/
Результат поиска


Матвеева Ю. Г. Некоторые разновидности ранневизантийских церковных завес (по иконографии и текстам) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 21-41. DOI: 10.15382/sturV201415.21-41
В статье рассматривается наиболее ранний греческий текст, упоминающий сразу несколько видов тканей, подаренных императором Констанцием II наряду с литургическими сосудами в Св. Софию Константинопольскую в 360 г. Производится анализ и новый перевод текста с целью уточнения, о каких именно тканях идет речь. В результате анализа среди тканей выявляются завесы: на престольный киворий, на двери церкви и на ее пилоны. Каждый вид тканей рассматривается как прототип использования подобных завес в иконографии и реальный предмет церковного обихода, обусловивший символику изображаемых тканей. Анализируется влияние ветхозаветной и позднеантичной традиций использования завес на символику, топографию и функции висящих тканей в практике христианской церкви ранневизантийского периода
катапетасма, завеса, киворий, церковные двери, пилоны церкви, иконография, символика, топография, функция
1. Беляев Д. О. Bizantina. Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. Книга I. СПб., 1891.
2. Бобрик М. А. Икона Тайной вечери над Царскими вратами // Иконостас: происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 540–541.
3. Васильева Т. М. Traditio legis и иконография алтарной преграды св. Софии Константинопольской // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 121–141.
4. Васильева Т. М. Латеранский фастигиум и генезис алтарной преграды // Иконостас: происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 33–51.
5. Вилинский С. Г. Византийско-славянские сказания о создании храма св. Софии Царьградской. Одесса, 1900.
6. Голубинский Е. Е. История русской церкви. М., 1904.
7. Древнегреческо-русский словарь / под ред. И. Х. Дворецкого. Т. 2. М., 1958.
8. Дьяченко Г., прот. Полный церковно-славянский словарь (репринтное воспроизведение издания 1900 г.). М., 2006.
9. Иерусалимская А. А. Ткани собора св. Софии в Константинополе (в поэме Павла Силенциария) // Восточное Средиземноморье и Кавказ IV–XVI вв. Л., 1988. С. 8–19.
10. Иоанн (Рахманов), иером. Обрядник византийского двора (De cerimoniis aulae Byzantinae) как церковно-археологический источник. М., 1895.
11. Лазарев В. Н. История Византийской живописи. М., 1986.
12. Ларионов А. И. Напольная мозаика «Нильский пейзаж». Храм Фортуны Примигении в Пренестее (Палестрина). http://www.smalta.ru/library/larionov-nilskiy-peizag; http://commons.wikimedia.org/wiki/File:NileMosaicOfPalestrina.jpg?uselang=ru
13. Лидов А. М. Византийский антепендиум. О символическом прототипе высокого иконостаса // Иконостас: происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 161–194.
14. Лидов А. М. Катапетасма Софии Константинопольской. Византийские инсталляции и образ-парадигма иконной завесы. Византия. 2008. http://wiki.ru/sites/vizantiyskaya_imperiya/id-articles-143353.html
15. Матвеева Ю. Г. Ткани в поэме Павла Силенциария: индитья или завеса? // Линтула: сб. науч. ст. Вып. 4. Материалы научно-практической конференции IV Линтуловских чтений 2010 г. СПб., 2010. С. 93–98.
16. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950.
17. Писания св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1855. Т. 1. Св. Герман Константинопольский. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств / вступ. ст. П. И. Меендорфа; перевод и предисл. Е. М. Ломизе. М., 1995. — Текст памятника парал. древнегреч., рус.
18. Срезневский И. И. Св. София Царьградская по описанию русского паломника конца XII в. // Tруды Третьего Археологического съезда. Киев, 1878. Т. 1.
19. Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI–XIV веков. Происхождение, символика, художественный образ. М., 2000.
20. Тафт Р. Ф. Упадок причащения в Византии и отдаление мирян от литургического действа: причина, следствие или ни то, ни другое? // Тафт Р. Ф. Статьи. Т. 1. Омск, 2010. С. 310–365.
21. Троицкий В. А. История плащаницы // Богословский вестник. Март. Сергиев Посад, 1912.
22. Шалина И. А. Вход «Святая Святых» и византийская алтарная преграда // Иконостас: происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 52–84.
23. Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской псалтыри. Греческий иллюстрированный кодекс IX века. М., 1977.
24. Cutler A. 1991 “Endyte”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, New York, Oxford, 1991, vol. 1, p. 697.
