/
Результат поиска


Маслов К. И. К истории возрождения ≪византийского стиля≫ в русской церковной живописи. И. М. Снегирев // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 154-164. DOI: 10.15382/sturV201415.154-164
Статья посвящена публикациям известного ученого — археолога И. М. Снегирева, относящимся к 1834 г. и 1849 г., где автор утверждает, что «византийский стиль» и отечественная иконопись являются «животворным» источником для современной церковной живописи академического направления и что ориентация на отечественную традицию иконописания «не исключает возможности соблюдать перспективу и другие художественные условия». В статье 1849 г., в качестве примера художника, который «воссозидает» византийский церковный стиль, И. М. Снегирев называет Карла Брюллова.
романтическая парадигма, Герман Гесс, назарейцы, И. М. Снегирев, византийский стиль, дух стиля, иконопись, иератическое, иконография, церковная живопись, подлинник, народность
1. Б-н В. Выставка Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств в 1842 году // Отечественные записки. СПб., 1842. Т. 25. № 11. С. 25–46.
2. Бенуа А. Русская школа живописи. СПб., 1904. Вып. 5.
3. Бенуа А. Русская школа живописи XIX века. СПб., 1998.
4. Буслаев Ф. И. Иван Михайлович Снегирев // Московские университетские известия. М., 1869. № 1. Оффициальный отдел. С. 56–62.
5. Виттекер Ц. Х. Граф Сергей Семенович Уваров и его время. СПб., 1999.
6. Воропаев В., Воропаева Е. И. М. Снегирев и литературная Москва // Москва литературная. Критики столицы о современной литературе. М., 1985. С. 184–196.
7. Годовая выставка художественных произведений в Императорской Академии художеств (Статья 1) // Художественная газета. 1837. № 17, 18. С. 291–293.
8. Греч Н. Путевые заметки из Англии, Германии и Франции. СПб., 1939. Ч. III.
9. Дмитриевский собор во Владимире (на Клязьме). Строен от 1194 до 1197 года. Москва, 1849. В тип. А. Семена // Отечественные записки. СПб., 1850. Т. 72. № 9. С. 1–12.
10. Дневник Ивана Михайловича Снегирева. T. 1. 1822–1852. М., 1904.
11. Иван Михайлович Снегирев. Биобиблиографический указатель / Сост. О. Ф. Бойкова. М., 1994.
12. Иван Михайлович Снегирев. Биографический очерк. СПб., 1871.
13. Каменский З. А. Н. И. Надеждин. Эстетическая концепция школы // Философия Шеллинга в России / В. Ф. Пустарнаков, ред. М., 1998. С. 303–329.
14. Каменский З. А. Шеллингианская школа диалектического идеализма в русской философии начала XIX века // Философия Шеллинга в России / В. Ф. Пустарнаков, ред. М., 1998. С. 209–365.
15. Климент Александрийский. Строматы. Ярославль, 1892.
16. Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914. СПб., 1914. Т. 1.
17. Маслов К. И. Баварский византинизм и его эхо в России // EIKON KAI TEXNH. Церковное искусство и реставрация памятников истории и культуры. Памяти Андрея Георгиевича Жолондзя. М., 2011. Т. 2. С. 206–217.
18. Маслов К. И. К истории возникновения «русского стиля» церковной живописи // Искусство христианского мира. М., 2000. Вып. 4. С. 204–216.
19. Маслов К. И. К истории идеи возрождения отечественного иконописания в 1840-е годы // Искусство христианского мира. М., 2012. XII. С. 64–74.
20. Описание остальных картин Ф. А. Бруни меньшей величины (The Description of Other Paintings by F. A. Bruni of A Smaller Size) // Художественная газета. СПб., 1837. № 6. С. 106–107.
21. Памятная записка о профессорах Московского университета // Русская старина. 1880. Т. 28, август. С. 780–782.
22. Половцев А. В. Ф. А. Бруни. Биографический очерк. СПб., 1907.
23. Пустарнаков В. Ф. Основные вехи истории и особенности развития российского шеллинговедения и историографии «русского шеллингианства» // Философия Шеллинга в России. М., 1998. С. 13–208.
24. Рамазанов Н. О реставрации картин Н. А. Подключникова. М., 1854.
