/
Результат поиска


Мула С. Средневековые цистерцианские exepmpla: между филологией и историей // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 3 (33). С. 113-132.
PDF
В конце XII — начале XIII в. цистерцианские монахи, в частности в Клерво и монастырях его ветви, группировали свои рассказы в большие сборники, такие как «Книга видений и чудес» Герберта из Порто-Торрес или «Диалоги о чудесах» Цезария Гейстербахского. Цель данной статьи — провести, основываясь на литературных и исторических особенностях, различия между цистерцианскими «примерами» и более поздними образчиками жанра: пособиями для проповедников, которыми пользовались нищенствующие братья. В статье рассматривается один широко известный рассказ — посещение Девой Марией монахов во время жатвы — во всех его многочисленных вариантах. Характер текстуальных изменений в этой истории свидетельствуют об открытости ее интерпретации и о том, что она использовалась для освещения различных аспектов цистерцианской жизни, от собственно покровительства Девы Марии до роли аббата в монастыре.
exempla, цистерцианцы, Герберт из Клерво, чудеса, видения, вариативность
1. Bremond C. 1998 “L'Exemplum medieval est-il un genre litteraire?”, in Les Exempla medievaux: Nouvelles perspectives, Paris, 1998, pp. 21-28.
2. Bremond C., Le Goff J., Schmitt J.-C. L'Exemplum, Turnhout, 1996.
3. Bynum C. W. Docere verbo et exemplo. An Aspect of Twelfth Century Spirituality, Missoula, 1979.
4. Cawley M. Send Me God. The Lives of Ida the Compassionate of Nivelles, Nun of la Ramee, Arnulf, Lay Brother of Villiers, and Abundus, Monk of Villiers by Goswin of Bossut, Turnhout, 2003.
5. Delaisse E. 2012 “Des saints et bienheureux a Villers-en-Brabant: une politique de l'abbaye?”, in Supplement a la Revue d'histoire du Brabant wallon. Religion, patrimoine, societe, vol. 26/2, pp. 35-54.
6. Evdokimova L. 2001 “Les denominations generiques des recits brefs au XIIIe siecle et leur place dans le systeme des genres: quelques reflexions sur la notion du «genre» au Moyen Age”, in Etudes medievales, vol. 3/3, pp. 210-219.
7. Kompatscher-Gufler G. (ed.) Herbert von Clairvaux und sein Liber miraculorum. Die Kurzversion eines anonymen bayerischen Redaktors. Untersuchung, Edition und Kommentar, Bern, 2005.
8. Legendre O. (ed.) Collectaneum exemplorum et visionum Clarevallense e codice Trecensi 946, Turnhout, 1994.
9. Louis N. 2011 “Exemplum ad usum et abusum: Definition d'usages d'un recit qui n'en a que la forme”, in Le Recit exemplaire (1200-1800), Paris, 2011, pp. 17-36.
10. McGuire B. P. 1983 “A Lost Clairvaux Exemplum Collection Found: The «Liber visionum et miraculorum» Compiled under Prior John of Clairvaux”, in Analecta Cisterciensia, vol. 39, pp. 26-62.
11. Moisan A. 1984 “Aubri de Trois Fontaines a l'ecoute des chanteurs de geste”, in Essor et fortune de la chanson de geste dans l'Europe et l'Orient latin, Modena, 1984, pp. 949-976.
12. Moisan A. 1988 “Aubri de Trois Fontaines et la matiere de Bretagne”, in Cahiers de Civilisation medievale, vol. 31/2, pp. 37-42.
13. Mula S. 2005 “Il cosiddetto Chronicon Clarevallense. Edizione dal ms. Firenze, Bibl. Laurenziana, Ashburnham 1906”, in Bollettino semestrale del Gruppo di studio «Herbertus», no. 5/4, pp. 5-48.
14. Mula S. 2002 “Frammenti del «Liber miraculorum» di Gossuinus, edizione e comment”, in Herbertus, vol. 3, pp. 7-16.
15. Mula S. 2009 “Looking for an Author: Alberic of Trois Fontaines and the Chronicon Clarevallense”, in Citeaux. Commentarii Cistercienses, vol. 60, pp. 5-25.
16. Mula S. 2010 “Twelfth- and Thirteenth-Century Cistercian Exempla Collections: Role, Diffusion, and Evolution”, in History Compass, vol. 8/8, pp. 903-912.
17. Mula S. 2010 “Herbert de Torres et l'autoreprdsentation de l'ordre cistercien dans les recueils d'exempla”, in Le Tonnerre des exemples. Exempla et mediation culturelle dans l'Occident, Rennes, 2010, pp. 187-199.
Мула Стефано