/
Результат поиска


Марей Е. С. Sapientiam sine eloquentia prodesse non est dubium: взаимосвязь мудрости и красноречия в произведениях Исидора Севильского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 1 (45). С. 7-19.
PDF
В произведениях Исидора Севильского выделяется несколько уровней знания. Первым и наивысшим епископ Севильи считал мудрость (sapientia), под которым он понимал знание о божественных вещах. Такая мудрость обязательно приводит своего обладателя к спасению души и Царствию Небесному. Однако специфика мудрости трактовалась Исидором по-разному в зависимости от его произведений. Так, в произведениях энциклопедического характера — «Этимологии» и первая книга «Дифференций» — мудрость представляет собой понимание устройства мира и космоса. Мудрый человек может узнать причины явлений как земной, так и небесной жизни. В противоположность ей разумность (prudentia) ориентирована на постижение предметов земных и светских, ее целью является различение злого и доброго и наилучшее устроение своей судьбы. К нему примыкает знание (scientia) — книжное знание, которое Исидор считает частью философии. В то же время и разумность, и знание являются инструментами для достижения искомой мудрости. Такая мудрость тесно связана с красноречием (eloquentia), которое без нее не мыслится. В произведениях, ориентированных на читателя-клирика или монаха, т. е. во второй книге «Дифференций» и в «Сентенциях», мудрость противопоставлена суетному мирскому знанию. В этих сочинениях Исидор утверждает, что красноречие мудрости чуждо, что мудрость ценна своей безыскусностью. В контексте этих произведений мудрость нацелена исключительно на благочестивую жизнь и на спасение души. Различия в толковании слова sapientia продиктованы жанровыми особенностями рассмотренных сочинений, а также аудиторией, которой они адресованы.
Исидор Севильский, «Этимологии», «Дифференции», «Сентенции», мудрость, знание, красноречие, sapientia, prudentia, eloquentia
1. Aldama J. A. de. 1936. Indicaciones sobre la cronologia de las obras de S. Isidoro. Miscellanea Isidoriana, pp. 57-89.
2. Averincev S. S. 1976. Sud'by evropejskoj kul'turnoj tradicii v jepohu perehoda ot antichnosti k srednevekov'ju (The fortune of the european cultural tradition during the switch from Anticity to Middle Ages). Iz istorii kul’tury Srednih vekov i Vozrozhdenija, pp. 17-64.
3. Averincev S. S. 1996. Antichnaja ritorika i sud'by antichnogo racionalizma (The antic rhetoric and the fortune of antic rationalism). Ritorika i istoki evropejskoj literaturnoj tradicii, pp. 115-145.
4. Cazier P. Isidore de Seville et la naissance de l’Espagne catholique. Paris, 1994.
5. Codoñer Merino C. 1985. Les plus anciennes compilations de “Differentiae”: formation et évolutiond’un genre littéraire grammatical. Revue de philologie, de litterature et d’histoire anciennes, no. 51, pp. 201-219.
6. Codoñer Merino C. 1986. La conception de la “Differentia” dans le recueil “Inter Aptum” d’Isidore de Seville. Revue de philologie, de litterature et d’histoire anciennes, no. 60, pp. 187-196.
7. Diaz y Diaz M. C. San Isidoro de Sevilla. Etimologias. Madrid, 1993.
8. Fontainе J. Isidore de Seville et la culture classique dans l’Espagne Wisigothique. Paris, 1959.
9. Fontaine J. 1986. Fins et moyens de l’enseignement ecclesiastique dans l’Espagne Wisigothique. Settimane di Studio, no. 19, pp. 145-202
10. Madoz J. San Isidoro de Sevilla: semblanza de su personalidad literaria. Leon, 1960.
11. Madoz J. San Isidoro de Sevilla: semblanza de su personalidad literaria. Leon, 1960.
12. Magallon Garcia A.-I. La tradicion gramatical de diff erentia y etymologia hasta Isidoro de Sevilla. Zaragoza, 1996.
13. Riche P. Education et culture dans l’Occident barbare (VI–VIII ss.). Paris, 1962.
14. Ukolova V. I. 1984. Isidor Sevil'skij kak dejatel' kul'tury rannego srednevekov'ja (Isidore of Seville as a cultural figure of the Early Middle Age). Problemy ispanskoj istorii, pp. 176-190.
