/
Результат поиска


Мосягина Н. В. Странные голоса в «Ключе разумения» и теории древнерусского церковнопевческого искусства 2-й половины XVII в // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 96-106.
PDF
В знаменной нотации 2-й пол. XVII в. появляются крыжевые киноварные и двойные пометы, которые обозначают сдвиг обиходного звукоряда на тон вниз или вверх (в древнерусской терминологии — «странные голоса» или «перемена гласом (голоса) необычная»). Наиболее полно система странногласия представлена в двознаменном музыкальнотеоретическом руководстве кон. XVII в. «Ключ разумения». Составитель руководства — монах Тихон Макарьевский — показал систему соответствия знаменных и нотолинейных обозначений, позволяющую переводить один вид записи в другой. Странные голоса выведены автором в особый раздел, демонстрирующий примеры из песнопений разных жанров и гласов. В связи с этим «Ключ» становится для нас одним из основных источников теоретических сведений в данной области.
странные голоса, пометы, обиходный звукоряд, музыкальнотеоретическое руководство, «Ключ разумения», Тихон Макарьевский, фиты, розвод
1. Bogomolova M. V. 2001, in Ezhegodnaya bogoslovskaya konferenciya Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo bogoslovskogo instituta, 2001, pp. 438-443.
2. D'jachenko G. Polnyj cerkovno-slavyanskij slovar (The Complete Church Slavonic Dictionary), Мoscow, 1993.
3. Efimova I. V. 1986, in Russkaya horovaya muzyka XVI—XVIII vv., vol. 83, pp. 82-99.
4. Gusejnova Z. M. «Izveshhenie» Aleksandra Mezenca i teorija muzyki XVII veka («Message» of Alexandr Mezenc and the Theory of Music of XVII Century), Saint-Petersburg, 1995.
5. Gusejnova Z. M. 1998, in Nasledie monastyrskoj kul'tury: remeslo, hudozhestvo, iskusstvo, pp. 68-75.
6. Holopov Ju. N. 1987, in Problemy deshifrovki drevnerusskih notacij, pp. 106-129.
7. Kondrashkova L. V. 2002, in Materialy nauchnoj konferencii «Brazhnikovskie chteniya», pp. 32-37.
8. Konotop A. V. 1979, in Problemy istorii i teorii drevnerusskoj muzyki, p. 171.
9. Kravchenko S. P. Fity znamennogo raspeva. Na materialepevcheskoj knigi «Prazdniki» (Fity of Znamenny Chant. On a Material of the Singing Book «Feasts»), Leningrad, 1981.
10. Mosyagina N. V. 2006, in XVI Ezhegodnaya Bogoslovskaya konferenciya Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta, vol. 2, pp. 343-348.
11. Mosyagina N. V. 2011, in Aktualnyeproblemy izucheniya cerkovno-pevcheskogo iskusstva: nauka i praktika (k 120-letiyu konchiny D. V. Razumovskogo). Gimnologiya, vol. 6, pp. 429-434.
12. Pozhidaeva G. A. Pevcheskie tradicii Drevnej Rusi. Ocherki teorii i stilya (The Traditions of Old Russian Chant. Sketches of the Theory and Style), Moscow, 2007.
13. Vladyshevskaya T. F. 1976, in Iz istorii russkoj i sovetskoj muzyki, vol. 2, pp. 40-61.
Мосягина Наталья Викторовна