/
Результат поиска


Миронова М. Н. Личность в психологии и христианской антропологии // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 149-166.
PDF
Статья посвящена проблеме несовпадения понятия «личность» в психологии и христианской антропологии. Традиционная психология рассматривает не подлинную, в богословском ее понимании, личность, а нечто иное. Психологическая личность – это часть природы человека, являющаяся орудием подлинной личности, которое необходимо ей для овладения потенциями природы вочеловечения. Для психологии, ориентированной на христианскую антропологию, исследование психологической личности не умаляется, а, наоборот, увеличивается.
Миронова Марина Николаевна
Миронова М. Н. Молитва или медитация: прилоги антикультуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 2 (13). С. 28-45.
PDF
В статье анализируется одно из новых «духовных» учений с точки зрения христианской антропологии и православно ориентированной психологии. Предпринимается сравнительный анализ медитации (основной техники, предлагаемой последователям данного учения) и православной молитвы. Сравнение показывает, что молитва и медитация являются антагонистами, поэтому результат их практики должен быть противоположен. Далее с позиции христианской антропологии и православной психологии рассматриваются и обобщаются современные экспериментальные данные об измененных состояниях сознания. Делается вывод о том, что человека, практически последовавшего анализируемому учению, ждет неизбежный результат, который на языке христианской антропологии называется «прелестью», а далее следует духовная гибель. Даются сведения о других факторах, аналогичных медитации, изменяющих состояние сознания, широко распространенных в неокультуре.
православная антропология, православная психология, молитва, медитация, новое «духовное» учение, измененное состояние сознания.
Миронова Марина Николаевна
Миронова М. Н. Молитва или медитация: прилоги антикультуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 3 (14). С. 69-76.
PDF
В статье анализируется одно из новых «духовных» учений с точки зрения христианской антропологии и православно ориентированной психологии. Предпринимается сравнительный анализ медитации (основной техники, предлагаемой последователям данного учения) и православной молитвы. Сравнение показывает, что молитва и медитация являются антагонистами, поэтому результат их практики должен быть противоположен. Далее обобщаются современные экспериментальные данные об измененных состояниях сознания, и они рассматриваются с позиции христианской антропологии и православной психологии. Делается вывод о том, что человека, практически последовавшего анализируемому учению, ждет неизбежный результат, который на языке христианской антропологии называется «прелестью», а далее — духовная гибель. Даются сведения о других факторах, аналогичных медитации, изменяющих состояние сознания, широко распространенных в неокультуре.
православная антропология, православная психология, молитва, медитация, новое «духовное» учение, измененное состояние сознания.
Миронова Марина Николаевна
Миронова М. Н. Молитва или медитация: прилоги антикультуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4 (15). С. 71-83.
PDF
В статье анализируется одно из новых духовных учений с точки зрения христианской антропологии и православно ориентированной психологии. Предпринимается сравнительный анализ медитации (основной техники, предлагаемой последователем данного учения) и православной молитвы. Сравнение показывает, что молитва и медитация являются антагонистами, поэтому результат их практики должен быть противоположен. Далее обобщаются современные экспериментальные данные об измененных состояниях сознания и они рассматриваются с позиции христианской антропологии и православной психологии.
православная антропология, православная психология, молитва, медитация, новое «духовное» учение, измененные состояния сознания.
Миронова Марина Николаевна
Миронова М. Н. Наследие Святых Отцов и психология о духовном кризисе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 112-136.
PDF
Автор статьи обращается к самым различным источникам: Священному Писанию, наследию Святых Отцов Церкви, работам современных богословов и психологов для исследования феномена духовного кризиса. В выдвигается предположение о том, что можно говорить о его структуре, в которой имеются особые точки или развилки; в них решающее значение для исхода кризиса имеет свободная воля человека: тот или иной выбор может прекратить кризис, исказить его, либо, наоборот, может привести к нормальному исходу. Опираясь на богословские тексты и писания Святых Отцов, сформулированы некоторые рекомендации для практической работы психолога с людьми, переживающими духовный кризис. На основе произведенного анализа и небольшого собственного опыта практической работы по сопровождению первых этапов кризиса описаны его особенности у современников.
