/
Результат поиска


Лебедева-Емелина А. В., Наумов А. А., Виноградова А. С. Загадки духовного творчества Мусоргского (об авторстве песнопения «Ангел вопияше») // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 157-169. DOI: 10.15382/sturV201517.157-169
В наследии великого классика Модеста Петровича Мусоргского долгое время находилось песнопение «Ангел вопияше» для смешанного хора. Атрибуция сочинения возникла в регентской среде, в научный обиход его ввел Е. М. Левашев. Автограф композитора считался утерянным. В 1990-е гг., благодаря публикации в Интернете, всплыло настоящее авторство - Николая Уварова, оренбургского композитора. Ноты с его автографом хранились в личной библиотеке епископа Оренбургского и Тургайского Мефодия, сначала в Харбине, затем в Сиднее. В статье предпринята попытка обрисовать портрет неизвестного композитора. Публикуются два хора Николая Уварова.
задостойник Пасхи, Мусоргский, Уваров, предводитель дворянства Л. И. Шотт, епископ Мефодий (Герасимов), православные церкви в Харбине, Сиднее
1. Левашев Е. М. Неизвестное сочинение // Советская музыка. 1981. № 3. С. 111–112.
2. Рахманова М. П. «…Я не служитель религиозного культа, а член Профсоюза…» (Дело Драмсоюза) // Искусство музыки: теория, история. 2013. № 7. С. 23–46. URL: http:// sias.ru/upload/iblock/d6f/rahmanova.pdf. (дата обращения: 17.12.2015).
Лебедева-Емелина Антонина Викторовна
Наумов Алексей Александрович
Виноградова Анна Сергеевна
Наумова Д. В. Диагностика видов гражданского мировосприятия молодёжи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 108-118. DOI: 10.15382/sturIV201746.108-118
Автор анализирует научную категорию гражданское мировосприятие, обосновывает актуальность исследования данного феномена в современных условиях социального мира, указывает на отсутствие диагностического инструментария, направленного на изучение различных компонентов гражданского мировосприятия, видов гражданского мировосприятия, типов личности с особенностями содержания гражданского мировосприятия. В статье описываются социальные условия становления гражданского мировосприятия современной молодёжи, описывается влияние этих условий на становление видов гражданского мировосприятия. Вид рассматривается как проявление степени выраженности общих признаков определённого явления. Описывается проведение и результаты проективной рисуночной методики, направленной на диагностику видов гражданского мировосприятия молодёжи. Проективная методика даёт возможность выделить переживаемый опыт испытуемого, слабоструктурированный стимульный материал позволяет при анализе зафиксировать в рисунках показатели гражданской идентичности, просоциальной активности и опосредованно, косвенно, определить особенности личностной зрелости. При помощи разработанного к данной методике классификатора выделяют два вида гражданского мировосприятия: фрагментарный и целостный. Специфика видов гражданского мировосприятия определяется степенью выраженности и сбалансированности трёх компонентов: гражданской идентичности, личностной зрелости и просоциальной активности.
мировосприятие, гражданское мировосприятие, молодежь, диагностика, проективные методики, классификатор, личность, целостность гражданского мировосприятия, фрагментарность гражданского мировосприятия, гражданская идентичность, субъектность
  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2007.
  2. Аянян А. Н., Голубева А. Н., Марцинковская Т. Д., Полева Н. С. Специфика становления идентичности детей и подростков в ситуации транзитивности // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 50. С. 5. URL: http://psystudy.ru
  3. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984–1985. М., 1986. С. 80–160.
  4. Бочавер А. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории // Современная зарубежная психология. Т. 5. № 2. 2016. С. 31–38.
  5. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. СПб., 2007.
  6. Волков Б. С., Волкова Н. В. Методы исследования в психологии: Учебно-практическое пособие. М., 2002.
  7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг. URL: http://government.ru/media/fi les/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
  8. Егоров И. В. Основания и принципы методики диагностики гражданского мировосприятия личности // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. № 4 (39). С. 142–148.
  9. Панченко Е. В. Гражданская идентичность как компонент социального ресурса государства. Дис. … канд. психол. наук. Владимир, 2013.
