/
Результат поиска


Моисеева С. А. "Житие Антиохийского патриарха Христофора" и византийская агиография // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2006. Вып. 2. С. 169-180.
PDF
Автор статьи, признавая в рассматриваемом произведении, во-первых, этап развития сирийской ветви мелькитского летописания и, во-вторых, зарождающийся на антиохийской почве жанр городской хроники, акцентирует внимание на реализации в тексте житийного канона и из этого, в первую очередь, исходит в анализе «Жития антиохийского патриарха Христофора». Учитывая греческий культурный пласт, выявляемый в произведениях Ибрахима б. Юханны, автор статьи обосновывает гипотезу о том, что жанровым фундаментом «Жития…» послужила византийская агиографическая традиция, представляющая собою, в свою очередь, своеобразное развитие жанра античной биографии.
Моисеева Софья Александровна
Моисеева С. А. Сюжет придворного диспута с иудеем в арабо-христианской агиографии // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2010. Вып. 4 (22). С. 32-43.
PDF
житие, арабская христианская агиография, диспут, сюжет, иудей
Моисеева Софья Александровна
Моисеева С. А. Первые памятники арабо-христианской житийной литературы и их связь с византийской агиографической // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 4 (26). С. 77-86.
PDF
Статья посвящена двум наиболее ранним памятникам оригинальной арабо-христианской агиографии: «Мученичеству Антония-Равха» и «Мученичеству ʽАбд аль-Масиха» (IX–X вв.). Автор статьи ставит вопрос о литературных связях между этими произведениями и уже прочно сложившейся к тому времени византийской житийной литературой и рассматривает их на уровне жанра (трансформация агиографического текста в автобиографию), сюжета (однотипные чудеса, описание обретения мощей) и присущих «классической» агиографии выразительных средств.
арабо-христианская агиография, византийская агиография, мученичество, Антоний-Равх, ‘Абд аль-Масих, чудеса св. Георгия, автобиография
Моисеева Софья Александровна
Моисеева С. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 163-169. — Рец. на кн.: Translating the Bible into Arabic: historical, text-critical and literary aspects / Ed. S. Binay, St. Leder. Beirut: Orient-Institut Beirut; Wurzburg: Ergon Verlag Wurzburg in Kommission, 2012. (Beiruter Texte und Studien; 131). - 150, 127 p
PDF
Моисеева Софья Александровна
Моисеева С. А. XI Сирологический симпозиум и IX Конференция арабо-христианских исследований (Мальтийский университет, г. Валетта, 16–21 июля 2012 г.) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 173-177.
PDF
Моисеева Софья Александровна
Милакович Ж. В., Моисеева С. А. Забытый сирийский столпник Тимофей из Кахушты // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 45-54. DOI: 10.15382/sturIII201440.45-54
Статья посвящена малоизвестному сирийскому святому VIII — начала IX в. Тимофею из Кахушты. Дается общий обзор его агиографической традиции, включающей памятники на арабском и грузинском языках. На основе тщательного анализа арабского жития можно сделать уверенный вывод о том, что святой Тимофей был столпником и, таким образом, житие этого святого может служить источником сведений для изучения сирийского столпничества в мусульманскую эпоху и его отражения в агиографии. Тот факт, что в житии отсутствует акцент на столпничестве главного героя, согласуется с общей тенденцией развития византийской агиографии о столпниках. Значительное место в житии отведено прижизненным чудесам святого, благодаря чему создается яркая картина жизни христиан сирийской глубинки раннеаббасидского времени. В статье также анализируются два важных сюжета жития — один, свидетельствующий о монофелитском характере маронитского богословия рассматриваемого периода, и другой, повествующий о чудесном исцелении сына халифа Харуна ар-Рашида Антиохийским патриархом Феодоритом и имеющий параллель в хронике патриарха Евтихия Александрийского.
Тимофей из Кахушты, столпник, сирийское столпничество, Антиохийская Церковь, житие, чудеса, арабская мелькитская агиография, марониты, Антиохийский патриарх Феодорит, Харун ар-Рашид.
1. Алексий (Кузнецов), иером. Юродство и столпничество: религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. М., 1913.