25. Резвых П. Ф. В. Й. Шеллинг в диалоге с российскими интеллектуалами. Общие места и суждения // Новое литературное обозрение. М., 2008. № 91. С. 141–186.
26. Славина Т. А. Константин Тон. Л., 1989.
27. Снегирев И. М. О значении отечественной иконописи (письма к графу А. С. Уварову И. М. Снегирева) // Записки археологическо-нумизматического общества в Санкт-Петербурге. СПб., 1848. III. С. 181–210.
28. Снегирев И. М. О стиле Византийского художества, особенно ваяния и живописи, в отношение к Русскому // Ученые записки Императорского Московского университета. М., 1834. Ноябрь, № V. С. 272–286; Декабрь, № VI. C. 418–449.
29. Снегирев И. М. Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках. М., 1831–1834. Т. 1–4.
30. Тарасов Е. Снегирев И. М. Русский биографический словарь. СПб., 1909. Смеловский — Суворина. С. 7–11.
31. Уваров С. С. Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833–1843. СПб., 1864.
32. Уваров С. С. О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения // Река времени. Книга истории и культуры. М., 1995. С. 70–72.
33. Ф. А. Бруни // Художественная газета. СПб., 1837. № 15. С. 237–240.
34. Шевырев С. Болонская школа (отрывок из путевых записок по Италии) // Комета Белы. Альманах на 1833 год. СПб., 1833. С. 217–245.
35. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства. М., 1999.
36. Шлегель Ф. История древней и новой литературы. СПб., 1829. Ч. 1–2.
37. Шлегель Ф. Описание картин из Парижа и Нидерландов // Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т. 2.
38. Le Bas Ph. Allemagne. Paris, 1841. T. 2.
39. Clement F. De l' ideal de l' art chretien // Revue de l' art chretien. Paris, 1878. N. 26. P. 257– 292.
40. Didron A.- N. Manuel d'iconographie chretienne grecque et latine. Paris, 1845.
41. Gerstner Joh. Studien zur reseption der «Altchristlischen Bauart» in Kirchen der Deuchen Romantik. Munchen, 1991.
42. Nachricht uber neugrechisches Malerbuch // Kunst-Blatt. 1832. № 1–5.
43. Sabatier J. De l' iconographie sacrée en Russie // Revue archeologique. Paris, 1850. VII année. Premier partie. P. 174–177, 234–240, 321–339.
44. Sabatier J. Notion sur l' iconographie sacrée en Russie. Spb., 1849.
45. Weiss Th. Stildiskussion zur sakralarchitektur des jahrhunderts in Deutschland. Munchen, 1983.
46. Witt A. de. Cartons de Bruloff (Carl) №1, 2, 3, 4, 5, 6. Les apotres // L' Artiste Russe. 1846. Pr. an. Sec. vol. P. 198.
Маслов Константин Ильич
Маслов К. И. Росписи В. М. Васнецова во Владимирском соборе в художественной критике конца XIX века // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 28. С. 83-108. DOI: 10.15382/sturV201728.83-108
Статья посвящена взглядам руководителя работ 1885–1896 гг. по украшению киевского Владимирского собора А. В. Прахова и основного исполнителя настенных росписей в нем В. М. Васнецова на цели и задачи этих работ, общее направление которым, предполагавшее восстановление облика «древнего храмового устройства» храма, изначально было задано Церковно-археологическим обществом Киевской Духовной академии, а также откликам на живопись Васнецова в художественной критике конца XIX в. Показано, что, признавая художника основоположником нового национального направления церковных росписей, авторы публикаций, посвященных его живописи в соборе, не были едины в том, что касалось оценки характера ее связи с древнерусским и византийским искусством, с отечественной традицией иконописания. Одни видели в Васнецове прямого продолжателя традиции, а его работам даже присвоили значение иконописного подлинника, другие традицию в его живописи понимали лишь как омертвелую форму, ожившую под «русской кистью» «русского художника», а третьи и вовсе отрицали всякую связь с нею. Среди восторженных отзывов о васнецовских росписях Владимирского собора лишь один критик, А. Н. Бенуа, позволил себе отрицать разом и национальную глубину живописи Васнецова, и ее связь с русской традицией, определив ее как «роскошную и легкомысленную феерию», которая, по его словам, должна была нравиться, скорее, «заезжим французам, аплодирующим в Grand Opera “Эсклярмонде”».