Наумова Диана Викторовна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4;
Должность: доцент кафедры психологии образования;
Электронный адрес: seroglazka3@yandex.ru.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного отделением гуманитарных и общественных наук РФФИ научного проекта № 15-06-10681 «Гражданское мировосприятие молодежи: структура, содержание, социально-педагогические условия формирования»
Наумов П. Ю. Ученики Р. Ю. Виппера // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 80. С. 77-92. DOI: 10.15382/sturII201880.77-92
Cтатья посвящена проблеме взаимоотношений профессора Московского университета историка Р. Ю. Виппера и его учеников. В годы работы на кафедре всеобщей истории Историко-филологического факультета (1899–1917) Императорского московского университета профессор Виппер имел возможность предлагать кандидатуры для оставления при университете с целью подготовки к профессорскому званию. Нами выявлено 12 человек, которые по ходатайству Виппера были оставлены на кафедре и тем самым могут рассматриваться как его ученики. Все они писали под его руководством выпускные работы. Чаще всего знакомство с ними происходило в семинарах по всеобщей истории, которые вел Виппер. Никто из учеников Р. Ю. Виппера не смог защитить диссертации до революции 1917 г., большая часть не преодолела рубеж магистерских экзаменов. Самым серьезным достижением стало получение звания приват-доцента Г. М. Пригоровским и Н. М. Лукиным. После революции большинство учеников продолжили заниматься научной и преподавательской деятельностью, получив научные степени уже при советской власти. Профессор был популярен среди «левых» по политическим убеждениям студентов, в результате среди его подопечных оказались несколько историков-марксистов, которые стали крупнейшими научными функционерами и сотрудничали с советской властью. Один из них — В. П. Волгин — подвергнет критике взгляды Р. Ю. Виппера в годы его преподавания в Латвии. Правда, при этом, находясь в рамках советской исторической науки, ученики Виппера продолжали развивать темы, намеченные еще до революции.
Р. Ю. Виппер, ученики Виппера, система подготовки научных кадров историков, научное сообщество историков Московского университета, научный преемник, интеллектуальный диалог, исследовательская традиция
  1. Антощенко А. В. История одной профессорской отставки // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. 2002. № 4. С. 234–272.
  2. Ботвинник М. Б. В. Н. Перцев. Минск, 1978.
  3. Галкин И. С. Н. М. Лукин — революционер, ученый. М., 1984.
  4. Дунаевский В. А., Поршнев Б. Ф. Изучение западноевропейского утопического социализма в советской историографии (1917–1963) // История социалистических учений: Сб. статей. М., 1964. С. 3–91.
  5. Ельницкий Л. А. Памяти С. А. Лясковского (1887–1968) // Вестник древней истории. 1969. №4. С. 231–232.
  6. Иванова Т. Н., Мягков Г. П. Школа В. И. Герье: основные черты и место в научном пространстве России // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. Вып. 44. М., 2013. С. 165–185.
  7. Иванова Ю. В. Петр Федорович Преображенский: Жизненный путь и научное наследие // Репрессированные этнографы / Сост. и отв. ред. Д. Д. Тумаркин. Вып. 1. М., 1999. С. 235–264.
  8. Ипполитова А. Б. История Музея народов СССР в Москве // Этнографическое обозрение. 2001. № 2. С. 144–160.
  9. К 75-летнему юбилею профессора Владимира Николаевича Дьякова // Вестник древней истории. 1957. № 4. С. 200–201.
  10. Ковальчук С. Н. Историк и его история: Роберт Юрьевич Виппер // Русский мир и Латвия: Альманах. 2011. № 25. С. 200–210.
  11. Лагно А. Р. Ректор Московского университета Вячеслав Петрович Волгин (1879–1962): Дис. … канд. ист. наук. М., 2010.
  12. Павловская А. И. Константин Константинович Зельин (1892–1983) (к 100-летию со дня рождения) // Вестник древней истории. 1992. № 2. С. 220–230.
  13. Цыганков Д. А. Авторитет учителя и научные конфликты в сообществе московских историков в конце XIX — начале XX в. // Клио. 2016. № 8 (116). С. 54–61.
  14. Цыганков Д. А. Корелин как преподаватель высшей школы // Клио. 2017. № 10. С. 167–173.
  15. Цыганков Д. А. Профессор Московского университета В. И. Герье (1837–1919) // Новая и новейшая история. 2002. № 5. С. 219–230.
  16. Цыганков Д. А. Р. Ю. Виппер и его путь в советскую историческую науку // История и историки в пространстве национальной и мировой культуры XVIII — начала XXI в. Челябинск, 2011. С. 241–245.
  17. Цыганков Д. А. Сообщество московских всеобщих историков во второй половине XIX века // Terra Europa: Интеллектуальное пространство московских историков второй половины XIX века. М., 2014. С. 11–173.