2. Габидзашвили Э. Переводные памятники древнегрузинской литературы: Библиогр. справ. Тбилиси, 2004. Т. 1: Агиография (на груз. яз.).
3. Кекелидзе К. С. Этюды по истории древнегрузинской литературы. Тбилиси, 1960. Т. 6 (на груз. яз.).
4. Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам: Прил. II (1). СПб., 1903. (Православный палестинский сборник; Т. 17. Вып 2(2)).
5. Мейендорф И., протопр. Византийские представления об исламе / Н. Поляков, Я. Тестелец, пер. с англ. // Альфа и Омега. М., 1996. № 2/3 (9/10). С. 131–140.
6. Моисеева С. А. Арабская мелькитская агиография IX–XI веков (в печати).
7. Родионов М. А. Марониты: Из этноконфессиональной истории Восточного Средиземноморья. М., 1982.
8. Тимофей Антиохийский, неизвестный сирийский деятель VIII в. / К. Кекелидзе, изд. // Моамбе (Вестник) / Институт языка, истории и материальной культуры имени Н. Я. Марра. Тбилиси, 1940. Вып. 7. С. 9–150 (на груз. яз.).
9. Blake R. 1965 “La littérature grecque en Palestine au VIII e siècle“, in Le Muséon, Louvain, 1965, vol. 78, pp. 367–380.
10. Brayk, Mīkhā’īl. Al-HWaḳā’iḳ al-wafi yyah fī tārīkh baṭārikat al-Kanīsah al-Anṭākiyyah, Bayrūt, 2006.
11. Caseau B., Fayant M.-Ch. Le renouveau du culte des stylites syriens au Xe et Xie siècles? La Vie abrégée de Syméon Stylite le Jeune (BHG 1691c) (in print).
12. Delehaye H. Les saints stylites, Bruxelles, Paris, 1923 (Subsidia hagiographica, vol. 14).
13. Karalevskу C. 1924 “Antioche”, in Dictionnaire d’histoire et de géographie ecclésiastiques, Paris, 1924, vol. 3, pp. 563–703.
14. Lamoreaux J. 2009 “The Life of Timothy of Kakhushta”, in Christian-Muslim Relations: A Bibliographical History, Leiden, 2009, vol. 1: 600–900, pp. 920–921.
16. Moosa M. The Maronites in History, Piscataway (N. J.), 2005.
19. Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l’Eglise melchite du Ve au XXe siècles, Louvain, Рaris, 1999, vol. 2/2.
20. Peña I. et al. Les stylites syriens, Oxford, 1975.
21. Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit, Berlin, 1998–2009, vol. 1: 641–867.
22. Sansterre J.-M. 1989 “Les saints stylites du Ve au XIe siècle: Permanence et évolution d’un type de sainteté“, in Marx J. (ed.) Sainteté et martyre dans les religions du Livre, Bruxelles, 1989, pp. 33–45.
23. Sauget J.-M. Premières recherches sur l’origine et les caractéristiques des synaxaires melkites (XIe–XVIIe siècles), Bruxelles, 1969 (Subsidia hagiographica, vol. 45).
24. Schaсhner L. A. 1975 “The Archaeology of the Stylite”, in Religious Diversity in Late Antiquity, Leiden, 1975, pp. 329–400.
25. 1948 “St. Daniel the Stylite”, in Three Byzantine Saints: Contemporary Biographies of St. Daniel the Stylite, St. Theodore of Sykeon and St. John the Almsgiver, London, 1948.
26. Tarchnischvili M. Geschichte der kirchlichen georgischen Literatur, Città del Vaticano, 1955 (Studi e testi, vol. 185).