15. Ukolova V. I. Antichnoe nasledie i kul’tura rannego Srednevekov’ja (konec V — seredina VII v.)(Ancient Heritage and Culture of the Earliy Middle Ages). Мoscow, 1989.
16. Velazquez Soriano I. Latine dicitur, vulgo vocant. Aspectos de la lengua escrita y hablada en las obras gramaticales de Isidoro de Sevilla. Logrono, 2003.1. Aldama J. A. de. 1936. Indicaciones sobre la cronologia de las obras de S. Isidoro. Miscellanea Isidoriana, pp. 57-89.

Марей Елена Сергеевна
Марей Е. С. Doctor et legislator Yspaniarum в эпоху Реконкисты: образ святого Исидора во "Всемирной хронике" Луки Туйского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 11-25. DOI: 10.15382/sturII201774.11-25
В XI–XIII вв., после перенесения мощей Исидора Севильского из Севильи, занятой мусульманами, в христианский Леон в леонской епархии стал складываться культ святого. Развитию этого культа послужили сочинения Луки Туйского, каноника собора св. Исидора в Леоне, впоследствии епископа г. Туй в Галисии. В статье анализируется образ Исидора в его «Всемирной хронике», историческом произведении, охватывающем период от сотворения мира до взятия христианами Кордовы в 1236 г. Автор показывает, какие источники использовал Лука Туйский для создания образа св. Исидора и как этот образ повлиял на дальнейшую хронистику. Так, Исидор во «Всемирной хронике» предстает учителем и законодателем Испании, хранителем истинной веры в противовес пророку Мухаммаду, с которым, по версии Луки, он чуть было не встретился. Кроме того, Исидор, оказывается, предсказал не только арабское завоевание, но и последующую Реконкисту, став, таким образом, одним из покровителей христиан Испании.
Лука Туйский, Исидор Севильский, Реконкиста, латинская хронистика
Караулова М. К. От «Поэмы о Фернане Гонсалесе» к «Первой всеобщей хронике»: особенности репрезентации образа графа Фернана Гонсалеса в XIII в. // Исторический вестник. 2015. Т. 12 [159]: Альфонсо Х: политика и право. С. 354–375.
Марей Е. С. Образ Магомета в «Первой всеобщей хронике Испании»: К вопросу о конструировании религиозной идентичности // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 9. С. 64–73.
Марей Е. С. Энциклопедист, богослов, юрист: Исидор Севильский и его представления о праве и правосудии. М., 2014.
Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего Средневековья (конец V — середина VII в.). М., 1989.
Baloup D. Reconquete et croisade dans la Chronica Adefonsi Imperatoris (ca. 1150) // Cahiers de Linguistique et de Civilisation Hispaniques Medievales (Lyon). 2002. n° 25. Р. 453–480.
Bronish A. Р. Reconquista und heiliger Krieg: Die Deutung des Krieges im christlichen Spanien von den Westgoten bis ins fruhe 12. Jahrhundert (Spanische Forschungen der Gorresgesellschaft, Zweite Reihe, 35). Munster, 1998 (trad. in Spanish: Reconquista y guerra santa: La concepcion de la guerra en la Espana cristiana desde los visigodos hasta comienzos del siglo XII desde los visigodos hasta principios del siglo XII. Granada, 2006).
Cazier P. Isidore de Seville et la naissance de l’Espagne catholique. P., 1994.
de Gaiffier B. Le culte de saint Isidore de Seville. Esquisse d’un travail // Isidoriana. Coleccion de estudios sobre Isidoro de Sevilla, publicados con ocasion del XIV Centenario de su nacimiento por Manuel C. Diaz y Diaz. Leon: Cenro de estudios “San Isidoro”, 1961. P. 271–283.
Falque E. En torno a la fi gura de Isidoro en el s. XIII: Lucas de Tuy // Antiquite Tardive. 2015. 23. P. 249–260.
Falque Rey E. La vida de Mahoma en las fuentes cristianas medievales: Lucas de Tuy // Philologia Hispalensis. 2000. 14. Fasc. 2. P. 211–216.
