/
Результат поиска


Мумрикова Л. И. "Азбуки" Л. Н. Толстого // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 1 (4). С. 149-160.
PDF
Учебники Л.Н.Толстого по обучению грамоте оказали в свое время заметное влияние на создание ряда русских дореволюционных азбук. Автор статьи отмечает, что «Азбуки» Толстого, помимо практической учебно-методической направленности, несли в себе и большой потенциал нравственного воспитания.
Мумрикова Лариса Ивановна
Мумриков О. А. К проблеме раскрытия библейского учения о сотворении мира в учебном процессе современной школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 1 (8). С. 45-56.
PDF
Раскрытие перед учащимися библейского повествования о сотворении мира – одна из сложнейших задач, стоящих перед преподавателем как в светском (например, в курсе «Основы православной культуры»), так и в церковном учебном заведении (воскресные школы, гимназии и т. п.). К сожалению, осознание преподавателями во всей полноте глубины, сложности, а иногда и остроты данной темы встречается далеко не всегда.
Мумриков Олег Александрович, протоиерей
Мумриков О. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 3 (10). С. 107-109. — Рец. на кн.: Волков П. В. Феномен Адама. Экспериментальная археология о человеке до Потопа. Новосибирск: Издательский дом «Сова», 2008. 319 с.
PDF
Мумриков Олег Александрович, протоиерей
Мумрикова Л. И. Православная основа как фундаментальная основа для создания учебной литературы в истории российской государственности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 33-40.
PDF
В статье прослеживается исторический путь возникновения и развития отечественной учебной литературы, основанной на православии. Многие столетия, по словам профессора МГУ А. В. Павловской, «чтение книг было по сути эквивалентно образованию: книга была и первым учебником, и способом самоусовершенствования, и образователем ума, и воспитателем сердца. Она одна воплощала в себе всю суть первоначального представления об образовании». Чтение книг являлось не только способом получения образования, но и средством духовного развития. Так продолжалось вплоть до 1917 г., когда централизованное обучение детей православию было запрещено. После изменений, произошедших в нашей жизни в 80–90-е гг. ХХ в., состоялось вполне закономерное возвращение к духовным истокам. Тогда появляются учебные пособия, основанные на православной культуре. И такие учебники сегодня используются не только в православных гимназиях, но и в ряде светских общеобразовательных школ, подчеркивает автор статьи.
православная культура, духовно-нравственное воспитание, духовная литература, богослужебные книги, житийная литература, книга как духовный наставник, детская учебная книга.
Мумрикова Лариса Ивановна
Мумриков О. А. Роль биологических дисциплин в образовательном становлении личности: православный взгляд // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 2 (13). С. 65-78.
PDF
Упрощенные подходы как к религиозному, так и к светскому образованию рано или поздно приводят к глубоким внутренним мировоззренческим конфликтам. Для изучения роли биологических дисциплин в образовательном становлении личности необходимо учесть возрастные особенности психологии и духовной жизни старших школьников. Автор в своей статье дает структурный анализ курса биологии в старших (Х–ХI) классах и на этой основе делает выводы: курс не только расширяет общий кругозор, но и несет огромную философско-мировоззренческую нагрузку; является базовым для целого ряда узких, специальных отраслей науки и технологии ХХI в. С другой стороны, при грубо материалистическом, редукционистском подходе к преподаванию биологических дисциплин в школе рушатся и целостное мировоззрение, и всяческие этические нормы. Выход из сложившейся ситуации — построение тесных межпредметных связей с гуманитарными дисциплинами религиоведческого и культурологического профиля.
апологетика, биология, межпредметные связи, мировоззрение, наука и образование, наука и религия, православная культура.
Мумриков Олег Александрович, протоиерей
Мумриков О. А. Духовная и телесная природа человека в контексте диалога богословия и науки (по материалам доклада на XVII Международных образовательных Рождественских чтениях) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 3 (14). С. 55-68.
PDF
Насколько библейское повествование о сотворении человека соотносится с научными представлениями об антропогенезе? Данный вопрос является причиной многолетних дискуссий между представителями креационистской и эволюционистской точек зрения. Автор представляет проблематику соотношения науки и веры на примере библейско- святоотеческого учения об образе и подобии Божием в человеке в контексте повествования о его сотворении.
антропогенез, антропология, апологетика, креационизм, личность, наука и вера, образ и подобие Божии, творение, человек, эволюция.
Мумриков Олег Александрович, протоиерей
Мумриков О. А. Естественно-научная апологетика как целостная дисциплина: общий обзор // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4 (15). С. 28-41.