27. Tūmā Bīṭār, archim. Al-KWiddisūn al-mansiyyūn fī al-turāth al-anṭākī, Bayrūt, 1995.
Милакович Жанна Владимировна
Моисеева Софья Александровна
Моисеева Е. В. От греха к спасению. «Delectatio» в философии блаженного Августина // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5 (61). С. 59-72. DOI: 10.15382/sturI201561.59-72
Статья посвящена исследованию понятия «delectatio» и его развития в ранних трудах блаженного Августина. «Delectatio» — это внутренний «двигатель» воли, который дает ей силы превращать желания в действия. Настоящее исследование показывает, как понятие «delectatio» зарождается и развивается вместе с концептом воли, становясь ключевым моментом взаимодействия человеческой воли и божественной благодати в вопросе о спасении души. Развитие концепции исследуется на основании трех работ Августина: «О музыке», «О восьмидесяти трех различных вопросах» (вопросы 68–70), «О различных вопросах к Симплициану». Шестая книга «О музыке» выступает в качестве отправной точки, поскольку здесь мы впервые видим, как воля человека связана с «delectatio» и какую роль воля и удовольствие играют в спасении души, — пока без каких-либо отсылок к божественной благодати. В трактате же «К Симплициану» мы находим прочтение взаимодействия между волей и божественной благодатью, основанное на том, что «delectatio» — это внутренний источник движения воли; благодать, возвращая душе способность наслаждаться умозрительным мирой, воздействует на волю, освобождая, а не принуждая. Работа с указанными текстами позволяет понять, как Августин решает вопрос о сосуществовании благодати и свободной воли до начала пелагианских споров.
Августин Блаженный, удовольствие, воля, грех, спасение, благодать, привычка, Бог.
1. Babcock W. S. 1979 “Augustine’s interpretation of Romans (A.D. 394–396)”, in Augustinian Studies, 1979, vol. 10, pp. 55–74.
2. Bochet I. Saint Augustin et le désir de Dieu, Paris, 1982.
3. Bochet I. Firmament de l’Écriture, Paris, 2004.
4. Bourke V. J. Joy in Augustine’s Ethics. Villanova, 1978.
5. Chapman E. Saint Augustine’s Philosophy of Beauty, New York, 1939.
6. De Lubac H. Surnaturel. Etudes historiques, Paris, 2010.
7. Finaert G., Thonnard F.-J. 1947 “Introduction”, in Dialogues philosophiques IV. La musique. Bibliothèque Augustinienne, Paris, 1947, vol. 7.
8. Gilson E. Introduction à l’étude de saint Augustin, Paris, 1969.
9. Mayer C. 1998 “Delectatio (delectare)”, in Mayer C. (ed.) Augustinus Lexikon, Bâle, 1998, vol. 2, col. 267–285.
10. Prendiville J. G. 1972 “The Development of the Idea of Habit in the Thought of Saint Augustine”, in Traditio, 1972, vol. 28, pp. 29–99.
11. Solignac A. 1988 “Les excès de l’ intellectus fi dei dans la doctrine d’Augustin sur la grâce”, in Nouvelle Revue Théologique, 1988, vol. 110, pp. 825–849.
12. Torchia J. 1990 “Pondus meus amor meus. The Weight-Metaphor in St. Augustine Early Philosophy”, in Augustinian Studies, 1990, vol. 21, pp. 163–176.
13. Van Bavel T. J. 1993 “Fruitio, Delectatio and Voluptas”, in Augustinus, 1993, vol. 37, pp. 499–510.
14. Фокин А. P. Краткий очерк учения блаженного Августина о соотношении свободного человеческого действия и божественной благодати в спасении (по сочинениям 386–397 гг.) // Блаженный Августин. Трактаты о различных вопросах: богословие, экзегетика, этика / А. Р. Фокин, ред. М., 2005. C. 8–40.
Моисеева Евгения Владимировна
Моисеева С. А. III Сиро-арабский симпозиум (Университет Святого Духа, Каслик, Ливан) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 145-146.
PDF
Моисеева Софья Александровна
Моисеева С. А. Конференция "Arabica sunt, non leguntur... - Арабская Библия: Свидетельство рукописей" (Лёвенский католический университет, Бельгия) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 147-148.