Fontaine J. Qui a chasse de Carthaginoise Severianus et les siens? Observations sur l’histoire familiale d’Isidore de Seville // Fontaine J. Tradition et actualite chez Isidore de Seville. L.: Variorum reprints, 1988. P. I 349–400.
Garcia Moreno L. A. La prosopografia del reino visigodo de Toledo. Salamanca, 1974.
Gonzalez Munoz F. La leyenda de Mahoma en Lucas de Tuy // Actas III Congreso Hispanico de Latin Medieval (Leon, 26–29 de septiembre de 2001). Vol. I. Leon, 2002. Р. 347–358.
Gonzalez T. La iglesia desde la conversion de Reccared hasta la invasion arabe // Historia de la Iglesia en Espana / Dirigida por R. G. Villoslada. T. 1. Madrid, 1979.
Henriet P. Hagiographie et politique a Leon au debut du XIIIe siecle. Les chanoines reguliers de Saint-Isidore et la prise de Baeza // Revue Mabillon. Revue internationale d’histoire et de la litterature religieuses. 1997. 8 (t. 69). Р. 53–82.
Henriet P. La guerra contra el islam : .une guerra santa, pero segun que criterios ? // El mundo de los conquistadores. Actas del congreso internacional, 4–6 de junio 2008 / R. Dominguez Hernanz, ed. Madrid; Mexico, 2015 P. 319–338.
Henriet P. Rex, lex, plebs. Les miracles d’Isidore de Seville a Leon (XIe–XIIIe siecles) // Mirakel im Mittelalter. Konzeptionen, Erschei-nungsformen, Deutungen / M. Heinzelmann, K. Herbers and D. Bauer, eds. Stuttgart, 2002. P. 334–350.
Hillgarth J. N. The Spanish Kingdoms, 1250–1516. Vol. I. Oxford, 1976.
Le Morvan G. La Chronica naiarensis: d’un neo-gothisme astur-leonais a un neo-gothisme castillan // e-Spania. Revue interdisciplinaire d’etudes hispaniques medievales et modernes. 2009. No 7: Chronica naiarensis. URL: http://e-spania.revues.org/18028 (data obrashhenija: 30.10.2016).
Linehan P. The Spanish Church and the Papacy in the thirteenth century. Cambridge, 1971.
Linehan P. Spanish litigants and their agents at the thirteenth-century papal Curia // Past and resent in Medieval Spain // Proceedings of the Fifth International Congress of Medieval Canon Law, Salamanca, 21–25 September 1976 / S. Kuttner, K. Pennington, eds. Vatican City, 1980. P. 473–501.
Linehan P. Santo Martino and the Context of Sanctity in 13th-century Leon // Isiodoriana. Ponencias del I Congreso Internacional sobre Santo Martino en el VIII Centenario de su obra literaria (1185–1985) / A. Vinayo, ed. Leon, 1987. P. 687–697.
Linehan P. History and Historians of Medieval Spain. Oxford, 1993.
Lucae Tudensis Chronicon mundi / cura et studio Emma Falque // Lucae Tudensis Opera omnia. Corpus christianorum. Continuatio mediaevalis. — LXXIV. Turnhout, 2003. T. 1. P. VII–СLXII.
Madoz J. San Isidoro de Sevilla: semblanza de su personalidad literaria. Leon, 1960.
Martin G. Un recit (la chute du royaume wisigothique d’Espagne dans l’historiographie chretienne des VIII et IX siecles) // Martin G. Histoires de l’Espagne medievale. Historiographie, geste, romancero. P., 1997. P. 11–42.
Martin J. C. Vita ss. Leandri, Isidori Hispalensis, Fulgentii Astigitani et Braulionis Caesaraugustani ep. (BHL 4810): estructura, contenido y fuentes // Munus quaesitum meritis. Homenaje a Carmen Codoner / Coord. G. Hinojo Andres, J. C. Fernandez Corte. Salamanca, 2007. P. 561–569.
Martinez Diez G. La coleccion canonica hispana. Vol. I. Estudio. Madrid, 1966.
Martyn J. R. C. Gregory and Leander: An Analysis of the Special Friendship between Pope Gregory the Great and Leander, Archibishop of Seville. Cambridge, 2013.
