/
Результат поиска


Мусхелишвили Н. Л. Традиция lectio divina: когнитивно-психологическое прочтение // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 1 (51). С. 99-120. DOI: 10.15382/sturI201451.99-120
Наряду с литургической и личной молитвой, lectio divina (букв. «Божественное чтение») составляет одну из неотъемлемых черт христианской монашеской традиции. Под lectio divina понимается индивидуальное (не литургическое) чтение (lectio) Священного Писа­ния, а также сочинений Отцов Церкви, жизнеописаний святых и другой благочестивой литературы, требующее напряженного размышления-усвоения (meditatio) и призванное стать для христианина неиссякаемым источником его молитвы (oratio) и вообще духов­ной жизни. Статья посвящена исследованию преобразований сознания, связанных с практикой lectio divina. В качестве материала используются классические для западной христианской традиции тексты: «Лествица затворников» Гвиго II Картузианца (XII век) и «Размышления о жизни Христа» Иоанна де Каулибуса (XIV в.). Рассматриваются пси­хологические процессы, происходящие в коммуникативном акте взаимодействия адре­сата с текстом. Предлагается и обосновывается концепция значения текста как «образа- организатора», стимулирующего и направляющего воображение адресата текста к при­своению «чувствуемого смысла» этого текста. В зависимости от характера и целей тради­ции, определяющих метафорическую структуру текста, равно как и исходную установку его адресата, переживание присваиваемого смысла может иметь своим результатом: 1. Порождение новой поверхностной структуры в форме «прозрения» или «откровения», которое в этой ситуации воспринимается как исходящее от феноменального «другого», или/и 2. Порождение новой глубинной структуры в форме «невыразимого постижения» и/или непосредственного ощущения «единства с всеобщим».
lectio divina, Священное Писание, медитация, молитва, размышление, коммуникация, воображение, взаимодействие адресата с текстом, образ-организатор, откровение, смыс
1. The Craft of Thought. Meditation, Rhetoric, and the Making of Images, 400– Carruthers M 1200, Cambridge, 1998.
2. Edelson M. Language and Interpretation in Psychoanalysis. Chicago, 1984.
3. Gendlin E. Experiencing and the Creation of Meaning, Northwestern University Press, 1997.
4. Rigollot L. M. (ed.) Ludolphus de Saxonia. Vita Jesu Christi… P., 1878.
5. Rabbow P. Seelenführung. Methodik der Exerzitien in der Antike, München, 1954.
6. Киселев А. П., Мусхелишвили Н. Л. Непрямая коммуникация и передача духовных традиций // Системные исследования: Ежегодник Ю01. М., Ю03. С. 19—44.
7. Коваль А. Н., Мусхелишвили Н. Л., Сергеев В. М., Спивак Д. Л. От проблемы истолкования в психоанализе — к проблеме истолкования религиозного текста // Религиоведение. 2005. № 2. С. 88-97.
8. Лурье В. М. Призвание Авраама: Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб., 2000.
9. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии. 1997. № 3. С. 79-91.
10. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Автокоммуникация как необходимый компонент коммуникации // Научно-техническая информация. 1997. № 5. С. 1-10.
11. Хант Г. О природе сознания. С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения / А. Киселев, пер. М., 2004.
12. Штейнберг О. М. Еврейский и Халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета. Вильна, 1878.
Мусхелишвили Николай Львович
Мусхелишвили Н. Л., Антоненко А. К. О структурном изоморфизме концепций ноэмы и образа-организатора // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2019. Вып. 81. С. 89-101. DOI: 10.15382/sturI201981.89-101
В данной статье рассматривается соотношение между теорией интенциональности сознания Э. Гуссерля, в особенности ее ядром, понятием ноэмы, и концепцией образа-организатора (образа-ростка) Н. Л. Мусхелишвили и Ю. А. Шрейдера, изложенной в статье «Значение текста как внутренний образ», в их назначении и структурных особенностях. Целью данного исследования является демонстрация изоморфизма обозначенных в названии работы концептов, что может послужить методологическим и идейным заделом для объединения феноменологической, психологической и семиотической методологий при анализе различных феноменов, включая состояния измененного сознания. Основными элементами методологии исследования являются анализ текстов Э. Гуссерля и Н. Л. Мусхелишвили, их интерпретация, структурное сравнение их смысловых аспектов и последующий синтез полученных результатов. Статья имеет форму поэтапной компаративистики данных концептов в рамках значения, смысла, объекта и интеллигибельности с последующим синтетическим выводом.По результатам данного исследования нами было обнаружено сходство ноэмы и образа-организатора (образа-ростка) по всем существенным структурным аспектам. Сходство как в отношении значения и смысла, так и внутренней структуры ноэмы и образа-организатора (образа-ростка) демонстрируется как на понятийном уровне, так и на нескольких примерах. Также показывается существенная схожесть в принципах созерцания обоих феноменов в актах сознания индивида. Единственным различием между ноэмой и образом- организатором оказывается лишь методологический аппарат, в которые сравниваемые теории встроены. Однако концептуальная база схожих теорий интенциональности сознания демонстрирует возможность объединения феноменологической и семиотико-психологической методологий, что было ранее обозначено Г. Г. Шпетом в его проекте положительной философии.
Гуссерль, феноменология, феноменологическая психология, ноэма, ноэматический смысл, образ-организатор, образ-росток, значение, сознание
  1. Игнатий Лойола. Духовные упражнения. Духовный дневник. М., 2006.
  2. Гуссерль Э. Письмо к Г. Г. Шпету от 15.III.1914 // Логос. 1992. Вып. 3. C. 236–237.