PDF
В настоящее время многие преподаватели естественно-научных и культурологических дисциплин прибегают к апологетике как важнейшему компоненту христианского свидетельства в школе и вузе. При этом важно целостное, а не фрагментарное видение всего направления. В предлагаемой статье делается попытка дать краткий обзор задач, предмета, методологии, истории и современного состояния естественно-научной апологетики, приводится перечень основных источников, которые могут быть полезны преподавателям и учащимся.
антропология, апологетика, естествознание, космология, креационизм, наука и вера, творение, человек, эволюция.
Мумриков Олег Александрович, протоиерей
Мумриков О. А. Некоторые аспекты психогенетики и детской психологии в контексте "эволюционного религиоведения" и православного богословия // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 143-157.
PDF
Признавая религиозность фундаментальной константой личности, некоторые исследователи на рубеже ХХ–ХХI вв., опираясь на фактологический массив психогенетики, пытаются возродить натуралистическую гипотезу происхождения религии в ином качестве —в виде эволюционного религиоведения. Что есть религия: коренная непроизводная и неустранимая функция духа, полезная психо-биологическая адаптация, иллюзия, вирус мозга или сбой навигационной системы мотылька, летящего в пламя свечи? Насколько серьезную среду для развития атеистического взгляда на происхождение религиозности человека может представлять эволюционное религиоведение? Возможны ли альтернативные мировоззренческие интерпретации фактов, на которые опираются критики христианства, в рамках православного богословия? Автор представляет проблематику и пытается наметить пути решения указанных проблем.
антропогенез, антропология, апологетика, атеизм, естествознание, личность, наука и вера, психология, религия, творение, человек, эволюция.
Мумриков Олег Александрович, протоиерей
Мумриков О. А. Духовно-просветительские центры: актуальность и перспективы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 13-20.
PDF
Данная статья является размышлением автора об актуальности творческого развития деятельности приходских общин, преобразования учебных структур при храмах в духовно- просветительские центры, перспективах данного процесса и обобщения собственного опыта руководства духовно-просветительским центром.
духовно-просветительские центры, храм, приходская община, миссионерство
Мумриков Олег Александрович, протоиерей
Мумриков О. А. Предстояние в тайне: наука о жизни в старшей школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 3 (22). С. 30-43.
PDF
Сущность и происхождение жизни — одна из самых сложных в мировоззренческом плане тем школьного курса биологии. Можно ли совместить содержание стандартной школьной программы и учебников по биологии с православным взглядом на мир без ущерба для содержательной стороны курса, христианской совести преподавателя и учащихся? Как обрести на уроках единство науки и православного богословия? О чем должен знать преподаватель биологических дисциплин? Этим вопросам посвящена данная публикация.
абиогенез, апологетика, биология, естествознание, жизнь, наука и вера, творение, эволюция
Мумриков Олег Александрович, протоиерей
Мумриков О. А. Наука о жизни в старшей школе: эволюционная проблематика на рубеже ХХ–ХХI вв. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 16-25.
PDF
Сущность и происхождение жизни — одна из самых сложных в мировоззренческом плане тем школьного курса биологии. Можно ли совместить содержание стандартной школьной программы и учебников по биологии с православным взглядом на мир без ущерба для содержательной стороны курса, христианской совести преподавателя и учащихся? Как обрести на уроках единство науки и православного богословия? О чем должен знать преподаватель биологических дисциплин? Этим вопросам посвящена статьи, продолжающая тему, начатую в публикации в одном из предыдущих номеров «Вестника ПСТГУ».
апологетика, биология, естествознание, жизнь, наука и вера, творение, эволюция
Мумриков Олег Александрович, протоиерей
Мумрикова Л. И. Образ учителя православной культуры: профессиональные, нравственные и духовные качества // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 17-23.
PDF
В статье поднимается вопрос о наличии и особенностях мировоззрения, духовных и нравственных качеств, а также педагогического мастерства учителя, призванного преподавать курс «Основы православной культуры», который должен раскрыть не только образовательную, но и мировоззренческую цель предмета.
учитель, предмет «Основы православной культуры», мировоззрение, нравственные качества, духовные качества, педагогическое мастерство
Мумрикова Лариса Ивановна
Мумриков О. А. «Правда и вера суть две сестры родные»: невыученный урок (размышления в юбилейный год 300-летия со дня рождения М. В. Ломоносова) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 59-69.
