/
Результат поиска


Марченко О. В. К истокам замысла «Истории русской философии» В.В. Зеньковского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2006. Вып. 16. С. 105-113.
PDF
В статье «К истокам замысла «Истории русской философии» В.В. Зеньковского» О.В. Марченко рассматривает вопрос о генезисе этой фундаментальной историко-философской работы. По мнению автора, значимыми (хотя и не единственными) факторами явились создание в 1910 г. религиозно-философской группы «Путь» и выход 1-го номера международного журнала «Логос», а также полемика 1910 г. о специфике и путях развития русской философии, в которой приняли участие, с одной стороны, В.Ф. Эрн («Путь»), с другой — философы круга журнала «Логос» (Б.В. Яковенко, СИ. Гессен, ФА. Степун) и С.Л. Франк. Отголоски полемики присутствуют на страницах замечательной работы Зеньковского, но главной причиной написания «Истории русской философии», подчёркивает автор статьи, явилась сама русская философия, наличие которой во всём своеобразии и значимости её черт к середине XX века было совершенно очевидно.
Марченко Олег Викторович
Марченко О. В. Творчество Григория Сковороды в размышлениях Дмитрия Чижевского: некоторые замечания // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 3 (27). С. 33-43.
PDF
В статье рассматривается ряд установок, сложившихся в изучении жизни и творчества выдающегося украинского слависта Д. И. Чижевского (1894–977). Специально анализируются российский и украинский контексты в рамках которых складывалось изучение Чижевским творчества известного философа XVIII века Г. С. Сковороды. На этом фоне намечается собственная специальная задача Чижевского —прочитать Сковороду, во-первых, в контексте украинской культуры, как представителя позднего украинского барокко и украинского предромантика, а во-вторых, рассмотреть его взгляды в контексте культуры общеевропейской.
Чижевский, Сковорода, Эрн, Сумцов, оригинальная русская философия, русская религиозная философия, украинская философия, позднее украинское барокко, предромантизм, русский религиозный ренессанс, религиозно-философская группа «Путь».
Марченко Олег Викторович
Марченко А. Н. Архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков) – участник движения за отмену «приходской реформы» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 2 (39). С. 48-62.
PDF
Статья посвящена церковно-общественной деятельности архиепископа Пермского и Соликамского Леонида (Полякова), управлявшего Пермской епархией в 1964–1966 гг. Последовавшая в октябре 1964 г. отставка Н. С. Хрущева и связанное с этим событием прекращение «хрущевских гонений» на Церковь пробудили надежду епископата, духовенства и мирян на скорую перемену религиозного курса. Однако ожидаемое потепление церковно-государственных отношений не принесло реальных перемен во внутренней жизни церковных общин, уклад жизни которых оставался неизменным после проведения в жизнь в 1961 г. «приходской реформы». Согласно «реформе», духовенство было отстранено от финансово-хозяйственной жизни приходов и реального управления ими. Дискриминационное положение духовенства и диктат гражданской власти над церковными учреждениями побудили архиепископа Леонида принять активное участие в движении за отмену «приходской реформы».
церковно-государственные отношения, «хрущевские гонения», Пермская епархия, «приходская реформа» 1961 г.
Марченко Алексей Николаевич, протоиерей
Марченко А. Н. Отношение игумена Серафима (Кузнецова) к обновленческому расколу по материалам переписки из Иерусалима с тихоновским духовенством Пермской епархии 1927-1931 гг // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 99-107. DOI: 10.15382/sturII201563.99-107
Обновленческое раскольническое движение, возникшее в Русской Церкви в 1920-е гг., неожиданно получило поддержку Восточных Патриархатов – Константинопольского и Иерусалимского. Преследуя свои политические и экономические интересы, Восточные Патриархи установили отношения с обновленческим «Священным Синодом», тем самым поставив каноническую Российскую Православную Церковь в двусмысленное положение. Московская Патриархия всеми способами стремилась предотвратить дальнейшие авантюры обновленцев на уровне межцерковных контактов. Предпринимались попытки убедить Восточных Патриархов в незаконности обновленческой иерархии и пагубности всех форм общения с ними. С этой целью священники из окружения епископа Пермского Павлина (Крошечкина) вступили в опасную переписку с бывшим настоятелем Серафимо-Алексеевского скита Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря Пермской епархии игуменом Серафимом (Кузнецовым). Покинув Россию вместе с остатками армии адмирала А. В. Колчака, отец Серафим в 1921 г. доставил во Святую Землю останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители милосердия Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой и инокини Варвары Яковлевой. Получив личное покровительство Иерусалимского патриарха Дамиана, русский игумен остался в Иерусалиме и проживал в греческом монастыре Св. Апостолов в Малой Галилее. Переписка длилась несколько лет (с 1927 по 1931 г.), но не имела существенных результатов. Игумен Серафим, изучив присланные из России документы, принял сторону тихоновского духовенства и осудил деятельность обновленцев. Однако, несмотря на свой высокий авторитет во Святой Земле, он был не в состоянии повлиять на внешнюю политику Иерусалимского патриарха Дамиана, который по-прежнему продолжал контакты с обновленцами.
Российская Православная Церковь, Московская Патриархия, Восточные Патриархи, обновленческое движение, Священный Синод, епископ, священники, переписка, Иерусалим, политика.
Марченко Алексей Николаевич, протоиерей