/
Результат поиска


Меньшиков В. М. Значение теологии для современного образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 28-33.
PDF
Автор тезисно охарактеризовал то образовательное пространство, в котором находится сегодня современное общество, и выявил причинную связь между современным образованием и мировоззренческими принципами эпохи Просвещения. Классическая культура, по мнению автора, практически вытеснена из средней школы, в то время как научный компонент стал занимать все большее пространство в школьном образовании, становясь абсолютно доминирующим. Обозначая наиболее важные проблемы религиозного образования, которые придется, возможно, решать в ближайшее время в свете реформы высшей школы, он подчеркивает, что духовное начало – это онтологическая реальность, что оно есть в человеке, как есть в человеке мышление, чувство и воля, и его необходимо целенаправленно развивать. Это, в свою очередь, требует духовного воспитания, потому что вне такого воспитания ничто в человеке, ни одна сторона, ни одна сфера, не развивается. Без духовного воспитания полноценного, нравственно развитого человека быть не может. Поскольку современное образование не развивает духовное начало в человеке, то оно не развивает и собственно человеческое в человеке. Следовательно, духовное воспитание должно присутствовать на всех возрастных этапах и во всех образовательных учреждениях.
Меньшиков Владимир Михайлович
Меньшиков В. М. Об исходном понимании воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 83-95.
PDF
В статье автор помимо педагогической дилеммы формирования и не формирования человека рассматривает пространство исходного понимания человека и делает вывод, что в устроении человека есть нечто такое, что сущностно отличает его от всего живого и благодаря чему человеческая деятельность становится возможной, – духовность. Но при этом определить границы различения человека и всего животного мира столь же трудно, как, например, провести границу между живым и неживым. Но даже при этом существование органического и неорганического в мире очевидно. Столь же очевидно и то, что химические элементы в живом организме функционируют по законам живого организма, а не по законам неорганической природы.
Меньшиков Владимир Михайлович
Меньшиков В. М., Румянцева Н. М. Некоторые православно-религиозные моменты мировоззрения М. М. Сперанского как педагога // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 4 (11). С. 11-16. DOI:
В статье на примере жизни выдающегося государственного деятеля России М. М. Сперанского рассматривается вопрос о необходимости религиозного (православного) воспитания подрастающего поколения. Авторы при этом не затрагивали его государственно-педагогическую деятельность в начале XIX в., когда все реформы образования так или иначе были связаны с его именем, в том числе и реформирование российской системы образования в целом, и открытие новых российских университетов и реорганизация духовных семинарий, учреждение лицея в Царском Селе и т. д., но некоторые моменты его личностно-религиозного мировоззрения.
Меньшиков Владимир Михайлович
Румянцева Наталья Михайловна
Меньшиков В. М. Зачем изучать религию в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 37-45.
PDF
В статье рассматриваются вопросы необходимости изучения религиозной культуры в современной российской школе с позиций духовно-нравственного развития человека и доказывается, что религиозная культура столь же необходима для полноценного духовно-нравственного развития человека, как наука — для интеллектуального, а искусство — для эстетического.
духовно-нравственное развитие человека, духовно-нравственное воспитание человека, содержание воспитания, содержание духовно-нравственного воспитания, православная культура как основа содержания духовно-нравственного воспитания, социально-педагогические а
Меньшиков Владимир Михайлович
Меньшиков В. М. Духовно-нравственное воспитание: предмет и содержание // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 28-50.