PDF
Одной из актуальных проблем является рецепция современных естественно-научных картин мира в процессе возрождения православного образования. Прошедший год ознаменован 300-летним юбилеем великого русского энциклопедиста, «отца Московского университета», ученого-христианина М. В. Ломоносова. Особый интерес представляет обращение к некоторым весьма непростым, если не сказать драматичным, страницам его биографии, связанным со становлением диалога богословия и естествознания. Причиной конфликтов между представителями науки и богословия, как это видно из исторических документов, часто является отсутствие взаимопонимания с обеих сторон. Деятельное извлечение уроков из истории непростых церковно-общественных отношений, в т. ч. в контексте творческой биографии М. В. Ломоносова, в год наступившего юбилея, безусловно, способствовало бы развитию православного образования.
апологетика, межпредметные связи, мировоззрение, наука и образование, наука и религия, православная культура
Мумриков Олег Александрович, протоиерей
Мумриков О. А. Наука о жизни в старшей школе: концепции развития органического мира в христианском осмыслении // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 3 (26). С. 18-34.
PDF
Происхождение и развитие жизни — одна из самых сложных в мировоззренческом плане тем школьного курса биологии. Можно ли совместить содержание стандартной школьной программы и учебников по биологии с православным взглядом на мир без ущерба для содержательной стороны курса, христианской совести преподавателя и учащихся? Как обрести на уроках единство науки и православного богословия? О чем должен знать преподаватель биологических дисциплин? Этим вопросам посвящена данная статья, продолжающая серию публикаций в предыдущих выпусках Вестника ПСТГУ.
апологетика, биология, естествознание, жизнь, наука и вера, творение, эволюция
Мумриков Олег Александрович, протоиерей
Мумриков О. А. Православная культура сегодня: христианские основания экологической этики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 7-21.
PDF
В настоящей статье предлагается обзор библейских и вероучительных оснований православной христианской экологической этики, знание которых необходимо каждому преподавателю, миссионеру и катехизатору, обращающемуся к природоохранной тематике не только в практическом, но и в мировоззренческом аспекте — в их тесной взаимосвязи. Автор предлагает разобраться в том, насколько же обоснованны обвинения в «библейском антропоцентризме», выдвигаемые сегодня против христианства некоторыми философами и публицистами, и рассматривает мировоззренческие мотивации, лежащие в основе православной экологической этики. В качестве методологической базы привлекаются основополагающие принципы библейской герменевтики — науки о принципах толкования и понимания священного текста, экзегетическое наследие Святых отцов, относящееся к сфере Священного Предания Православной Церкви, а также современные Соборные документы и публикации. Также рассматривается вопрос об эволюции понимания прогресса, мировоззренческих мотиваций и целеполагания в познании человеком окружающего мира и взаимодействия с ним, прежде всего в естественных науках, — в тесной связи с мерой секуляризации жизни европейской культуры и общества. Проведенный автором анализ источников ясно и наглядно показывает, что причиной экологического кризиса является не христианское учение и мировоззрение, а, наоборот, или отход от тех духовно-нравственных ценностей и установлений, которые проповедует Церковь, или их равнодушное декларирование, ничего общего не имеющее с настоящей жизнью во Христе, т. е. губительный переход от христоцентризма к секулярному антропоценризму, характерному для современного общества. Практическим выводом из рассмотрения ряда библейско-вероучительных аспектов является совокупность тесно взаимосвязанных богословско-этических принципов формирования экологически просвещенного и созидательного творчества, развитых в рамках традиционной христианской парадигмы.
антропология, апологетика, биосфера, личность, наука и вера, ноосфера, образ и подобие Божие, православная культура, принцип ответственности, религиозное воспитание
1. Borejko E. V. Ekologicheskij krizis v russkom Pravoslavii (Ecological Crysis in Modern Orthodoxy), in http://ecoforum2.narod.ru/hem22/review1.htm (Date: 12.06.2013).
2. Chirkov V. I. Sady Valaama (The Gardens of Valaam), Saint-Petersburg, 1998.
3. Gajdenko V. P. 1995, in Voprosy filosofii, in http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000096/index.shtml (Date: 12.06.2013).
5. Gavrjushin N. K. 2006, in Vinograd, vol. 15, pp. 56-60.
6. Igumnov P. 1986, in Bogoslovskje trudy. Jubileynj sbornik «300 let MDA», pp. 174-187.
7. Igumnov P. 1989, Zhurnal Moskovskoj Patriarhii, vol. 2, pp. 70.
8. John F. Hot. in Gumanitarnj ekologicheskij zhurnal, in http://ecoforum2.narod.ru/hem32/digest2.htm (Date: 12.06.2013).