  3. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии. 1997. Вып. 3. С. 79–91.
  4. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Молитва: семиотика текста и психология деяния // Логос. 1999. Вып. 3. C. 379–402.
  5. Мусхелишвили Н. Л., Базлев М. М. О видениях в «Духовном Дневнике» Игнатия Лойолы // Религиоведение. 2018. Вып. 3. С. 128–139.
  6. Мусхелишвили Н. Л. Традиция lectio divina: когнитивно-психологическое прочтение // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 51. С. 99–120.
  7. Шпет Г. Г. Мудрость или разум? // Мысль и слово. 1917. Вып. 1. С. 1–69.
  8. Шпет Г. Г. Письмо к Э. Гуссерлю от 14.XII.1913 // Логос. 1997. Вып. 7. С. 123–128.
  9. Føllesdal D. Husserl’s Notion of Noema // Journal of Philosophy. 1969. Vol. 66. P. 680–687.
  10. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Hague, 1950.
Мусхелишвили Николай Львович
Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: РГГУ; Российская Федерация, 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6;
Должность: профессор Учебно-научного центра изучения религии;
ORCID: 0000-0002-6253-6244;
Электронный адрес: muskh.symbol@mail.ru.
Антоненко Андрей Кириллович
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: РГГУ; Российская Федерация, 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6;
ORCID: 0000-0001-9800-1252;
Электронный адрес: akantonenko1145@gmail.com.
Мусхелишвили Н. Л., Антоненко А. К. О духовной практике Игнатия Лойолы и видении в Ла Сторте // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2019. Вып. 86. С. 95-109. DOI: 10.15382/sturI201986.95-109
Настоящая работа посвящена проблеме осмысления религиозного метода духовного умопостижения Игнатия Лойолы. В первой части указывается на необходимые для проведения исследования базовые принципы функционирования внутренней речи как языка мышления, уделяется особое внимание концепции двухзвенной структуры внутренней речи Н. И. Жинкина. Во второй части анализируется описанная в «Духовных упражнениях» методология молитвенной практики Игнатия и проводится ее сопоставление с традицией lectio divina на основе текста Гвиго Картузианца. Более подробно авторы останавливаются на отображении принципа транзитивности внутри «Духовных упражнений», благодаря которому у практикующего возникает установка на возможность богообщения. Транзитивность наглядно реализуется в вынесенном в название статьи событии, произошедшем с Лойолой в часовне Ла Сторта, анализ которого продолжает текст данной работы. Автокоммуникативная природа этого — произошедшего с Игнатием до написания «Духовного дневника» — события и одновременное присутствие в нем как визуальных, так и аудиальных компонентов позволяет сделать вывод о взаимосвязи видений и дара «говора» как составных элементов религиозного метода духовного умопостижения Лойолы в «Духовном дневнике».
Игнатий Лойола, автокоммуникация, внутренняя речь, молитвенная практика, религиозный метод, lectio divina, транзитивность
  1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
  2. Гвиго II Картузианец. Лествица затворников // Сочинения. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011. C. 5–48.
  3. Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. № 6. C. 26–38.
  4. Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. СПб.: Алетейя, 2003.
  5. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Русская книга, 2002. Т. 1.
  6. Лотман Ю. М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Труды по знаковым системам. 1973. Вып. 6. С. 227–243.
  7. Львов М. Р. Основы теории речи. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  8. Мусхелишвили Н. Л. Религиозный метод и «Духовные упражнения» св. Игнатия Лойолы // Начала христианской психологии. М.: Наука, 1995. С. 181–193.
  9. Мусхелишвили Н. Л. Традиция lectio divina: когнитивно-психологическое прочтение // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2014. №1. С. 99–101.
  10. Мусхелишвили Н. Л., Базлев М. М. Внутренняя речь и дар говора (loqüela) // Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 59–68.
  11. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Автокоммуникация как необходимый компонент коммуникации // Научно-техническая информация. 1997. № 5. С. 1–10.
  12. Ранер Х. Игнатий Лойола и историческое становление его духовности. М.: Колледж философии, теологии и истории св. Фомы Аквинского в Москве, 2002.
  13. Св. Игнатий Лойола. Духовные упражнения. Духовный дневник. М., 2006.
  14. Св. Игнатий Лойола. Рассказ паломника о его жизни, или «Автобиография» св. Игнатия Лойолы, основателя Общества Иисуса (Ордена иезуитов). М., 2002.
  15. Штейнберг О. М. Еврейский и Халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета. Вильна, 1878. Т. I.
  16. Ludolphus de Saxonia. Vita Jesu Christi: ex Evangelio et approbatis ab ecclesia catholica doctoribus sedule collecta. V.1 / L. M. Rigollot, ed. Paris: Palme; Bruxelles: Lebrocquy, 1878.
  17. Melloni J. The Exercises of St Ignatius Loyola in the Western Tradition. Leominster: Gracewing, 2000.
  18. Rabbow P. Seelenführung. Methodik der Exerzitien in der Antike. München: Kösel, 1954.
  19. Rahner H. La vision de saint Ignace a la chapelle de La Storta // Christus. 1954. Vol. 1. P. 48–65.
Мусхелишвили Николай Львович
Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: РГГУ; Российская Федерация, 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6;
Должность: профессор Учебно-научного центра изучения религии;
ORCID: 0000-0002-6253-6244;
Электронный адрес: muskh.symbol@mail.ru.
Антоненко Андрей Кириллович
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: РГГУ; Российская Федерация, 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6;
ORCID: 0000-0001-9800-1252;
Электронный адрес: akantonenko1145@gmail.com.