  18. Цыганков Д. А. Университетская повседневность на страницах дневника Михаила Корелина // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2016. № 3. С. 120–134.
  19. Чудинов А. В. Н. М. Лукин: у истоков научной карьеры // Историческое сознание и власть в зеркале России ХХ века: Научные доклады. СПб., 2006. С. 81–90.
Наумов Павел Юрьевич
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1;
Должность: преподаватель кафедры истории России ПСТГУ;
ORCID: 0000-0002-4353-8711;
Электронный адрес: pavel_fcsm_1922@mail.ru.
Наумова Д. В. Взаимосвязь авторитарного синдрома и карьерных ориентаций студенческой молодёжи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 128-136. DOI: 10.15382/sturIV201952.128-136
В статье автор предлагает рассмотреть вопрос о возможной связи черт авторитарности личности и карьерных ценностных ориентаций. Опираясь на анализ литературы, автор пришел к выводу, что есть исследования, в которых рассматривался вопрос о влиянии на авторитарность личности ряда факторов, среди которых уровень и характер образования. У студентов-гуманитариев уровень авторитарности ниже, чем у студентов, изучающих естественные науки. На уровень авторитарности влияет содержание образования: так, если студентов учат диалогическому мышлению, уровень авторитарности ниже. В ходе профессионализации у личности складываются определенные карьерные ориентации. Студенты находятся на такой стадии профессионализации, когда они усваивают азы профессии и присваивают себе нормы и ценности профессии и корректируют карьерные установки. Культурные традиции тоже оказывают влияние на формирование ценностных установок в карьере. В исследовании принимали участие студенты из вузов России, преимущественно получающие гуманитарные профессии. Автор использовал методики на измерение авторитарного синдрома Т. Адорно и карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Э. Шейна. В ходе исследования было выяснено, что ядро авторитарного синдрома у изучаемой группы составляют такие черты, как авторитарная агрессия и авторитарное подчинение, стереотипизированность и «комплекс силы». Ведущими карьерными ориентациями молодых людей являются вызов, стабильность места работы, автономия, интеграция стилей жизни. На основе анализа литературы и интерпретации полученных данных автор приходит к выводу, что такие карьерные ориентации, как вызов, стабильность работы и служение, могут входить в структуру авторитарного синдрома, являются дополнительными имплицитными характеристиками авторитарной личности.
молодежь, карьерные ориентации, ценности, установки, авторитарный синдром, авторитаризм, адепт, профессионализация, карьера, социализация
  1. Блау М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: Тексты / В. И. Добреньков, ред. М., 1994. С. 8–29.
  2. Гулевич О. А. Психология межгрупповых отношений. М., 2007.
  3. Егоров И. В. Гражданское мировосприятие молодёжи: феноменология, диагностика и психолого-педагогические условия формирования / И. В. Егоров, Д. В. Наумова, Л. Б. Шнейдер, А. А. Фомин; И. В. Егоров, общ. ред. М., 2017.
  4. Могилёвкин Е. А, Новгородов А. С. Исследование ведущих мотивов карьерного самоопределения у студентов вуза // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2011. № 1. С. 61–78.
Наумова Диана Викторовна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет Институтт педагогики и психологии образования, доцент дпепартамента психологии;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-7427-0079;
Электронный адрес: seroglazka3@yandex.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-513-00003 Бел_а.
Наумов П. Ю., Цыганков Д. А. Ученики П. Г. Виноградова // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 115-147. DOI: 10.15382/sturII201989.115-147
Cтатья посвящена проблеме взаимоотношений профессора Московского университета П. Г. Виноградова и его учеников. В годы работы на кафедре всеобщей истории историко-филологического факультета Императорского Московского университета профессор Виноградов имел возможность предлагать кандидатуры для оставления при университете с целью подготовки к профессорскому званию. Нами выявлено 14 случаев, когда Виноградов выступал с подобной инициативой. Номинантами всегда были хорошо известные профессору студенты. Знакомство с ними происходило в семинарах по всеобщей истории, которые вел Виноградов, под его руководством они писали выпускную работу. Два ученика Виноградова — А. Н. Савин и М. М. Хвостов — стали профессорами русских университетов, защитив магистерские и докторские диссертации в дореволюционную эпоху. Преподавание в Московском университете вел и Д. Н. Егоров, который получил должность ординарного профессора летом 1917 г. Большая часть учеников Виноградова не преодолела рубежа магистерских экзаменов. Однако некоторые из учеников при советской власти продолжили заниматься научной и преподавательской деятельностью, став заметными в науке фигурами в новую эпоху. В статье выявлены все ученики Виноградова в Московском университете (два ученика не были оставлены для подготовки; один, считаясь учеником Виноградова, формально был оставлен В. И. Герье), дано представление об их дальнейшей карьере, вскрыты характерные черты и особенности стиля работы профессора с подопечными.