PDF
Моисеева Софья Александровна
Фролов Д. В., Моисеева С. А. Камень в Евангелии от Матфея // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 96-116. DOI: 10.15382/sturIII201649.96-116
В статье рассматривается функционирование образа камня в Евангелии от Матфея с учетом традиции ранних и средневековых толкований. Большинство изученных контекстов относится к одному из пяти выделенных в ходе исследования семантических гнезд: камни — народ, камень — искушение, камень — основание, камень — Христос, камень — ключ к типологии. В основу анализа положен принцип выявления параллелей с ветхозаветными «каменными» мотивами, который оказался крайне продуктивным. Богатое символическое содержание образа камня в Танахе (символ избранности, связанный с генезисом еврейского народа; символ сакральности, воплощающий связь между двумя реальностями в виде материала, предназначенного для жертвенника и храма; символ оппозиции «мертвое — живое») служит отправной точкой для его новозаветного развития, выражающегося в углублении и переосмыслении этих граней. В итоге включенность евангелиста Матфея в ветхозаветный контекст оказывается гораздо шире и глубже, чем принято считать, лишь исходя из большого количества приводимых им цитат. Комплексный анализ всех упоминаний камня, встречающихся в Евангелии от Матфея, наглядно показывает, что они представляют собой не произвольный набор не связанных друг с другом мотивов, а своего рода мозаику, разные элементы которой активно взаимодействуют на семантическом и символическом уровнях. Две идеи, заданные уже в Евангелии от Матфея, — «оживших камней» и смены заветов — по-видимому, лежат в центре символики образа камня в Новом Завете, хотя эта символика ими не ограничивается. Отдельное внимание в статье уделяется лексическому анализу слов, связанных с «каменной» тематикой в греческом тексте и его переводах.
Евангелие от Матфея, Новый Завет, Ветхий Завет, Библия, камень, скала, образ, мотив, символика, контекст, толкование, экзегеза
1. Афраат, персидский мудрец. Тахвиты о любви и вере / Свящ. Л. Грилихес, Г. Кессель, пер. // Богословский вестник. 2003. № 3. С. 31–69.
2. Афраат, персидский мудрец. Тахвиты «О посте» и «О молитве» / Прот. Л. Грилихес, Г. Кессель, пер. // Богословский вестник. 2004. № 4. С. 28–68.
3. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков: Новый Завет / Пер. с англ., греч., лат. и сир.; Симонэтти М., ред. / Рус. изд. под ред. Ю. Р. Варзорина. Тверь, 2007. Т. Iа: Евангелие от Матфея 1–13; Т. Iб: Евангелие от Матфея 14–28.
4. Войку С. Иоанн Златоуст: Сочинения. Приписываемые // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 24. С. 199–204.
5. Фокин А. Р. Иероним Стридонский // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 21. С. 336–370.
6. Фролов Д. В. Образ камня в Пятикнижии: Бытие // Образ и символ в иудейской, христианской и мусульманской традиции. М., 2015. С. 15–40.
7. Фролов Д. В. Семантика мотива камня в Коране // Семантика образа в литературах Востока. М., 1998. С. 102–120.
8. Aphraatis Sapientis Persae Demonstrationes / J. Parisot, ed. P., 1894. (Patrologia Syriaca; 1/1).
9. Augustinus Hipponensis. Epistola CXXX // Patrologiae cursus completus. Ser. Latina / J. P. Migne, ed. P., 1845. T. 33. Col. 493–507.
10. Augustinus Hipponensis. Sermo СССLII // Patrologiae cursus completus. Ser. Latina / J. P. Migne, ed. P., 1865. T. 39. Col. 1549–1560.
11. Bibliography for an Exegetical and Patristic Examination of Matthew 16:18 // URL: https://bible.org/seriespage/bibliography-exegetical-and-patristic-examination-matthew-1618 (data obrashcheniia: 15. 10. 2016).
12. Dupont J. Il n’en sera pas laisse pierre sur pierre (Mc 13,2; Lc 19,44) // Biblica. 1971. Vol. 52. P. 301–320.
13. Ephrem de Nisibe. Commentaire de l’Evangile concordant, ou Diatessaron / L. Leloir, introd., trad., not. Paris, 1966. (Sources chretiennes; 121).
14. Frolov D. The Notion of Stone in the Book of Genesis // Russian Oriental Studies: Current Research on Past & Present Asian and African Societies / V. Naumkin, ed. Leiden; Boston, 2004. P. 263–269.
15. Hieronymus Stridonensis. Commentaria in Evangelium S. Matthaei // Patrologiae cursus completus. Ser. Latina / J. P. Migne, ed. P., 1845. T. 26. Col. 15–218.
