/
Результат поиска


Мусхелишвили Н. Л. Традиция lectio divina: когнитивно-психологическое прочтение // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 1 (51). С. 99-120. DOI: 10.15382/sturI201451.99-120
Наряду с литургической и личной молитвой, lectio divina (букв. «Божественное чтение») составляет одну из неотъемлемых черт христианской монашеской традиции. Под lectio divina понимается индивидуальное (не литургическое) чтение (lectio) Священного Писа­ния, а также сочинений Отцов Церкви, жизнеописаний святых и другой благочестивой литературы, требующее напряженного размышления-усвоения (meditatio) и призванное стать для христианина неиссякаемым источником его молитвы (oratio) и вообще духов­ной жизни. Статья посвящена исследованию преобразований сознания, связанных с практикой lectio divina. В качестве материала используются классические для западной христианской традиции тексты: «Лествица затворников» Гвиго II Картузианца (XII век) и «Размышления о жизни Христа» Иоанна де Каулибуса (XIV в.). Рассматриваются пси­хологические процессы, происходящие в коммуникативном акте взаимодействия адре­сата с текстом. Предлагается и обосновывается концепция значения текста как «образа- организатора», стимулирующего и направляющего воображение адресата текста к при­своению «чувствуемого смысла» этого текста. В зависимости от характера и целей тради­ции, определяющих метафорическую структуру текста, равно как и исходную установку его адресата, переживание присваиваемого смысла может иметь своим результатом: 1. Порождение новой поверхностной структуры в форме «прозрения» или «откровения», которое в этой ситуации воспринимается как исходящее от феноменального «другого», или/и 2. Порождение новой глубинной структуры в форме «невыразимого постижения» и/или непосредственного ощущения «единства с всеобщим».
lectio divina, Священное Писание, медитация, молитва, размышление, коммуникация, воображение, взаимодействие адресата с текстом, образ-организатор, откровение, смыс
1. The Craft of Thought. Meditation, Rhetoric, and the Making of Images, 400– Carruthers M 1200, Cambridge, 1998.
2. Edelson M. Language and Interpretation in Psychoanalysis. Chicago, 1984.
3. Gendlin E. Experiencing and the Creation of Meaning, Northwestern University Press, 1997.
4. Rigollot L. M. (ed.) Ludolphus de Saxonia. Vita Jesu Christi… P., 1878.
5. Rabbow P. Seelenführung. Methodik der Exerzitien in der Antike, München, 1954.
6. Киселев А. П., Мусхелишвили Н. Л. Непрямая коммуникация и передача духовных традиций // Системные исследования: Ежегодник Ю01. М., Ю03. С. 19—44.
7. Коваль А. Н., Мусхелишвили Н. Л., Сергеев В. М., Спивак Д. Л. От проблемы истолкования в психоанализе — к проблеме истолкования религиозного текста // Религиоведение. 2005. № 2. С. 88-97.
8. Лурье В. М. Призвание Авраама: Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб., 2000.
9. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии. 1997. № 3. С. 79-91.
10. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Автокоммуникация как необходимый компонент коммуникации // Научно-техническая информация. 1997. № 5. С. 1-10.
11. Хант Г. О природе сознания. С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения / А. Киселев, пер. М., 2004.
12. Штейнберг О. М. Еврейский и Халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета. Вильна, 1878.
Мусхелишвили Николай Львович
Мусхелишвили Н. Л., Антоненко А. К. О структурном изоморфизме концепций ноэмы и образа-организатора // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2019. Вып. 81. С. 89-101. DOI: 10.15382/sturI201981.89-101
В данной статье рассматривается соотношение между теорией интенциональности сознания Э. Гуссерля, в особенности ее ядром, понятием ноэмы, и концепцией образа-организатора (образа-ростка) Н. Л. Мусхелишвили и Ю. А. Шрейдера, изложенной в статье «Значение текста как внутренний образ», в их назначении и структурных особенностях. Целью данного исследования является демонстрация изоморфизма обозначенных в названии работы концептов, что может послужить методологическим и идейным заделом для объединения феноменологической, психологической и семиотической методологий при анализе различных феноменов, включая состояния измененного сознания. Основными элементами методологии исследования являются анализ текстов Э. Гуссерля и Н. Л. Мусхелишвили, их интерпретация, структурное сравнение их смысловых аспектов и последующий синтез полученных результатов. Статья имеет форму поэтапной компаративистики данных концептов в рамках значения, смысла, объекта и интеллигибельности с последующим синтетическим выводом.По результатам данного исследования нами было обнаружено сходство ноэмы и образа-организатора (образа-ростка) по всем существенным структурным аспектам. Сходство как в отношении значения и смысла, так и внутренней структуры ноэмы и образа-организатора (образа-ростка) демонстрируется как на понятийном уровне, так и на нескольких примерах. Также показывается существенная схожесть в принципах созерцания обоих феноменов в актах сознания индивида. Единственным различием между ноэмой и образом- организатором оказывается лишь методологический аппарат, в которые сравниваемые теории встроены. Однако концептуальная база схожих теорий интенциональности сознания демонстрирует возможность объединения феноменологической и семиотико-психологической методологий, что было ранее обозначено Г. Г. Шпетом в его проекте положительной философии.
Гуссерль, феноменология, феноменологическая психология, ноэма, ноэматический смысл, образ-организатор, образ-росток, значение, сознание
  1. Игнатий Лойола. Духовные упражнения. Духовный дневник. М., 2006.
  2. Гуссерль Э. Письмо к Г. Г. Шпету от 15.III.1914 // Логос. 1992. Вып. 3. C. 236–237.
  3. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии. 1997. Вып. 3. С. 79–91.
  4. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Молитва: семиотика текста и психология деяния // Логос. 1999. Вып. 3. C. 379–402.
  5. Мусхелишвили Н. Л., Базлев М. М. О видениях в «Духовном Дневнике» Игнатия Лойолы // Религиоведение. 2018. Вып. 3. С. 128–139.
  6. Мусхелишвили Н. Л. Традиция lectio divina: когнитивно-психологическое прочтение // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 51. С. 99–120.
  7. Шпет Г. Г. Мудрость или разум? // Мысль и слово. 1917. Вып. 1. С. 1–69.
  8. Шпет Г. Г. Письмо к Э. Гуссерлю от 14.XII.1913 // Логос. 1997. Вып. 7. С. 123–128.
  9. Føllesdal D. Husserl’s Notion of Noema // Journal of Philosophy. 1969. Vol. 66. P. 680–687.
  10. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Hague, 1950.
Мусхелишвили Николай Львович
Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: РГГУ; Российская Федерация, 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6;
Должность: профессор Учебно-научного центра изучения религии;
ORCID: 0000-0002-6253-6244;
Электронный адрес: muskh.symbol@mail.ru.
Антоненко Андрей Кириллович
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: РГГУ; Российская Федерация, 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6;
ORCID: 0000-0001-9800-1252;
Электронный адрес: akantonenko1145@gmail.com.