церковная живопись, традиция иконописания, И. Иг. Малышевский, А. В. Прахов, В. М. Васнецов, киевский Владимирский собор, почвенничество
  1. А. И. К. Чудесное явление изображения Богоматери с предвечным Младенцем в строящемся храме во имя Св. Равноапостольного князя Владимира в Киеве. Киев, 1895. Абрамцево: Искусство и жизнь. М., 2003.
  2. Абрамцево: Художественный кружок. Живопись. Графика. Театр. Мастерские. Л., 1988.
  3. Александровский И. В. Собор св. Владимира в Киеве. Киев, 1896.
  4. Бенуа А. История живописи в XIX веке: Русская живопись. СПб., 1901.
  5. Бенуа А. Ответ г. Философову // Мир искусства. СПб., 1901. Т. VI: Художественная хроника. С. 301–309.
  6. Биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета. СПб., 1898. Т. 2. С. 129–138.
  7. Богданов А. В. Почвенничество: Политическая философия Ф. М. Достоевского, А. А. Григорьева, Н. Н. Страхова. М., 2001.
  8. Буслаев Ф. И. Общие понятия о русской иконописи // Сборник на 1866 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М., 1866.
  9. В. Ч. Работы Васнецова в Киевском соборе // Всемирная иллюстрация. СПб., 1891. № 1155. С. 177–179.
  10. Васнецов Виктор Михайлович: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М., 1987.
  11. Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. М., 1986.
  12. Виктор Васнецов: Письма. Новые материалы / Л. В. Короткина, авт.-сост. СПб., 2004.
  13. Виолле-ле Дюк Е. Русское искусство: Его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность. М., 1879.
  14. Грабарь И. Э. Каменный век. Фриз В. М. Васнецова. М., 1956.
  15. Гусакова В. О. Виктор Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи конца XIX — начала XX века. СПб., 2008.
  16. Дедлов (В. Л. Кигн). Приключения и впечатления в Италии и Египте. Заметки о Турции. СПб., 1887.
  17. Дедлов В. Л. Эллин // Варвар; Эллин; Еврей: Современные характеристики. СПб., 1895.
  18. Дедлов В. Л. Киевский Владимирский собор и его художественные творцы. СПб., 1901.
  19. Достоевский Ф. М. Глава вторая. Пушкин (очерк). Дневник писателя на 1880 год // Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1984. Т. 26. С. 136–149.
  20. Живописные работы Владимирского собора в их нынешнем виде // Киевлянин. 1892. № 225. 15 авг. С. 2.
  21. Зайончковский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1964.
  22. Илларионов В. Провозвестник нового направления в русской религиозной живописи // Русское обозрение. М., 1994. Т. 41. С. 95–131.
  23. Каталог Дома-музея Виктора Михайловича Васнецова. М., 1959.
  24. Корнилович. Письмо в редакцию // Киевское слово. 1894. № 2156. 14 янв. С. 3.
  25. Кустарные промыслы Владимирской губ. // Владимирские губернские ведомости. 1897. № 50. С. 1–5.
  26. Кутейникова Н. С. Религиозная живопись В. М. Васнецова // Культура. Искусство. Религия. Проблемы взаимодействия. Л., 1990. С. 25–40.
  27. Липранди А. Храм св. Владимира в Киеве // Русский вестник. М., 1996. Июль. С. 205–215.
  28. М-е. Новые работы во Владимирском соборе в Киеве // Новое время. М., 1891. № 5362. С. 350–351.
  29. М-е. Собор св. Владимира в Киеве // Новое время. СПб., 1896. № 7366. С. 2–3.
  30. М-ий И. Желания относительно строящегося собора святого Владимира // Киевлянин. 1882. № 79. С. 1–2.
  31. Маковский С. В. М. Васнецов и Владимирский собор // Мир Божий. СПб., 1898. Т. III. С. 201–219.
  32. Марков Е. Л. В храме св. Владимира в Киеве (Путевые заметки) // Русский вестник. 1897. Март. С. 122–136.
  33. Маслов К. И. Об «офранцуженном византийстве» князя Г. Г. Гагарина // Искусство христианского мира. М., 2003. Вып. 7. С. 323–326.