9. Jurevich D. at all. 2006, in Pravoslavnaja bogoslovskaja enciklopedja, vol. 11, pp. 360-390.
10. Kaleda G., Chernyshov S. N. 1999, in Pravoslavie i ecologja, pp. 165-166.
11. Kim N. 2003, in Raj i chelovek: nasledieprepodobnogo Nikity Stifata, pp. 270-272.
12. Kivva K. V. 1999, in Pravoslavie i ekologja, pp. 311.
13. Kuraev A. 1995, in Alfa i omega, vol. 4, pp. 33.
14. Kuraev A. Dary i anafemy. Chto hristianstvoprineslo v mir (Gifts and Anathemas. What Bring Christianiy in the World), in http://azbyka.ru/hristianstvo/sut/Kuraev_Dary_31-all.shtml (12.06.2013).
15. Kurnosov A. M. 1998, in Rozhdestvenskie chtenja, 1998, pp. 345.
16. Litvinova L. 2005, in Pravoslavnaja bogoslovskaja enciklopedja, vol. 9, pp. 109-116.
17. Losskij V. N. Ocherk misticheskogo bogoslovja vostochnoj Cerkvi. Dogmaticheskoe bogoslovie (The Mystical Theology of the Eastern Church. Orthodox Theology: An Introduction), Moscow, 1991.
18. Makarov D.I. Antropologja i kosmologja sv. Grigorja Palamy (The Anthropology and Cosmology of St. Grigorij Palama), Saint-Petersburg, 2003.
19. Moldavanov О. I. 1999, in Pravoslavie i ekologja, pp. 267-268.
20. Mumrikov О. 2012 “Chelovek v tehnicheskom mire: vyzovy 21 veka” (Human in Technical World: Challenges of XXI Century), in http://www.bogoslov.ru/text/2246328.html (Date: 12.06.2013).
21. Oldfieid R. 1990, in Globalnye i obshchechelovecheskie cennosti, pp. 196-202.
23. Sagan K. Rech, proiznesennaja 11 maja 1996 goda (Speech, Spoken on 11th May 1996), in http://ru.wikipedia.org/wiki/Pale_Blue_Dot (Date: 12.06.2013).
24. Shmelev I. S. Staryj Valaam (The Old Valaam), Moskow, Saint-Petersburg, 1997.
25. Sofronij. Starec Siluan Afonskj (Elder Siluan the Athonite), Moscow, 1996.
26. White L. 1990, in Globalnye problemy i obshchechelovecheskie cennosti, pp. 188-202.
27. Zavarzin G. A. 2003, in Vestnik RAN, in http://www.ras.ru/publishing/rasherald/rasherald_articleinfo.aspx?articleid=943b0eda-844a-4469-86ed-db5b6e09b41a (Date: 12.06.2013).
28. Zenkovskij V. V. Osnovy hristianskoj filosofii (The foundations of Christian philosophy), in http://azbyka.ru/hristianstvo/sut_2/zenkovskiy_osnovy_hristianskoy_philosofii_04-all.shtml#14 (12.06.2013).
Мумриков Олег Александрович
Мумриков О. А. Христианско-апологетические аспекты курса «Естественнонаучная картина мира» в рамках подготовки бакалавров по профилю «Начальноеобразование» на педагогическом факультете ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 23-31. DOI: 10.15382/sturIV201435.23-31
В статье рассматриваются задачи нового курса «Естественно-научная картина мира» в рамках подготовки православных педагогов начальной школы на Педагогическом факультете ПСТГУ. Представляется структура дисциплины, ее авторское методологическое обеспечение в контексте требований современного ФГОСа начального общего образования (2009 г.), Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (2013 г.), общих задач образования, в том числе с точки зрения православной педагогики. Показывается необходимость органичного восполнения данного курса как абстрактно-систематического богословско-философским христианско-апологетическим компонентом. Данный подход к университетскому образованию позволяет профессиональным православным педагогам при гармонизации курсов «Окружающий мир», «Основы православной культуры» и ряда других дисциплин помочь учащимся начальной школы сформировать целостное восприятие мироздания, отношение к научному мышлению как к творчеству и служению Творцу.
апологетика, естественно-научная картина мира, концепции современного естествознания, межпредметные связи, мировоззрение, наука и образование, наука и религия, начальная школа, православная культура
1. Барбур И. Религия и наука: история и современность. М., 2001.
2. Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902.
3. Докинз Р. Бог как иллюзия. М., 2008.
4. Зеньковский В. В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин, 2002.