кризис, духовный кризис, «миф о себе», благодать Святого Духа
Миронова Марина Николаевна
Миронова М. Н. Категория «совесть» в православно-ориентированной психологии // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 126-145. DOI: 10.15382/sturIV201435.126-145
В сциентистской психологии, которая является мощной конституирующей силой современного общества, вообще нет такой категории, как «совесть». Но многие авторы ставят вопрос о возможности и необходимости возвращения в нее этой базовой нравственной категории. Для перевода в психологию тех знаний о совести, которые содержатся в христианской антропологии, мы предлагаем воспользоваться выводами, сделанными в результате анализа христианских источников, и моделью, выстроенной автором на страницах книги «К сближению психологии и христианской антропологии: трактат об умной силе души и доминанте».
совесть, смысл, смысловая структура, идеальная смысловая модель должного
1. Андрей Лоргус, свящ. Православная антропология. М., 2003.
2. Апокалипсис в учении древнего христианства. Толкование архиепископа Аверкия (Таушева). М., 2001.
3. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3–19.
4. Братусь Б. С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом. М., 1997.
5. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.
6. Герасимов С. А. Совесть как феномен духа // МПЖ. 2007. № 3. С. 89–104.
7. Евтушенко Е. А. Муки совести. Ростов-на-Дону, 1996.
8. Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996.
9. Зенько Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии. СПб., 2007.
10. Зеньковский В. В. Психология детства. М., 1996.
11. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. М., 2004.
12. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2003.
13. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991.
14. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994.
15. Миронова М. Н. К сближению психологии и христианской антропологии: трактат об умной силе души и доминанте. Калуга, 2013.
16. Осипов А. И. Православное понимание смысла жизни. Киев, 2001.
17. Полное собрание сочинений святителя Игнатия Брянчанинова. М., 2001. Т. 1.
18. Полный Православный богословский энциклопедический словарь. Репринтное издание. М., 1992. Т. 2.
19. Прп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. М., 2007.
20. Прп. Иоанн Дамаскин. Полное изложение православной веры. М., 2007.
21. Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. М., 1998.
22. Св. Григорий Синаит. Добротолюбие. Т. 5. М., 1992.
23. Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. V. М., 1994.
24. Свт. Феофан Затворник. Толкование первых восьми глав послания св. апостола Павла к Римлянам. М., 1890.
25. Сержантов П. Б. Исихастская антропология. М., 2010.
26. Стефан Кашменский, прот. Святоотеческое учение о душе. Ротопринтное издание. Пермь, 2002.
27. Ухтомский А. А. Интуиция совести. СПб., 1996.
28. Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6. С. 68–131.
Миронова Марина Николаевна
Миронова М. Н. Трансформация изобразительного искусства: субъективный взгляд с позиции постнеклассической психологии, ориентированной на христианскую антропологию // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 134-149. DOI: 10.15382/sturIV201744.134-149
Автор, действуя в рамках постнеклассической, христиански ориентированной психологии, ставит проблему исследования психологических аспектов трансформации изобразительного искусства и пытается понять, что лежит в ее основе. Наиболее существенная трансформация связана с авангардом. Анализируя динамику изменения изобразительного стиля в хронологической последовательности на протяжении всего творчества ряда художников, стоящих у истоков авангарда, автор показывает, что в главном она соответствует обратному порядку развития изобразительных способностей ребенка. Далее анализируются такие формы «нового искусства», как инсталляция, перформанс и акционизм, и предполагается, что динамика трансформации изобразительного искусства, конечным пунктом которого они являются, соответствует обратному порядку развития воображения ребенка до самой «ранней» его стадии — с бинарными операциями, которые имеют свойство искажаться в результате деградации до абсурда и нелепостей. Обращение к принципу развития в традиционной психологии вряд ли могло бы дать какую-либо определенную оценку данным феноменам: у нее нет ответа на вопрос — куда и зачем человек должен развиваться; главное, чтобы он изменялся, делал что-либо новое. Однако эта проблема решается однозначно в психологии, ориентированной на христианскую антропологию. Любая деградация — это удаление от Бога.
«новое искусство», изобразительная деятельность, деградация, образ Другого, образ мира, бинарные операции, абсурд
Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.
Все о стилях и течениях в современном искусстве / И. И. Мосин, сост. Вильнюс, СПб., 2014.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984. Т. 6.
Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.
Генон Р. Традиция и бессознательное // Вопросы философии. 1991. № 4. С. 51–53.
Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Собрание сочинений. М., 1994. Т. 3.
Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. М., 2011.
Ламброзо Ч. Гениальность и помешательство. М., 1995.
Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2003.
Мелик-Пашаев А. А. А. С. Пушкин и психология художественного творчества // Вопросы психологии. № 5. 1999. С. 101–106.
Мелик-Пашаев А. А. О духовном стержне творчества // Духовность — путь спасения. Тверь, 2004. С. 49–50.