25. Abrahams I. “Tabernacle”, in Encyclopaedia Judaica, vol. 19, p. 41.
26. Kazdan A. 1991 “Velum”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, New York, Oxford, 1991, vol. 3, pp. 2157–2158.
27. Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon, Oxford, 1961.
28. Liddell H. G., Scott R. Greek-English Lexicon. With a Revised Supplement, Oxford, 1996.
29. Mango C. The Art of the Byzantine Empire 312–1453: Sources and Documents, Englewood Cliffs, New Jersey, 1972.
30. Mathews T. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy, University Park and London, 1980.
31. Sophocles A. E. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods, Hildesheim, Zürich, New York, 1992.
32. Wessel K. 1973 “Ciborium”, in RBK, Stuttgart, 1973, vol. 7, pp. 1055–1068.
33. Wise M. O. 2003 “Hram”, in Grin D., Skot M., Marshall G. (eds.) Iisus i Evangelija. Slovar', Moscow, 2003.
Матвеева Юлия Геннадьевна
Матвеева Ю. Г. Ранневизантийский алтарный киворий: истоки, прототипы, реальное сооружение и иконографический символ // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 9-30. DOI: 10.15382/sturV201518.9-30
В статье рассматриваются прототипы христианского алтарного кивория и их влияние на появление его в ранневизантийском храме. Среди таких прототипов выделяются два направления: 1) античные источники (киворий над гробом, над императорским престолом, над источником или колодцем и над античным языческим алтарем); 2) ветхозаветная традиция, под влиянием которой киворий с завесами стал символически связываться с пространством Святого Святых и ковчегом Завета. Анализ источников показывает, что значительная роль кивория в ранневизантийском алтаре была обусловлена его неразрывной связью в позднеантичном мировоззрении с представлениями об особом выделении пространства вокруг сакральных предметов. Представленные античные и ветхозаветные прототипы отразились в семантике ранневизантийского алтарного кивория над престолом, но использовались как понятный символический язык для донесения важнейших христианских истин о богочеловеческой природе Христа, Его смерти и Воскресении. Алтарный киворий как иконографический символ определял топографию и семантику изображенного в сюжете действия, связывая ее с престолом. На основании этого показывается, что сооружения, внешне не похожие на киворий, но находящиеся на его программном месте, следует рассматривать как его иконографический символ, особенно если в изображении сохраняются черты реальных кивориев. В качестве примера рассматривается архитектурный фон, изображенный на дискосе из Рихи, где выявляются части реального кивория из св. Софии Константинопольской и детали, традиционно присущие формам кивория.
киворий, алтарь, жертвенник, трапеза, престол, завеса, Святое Святых, Ковчег, иконография, символика, античные прототипы.
1. Беляев Д. О. Bizantina. Очерки, материалы и заметки по византийским древностям. Книга I. СПб., 1891.
2. Бобрик М. А. Икона Тайной вечери над Царскими вратами // Иконостас: происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 540–541.
3. Васильева Т. М. TRADITIO LEGIS и иконография алтарной преграды св. Софии Константинопольской // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 121–141.
4. Васильева Т. М. Латеранский фастигиум и генезис алтарной преграды // Иконостас: происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 33–51.
5. Воскрешение Лазаря: иконы победы над смертью. URL: http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/topic_6978_1_0_752/ (дата обращения: 10.03.2014).
6. Второй Храм. Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%98%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0#.D0.A5.D1.80.D0.B0.D0.BC_.D0.98.D1.80.D0.BE.D0.B4.D0.B0_.2820_.D0.B4.D0.BE_.D0.BD._.D1.8D._.E2.80.94_70_.D0.BD._.D1.8D..29 (дата обращения: 15.04.2014).
7. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1904.
8. Грабар А. Император в византийском искусстве / Пер. с фр. М., 2000.
9. Гусева Э. К. Благовещение. Кон. XIV в. Константинополь // Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Т. I. Древнерусское искусство. М., 1995. Кат. 79. С. 173.
10. Добронравов Г. С. История катапетасмы. М., 1912.
11. Древнегреческо-русский словарь / Под ред. И. Х. Дворецкого. Т. 2. М., 1958.
12. Зубарь В. М. О семантике надгробных памятников некрополя Херсонеса классического и эллинистического периодов // Научные ведомости Белгородского госуд. ун-та. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. Вып. 3. Т. 2. Белгород, 2007. C. 5–14.
13. Лазарев В. Н. Новгородская живопись. М., 1969.
