/
Результат поиска


Морозова Е. А., Подоровская И. А. Влияние духовно-ориентированных курсов на иерархию личности студентов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 135-141.
PDF
Статья посвящена исследованию влияния духовно-ориентированных курсов на формирование целостной личности студента с иерархией дух – душа – тело, раскрытие и преобразование латентной духовности у студентов. Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 07-06-26 606 а/В.
Морозова Елена Анатольевна
Подоровская Ирина Анатольевна
Морозова Е. А., Подоровская И. А. Традиционные устои семьи как фактор формирования целостности личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 2 (13). С. 108-115.
PDF
Статья посвящена проблеме взаимосвязи устоев семьи (иерархичность, степень эмоциональной близости, трансляция традиций и ценностей) с качествами целостности личности (соотношение личностных уровней, альтруистичность, нравственная зрелость) современной молодежи. Результаты исследования подтверждают предположение авторов: чем более традиционны устои семьи, тем более выражены качества целостности личности у юношей и девушек. Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 07-06-26 606 а/В.
современная молодежь, устои семьи, иерархичность, трансляция традиций, целостность личности, духовность, душевность, телесность, альтруизм, нравственная зрелость, дезадаптивность.
Морозова Елена Анатольевна
Подоровская Ирина Анатольевна
Пылаев М. А., Морозова Е. С. Философская теология Ф. Шлейермахера // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 56-68. DOI: 10.15382/sturI201557.56-68
В статье рассматриваются два этапа философско-теологического творчества Шлейермахера. Первый, связанный с «Речами о религии» (1799), и второй - с «Введением в вероучение» (1822) в контексте развития европейской философской и богословской мысли Нового времени и XX века. Устанавливаются истоки концепции Шлейермахера и ее влияние на последующую богословскую мысль. На первом этапе Шлейермахер понимает религию как «чувство и вкус к бесконечному», при этом авторы исключают как субъективистскую и психологическую, так и пантеистическую и детерминистскую интерпретации этого опыта безусловного. С их точки зрения, Шлейермахер, подобно К. Барту, стремится сохранить за религией и Откровением собственную уникальную сферу. У автора «Речей о религии» и в имплицитной, и в эксплицитной форме можно встретить все основные элементы философского дискурса священного. На втором этапе Шлейермахер использует понятие более точное, чем чувство: «непосредственное самосознание». Авторы анализируют представления Шлейермахера о структуре и развитии самосознания человека. Высшей ступенью становления самосознания становится благочестие. Благочестивое сознание становится материей для догматических положений. Авторы анализируют конкретные формы генезиса догматических положений лютеранского вероучения у Шлейермахера. Они полагают, что его догматика успешно справляется с задачей выразить керигму, сохраняя ее нередуцируемость; ассимилируя достижения современной ему философии, она сохраняет неповторимый облик христианского вероучения.
Шлейермахер, философская теология, чувство зависимости, священное, благочестие, самосознание, доматика
1. Барт К. Церковная догматика. М., 2007. Т. 1.
2. Тиллих П. Систематическое богословие. СПб., 1998. Т. 1.