5. Кирьянов Д., свящ. Дополнительность и проблемы современного диалога науки и богословия. [Электронный ресурс.] URL: http://www.bogoslov.ru/text/255941.html
6. Кураев А., протодиак. Полемичность Шестоднева // Альфа и Омега. М., 1999. № I (12). [Электронный ресурс.] URL: http://ao.orthodoxy.ru/arch/012/012-kuraev.htm
7. Ламанаускас В. Значение компонента химии в начальной школе: сравнительный анализ зарубежного опыта // Свиридовские чтения: Сб. ст. Вып. 6. / О. А. Ивашкевич, отв. ред. Минск, 2010. [Электронный ресурс.] URL: http://www.academia.edu/1131905/
8. Малиновская Ю. В. Принципы построения и методика реализации пропедевтического курса химии для 6, 7 классов: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2002.
9. Мень А. История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни: в 7 т. Т. 1. Истоки религии / С. Аверинцев, предисл. М., 1991.
10. Мумриков Олег, свящ. Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект. Учебное пособие для духовных учебных заведений. Сергиев Посад; М., 2013. Второе издание — 2014 г.
11. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. СПб., 2007.
12. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Е. С. Савинов, сост. М., 2013. (Стандарты второго поколения).
13. Туровцев Т. А. Творение и преображение. СПб., 2008.
14. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли. Обратная перспектива // Сочинения. М., 1999. Т. 3 (I).
15. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
16. Яки С. Л. Шестоднев: космогенезис, соблазн конкордизма // Библия о творении и бытии мира. [Электронный ресурс.] URL: http://www.spbda.ru/theology/cont/sixday.php
17. Gould S. J. Impeaching a Self-Appointed Judge (review of Phillip Johnson’s Darwin on Trial) // Scientifi c American, 267 (1992).
18. Haught John F. Is Nature Enough? Meaning and Truth in the Age of Science (Является ли природа достаточной? Смысл и истина в век науки). Cambridge University Press, 2006.
Мумриков Олег Александрович
Мумриков О. А. Литургия для детей в современной приходской практике Русской Православной Церкви // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 23-29. DOI: 10.15382/sturIV201537.24-29
В статье рассматриваются библейские, историко-богословские и канонические основания становящейся все более повсеместно распространенной в настоящее время практики особого служения литургии для детей на приходах в России. Анализируется востребованность такого рода богослужений с позиций православной педагогики. Систематизируются существующие подходы к проведению служб для детей на приходском, епархиальном и общецерковном уровнях с учетом контекста проблематики церковной социализации и воцерковления семьи в целом, в том числе отраженной в общецерковных постановлениях и документах. Совершение Евхаристии как центрального таинства Церкви и Божественной литургии с акцентом на детское восприятие подразумевает учет целого ряда особенностей. В связи с этим в статье обсуждаются необходимые условия и положительная перспектива систематического развития данной практики в РПЦ. Автор приходит к выводу о важности регламентации формирующейся практики со стороны высшей церковной власти.
Евхаристия, литургия, православная педагогика, православная миссия, приходская община, литургия для детей, церковная социализация.
1. Журналы заседания Священного Синода от 25 июля 2014 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3695943.html
2. Иоанн (Зизиулас), митрополит Пергамский. Церковь и Евхаристия. Сборник статей по православной экклесиологии / Пер. с греч. иером. Леонтия (Козлова). Богородице-Сергиева пустынь, 2009.
3. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Внимание к приходящим в храм — наша обязанность. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3748144.html
4. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы 23 декабря 2014 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3889092.html
5. Куломзина С. С. Что значит молиться Богу? М., 2002. URL: http://azbyka.ru/tserkov/lyubov_i_semya/vera_i_deti/5g12_8-all.shtml
6. Об участии верных в Евхаристии. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html
7. Успенский Н. Д. Византийская литургия (историко-литургическое исследование) // Богословские труды. Сб. 22. М., 1981. С. 83.
8. Шапорев Н., свящ. Особенности регулярного проведения миссионерских литургий на приходе // Московские епархиальные ведомости. М., 2014. № 9–10. С. 143–145.
