/
Результат поиска


Михельсон О. К. От антагонизма к сотрудничеству: популярная культура в зеркале протестантской теологии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 1 (51). С. 121-130. DOI: 10.15382/sturI201451.121-130
В статье рассматривается эволюция отношения теологов, в первую очередь протестант­ских, к популярной культуре, прошедшая путь от фактически полного неприятия не толь­ко к приятию, но и к активному использованию произведений популярной культуры, в частности в учебных курсах. В статье кратко прослеживается история этой трансфор­мации, объясняются ее причины. В статье рассматривается концепция Гордона Линча, одного из протестантских теологов — апологетов популярной культуры, интерпретирую­щего популярную культуру в контексте выделенных им «трех функциональных теорий религии»: «социальной функции» религии, «экзистенциальной» («герменевтической») функции религии и «трансцендентной функции». В результате Линч обнаруживает, что во многих случаях явления популярной культуры выполняют те же функции, что и ре­лигия. Популярный анимационный сериал «Симпсоны» анализируется в статье как яр­кий пример продукта популярной культуры, в котором религия играет важную роль, при этом, как демонстрируется, изменение отношения к этому мультипликационному филь­му наглядно показывает изменение отношения к популярной культуре в теологии. При­том что продукты популярной культуры вполне могут служить утилитарным целям — ис­пользоваться в пастырском служении и в последнее время активно изучаются теологами, в целом их исследования не могут считаться достаточными и должны быть дополнены религиоведческим анализом.
популярная культура, религия и теология, религия и кино, религия в «Симпсонах»
1. Irwin W. More Matrix and Philosophy: Revolutions and Reloaded Decoded. Chicago, 2005.
2. A John Hick Reader. Philadelphia, 1990.
3. Bawler G. God and The Simpsons. The Spirituality of Springfield. Richmond, 2001.
4. Bird M. Film as Hierophany. University of Tennessee Press, 1982.
5. Cobb K. The Blackwell guide to theology and popular culture. Oxford, 2005.
6. Dart J. 2001. “Simpsons Have Soul” in: The Christian Century, January 31, pp. 12–14.
7. Detweiler C., Taylor B. A Matrix of Meanings: Finding God in Pop Culture. Michigan, 2003.
8. Grau Ch. Philosophers Explore The Matrix. Oxford University Press, 2005.
9. Henry M. A. The Simpsons, Satire, and American Culture. New York, 2012.
10. Holloway R. Beyond the Image: Approaches to the Religious Dimension in the Cinema. Geneva, 1977.
11. Hurley N. Theology through Film. New York, 1970.
12. Johnston R. Reel Spirituality: Theology and Film in Dialogue. Michigan, 2000.
13. Jump H. 2001. “The Religious Possibilities of the Motion Picture” in: Lindvall T. The Silents of God: Selected Issues and Documents in Silent American Film and Religion, 1908–1925. Lanham, 2001, pp. 55–56.
14. Lawrence M. Like a Splinter in Your Mind: The Philosophy Behind the Matrix Trilogy, Oxford, 2004.
15. Lynch G. Understanding theology and popular culture. Wiley-Blackwell, 2005.
16. Miles M. Seeing and Believing: Religion and Values in the Movies. Boston, 1996.
17. Pinsky. M. I. 2007. “The Simpsons: It's Funny 'Cause it's True” in: Tikkun, vol. 22/4, pp. 72.
18. Rosenberg H. 1999. “Fox Does Have Standards and Double Standards” in: Los Angeles Times, June 2.
19. Shalda J. Religion in The Simpsons in: http://www.snpp.com/other/papers/jsh.paper.html).
20. Winfield N. At 150 years, the pope’s newspaper raises eyebrows in: http://www.cathnewsusa.com/2011/02/losservatore-goes-hip-at-150/
21. Yeffeth G., Gerrold D. Taking the Red Pill: Science, Philosophy and the Religion in the Matrix. Dallas, 2003.
22.«Матрица» как философия / У. Ирвин, сост. Екатеринбург, 2005;
23. Нибур Р. Христос и культура // Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М., 1996. С. 7-224.
24.Эрион Дж.,Зеккарди Дж. Моральная мотивация Мардж // Симпсоны» как философия: Эссе. Екатеринбург, 2005. С. 66-82.
Михельсон Ольга Константиновна