16. Ioannes Chrysostomus. Homiliae in Mattheum // Patrologiae cursus completus. Ser. Graeca / J. P. Migne, ed. P., 1862. T. 57–58.
17. Ioannes Chrysostomus. Interpretatio in Danielem prophetam // Patrologiae cursus completus. Ser. Graeca / J. P. Migne, ed. P., 1859. T. 56. Col. 193–246.
18. Iustinus Philosophus et Martyr. Dialogus cum Triphone // Patrologiae cursus completus. Ser. Graeca / J. P. Migne, ed. P., 1857. T. 6. Col. 481–800.
19. Jonge M., de. Mt 27,51 in Early Christian Exegesis // Harvard Theological Review. 1986. Vol. 79. N 1–3. P. 67–79.
20. Luz U. Das Evangelium nach Matthaus. Dusseldorf etc., 2002. Tl. 2. (Evangelisch-Katolischer Kommentar zum Neuen Testamenten).
21. Mali F. Das “Opus imperfectum in Matthaeum” und sein Verhaltnis zu den Matthauskommentaren von Origenes und Hieronymus. Innsbruck; Wien, 1991.
22. Metzger B. M. A Textual Commentary on the Greek New Testament. L.; N. Y., 1971.
23. Opus imperfectum in Matthaeum // Patrologiae cursus completus. Ser. Graeca / J. P. Migne, ed. P., 1859. T. 56. Col. 611–946.
24. Origenes Werke / M. Rauer, E. Klostermann, Hrsg. Leipzig, 1930. Bd. 9; 1933. Bd. 11; 1941. Bd. 12. (Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte; 35, 38, 41).
25. Tertullianus. Adversus Iudaeos // Patrologiae cursus completus. Ser. Latina / J. P. Migne, ed. P., 1844. T. 2. Col. 595–642.
26. Tertullianus. Adversus Marcionem // Patrologiae cursus completus. Ser. Latina / J. P. Migne, ed. Parisiis, 1844. T. 2. Col. 239–524.
27. The Commentaries of Isho‘dad of Merv, Bishop of Hadatha (c. 850 A. D.) / M. D. Gibson, ed., transl. Cambridge, 1911. Vol. 1: The Gospels: Translation; Vol. 2: Matthew and Mark in Syriac.
28. The Patristic Exegesis of the Rock of Matthew 16:18 / W. Webster, comp. URL: http://www.christiantruth.com/articles/fathersmt16.html (data obrashcheniia: 15. 10. 2016).
29. Theophylactus Bulgarorum. Enarratio in Evangelium Matthaei // Patrologiae cursus completus. Ser. Graeca / J. P. Migne, ed. P., 1864. T. 123. Col. 139–488.
Фролов Дмитрий Владимирович
Моисеева Софья Александровна
Моисеева С. А. Рецепция античной традиции consolatio в средневековой арабо-христианской литературе // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 51. С. 66-79. DOI: 10.15382/sturIII201751.66-79
В статье рассматриваются три произведения, написанные в жанре утешения, или consolatio, средневековыми арабо-христианскими писателями Илией аль- Джаухари, Севиром ибн аль-Мукаффой и Илией бар Шинаей. Целью исследования является показать зависимость их творчества от предшествующей традиции, включая трактат арабо-мусульманского философа аль-Кинди, послуживший для них связующим звеном с античностью. На основе проведенного анализа делается вывод о частичном продолжении арабо-христианскими авторами традиции consolatio, с точки зрения литературной формы трактата-письма, и об их новаторстве в плане содержания. На смену преобладавшему ранее поджанру утешения по случаю смерти у арабоязычных писателей приходит общетеоретический трактат о борьбе со скорбью безотносительно причины ее возникновения. Все три автора в той или иной мере наполняют текст богословским содержанием, но выбирают для этого разные стратегии. Илия бар Шинайя выводит проблему на обобщенный этический уровень, рассматривая ее в контексте добродетелей и пороков и строя свое сочинение преимущественно как сборницитат. Илья аль-Джаухари и Севир ибн аль-Мукаффа пытаются соединить аргументацию античного consolatio с доводами, опирающимися на тексты, актуальные для христианского читателя, прежде всего библейские. При этом первый из них использует главным образом сюжеты Ветхого Завета, актуальные и для мусульманских читателей, а второй активно синтезирует античный и христианский материал, в результате чего можно говорить о возникновении общетеоретического трактата в жанре consolatio, впервые наполненного христианским содержанием. Данное явление, по мнению автора статьи, следует поставить в связь с мощным культурным импульсом, полученным арабоязычными авторами в период так называемого Аббасидского возрождения.
