/
Результат поиска


Маслин М. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 2 (34). С. 117-123. — Рец. на кн.: Crone A. L. Eros and Creativity in Russian Religious Renewal. Leiden; Boston: Brill, 2010. 264 p.
PDF
Маслин Михаил Алексанрович
Маслинский К. А. Правила поведения в советской школе. Часть 1: Слово государства в устах учителя // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 1 (36). С. 56-72. DOI: 10.15382/sturIV201536.56-72
Задача этой статьи — проанализировать советские школьные правила как часть непрерывной школьной традиции и как способ репрезентации образа советского школьника. Статья разделена на две части. Первая часть представляет собой краткий исторический очерк о правилах поведения в дореволюционной и советской школьной политике и практике. Материалом послужили упоминания этих правил в постановлениях советской власти и советских нормативных документах о школе, а также корпус текстов правил в советских школах c 1930-х по 1980-е гг. История правил поведения в советской школе насчитывает несколько стадий: сначала полное их игнорирование (1917–1927), затем постепенная легитимация в руководящих постановлениях (1927–1935), перешедшая в период ожидания обещанных в правительственном постановлении правил (1935–1943), потом десятилетие (1943–1954) концентрации внимания на «Правилах для учащихся», принятых в 1943 г., и, наконец, постепенный переход дисциплинарных функций к единым требованиям (1954–1972). «Правила для учащихся» 1943 г. отличались от аналогичных правил 1874 г. наличием отчетливой функции конструирования идеального образа советской школы и школьника. Перевес символической функции предопределил утрату новыми Правилами функции дисциплинарного регулирования школьной повседневности.
история образования, советская история, общеобразовательная школа, правила поведения, «Правила для учащихся», школьная дисциплина
1. Колмакова М. Н. От составителя / Борис Петрович Есипов (1894–1967): Библиографический указатель / С. Ф. Батракова, сост. М., 1992.
2. Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Воспитание дисциплинированности у подростков. М., 1960.
3. Луначарский А. В. Основные принципы единой трудовой школы: От Государственной комиссии по просвещению. 16 октября 1918 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917–1973 гг. / А. А. Абакумов [и др.], сост. М., 1974. С. 137–145.
4. Магсумов Т. А. Правовые акты как источник по истории среднего профессионального образования в дореволюционной России // Вопросы правоведения. 2011. № 3. С. 353–362.
Маслинский Кирилл Александрович
Маслинский К. А. Правила поведения в советской школе. Часть 2: Слово учителя в устах государства // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 41-58. DOI: 10.15382/sturIV201537.41-58
Задачи этой статьи — проанализировать советские школьные правила как часть непрерывной школьной традиции и как способ репрезентации образа советского школьника. Вторая часть статьи посвящена анализу содержания корпуса из 21 текста правил, напечатанных в СССР (1937—1984) типографским способом от имени отдельных школ. Текст правил, взятый в отдельности, не может использоваться как прямое свидетельство дисциплинарной практики, однако в рамках корпуса вариативность в их содержании и формулировках позволяет наблюдать пространство выбора, в рамках которого действовали составители правил, а закономерности такого выбора позволяют реконструировать логику дисциплинарного мышления, которой они руководствовались. В статье выбор составителей правил рассмотрен на нескольких уровнях. На уровне выбора сферы регулирования (набора ситуаций повседневности, к которым применимы школьные правила) выявилось меньшее, чем можно было бы ожидать, распространение правил на вне школьную повседневность советского ребенка. На уровне выбора деталей повседневности, упоминаемых в правилах, обнаруживается инструмент, обеспечивающий лабильность советской школьной дисциплинарной практики: внимание или невнимание к деталям поведения. Наконец, анализ выбора на уровне формулировок правил позволяет найти отзвуки повседневных конфликтных сценариев в форме запретов и угроз.
история образования, советская история, общеобразовательная школа, правила поведения, «Правила для учащихся», школьная дисциплина.
1. Boostrom R. 1991 “The Nature and Functions of Classroom Rules”, in Curriculum Inquiry, 1991, vol. 21/2, pp. 193–216.
2. Eggermont B. 2001 “The Choreography of Schooling as Site of Struggle: Belgian Primary Schools, 1880–1940”, in History of Education, 2001, vol. 30/2, pp. 129–140.
3. Kirschenbaum L. A. Small Comrades: Revolutionizing Childhood in Soviet Russia, 1917–1932, New York, London, 2001.
4. Livschiz A. Growing up Soviet: Childhood in the Soviet Union, 1918–1958, Stanford University, 2007.
5. Muckle J. 1987 “The New Soviet Child: Moral Education in Soviet Schools”, in The Making of the Soviet Citizen, Croom Helm, 1987, pp. 1–22.
6. Riordan J. 1987 “The Role of Youth Organizations in Communist Upbringing in Soviet School”, in The Making of the Soviet Citizen, Croom Helm, 1987, pp. 136–160.
7. Thornberg R. 2008 “A categorisation of school rules”, in Educational Studies, 2008, vol. 34/1, pp. 25–33.
8. Thornberg R. 2009 “The Moral Construction of the Good Pupil Embedded in School Rules”, in Education, Citizenship and Social Justice, 2009, vol. 4/3, pp. 245–261.
9. Zajda J. 1988 “The Moral Curriculum in the Soviet School”, in Comparative Education, 1988, vol. 24/3, pp. 389–404.
10. Келли К. Школьный вальс: Повседневная жизнь постсталинской советской школы // Антропологический форум. 2004. № 1. С. 104–155.
11. Коротков В. М. Педагогическое требование. М., 1966.