Мумриков Олег Александрович
Мумриков О. А. Ойкумена в Священном Писании: о необходимости учета культурно-исторического контекста в современной библейской апологетике // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 24-33. DOI: 10.15382/sturIV201746.24-33
В данной статье рассматривается проблема гармоничного сочетания библейского и современного взгляда на мир-вселенную-ойкумену. Автор показывает, как при игнорировании культурно-исторического контекста описываемых событий (Всемирного потопа, расселения древних народов) возникает опасность возникновения кризиса веры. Однако следуя традиции серьезного внимания к контексту истории и культуры, заложенной еще ранними христианскими комментаторами Библии, становится возможным сохранить традиционное буквально-историческое понимание смысла событий, происходивших в библейской ойкумене-вселенной, увидеть их глазами современников самих авторов богодухновенных текстов и авторитетных православных толкователей. Вместе с тем, такой подход, «культурно-историческая и смысловая аккомодация», предупреждает когнитивный диссонанс, мировоззренческий кризис веры и маргинализацию.
библейская апологетика, вселенная, Всемирный потоп, катехизация, православная культура, православное мировоззрение, православная миссия, православная педагогика, ойкумена, экзегетика
  1. Алферов Тимофей, свящ. Две космогонии: Эволюционная теория в свете святоотеческого учения и аргументов креационной науки. М., 1999.
  2. Беляев Л. А. География библейская // Православная энциклопедия. Т. Х. М., 2005. С. 649–652.
  3. Беляев Л. А., Мерперт Н. Я. Археология библейская // Православная энциклопедия. Т. III. М., 2001. Т. III. С. 506.
  4. Большой библейский словарь / У. Элуэл и Ф. Камфорт, ред. М., 2007.
  5. Вертьянов С. Происхождение жизни: Очерк естествознания. Факты. Гипотезы. Доказательства. М., 2003.
  6. Геродот. История. Л., 1972.
  7. Глаголев С. С. Идеалы человечества на рубеже двух столетий. Публичная лекция, прочитанная в зале Синодального училища 29 марта 1900 года. М., 1900.
  8. Глаголев С. С. Всемирный потоп: [Рец. на:] Неймар, проф. История земли: Т. 1: Всемирный потоп. СПб., 1897 // Богословский вестник МДА. Т. 2. № 5. 1898. С. 250–253.
  9. Головин С. Л. Всемирный Потоп: миф, легенда или реальность? Популярное введение в библейский катастрофизм. М., 2000.
  10. Дитмар А. Б. Рубежи ойкумены: Эволюция представлений античных ученых об обитаемой земле и природной широтной зональности. М., 1973.
  11. Евсевий Памфил. О названиях местностей, встречающихся в Священном Писании. Блаженного Иеронима, пресвитера Стридонского. О положении и названии еврейских местностей. / Пер. И. Помяловского. («Православный палестинский сборник». Т. 13. Вып. 1). СПб, 1894.
  12. Епифаний Кипрский. Творения. В 6 ч. М., 1885. Ч. VI.
  13. Иероним Стридонский. Еврейские вопросы на Книгу Бытия. М., 2009.
  14. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Т. 1–2. СПб., 1900.
  15. Клавдий Птолемей. География (отрывки) // Древний Восток в античной и раннехристианской традиции (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия). М., 2007. С. 212–247.
  16. Ломоносов М. В. Явление Венеры на Солнце: Прибавление // Полное собрание сочинений. Т. IV: Труды по физике, астрономии и приборостроению 1744–1765 гг. М.; Л., 1955. С. 373–374.
  17. Моррис Г. Библейские основания современной науки. СПб., 1995.
  18. Некоторые тексты по географии // Античная география. М., 1953. С. 238–262.
  19. Павлович А. Библейская космогония по учению отцов и учителей Церкви. СПб., 1898.
  20. Святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев // Творения. М., 1845. Ч. I. С. 158.
  21. Страбон. География. М., 1994.
  22. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета / Под ред. А. П. Лопухина. Т. I: Пятокнижие Моисеево. СПб., 1904.
  23. Христианская топография (отрывки) // Древний Восток в античной и раннехристианской традиции (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия). М., 2007. С. 315–319.
  24. Эратосфен. География (фрагменты) // Античная география. М., 1953. С. 84–99.
  25. Юнкер Р., Шерер З. История происхождения и развития жизни. Минск, 1997.
Мумриков Олег Александрович, протоиерей
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6/1;
Должность: доцент кафедры ПиМНО Педагогического факультета;
Электронный адрес: omumrikov@yandex.ru.