утешение, consolatio, философия, античная традиция, скорбь, печаль, арабо-христианская литература, Илия аль-Джаухари, Илия бар Шинайя Нисибинский, Севир ибн аль-Мукаффа, Абу Юсуф Якуб ибн Исхак аль-Кинди
Бородай Т. Ю. Утешение философией // Новая философская энциклопедия. М., 2010. Т. 4. С. 151.
Звиревич В. Т. О содержании трактата Цицерона «Утешение» // Известия Уральского государственного университета. Сер. 3: Общественные науки. 2010. № 2(77). С. 155–162.
Игнатенко А. А. В поисках счастья: Общественно-политические воззрения арабоисламских философов средневековья. М., 1989.
Керасиди Н. Х. Жанр утешения в древнегреческой литературе // Проблемы исторической поэтики. 1990. Вып. 1. С. 128–136.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 8: Итоги тысячелетнего развития. Харьков; М., 2000. Кн. 1.
Моисеева С. А. Илия аль-Джаухари // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 22. С. 301–302.
Нахов И. М. Трагический катарсис и жанр утешения // Вопросы классической филологии: [Cб. статей]. М., 1984. Вып. 8: Разыскания = Dzetemata / [А. А. Тахо-Годи, И. М. Нахов, ред.]. C. 74–88.
Adamson P. Arabic Ethics and the Limits of Philosophical Consolation // Greek and Roman Consolations: Eight Studies of a Tradition and its Afterlife / H. Baltussen, ed. Swansea, 2013. P. 177–196.
Badawi A. La transmission de la philosophie grécque au monde arabe. Paris, 1968. (Études de philosophie médievale; 56).
Badawi A. Traités philosophiques par al-Kindī, al-Fārābī, ibn Bajjah, ibn ʽAdyy. Beirut, 1983.
Cassarino M. Traduzioni e traduttori arabi dell’VIII all’XI secolo. Roma, 1998.
Druart T.-A. Al-Kindī’s Ethics // Review of Metaphysics. 1993. Vol. 47. P. 329–357.
Elia di Nisibi. Il libro per scacciare la preoccupazione (Kitāb daf‘ al-hamm) / P. La Spisa, D. Righi, introd.; S. Kh. Samir, ed.; A. Pagnini, trad. Torino, 2007. 2 t. (Patrimonio Culturale Arabo Cristiano; 9–10).
Favez C. La Consolation latine chrétienne. Paris, 1937.
Gentry F. G. Consolation Literature // Brill’s Encyclopaedia of the Ancient World New Pauly / F. G. Gentry, еd. Leiden; Boston, 2006. Vol. 1. P. 1011–1015.
Gregg R. Consolation Philosophy: Greek and Christian Paideia in Basil and the Two Gregories. Cambridge (MA), 1975. (Patristic Monograph Series; 3).
Griffith S. H. The Muslim Philosopher al-Kindi and his Christian Readers: Three Arab Christian Texts on «The Dissipation of Sorrows» // Bulletin of the John Rylands Library. 1996. Vol. 78(3). P. 111–127.
Gutas D. Greek Thought, Arabic Culture, the Graeco-Arabic Translation Movement in Baghdad and Early ‘Abbasid Society (2nd–4th / 8th–10th Centuries). London; New York, 1998.
Holloway P. A. Consolation in Philippians: Philosophical Sources and Rhetorical Strategy. Cambridge, 2004. (Society for New Testament Studies Monograph Series; 112).
Jayyusi-Lehn G. The Epistle of Ya‘qub ibn Ishaq al-Kindi on the Device for Dispelling Sorrows // British Journal of Middle Eastern Studies. 2002. Vol. 29. P. 121–135.