PDF
В статье, предназначенной для учителей основ православной культуры, рассматриваются фундаментальные понятия духовно-нравственного воспитания: его предмет и содержание. Автор показывает, что любое воспитание характеризуется наличием предмета, то есть той сферой человека, на которую непосредственно направлен процесс воспитания, которую оно формирует. Для духовно-нравственного воспитания такой сферой является духовно-нравственная сфера человека. В статье также показывается, что подобно тому, как любой вид воспитания имеет свое оптимальное содержание: умственное — систему научного знания, эстетическое — искусство и т. д., духовно-нравственное воспитание также имеет свое оптимальное содержание — систему религиозной культуры, которая является фундаментом этого воспитания. Кроме того, в содержание духовно-нравственного воспитания входят и другие фундаментальные ценности: общечеловеческие, национальные, корпоративные, индивидуальные. Таким образом, определенность предмета и содержания духовно-нравственного воспитания дает возможность утверждать, что духовно-нравственное воспитание является самостоятельным и не заменимым никаким другим видом воспитания. В свою очередь, понимание этих констант духовно-нравственного воспитания является существенной предпосылкой для оптимальной его организации, а от его успешного функционирования в конечном итоге зависит благополучие каждого российского ребенка.
духовно-нравственное воспитание, предмет духовно-нравственного воспитания, содержание духовно-нравственного воспитания, условия реализации духовно-нравственного воспитания
1. Bok D. Universitety i budush'ee Ameriki, (Universities and Future of America), Moscow, 1993.
2. Gegel G. V. F. Estetika (Aesthetics), Moscow, 1968, vol. 1.
3. Gegel G. V. F. Fenomenologija duha (Phenomenology of spirit), Saint-Petersburg, 1913.
4. Gegel G. V. F. 1972 “Rechi directora gimnazii. 29 sentjabrja 1809” (Speeches of Gymnasium Director. 29th September 1809), in Raboty raznyh let, Moscow, 1972.
5. Kant I. 1980 “O pedagogike” (About Pedagogic), in Traktaty i pis'ma, Moscow, 1980.
6. Monro P. Istorja pedagogiki (The History of Pedagogic), Moscow, 1913-1914, vol. 1.
7. Suhomlinskiy V. A. Rozhdenie grazhdanina (The Birth of the Citizen), Moscow, 1971.
8. Ushinskiy K. D. Pedagogicheskie sochinenja (Pedagogical Issues), Moscow, 1948, vol. 3.
9. Ushinskiy K. D. Rodnoe slovo (Native Word), Moscow, 1948.
10. Vahterov V. P. Nravstvennoe vospitanie i nachal'naja shkola (Moral Upbringing and Primary School), Moscow, 1987.
Меньшиков Владимир Михайлович
Меньшиков В. М., Хохлова А. Б., Гатилова Н. Н. О научном и теологическом понимании человека // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (42). С. 77-96. DOI: 10.15382/sturIV201642.77-96
В поисках ответа на вопрос: «что есть человек?» авторы обращаются к рассмотрению двух противоположных подходов к его пониманию — материалистического и религиозного. В статье в рамках доброжелательного диалога с представителями материалистического направления понимания человека на основе анализа текстов выдающихся советских мыслителей А. Н. Леонтьева и Э. В. Ильенкова осуществлен анализ их интерпретаций человека. В статье показывается, что в рамках материалистического подхода хотя и открываются важные характеристики человека, его развития, прежде всего механизмы его формирования, но они не дают возможности понять сущность человека. Поэтому мыслители, работающие в рамках первого подхода, сталкиваются с проблемой принципиальной невозможности понимания сущности человека, потому что они исключили фундаментальную характеристику человека — духовность. Духовность — это онтологическая, объективная характеристика человека, отличающая его от любого другого живого существа, которая и дает возможность существования человека. Признание и понимание этой характеристики человека возможно только в рамках теологического подхода. Поэтому теологический подход, доказывающий объективное существование духовности человека, дает большую возможность приблизиться к пониманию сущности человека.
человек, материалистический подход к пониманию человека, духовный подход к пониманию человека, личность, духовность, душа, дух, духовное начало, мышление, труд, социум, духовно-нравственное совершенствование.
1. Ильенков Э. В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 6. С. 128–140.
2. Ильенков Э. В. Что же такое личность? М., 1984.
3. Леонтьев А. Н. Человек и культура // Проблемы развития психики. М., 1972. С. 401–426.
4. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1976. С. 253–410.
Меньшиков Владимир Михайлович
Хохлова Анна Борисовна
Гатилова Наталья Николаевна