П. Г. Виноградов, ученики Виноградова, система подготовки научных кадров историков, научное сообщество историков Московского университета, научный преемник, интеллектуальный диалог, исследовательская традиция
  1. Антощенко А. В. Русский либерал-англофил Павел Гаврилович Виноградов. Петрозаводск, 2010.
  2. Антощенко А. В. Профессор Московского императорского университета Павел Гаврилович Виноградов (очерки жизни и деятельности). Б.м., 2015. Рукопись.
  3. Богинский А. В. История семьи Гольденвейзер: XIX–XX вв. // Научные труды по иудаике: Материалы XIX Международной конференции по иудаике. Т. III. Вып. 42. М., 2012. С. 218–234.
  4. Волобуев О. В. Школьные учебники начала ХХ века по русской истории: функциональность и типология // Российская история. 2014. № 1. С. 107–108.
  5. Забугина Е. И. Педагогическая и общественная деятельность историка С. П. Моравского // Вестник Самарского университета: История, педагогика, филология. Т. 23 № 1. 2017. С. 21–25.
  6. Зубков И. В. Научные педагогические общества. Педагогическое общество при Московском университете // Самоорганизация российской общественности в последней трети XVIII — начале ХХ в. / отв. ред. А. С. Туманова. М., 2011. С. 651–661.
  7. Малюгин О. И. Н. М. Никольский и создание первого советского учебника по древней истории для школ // Сб. научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию со дня образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры / под общ. ред. проф. Я. Г. Солодкина, Л. В. Алексеевой. Нижневартовск, 2015. С. 218–219.
  8. Моравская А. С. 130 лет со дня рождения Сергея Павловича Моравского (1866–1942) // Бюллетень Всероссийской ассоциации медиевистов и историков раннего Нового времени. 1997. № 8. С. 31–35.
  9. Мягков Г. П., Иванова Т. Н. Школа В. И. Герье: основные черты и место в научном пространстве России // Диалог со временем. 2013. Вып. 44. С. 165–185.
  10. Наумов П. Ю. Ученики Р. Ю. Виппера // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 80. С. 77–92.
  11. Ситник В. С. М. Н. Коваленский — историк и педагог. Воронеж, 1976.
  12. Старкова Н. Ю. Проблемы истории Древней Спарты в трудах казанских антиковедов рубежа XIX–XX вв. // Казанский университет как исследовательское и социокультурное пространство: сб. научных статей и сообщений / сост. и отв. ред. Г. П. Мягков и Е. А. Чиглинцев. Казань, 2005. С. 266–273.
  13. Цыганков Д. А. Сообщество московских всеобщих историков во второй половине XIX века // Terra Europa: Интеллектуальное пространство московских историков второй половины XIX века. М., 2014. С. 11–173.
  14. Шарова А. В. Александр Николаевич Савин: неизвестная жизнь известного историка // Одиссей: человек в истории. М., 2012. С. 212–243.
  15. Шарова А. В. «Отстал от века?» В. И. Герье и А. Н. Савин // Историческая наука и образование в России и на Западе: судьбы историков и научных школ. М., 2012. С. 35–37.
  16. Шаханов А. Н. Русская историческая наука второй половины XIX — начала XX века. М., 2003.
Наумов Павел Юрьевич
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1;
Должность: преподаватель кафедры истории России ПСТГУ;
ORCID: 0000-0002-4353-8711;
Электронный адрес: pavel_fcsm_1922@mail.ru.
Цыганков Дмитрий Андреевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б; МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4; Общецерковная аспирантура и докторантура им. св. равноап. Кирилла и Мефодия; Российская Федерация, 115035, г. Москва, Пятницкая ул., 4/2, стр. 5;
Должность: зав. кафедрой истории России; доцент кафедры истории России XIX века — начала XX века Исторического факультета; доцент кафедры церковной истории;
ORCID: 0000-0003-3005-503Х;
Электронный адрес: tsdm@yandex.ru.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №18-18-00121).