3. Barth K. Die protestantische Theologie im 19. Jahrhundert, Zürich, 1994.
4. Moretto G. Das Heilige im Denken, Münster, 2005.
5. Pannenberg W. Problemgeschichte der neueren evangelischen Theologie in Deutschland, Göttingen, 1997.
Пылаев Максим Александрович
Морозова Екатерина Сергеевна
Морозова Е. И. Три лицевые рукописи из Иосифо-Волоколамского монастыря (ГИМ. Епарх. 81; РНБ. Q.I.19; РГБ. Ф. 113. Волок. № 79). К проблеме интерпретации "дионисиевского стиля" // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 22-35. DOI: 10.15382/sturV201623.22-35
Среди иллюстрированных кодексов, созданных в стенах Иосифо-Волоколамского монастыря, значительный интерес представляет лицевой список Псалтири с восследованием (ГИМ. Епарх. 81). Рукопись содержит запись с указанием даты ее создания (1502 г.), имени писца (священноинока Симеона) и возможного заказчика (инока Касиана). Псалтирь украшена единственной миниатюрой-заставкой с полуфигурным изображением царя Давида (л. 1). Эта миниатюра заставляет вспомнить две другие — более известные в науке — рукописи с подобного типа иллюстрациями: Евангелие тетр (РНБ. Q.I.19) и Апостол из Волоколамского собрания РГБ (ф. 113, № 79). Миниатюры Евангелия и Апостола традиционно считаются произведениями «круга Дионисия» и, по мнению исследователей, происходят из одной мастерской. Цель настоящей статьи — определение степени стилистической идентичности миниатюр трех рукописей и возможности их происхождения из одной мастерской. Для этого был применен метод сравнительно-исторического исследования, позволивший рассмотреть исторические обстоятельства рубежа XV–XVI вв. (присутствие в Иосифовом монастыре артели художников во главе с Дионисием и связь с обителью калязинского игумена Иоасафа — владельца и вкладчика Апостола), метод формально-стилистического художественного анализа, иконографический метод, а также приемы кодикологического исследования. В результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что Евангелие, Апостол и Псалтирь обладают кодикологическим и типологическим сходством, а их миниатюры, служащие одновременно заставками, бесспорно, принадлежат к одному направлению московского искусства рубежа XV–XVI вв.
московские иллюстрированные рукописи, московские миниатюры, Иосифо-Волоколамский монастырь, искусство круга Дионисия, «дионисиевский стиль», миниатюра-заставка
1. Деяния и послания апостолов. Греческая иллюминованная рукопись 1072 года из собрания Научной библиотеки Московского университета. Сборник статей [Исследования и реставрация одного памятника. Вып. 4] / Э. Н. Добрынина, сост. и отв. ред. М., 2004.
2. Дианова Т. В., Костюхина Л. М. Рукописные книги Иосифо-Волоколамской библиотеки (По материалам Отдела рукописей Государственного Исторического музея) // Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 100–121.
3. Дионисий «живописец пресловущий». М., 2002.
4. Дмитриева Р. П. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности // Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 3–15.
5. Зимин А. А. Из истории собрания рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря // Государственная библиотека им. В. И. Ленина. Записки Отдела рукописей. Вып. 38. М., 1977. С. 15–29.
6. Иконы XIII–XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007.
7. Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской Духовной академии. М., 1882.
8. Калайдович К., Строев П. Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в Москве в библиотеке тайного советника… графа Федора Андреевича Толстого. М., 1825.
9. Лифшиц Л. И. О границе понятий «дионисиевский стиль» и «стиль Дионисия» // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. М., 2005. С. 126–162.
10. Описание рукописей библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря из Епархиального собрания ГИМ / Сост. Т. В. Дианова, Л. М. Костюхина, И. В. Поздеева // Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 122–415.
11. Описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 и 1591 гг. / Публикация Р. П. Дмитриевой // Там же. С. 42–99.
12. Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. / Публикация Р. П. Дмитриевой // Там же. С. 24–41.
13. Попов Г. В. Сборник Государственного архива Тверской области, № 1028 // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств: XIV–XVI вв. М., 1970. С. 353–357.
14. Попов Г. В. Дионисий и московская миниатюра. Иллюстрация Лествицы в рукописи Герасима Замыцкого // Древнерусское искусство: Рукописная книга. Сб. 1. М., 1972. С. 256–285.
15. Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV — начала XVI века. М., 1975.
16. Попов Г. В. Московская книжная иллюстрация времени Дионисия // Дионисий «живописец пресловущий». М., 2002. С. 224–227.
17. Попов Г. В. Рукописная книга Москвы. Миниатюра и орнамент второй половины XV — начала XVI в. М., 2009.
18. Протасьева Т. Н. Описание рукописей Чудовского собрания. Новосибирск, 1980.