Sejourne P. Le dernier pere de l’eglise. Saint Isidore de Seville. Son role dans l’ histoire du droit canonique. P., 1929.
Sirantoine H. L’Hispania dans la Chronica naiarensis // e-Spania. Revue interdisciplinaire d’etudes hispaniques medievales et modernes. 2009. No 7: Chronica naiarensis. URL: http://e-spania. revues.org/18291 (data obrashhenija: 31.10.2016).
Марей Елена Сергеевна
Марей Е. С. Disciplina clericorum на Сардинии VI в. по данным писем свт. Григория Великого // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 80. С. 29-44. DOI: 10.15382/sturII201880.29-44
В статье рассматривается церковная жизнь митрополии Сардинии в VI в. на материале писем свт. Григория Двоеслова. Митрополит Сардинии Януарий не был в состоянии обеспечить порядок на острове, следить за поведением подвластных клириков, да и сам не раз оказывался замешанным в преступлениях. В статье рассматриваются различные примеры нарушения клириками Сардинии церковной дисциплины и несоблюдения постановлений церковных соборов. Так, священники часто вели себя неподобающим образом: развратничали, не слушали митрополита, неправильно крестили. Провинциальный собор созывался редко, а некоторые кафедры по недосмотру Януария оставались незамещенными. Все это весьма удручало свт. Григория Великого, который всеми силами старался упрочить церковную дисциплину на острове. В своих письмах, адресованных Януарию, папа разбирал ошибки и прегрешения последнего, апеллируя к Священному Писанию и постановлениям соборных канонов. Характерно, что свт. Григорий всегда аргументирует свою позицию. Одновременно он старался повысить авторитет Януария в глазах клира, видя в этом залог порядка и стабильности. Письма свт. Григория Великого показывают, что от личности и характера митрополита в конечном счете напрямую зависела церковная жизнь в регионе. Этот вывод согласуется с «Пастырским правилом» свт. Григория, в котором дается идеал епископа: только обладая определенными нравственными качествами, епископ может управлять своей общиной и наставлять паству и клир на путь истинный.
Григорий I, письма Григория Великого, Сардиния, каноническое право, образ епископа, церковная дисциплина, crimen
  1. Марей Е. С. Кодекс Феодосия об обязанностях викария и наместников провинции // Исторический вестник. 2017. Вып. 19. С. 320–336.
  2. Святой Григорий Великий (Двоеслов). Правило пастырское, или О пастырском служении / Д. Подгурский, пер. с лат. М., 2011.
  3. Boesch Gajano S. Gregorio Magno. Alle origini del Medioevo. Roma, 2004.
  4. Castaldi L. Il Registrum epistolarum di Gregorio Magno // Filologia mediolatina. Studies in
  5. Medieval Latin Texts and their Transmission. Rivistadella Fondazione Ezio Franceschini. 2004. Vol. XI. P. 55–98.
  6. Dudden F. H. Gregory the Great. His place in History and Thought. L., 1905. Vol. I.
  7. Eidenschink J. A. The election of bishops in the letters of Gregory the Great with an appendix on the pallium.Washington, 1945.
  8. Forlin Patrucco M. Registrum epistolarum // Scrittura e storia. Per una lettura delle opere di Gregorio Magno. Firenze, 2005. P. 339–356.
  9. Giordano L. Giustizia e potere giudiziario ecclesiastico nell’epistolario di Gregorio Magno. Bari, 1997.
  10. Giordano L. I “crimina” di Gianuario // Gregorio Magno e la Sardegna / L. G. G. Ricci, ed. Firenze, 2007. P. 151–160.
  11. Guillou A. L’évêque dans la société méditerranéenne du VIe–VIIe siècles. Un modèle // Bibliothèque de l’Ecole des Chartes. Vol. 131. P., 1973. P. 5–19.
  12. Guillou A. Régionalisme et indépendance dans l’Empire Byzantin au VIIe siècle. L’exemple de l’exarchat et de la Pentapole d’Italie. Rome, 1969.
  13. Markus R. A. Gregory the Great and his World. Cambridge, 1997.
  14. Markus R. A. Gregory the Great’s pagans // Belief & Culture in the Middle Ages / R. Gameson, H. Leyser, eds. Oxford, 2001. P. 23–34.