Маслинский Кирилл Александрович
Маслинская С. Г. Детское чтение сквозь призму педагогики первой четверти ХХ века (об истоках раннесоветской концепции читателя) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 106-118. DOI: 10.15382/sturIV201954.106-118
Отечественные педагоги в первое двадцатилетие ХХ в. разрабатывали теорию детского чтения, во многом опираясь на концепции, сложившиеся в Германии рубежа XIX–ХХ вв. Развивая идеи Г. Вольгаста и Э. Линде, педагоги, работавшие в десятилетие, предшествующее революции, и чиновники образования в Советской России начала 1920-х гг. сформулировали общую концепцию детского чтения, не предполагавшую проверки экспериментальными методами изучения чтения.В отличие от теоретиков педагогики чтения в Германии, отечественные педагоги видели необходимость создания специальной детской литературы, полагаясь на ее воспитательное значение. Подавляющее большинство педагогов в начале ХХ в. писали о пользе и вреде детской литературы, исходя из тезиса о ничем и никем не опосредованном ее влиянии на ребенка. Экспериментальные исследования чтения, опровергавшие этот тезис, практически не учитывались руководителями чтения и экспертами в области детской книги при формировании дореволюционной концепции читателя-ребенка. Как сторонники свободного воспитания, так и педагоги-традиционалисты отказывались опираться на результаты обследования читателей-детей, проводившиеся библиотекарями под руководством А. К. Покровской. Раннесоветская номенклатурная педагогика, возглавляемая Н. К. Крупской, также строилась на недоверии к изучению детского читательского опыта экспериментальными методами и определила пренебрежение детскими читательскими интересами в последующие годы.
детское чтение, свободное воспитание, русско-немецкие контакты, Г. Вольгаст, Э. Линде, Е. Елачич, А. Покровская, Н. Крупская
  1. Арзамасцева И. Н. Подвижники детского чтения // Детские чтения. 2012. № 1. С. 12–42.
  2. Бахтин Н. Чтение с воспитательными целями // Педагогический сборник. 1906. № 3–4. С. 282–296; 307–332.
  3. Белоусов А. Ф., Головин В. В., Лучкина О. А., Маслинская С. Г., Сергиенко И. А. Критика детской литературы 1864–1934: фрагмент аннотированного указателя // Детские чтения. 2015. № 2 (8). С. 6–29. URL: detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/177
  4. Вентцель К. Н. Идеальная школа будущего и пути ее осуществления // Свободное воспитание. 1908–1909. № 8. Стб. 12.
  5. Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей. М., 1910.
  6. Вентцель К. Н. Педагог будущего // Свободное воспитание. 1907–1908. № 2. Стб. 5.
  7. Вентцель К. Н. Социализм и свободное воспитание // Свободное воспитание. 1918. № 6–7. Стб. 31.
  8. Воспитание нового читателя: литература для детей в педагогической критике и цензуре (1864–1934). URL: http://detcorpus.ru.
  9. Гаупп Р. Психология ребенка / Пер. с нем. А. Ф. Левоневского. СПб., 1910.
  10. Головин В. В. Евгений Елачич — критик детской литературы // Историко-педагогический вестник. 2017. № 1. С. 160–177.
  11. Григорьева Т. А. Литературные вкусы беспризорных // На путях к новой школе. 1924. № 4–5. С. 150–159.
  12. Дурылин С. Эксперимент или пытка? (К вопросу об экспериментальной школе) // Свободное воспитание. 1907–1908. № 3. Стб. 80.
  13. Елачич Е. А. Место морали в детской книге // Сборник статей по вопросам детского чтения. СПб., 1914. С. 37–64.
  14. Елачич Е. А. О критике детской литературы самими детьми // Сборник статей по вопросам детского чтения. СПб., 1914. С. 195–209.
  15. Калужская Ю. А. Становление и развитие отечественной педагогики детского чтения в первой трети ХХ в. (на примере деятельности научно-исследовательского института детского чтения): дис. ... канд. пед. наук. М., 2004.
  16. Красовицкая Т. Ю. Идеи Н. К. Крупской и их роль в истории большевистского эксперимента // Новый исторический вестник. 2002. № 1. С. 4–29.
  17. Крупская Н. К. По поводу статьи «Литературные вкусы беспризорных» (Т. Григорьевой) // На путях к новой школе. 1924. № 4–5. С. 159–160.
  18. Крупская Н. К. Наши задачи // Красный библиотекарь. 1923. № 1.
  19. Лович Е. Друзья-враги (К вопросу о детском чтении) // Вестник воспитания. 1898. № 4. С. 97–134.
  20. Маслинская С. Вольгаст и развитие отечественной теории детской литературы в 1910-1930-е гг. // Детские чтения. 2017. № 2 (12). С. 412–420.
  21. Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике / Пер. с нем. Н. Д. Виноградова. Ч. 1. М., 1909.
  22. Мурзаев В. С. Борьба с дурной книгой // Педагогический листок. 1912. № 4. С. 251–260.
  23. Сорока В. Нат Пинкертон и детская литература // Русская школа. 1910. № 1. С. 38–63; № 2. С. 60–78.
  24. Циглер Т. Общая педагогика / Пер. с нем. С. Берса. СПб., [1908].
  25. Шенбах А. Чтение и образование / Пер. с 4-го нем. изд. Ю. А. Говсеева. Киев, 1902.
  26. Яновская Э. В. Дом свободного ребенка // Вестник воспитания. 1913. Ноябрь. № 8. С. 60–61.
  27. Schneider G. H. Der Menschliche Wille vom Standpunkte der neuere Entwickelungstheorien (des «Darvinismus»). Berlin,1882. гл. Х.
Маслинская Светлана Геннадьевна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова д. 4;
Должность: ст. науч. сотрудник Центра исследований детской литературы;
ORCID: 0000-0001-7911-4323;
Электронный адрес: braunknopf@gmail.com.