитивности // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 50. С. 5. URL: http://psystudy.ru
  3. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984–1985. М., 1986. С. 80–160.
  4. Бочавер А. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории // Современная зарубежная психология. Т. 5. № 2. 2016. С. 31–38.
  5. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. СПб., 2007.
  6. Волков Б. С., Волкова Н. В. Методы исследования в психологии: Учебно-практическое пособие. М., 2002.
  7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг. URL: http://government.ru/media/fi les/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
  8. Егоров И. В. Основания и принципы методики диагностики гражданского мировосприятия личности // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. № 4 (39). С. 142–148.
  9. Панченко Е. В. Гражданская идентичность как компонент социального ресурса государства. Дис. … канд. психол. наук. Владимир, 2013.
Наумова Диана Викторовна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4;
Должность: доцент кафедры психологии образования;
Электронный адрес: seroglazka3@yandex.ru.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного отделением гуманитарных и общественных наук РФФИ научного проекта № 15-06-10681 «Гражданское мировосприятие молодежи: структура, содержание, социально-педагогические условия формирования»
Наумова Д. В. Взаимосвязь авторитарного синдрома и карьерных ориентаций студенческой молодёжи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 128-136. DOI: 10.15382/sturIV201952.128-136
В статье автор предлагает рассмотреть вопрос о возможной связи черт авторитарности личности и карьерных ценностных ориентаций. Опираясь на анализ литературы, автор пришел к выводу, что есть исследования, в которых рассматривался вопрос о влиянии на авторитарность личности ряда факторов, среди которых уровень и характер образования. У студентов-гуманитариев уровень авторитарности ниже, чем у студентов, изучающих естественные науки. На уровень авторитарности влияет содержание образования: так, если студентов учат диалогическому мышлению, уровень авторитарности ниже. В ходе профессионализации у личности складываются определенные карьерные ориентации. Студенты находятся на такой стадии профессионализации, когда они усваивают азы профессии и присваивают себе нормы и ценности профессии и корректируют карьерные установки. Культурные традиции тоже оказывают влияние на формирование ценностных установок в карьере. В исследовании принимали участие студенты из вузов России, преимущественно получающие гуманитарные профессии. Автор использовал методики на измерение авторитарного синдрома Т. Адорно и карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Э. Шейна. В ходе исследования было выяснено, что ядро авторитарного синдрома у изучаемой группы составляют такие черты, как авторитарная агрессия и авторитарное подчинение, стереотипизированность и «комплекс силы». Ведущими карьерными ориентациями молодых людей являются вызов, стабильность места работы, автономия, интеграция стилей жизни. На основе анализа литературы и интерпретации полученных данных автор приходит к выводу, что такие карьерные ориентации, как вызов, стабильность работы и служение, могут входить в структуру авторитарного синдрома, являются дополнительными имплицитными характеристиками авторитарной личности.
молодежь, карьерные ориентации, ценности, установки, авторитарный синдром, авторитаризм, адепт, профессионализация, карьера, социализация
  1. Блау М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: Тексты / В. И. Добреньков, ред. М., 1994. С. 8–29.
  2. Гулевич О. А. Психология межгрупповых отношений. М., 2007.
  3. Егоров И. В. Гражданское мировосприятие молодёжи: феноменология, диагностика и психолого-педагогические условия формирования / И. В. Егоров, Д. В. Наумова, Л. Б. Шнейдер, А. А. Фомин; И. В. Егоров, общ. ред. М., 2017.
  4. Могилёвкин Е. А, Новгородов А. С. Исследование ведущих мотивов карьерного самоопределения у студентов вуза // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2011. № 1. С. 61–78.
Наумова Диана Викторовна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет Институтт педагогики и психологии образования, доцент дпепартамента психологии;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-7427-0079;
Электронный адрес: seroglazka3@yandex.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-513-00003 Бел_а.