Миронова М. Н. Построение лестницы развития/регрессии в христиански-ориентированной психологии // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 3. С. 26–73.
Миронова М. Н. К сближению психологии с христианской антропологией: трактат об умной силе души и доминанте. Калуга, 2013.
Покровский Н. Живопись катакомб. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 2000. URL: http://textfi ghter.org/teology/History_Church/Article/pereidem_k_izobrajeniyam_bogomateri_izobrajenie_izobrajeniya.php.
Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Избранные психологические труды. М., 1997.
Русаков Ю. А. Матисс в России осенью 1911 года // Труды Государственного Эрмитажа. XIV. Л., 1973. С. 167–184.
Сироткина И. Е. Понятие «творческая болезнь» в работах Н. Н. Баженова // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 104.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., 2013.
Тарт Ч. Измененные состояния сознания. М., 2003.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
Шувалов А. В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 18–33.
Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. Собрание сочинений: В 19 т. М., 1992. Т. 15.
Миронова Марина Николаевна
Миронова М. Н. Трансформация изобразительного искусства: субъективный взгляд с позиции постнеклассической психологии, ориентированной на христианскую антропологию // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 118-135. DOI: 10.15382/sturIV201745.118-135
Автор, действуя в рамках постнеклассической, христиански ориентированной психологии, ставит проблему исследования психологических аспектов трансформации изобразительного искусства и пытается понять, что лежит в ее основе. Наиболее существенная трансформация связана с авангардом. Анализируя динамику изменения изобразительного стиля в хронологической последовательности на протяжении всего творчества ряда художников, стоящих у истоков авангарда, автор показывает, что в главном она соответствует обратному порядку развития изобразительных способностей ребенка. Далее анализируются такие формы «нового искусства», как инсталляция, перформанс и акционизм, и предполагается, что динамика трансформации изобразительного искусства, конечным пунктом которого они являются, соответствует обратному порядку развития воображения ребенка до самой «ранней» его стадии — с бинарными операциями, которые имеют свойство искажаться в результате деградации до абсурда и нелепостей. Обращение к принципу развития в традиционной психологии вряд ли могло бы дать какую-либо определенную оценку данным феноменам: у нее нет ответа на вопрос — куда и зачем человек должен развиваться; главное, чтобы он изменялся, делал что-либо новое. Однако эта проблема решается однозначно в психологии, ориентированной на христианскую антропологию. Любая деградация — это удаление от Бога.
«новое искусство», изобразительная деятельность, деградация, образ Другого, образ мира, бинарные операции, абсурд
Аксенова Ю. А. Символы мироустройства в сознании детей. Екатеринбург, 2000.
Бос Э. Как развивать креативность. Ростов-на-Дону, 2008.
Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
Бычков В. В. Эстетика. М., 2002.
Веккер Л. М. Психика и реальность. М., 1998.
Гаспаров М. Записи и выписки. М., 2007.
Генон Р. Традиция и бессознательное // Вопросы философии. 1991. № 4. С. 51–53.
Ичин К. Супрематические размышления Малевича о предметном мире // Вопросы философии. 2011. № 10. С. 48–56.
Куняев С. Любовь, исполненная зла. М., 2013.
Леонтьев А. Н. К психологии образа // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 1986. № 3. С. 72–76.
Лотман Ю. М. Лекции по структурной поэтике // Ю. М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. М., 1994. С. 37.
Малевич К. Собр. соч. В 5 т. Том 1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913–1929. М., 1995. Том 2. Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. 1924–1930. М., 1998. Том 3. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. М., 2000. Том 4. Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов. 2003. М., 2003. Том 5. Произведения разных лет. М., 2004.
Малевич о себе. Современники о Малевиче. Т. 1. Письма. Документы. Воспоминания. Критика / И. А. Вакар, Т. Н. Михеенко, сост. М., 2004.
Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. М., 2001.
Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.
Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Избранные психологические труды. М., 1997. С. 438.
Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997.
Серафим (Роуз), иером. Человек против Бога. М., 1995.
Стойков А. Критика абстрактного искусства и его теорий. М., 1964.
Титов М. В. «Новая» революция в русском языке // Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. Филология. Вып. 8 (52). 2007. С. 276–280.
Толстая Т. Река Оккервиль. М., 2002.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
Koestler A. The Act of creation. London, 1964.
Wallon A. Les origines de la pensee chez l’enfant. Paris, 1945, T. 1–2.
Миронова Марина Николаевна