19. Розанова Н. В. Миниатюры московского круга конца XV — начала XVI вв.: Дис. … канд. искусствоведения. Л., 1971.
20. Розанова Н. В. Об одной группе миниатюр первой четверти XVI в. // Древнерусское искусство: Рукописная книга. Сб. 1. М., 1972. С. 247–255.
21. Славяно-русские рукописные книги XIV–XVI веков в хранилищах Тверской земли / Под ред. И. В. Поздеевой. Тверь, 2005.
22. Смирнова Э. С. Искусство книги в средневековой Руси. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV век. М., 2011.
23. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877.
24. Строев П. М. Описание рукописей монастырей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина Сторожевского и Пафнутьева Боровского. СПб., 1891.
Морозова Екатерина Ивановна
Морозова Е. И. Еще раз о миниатюрах Книги пророков 1489 г. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 32-52. DOI: 10.15382/sturV201831.32-52
Книга пророков 1489 г. (РГБ. Ф. 173. МДА. № 20) — роскошно иллюминированная московская рукопись, украшенная 16 миниатюрами с изображениями пророков, полихромными заставками и инициалами. Кодекс неоднократно становился объектом внимания историков искусства. В настоящей статье пересмотрены существующие атрибуции миниатюр, дана подробная стилистическая характеристика миниатюр, обозначено место миниатюр в истории московской живописи 2-й пол. XV в., рассмотрен вопрос использования в рукописи так называемой акварельной техники, затронута проблема иконографии пророков. Придерживаясь традиционного деления миниатюр на две группы (так называемые акварельную и темперную), мы полагаем, что в создании 16 миниатюр Книги пророков принимали участие как минимум семь мастеров. Шесть «темперных» миниатюр принадлежат, по нашему мнению, кисти четырех художников. Первый мастер выполнил изображения Иосии и Иоиля, второй — Аввакума, третий — Захарии и Малахии, четвертый — Даниила. В исполнении «акварельных» пророков принимало участие, скорее всего, трое художников. Изображения Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Софонии, Исайи, Иезекииля и Иеремии выполнил пятый мастер. Оставшиеся миниатюры с изображениями Наума и Аггея написаны двумя разными художниками. «Акварельная» техника, в которой исполнены изображения 10 пророков, встречается в ряде рукописей кон. XV в. и свидетельствует, очевидно, об ориентации на палеологовскую культуру. Изображения пророков в рост на нейтральном фоне являются одним из возможных вариантов «авторского портрета», обращение к которому говорит о знакомстве московских художников с византийской традицией. Сами же облики пророков, напротив, более соответствуют изображениям в пророческих чинах иконостасов, нежели в византийских рукописях аналогичного состава.
московские иллюстрированные рукописи, московские миниатюры, искусство «круга Дионисия», «дионисиевский стиль», иллюстрированные Книги пророков, «акварельная» техника, древнерусская живопись
  1. Георгиевский Г. П., Владимиров М. Древнерусская миниатюра. М., 1933.
  2. Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. 3. Ч. 1. М., 1869.
  3. Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Лицевые рукописи XI–XIX веков. Т. 2. Кн. 1: Лицевые рукописи XI–XVII веков / Е. В. Гладышева, Н. В. Розанова, ред. М., 2010. Кат. № 4. С. 60–82.
  4. Дионисий «живописец пресловущий». Выставка произведений древнерусского искусства XV–XVI вв. из собраний музеев и библиотек России / Е. В. Гладышева, Э. К. Гусева, Л. В. Нерсесян, Г. В. Попов, ред. М., 2002.
  5. Зацепина Е. В. К вопросу о происхождении старопечатного орнамента // У истоков русского книгопечатания. М., 1959. С. 101–154. Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии. М., 1882.
  6. Кучкин В. А., Попов Г. В. Государев дьяк Василий Мамырев и лицевая Книга пророков 1489 г. // Древнерусское искусство: Рукописная книга. Сб. 2. М., 1974. С. 107–144.