Мумрикова Л. И. Духовно-просветительский центр в современном православном образовательном пространстве России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 18-31. DOI: 10.15382/sturIV201747.18-31
В данной статье рассматривается проблематика становления и развития приходских духовно-просветительских центров России, начиная с крупных монастырей и приходов, сельских народных домов. Определяется направление их деятельности как центров духовно-нравственного просвещения, приобщения детей, молодежи и людей зрелого возраста к православной традиции, церковному укладу жизни, церковной среде через различные формы работы. Постулируется модель деятельности духовно-просветительского центра посредством организации литургической жизни, миссионерской, социальной, образовательной, молодежной и досуговой работы. Определяется, что все направления деятельности духовно-просветительского центра должны носить семейный характер. И дети, и родители могут параллельно получать духовное образование, участвовать в совместной миссионерской и досуговой деятельности, осуществлять дела милосердия. Автор приходит к выводу о том, что подобный подход позволяет реализовывать принцип соработничества Церкви, семьи, школы и общества с максимальной полнотой и отдачей, создавать вокруг центра устойчивое православно-ориентированное сообщество.
православное образование, православное образовательное пространство, духовно-просветительский центр, воскресная школа, модель деятельности духовно-просветительского центра, служение, миссионерская деятельность, досуговая деятельность, семья, духовно-нравственное воспитание
  1. Абрамов С. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования в условиях малого города: Дис. … канд. пед. наук. М., 2010.
  2. Агеева А. В. Динамика развития учебно-воспитательного процесса в православной воскресной школе: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2015.
  3. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском совещании 2.02.2010 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1061651.html
  4. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на ежегодном Епархиальном собрании духовенства города Москвы 28.12.2012 г. URL: http://p2.patriarchia.ru/2017/01/04/1239320017/doklad2016.docx
  5. Маврицкий В. Руководственные для православного духовенства указы Святейшего Правительствующего Синода: 1721–1878. М.,1879. С. 76–79.
  6. Мумриков О., свящ. Духовно-просветительские центры: актуальность и перспективы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 13–20.
  7. Мумриков Олег, свящ. Концепция воспитательной и досуговой работы с молодежью // Московские епархиальные ведомости. 2014. № 11–12. С. 116–121.
  8. Мумриков О., прот. Литургия для детей в современной приходской практике Русской Православной Церкви // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 24–29.
  9. Наумова Н. Н. Народный дом как форма социальной диаконии Русской Православной Церкви: вчера и сегодня // Иркутский историко-экономический ежегодник. Иркутск, 2013. С. 381–387.
  10. Образовательная концепция Русской Православной Церкви. Проект документа. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4871067.html
  11. Официальный сайт Донского храма г. Мытищи. URL: http://www.donsloboda.ru
  12. Официальный сайт ДПЦ «Заповедь». URL http://zapovedelnat.blogspot.ru/p/blog-page_27.html
  13. Официальный сайт ДПЦ «Кириллица». URL: http://kirillica-center.ru/index.php
  14. Официальный сайт ДПЦ «Успенский». URL: http://dpc-uspenskii.cerkov.ru/
  15. Официальный сайт Епархиального ДПЦ им. св. Гурия Казанского. URL: http://www.pravchelny.ru/spiritual_center/
  16. Официальный сайт Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. URL: https://pravobraz.ru/v-eparxiyax-rossii-dejstvuyut-nemenee-5790-voskresnyx-shkol-dlya-detej/
  17. Положение о деятельности воскресных школ (групп) для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации в новой редакции. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4830214.html
  18. Положение о работе православного ДПЦ «Заповедь». URL: http://zapovedelnat.blogspot.ru/p/blog-page_27.html
  19. Склярова Т. В. Православное образование в современной России: структура и содержание // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 9–16.
  20. Склярова Т. В., Янушкявичене О. Л. Возрастная педагогика и психология. М., 2004.
  21. Становская Т. А. Формы и методы духовно-нравственного воспитания младшего школьника в современном духовно-просветительском центре: Дис. … магистра педагогики. М., 2012.
  22. Ушинский К. Д. Воскресные школы (письмо в провинцию) // Собр. соч. Т. 2: Педагогические статьи 1857–1861 гг. М.; Л., 1948. С. 489–512.
Мумрикова Лариса Ивановна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: ПСТГУ; Российская Федерация, г. Москва, Лихов пер., д. 6 стр. 1;
Должность: старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования;
Электронный адрес: lmumrikova@yandex.ru.