  34. Маслов К. И. Проект И. П. Сахарова по возрождению иконописания // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. Екатеринбург, 2015. № 3. С. 249–258.
  35. Маслов К. И. Федор Чижов в поисках «образной живописи» // Дом Бурганова. Пространство культуры. М., 2015. Вып. 2. С. 59–75.
  36. Нарсесян Л. О древнерусских прототипах трех композиций В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве // Стиль жизни — стиль искусства. Развитие национально-романтического стиля модерн в европейских художественных центрах второй половины XIX — начала XX века. Россия, Англия, Германия, Швеция, Финляндия. М., 2000. С. 316–321.
  37. Нестеров М. В. Письма. Избранное. М., 1988.
  38. Николаев Ю. Несколько мыслей о религиозной живописи // Русское обозрение. М., 1994. Т. 25. C. 673–684.
  39. Петров Н. И. Из истории Киевского Владимирского собора. Киев, 1898.
  40. Петров Н. И. О росписывании стен и вообще об украшении Киевского Владимирского собора // Труды Киевской Духовной академии. 1899. № 7. С. 289–320.
  41. Письма В. М. Васнецова к В. Т. Георгиевскому / Публ. Л. В. Короткиной // Вопросы искусство знания. М., 1997. Х (1/97). С. 571–580.
  42. Плотникова И. В. О религиозной живописи Васнецова во Владимирском соборе // Виктор Михайлович Васнецов 1848–1926. М., 1994.
  43. Победоносцев К. П. Письма к Александру III. М., 1926. Т. II.
  44. Покровский Н. В. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства // Труды VI архео логического съезда в Одессе. Одесса, 1887. Т. 3.
  45. Поселянин Е. Князе-Владимирский собор и его живопись // Душеполезное чтение. М., 1896. № 11. С. 388–396.
  46. Прахов А. В. Записка. Б. м. 1896.
  47. Прахов А. В. Император Александр III как деятель русского художественного просвещения // Худо жественные сокровища России. СПб., 1903. № 4–8. С. 124–180.
  48. Репин И. Е. Далекое. Близкое. Л., 1986.
  49. Рождественский Н. В. О значении Киевского Владимирского собора в русском религиозном искусстве. М., 1900.
  50. Савельев Ю. Р. Новая концепция самодержавия и «русский стиль» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2: История. 2006. Вып. 4. С. 40–52.
  51. Соболев А. Киевские заметки (впечатления москвича). II // Киевлянин. 1891. № 39. С. 2.
  52. Соболев А. Живопись В. М. Васнецова в Киевском соборе. М., 1898.
  53. Собор св. князя Владимира в Киеве / Изд. С. В. Кульженко. Киев, 1898.
  54. Соловьев М. Русское искусство в 1890–91 году // Русское обозрение. М., 1891. Т. 4. С. 124–167.
  55. Стасов В. В. Виктор Михайлович Васнецов и его работы // Статьи и заметки, не вошедшие в собрание сочинений. М., 1954. С. 154–220.
  56. Ульяновський В. Диво й Дива киiвського Володимирського собору. Киiв, 2016.
  57. Чуйко В. Работы В. М. Васнецова в соборе св. Владимира // Всемирная иллюстрация. СПб., 1896. № 1446. С. 384–385.
  58. Шишмарев Д. И. Киевский собор Св. Владимира // Сборник «Нивы» на 1891 год. СПб., 1891. Июнь. С. 706–719.
  59. Эртель А. Д. Храм св. Владимира в Киеве // Киевское слово. 1893. № 2037. C. 2; № 2040. С. 2; № 2051. С. 2; № 2073. С. 2; № 2098. С. 1; № 2114. С. 1; № 2115. С. 2.
  60. Яринский И. Письмо о А. В. Прахове // Всемирная иллюстрация. СПб., 1896. № 1444. С. 331–332.
  61. Ярославцева Н. Царица небесная и женщина земная. Образ Богоматери в творчестве Виктора Васнецова // Советский музей. М., 1991. № 4. С. 45–55.
  62. Violle-le-Duc E. L'Art russe. Ses origins, ses elements constitutifs, son apogee, son avenir. P., 1877.
Маслов Константин Ильич
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Электронный адрес: zmaslo@mail.ru.