14. Матвеева Ю. Г. Велум: реальный прототип и иконографический символ // Линтула: Мат-лы науч. конф. VI Линтуловских чтений 2012 г. Вып. 6. СПб., 2013. С. 181–191.
15. Наппо С. Помпеи. Атлас чудес света. М., 1999.
16. О недвижимости в нумизматике. Храм Весты. Рим, Италия. URL: http://estate-innumismatics.blogspot.com/2013/03/blog-post.html.
17. Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 2000.
18. Попова О. С. Пути развития византийского искусства. М., 2013.
19. Попова О. С., Захарова А. В., Орецкая И. А. Византийская миниатюра второй половины X — начала XII в. М., 2012.
20. Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI–XIV веков. Происхождение, символика, художественный образ. М., 2000.
21. Стоянов Р. В. Антропоморфные надгробия в погребальной практике греков и варваров в VII–II вв. до н. э. // Роcсийская археология. 2010. № 4. C. 36–45.
22. Taft R. F. 2010 “Zanaveshennyj altar'” (Veiled Altar), in Taft R. F. Stat'i, Omsk, 2010, vol. 1, pp. 310–365.
23. Troickij V. A. 1912 “Istorija plashhanicy” (History of Shroud of Christ), in Bogoslovskij vestnik, Sergiev Posad, 1912, Mart.
24. Shalina I. A. 2000 “Vhod «Svjataja Svjatyh» i vizantijskaja altarnaja pregrada” (Entrance “Sancta Sanctorum” and Byzantine Altar Barrier), in Ikonostas: proishozhdenie — razvitie — simvolika, Moscow, 2000, pp. 52–84.
25. Fraser M. E., Weitzmann K. (eds.) Age of Spirituality. Late Antique and Early Christian Art. Third to Seventh Century, New York, 1979.
26. Bouras L. 1991 “Ciborium”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, New York, Oxford, 1991, vol. 1, p. 462.
27. Evans H. C. (ed.) Byzantium: Faith and Power, 1261–1557, New York, New Haven, 2004.
28. Cutler A. 1991 “Endyte”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, New York, Oxford, 1991, vol. 1, p. 697.
29. Grabar A. L’age d’or de Justinien de la mort Theodose à l’Islam, Paris, 1966.
30. Grabar A. Le Premier art chrétien (200–392), Paris, 1966.
31. Abrahams I. “Tabernacle”, in Encyclopaedia Judaica, vol. 19, p. 41.
32. Kazdan A. 1991 “Velum”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, New York, Oxford, 1991, vol. 3, pp. 2157–2158.
33. Klauser T. Reallexicon für Antike und Christentum, Stuttgart, 1941, vol. 3, p. 85.
34. Lampe G. W. H., D. D. A Patristic Greek Lexicon, Oxford, 1961.
35. Liddell H. G. and R. Scott. Greek-English Lexicon. With a Revised Supplement, Oxford, 1996.
36. Mango C. The Art of the Byzantine Empire 312–1453: Sources and Documents, Englewood Cliff, New Jersey, 1972.
37. Mathews T. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy, University Park and London, 1980.
38. Morey C. R. 1940 (1941) “The Early Christian Ivories of the Eastern Empire”, in Dumbarton Oaks Papers, 1940 (1941), vol. 1: Dumbarton Oaks Inagural Lectures, November 2nd and 3rd.
39. 1899 “Numismatische Analecten (I) 1. Der Augustische Vestatempel“, in Sitzungsberichte der Nunismatischen Gesellschaft zu Berlin, Berlin, 1899, pp. 18–31.
40. Pena I. The Christian Art of Byzantine Syria, Madrid, 1997.
41. Roberts P. Life and Death in Pompeii and Herculaneum, London, 2013.
42. Sophocles A. E. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods, Hildesheim, Zürich, New York, 1992.
43. Evans H. C. Wixom W. D. (eds.) The Glory of Byzantium. Art and Culture of the Middle Byzantine Era. A.D. 843–1261, New York, 1997.
44. Weitzmann K. Late Antique and Early Christian Book Illumination, New York, 1977.
45. Wessel K. 1973 “Ciborium”, in RBK, Stuttgart, 1973, vol. 7, ppp. 1055–1068.
46. Wise M. O. 2003 “Hram” (Temple), in Grin D., Maknajt S., Marshall G. (eds.) Iisus i Evangelija: Slovar', Moscow, 2003.
47. Xydis St. G. 1947 “The Chancel Barrier, Solea and Ambo of Hagia Sofia”, in Art Bulletin, 1947, vol. 29, pp. 1–24.
Матвеева Юлия Геннадьевна