Мумриков О. А. Профессор Московской духовной академии С.С. Глаголев (1865-1937) о естественно-апологетических задачах высших духовных школ: актуальность тезисов сто лет спустя // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 79-91. DOI: 10.15382/sturIV201848.79-91
В 2017 г. исполнилось 100 лет с начала гонений на православных христиан в России, 100 лет с начала работы Поместного собора Русской Церкви, а также 80 лет с начала очередного этапа массовых репрессий в СССР. В данной статье автор рассматривает богословско-апологетическое наследие известного общественного деятеля, просветителя, заслуженного профессора Московской духовной академии (МДА) Сергея Сергеевича Глаголева (1865–1937) — члена Поместного собора 1917–1918 гг., репрессированного и расстрелянного в 1937 г. Проанализировав разные источники — речи перед студентами, публикации в «Богословском вестнике» МДА и другие работы, — автор показывает значимость и актуальность идей проф. С. С. Глаголева для плодотворного развития православной естественно-научной апологетики в контексте системы духовного образования и катехизаторской работы. Апологетическое наследие С. С. Глаголева характеризуется стремлением к гармоничному конкордансу научных концепций, библейского откровения и предания Церкви, подразумевающему построение на основе подобного синтеза адекватных апологетических моделей. Выработанные модели конкорданса, в свою очередь, служат главной цели — построению целостного христианского мировоззрения в XXI в.
апологетические модели, гонения на Русскую Церковь, естественно-научная апологетика, Московская духовная академия, православная миссия, религиозное образование, катехизация, научно-религиозный диалог, Церковь и школа, христианское мировоззрение
  1. Благоразумов Н., прот. Св. Василий Великий как богослов-естествоучитель. М., 1891.
  2. Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902.
  3. Глаголев С. С. Всемирный потоп: [Рец. на:] Неймар, проф. История земли: Т. 1: Всемирный потоп. СПб., 1897 // Богословский вестник МДА. Т. 2. № 5. Сергиев Посад, 1898. С. 250–253.
  4. Глаголев С. С. Гадания ученых о происхождении мира. Харьков, 1898.
  5. Глаголев С. С. Задачи русской богословской школы: [Вступительные чтения по введению в богословие] // Богословский вестник МДА. Т. 3. № 11. Сергиев Посад, 1905. С. 412–448.
  6. Глаголев С. С. Идеалы человечества на рубеже двух столетий. Публичная лекция, прочитанная в зале Синодального училища 29 марта 1900 года. М., 1900.
  7. Глаголев С. С. Материя и дух. СПб., 1906.
  8. Глаголев С. С. О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого. М., 1894.
  9. Глаголев С. С. О происхождении человека: Разбор теории Весмана. Сергиев Посад, 1912.
  10. Глаголев С. С. Об отношении философии и естественных наук к науке Введение в Богословие: [Пробная лекция] // Богословский вестник МДА. Т. 3. № 12. Сергиев Посад, 1892. С. 370–390.
  11. Глаголев С. С. Прошлое человека. Сергиев Посад, 1917.
  12. Глаголев С. С. Религия и наука в их взаимоотношении к наступающему XX столетию // Богословский вестник МДА. Сергиев Посад, 1900. № 1. С. 37–74.
  13. Глаголев С. С. Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви. Харьков, 1900.
  14. Глаголев Сергей Сергеевич // Биографический справочник «За Христа пострадавшие». URL: http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/docum/no_dbpath/ans/newmr/?TYZCF2JMTdG6Xbu1eu0XfeiZcW0FdS0XdOYUYOLUcuKZceXb**
  15. Глубоковский Н. Н. Хронология Ветхого и Нового Завета. М., 1996.
  16. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя, или О совершенстве в добродетели. М., 1999.
  17. Казарян А. Т. Глаголев Сергей Сергеевич // Православная энциклопедия. Т. ХI. М., 2006. С. 536–538.
  18. Киселев А., диак. История Московской Духовной Академии (1870–1900). Часть II: Летопись научной жизни академии / Курсовое соч. Загорск, 1974.
  19. Колыванов Г. Е. Голубинский Дмитрий Федорович // Православная энциклопедия. Т. ХI. М., 2006. С. 718–719.
  20. Ломоносов М. В. Явление Венеры на Солнце: Прибавление // Полное собрание сочинений. Т. 4. Труды по физике, астрономии и приборостроению 1744–1765 гг. М.; Л., 1955. С. 373–374.
  21. Мумриков О., свящ. Естественно-научная апологетика как целостная дисциплина: общий обзор // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. М., 2009. Вып. 4 (15). С. 28–41.
  22. Мумриков О., свящ. Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект: Учебное пособие для духовных учебных заведений. Сергиев Посад; М., 2014.
Мумриков Олег Александрович, протоиерей
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6/1;
Должность: доцент кафедры ПиМНО Педагогического факультета;
Электронный адрес: omumrikov@yandex.ru.
Статья поддержана грантом Фондом развития ПСТГУ «Церковь и школа в России в период 1900–1918 гг.» (01-0317/КИП 3).