Jean Chrysostome. Lettres à Olympias / A.-M. Malingrey, introd., trad. Paris, 1947. (Sources chrétiennes; 13).
Johann H.-T. Trauer und Trost: Eine quellen- und struckturanalytische Untersuchung der philosophischen Trostschriften über den Tod. München, 1968.
Kassel R. Untersuchungen zur griechischen und römischen Konsolationsliteratur. München, 1958. (Zetemata; 18).
Kierdorf W. Laudatio Funebris: Interpretation und Untersuchungen zur Entwicklung der römischen Leichenrede. Meisenheim am Glan, 1980.
Landron B. Chrétiens et Musulmans en Irak: Attitudes Nestoriennes vis-à-vis de l’Islam. Paris, 1994.
Lattimore R. Themes in Greek and Latin Epitaphs. Urbana, 1942.
Levi Della Vida G. Il Conforto delle Tristezze de Elia al-Gawharī (Vat. ar. 1492) // Mélanges Eugène Tisserant. Vatican, 1964. Vol. 2. P. 345–397.
Mestiri S., Dye G. Al-Kindi: Le moyen de chasser les tristesses et autres textes éthiques. Paris, 2004.
Plutarch’s Moralia: In Fifteen Volumes. Cambridge; London, 1959. Vol. 7 / P. H. De Lacy, B. Einarson, transl.
Riet S., van. Joi et bonheur dans le traité d’al-Kindī sur l’art de combattre la tristesse // Revue Philosophique de Louvain. 1963. Vol. 61. N 69. P. 13–23.
Ritter H., Walzer R. Uno scritto morale inedito di al-Kindī (Temistio Peri alupias?) // Atti della Accademia Nazionale dei Lincei: Memorie dell Classe di Scienze Morali, Storiche e Filologiche. Ser. 6. 1938. Vol. 16. P. 5–63.
Salama-Carr M. La traduction à l’époque abbaside: L’école de Hunayn ibn Ishāq et son importance pour la traduction. Paris, 1990.
Salazar C. F. Consolatio as Literary Genre // Brill’s Encyclopaedia of the Ancient World New Pauly / C. F. Salazar, еd. Leiden; Boston, 2003. Vol. 3. P. 704–706.
Samir Kh. S. Bibliographie du dialogue islamo-chrétien: Élie de Nisibe (Iliyyā al-Nāṣībī) (975–1046) // Islamochristiana. 1977. Vol. 3. P. 257–286.
Samir Kh. S. Ce que l’on sait de la «Medicina Moeroris et Curatio Doloris» de Sawīrus ibn al-Muqaff a (Xe siècle) // Le Muséon. 1976. Vol. 89. P. 339–352.
Samir Kh. S. Le «Daf‘ al-Hamm» d’Élie de Nisibe: Date et circonstances de sa rédaction // Orientalia Lovaniensa Periodica. 1987. Vol. 18. P. 99–119.
Samir Kh. S. The Role of Christians in the Abbasid Renaissance in Iraq and in Syria (750–1050) // Mélanges de l’Université Saint-Joseph. 2005. Vol. 58. P. 541–572.
Severus ibn al-Muqaff aʽ. Affl iction’s Physic and the Cure of Sorrow / R. Y. Ebied, M. J. L. Young, ed., transl. Louvain, 1978. 2 vol. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 396–397. Ser. Arab.; 34–35).
Моисеева Софья Александровна
Моисеева С. А. Международная конференция "От Oriens Christianus к исламскому Ближнему Востоку" (Свободный университет Берлина) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2018. Вып. 57. С. 151-153.
PDF
Моисеева Софья Александровна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1; Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»; Российская Федерация, 105120, г. Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10А, стр. 1;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0002-7559-948X;
Электронный адрес: vost.moisseeva@mail.ru.
Моисеева С. А. Летняя школа «JewsEast» (Бохум, июль — август 2018) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2018. Вып. 57. С. 154-155.
PDF
Моисеева Софья Александровна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1; Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»; Российская Федерация, 105120, г. Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10А, стр. 1;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0002-7559-948X;
Электронный адрес: vost.moisseeva@mail.ru.