/
Результат поиска


Марьясина Н. С. Певческий ряд Литургии Преждеосвященных Даров в партесных рукописях XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 86-99. DOI: 10.15382/sturV201623.86-99
Статья посвящена нескольким аспектам бытования Литургии Преждеосвященных Даров в многоголосии XVIII в. Основное внимание уделено составу цикла, отражению в нем принципа многораспевности. На примере великого прокимна «Да исправится молитва моя» рассмотрено использование в Литургии Преждеосвященных Даров традиционных распевов, некоторые особенности их гармонизации, эволюция практики исполнения. Исследование проведено на материале партесных рукописей, преимущественно постоянного партесного многоголосия.
Литургия Преждеосвященных Даров, великий прокимен, партесные гармонизации, постоянное многоголосие, Синодальное певческое собрание, рукописи, многораспевность, греческий распев, киевский распев
1. Афанасьева Т. И. Литургия Преждеосвященных Даров в славянской рукописной традиции XII–XV веков: Лингвотекстологический анализ: Дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2000.
2. Буцкая С. Б. Проблемы партесного многоголосия в России: По памятникам второй половины XVII–XVIII в.: Дис. … канд. искусствоведения. М., 1991.
3. Гурьева Н. В. Система осмогласия в русской литургии конца XVII — начала XVIII вв.: Дис. … канд. искусствоведения. М., 2000.
4. Захарьина Н. Б. Русские богослужебные певческие книги XVIII–XIX веков. Синодальная традиция. СПб., 2003.
5. Коврова И. В. К проблеме организации певческого ряда литургии (на материале партесных рукописей XVIII века) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2003. Вып. 3 (12). С. 67–90.
6. Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: Источниковедение, история, теория. М., 2015.
7. Плотникова Н. Ю. Композитор XVIII века Николай Бовыкин // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 182–196.
8. Протопопов В. В. Музыка русской Литургии. Проблема цикличности. М., 1999.
Марьясина Нонна Семеновна
Марьясина Н. С. Богослужение Литургии Преждеосвященных Даров в творчестве композиторов Нового направления (рубеж XIX–XX вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 28. С. 141-158. DOI: 10.15382/sturV201728.141-158
Статья посвящена отражению богослужения Литургии Преждеосвященных Даров в творчестве русских композиторов Нового направления как художественно-музыкального цикла. Литургия Преждеосвященных Даров — особое чинопоследование Православной Церкви, относящееся к периоду Великого поста и совершающееся только в некоторые установленные будни. Аскетизм этого времени церковного года, редкость совершения службы, а также незначительное место, уделяемое в ней пению, были причиной того, что Литургия Преждеосвященных Даров на протяжении всего Синодального периода истории Русской Православной Церкви не была в центре внимания духовных композиторов. Вместе с тем каждая эпоха представлена некоторым количеством авторских постовых литургических циклов. Среди композиторов Нового направления к Преждеосвященной Литургии обратились несколько авторов — А. В. Никольский, П. Г. Чесноков и А. Т. Гречанинов, в творчестве которых имеется по одному опыту создания такого цикла. Целью статьи является краткий сравнительный анализ этих сочинений, выявление общих черт и в то же время яркой индивидуальности каждого из них, что осуществляется впервые. Среди объединяющих данные циклы моментов обнаружен ряд факторов. Это общая для Нового направления стилистическая ориентация на древние напевы, возрождаемые в новой, современной форме. Это влияние эмоциональной атмосферы Великого поста и смысловых особенностей Преждеосвященной Литургии на музыкальную стилистику сочинений, преломленное, однако, в каждом случае очень индивидуально. Впервые выявлена и новая интерпретация композиторами самой структуры певческого ряда Преждеосвященной Литургии, который в их трактовке начинается службой Изобразительных, что во всей истории эволюции русского богослужебного пения не имело прецедента. Данное наблюдение позволило сделать вывод о преобладании в Новом направлении эмоционально-эстетического восприятия богослужения.
Литургия Преждеосвященных Даров, Изобразительны, Великий пост, Новое направление, хоровой цикл, А. В. Никольский, П. Г. Чесноков, А. Т. Гречанинов
  1. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М., 2002.
  2. Ефимова Ю. А. Александр Васильевич Никольский. Творческий портрет: Дис. … канд. иск. М., 2011.
  3. Малацай Л. В. Александр Никольский: творческая биография. М., 2010.
  4. Паисов Ю. И. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество. М., 2004.
  5. Плотникова Н. Ю. Русская духовная музыка XIX — начала XX века: Страницы истории. М., 2007.
  6. Рахманова М. П. А. Т. Гречанинов // История русской музыки. М., 1997. Т. 10А. С. 170–216.
  7. Рахманова М. П. Новое направление в духовной музыке: Исторические тенденции и художественные процессы // История русской музыки. М., 2004. Т. 10Б. С. 392–456.
  8. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III. М., 2002.
Марьясина Нонна Семеновна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, д. 6/1;
Электронный адрес: nonna888@yandex.ru.