  7. Лазарев В. Н. Дионисий и его школа // История русского искусства. М., 1955. Т. 3. С. 482–541.
  8. Лифшиц Л. И. О границе понятий «дионисиевский стиль» и «стиль Дионисия» // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. М., 2005. С. 126–162.
  9. Мельник А. Г. Московский великокняжеский дьяк Данило Мамырев // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2006. № 2 (24). С. 61–69.
  10. Некрасов А. И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937.
  11. Немировский Е. Л. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Федоров. М., 1964.
  12. Новый Завет с Псалтирью: греческая иллюминированная рукопись из собрания Государственного Исторического музея // Исследования и реставрация одного памятника: Сб. ст. / Э. Н. Добрынина, сост. и отв. ред. М., 2014. Вып. 10.
  13. Попов Г. В. Московская копия конца XV в. с болгарской миниатюры предшествующего столетия // Советское славяноведение. 1969. № 1. С. 91–94.
  14. Попов Г. В. Дионисий и московская миниатюра. Иллюстрация Лествицы в рукописи Герасима Замыцкого // Древнерусское искусство: Рукописная книга. Сб. 1. М., 1972. С. 256–285.
  15. Попов Г. В. Новый памятник круга Буслаевской Псалтири. Из истории деятельности великокняжеской рукописной мастерской в 1480-х гг. // Древнерусское искусство: Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983. С. 168–179.
  16. Попов Г. В. Рукописная книга Москвы. Миниатюра и орнамент второй половины XV–XVI столетия. М., 2009.
  17. Попова О. С. Новгородские миниатюры второй половины XIV в. и второе южнославянское влияние // Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003. С. 231–250.
  18. Протасьева Т. Н. Описание рукописей Чудовского собрания. Новосибирск, 1980.
  19. Редин Е. К. Христианская топография Козьмы Индикоплова по греческим и русским спискам. Ч. 1. М., 1916.
  20. Розанова Н. В. Миниатюры московского круга конца XV — начала XVI вв.: дис. … канд. иск. Л., 1971.
  21. Розов Н. Н. Книга в России в XV в. Л., 1981.
  22. Свирин А. Н. Древнерусская миниатюра. М., 1950.
  23. Свирин А. Н. Искусство книги Древней Руси. XI–XVII века. М., 1964.
  24. Смирнова Э. С. Искусство книги в средневековой Руси. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV век. М., 2011.
  25. Смирнова Э. С. Московская икона XIV–XVII веков. Л., 1988.
  26. Смирнова Э. С. Русская рукопись «Постнических Слов Василия Великого» рубежа XIVXV веков, РНБ, F. п. I. 40, и ее миниатюра // Зограф. Т. 36. Београд, 2012. С. 171–178.
  27. Сперанский М. Н. «Греческое» и «лигатурное» письмо в русских рукописях XV–XVI вв. // Byzantinoslavica. T. IV. Vol. 1. Praha, 1932. P. 52–64.
  28. Строев П. М. Описание рукописей монастырей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина-Сторожевского и Пафнутьева-Боровского. СПб., 1891.
  29. Ухова Т. Б., Клепиков С. А. Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собраний Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии // Государственная библиотека им. В.И. Ленина. Записки Отдела рукописей. М., 1960. Вып. 22.
  30. Lowden J. Illuminated Prophet Books. L., 1988.
  31. Popova O. La miniature russe XIe — début du XVIe siècle. Léningrade, 1984.
  32. Weitzmann K. A Fourteenth-Century Greek Gospel Book with Wash-Drawings // Gazette des Beaux-Arts. Tome 62 (Juillet — Août). P., 1963. P. 92–108.
Морозова Екатерина Ивановна
Место работы: ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря;
Должность: научный сотрудник, художник-реставратор;
ORCID: 0000-0002-5703-8099;
Электронный адрес: catherine-moro@yandex.ru.