  15. Martínez Díez G., Rodríguez F. La colección canónica hispana. Vol. III: Concilios griegos y africanos. Madrid, 1982.
  16. Meloni P. La missione del vescovo in san Gregorio Magno // Gregorio Magno e la Sardegna / L. G.G. Ricci, ed. Firenze, 2007. Р. 59–68.
  17. Norberg D. Qui a composé les lettres de saint Grégoire le Grand? // Studi medievali. 1980. Vol. 21 (1). P. 1–18.
  18. Padoa-Schioppa A. Gregorio Magno giudice // Studi medievali. 2010. 51 (2). P. 581–610.
  19. Recchia V. Gregorio Magno e la società agricola. Roma, 1978.
  20. Richards J. Consul of God.The Life and Times of Gregory the Great. L., 1980.
  21. S. Gregorii Magni Registrum epistolarum (Corpus Christianorum. Series Latina. Vol. 190A) / D. Norberg, ed. T. 1–2. Turnholti, 1982.
Марей Елена Сергеевна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Школа исторических наук НИУ ВШЭ, Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-1482-7098;
Электронный адрес: elena.fontis@gmail.com.
Публикация подготовлена при поддержке Гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук: Интерпретация римских юридических понятий в трудах Григория Великого и формирование правовой культуры Средневековья (МК-885.2017.6).
Марей Е. С. Sacerdos vs. Episcopus. Использование трактата «О семи церковных чинах» Исидором Севильским (источниковедческий аспект) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2018. Вып. 76. С. 11-22. DOI: 10.15382/sturI201876.11-22
Цель статьи — раскрыть методы и особенности интерпретации Исидором Севильским анонимного текста «О семи церковных чинах» (V — нач. VII в.). Это произведение, по традиции приписываемое Иерониму Стридонскому, рассказывает о функциях церковных прислужников и клириков. Исидор во многом переосмысливает его во второй части своего трактата «О церковных службах», посвященного происхождению и функциям церковных должностей. Исидор активно пользуется текстом своего предшественника, но почти никогда не приводит заимствованное предложение полностью и без изменений. Текст Псевдо-Иеронима использовался Исидором как набор риторических конструкций, которые нужны были епископу Севильи для выражения его собственных идей. Так, Исидор переосмысливает понятие sacerdos: в его тексте это прежде всего епископ. Сам образ епископа также наполняется у Исидора новым содержанием, и характерно, что для формирования этого образа используется только пролог из сочинения Псевдо-Иеронима, а не специальная глава, посвященная епископам. Sacerdos Исидора в противовес episcopus Псевдо-Иеронима активно включен в жизнь христианской общины: он произносит проповеди, наставляет паству, раздает милостыню, участвует в судопроизводстве и совершает таинства.
Исидор Севильский, епископ, пресвитер, ''О церковных службах'', ''О семи церковных чинах'', Псевдо-Иероним
  1. Биркин М. Ю. Священство епископа в Толедском королевстве первой трети VII в. по данным сочинений Исидора Севильского: терминологический аспект // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2017. № 10. С. 23–30.
  2. Воронцов С. А. Философемы в первой книге «Дифференций» Исидора Севильского // Вестник ПСТГУ. Серия: Богословие. Философия. 2013. Вып. 6 (50). C. 27–45.
  3. Уколова В. И. «Различия» Исидора Севильского: Слово как инструмент познания // Средние века. 2016. Вып. 77 (3–4). С. 368–376.
  4. Ildefonsi Toletani episcopi De virginitate Sanctae Mariae, De cognitione baptismi, De itineri deserti, De viris illustribus. Turnhout: Brepols, 2007.
  5. Isidorus Hispalensis. De ecclesiasticis offi ciis / Ch. M. Lawson, ed. Turnholti: Brepols, 1989.
  6. Kottje R. Isidor von Sevilla und der Chorepiscopat // Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters. 1972. Bd. 28. S. 533–536.
  7. Lawson A. C. The sources of «De ecclesiasticis offi ciis» of Saint Isidore of Seville // Revue Bénédictine. 1938. Vol. 50. 1–4. P. 26–36.
  8. Lawson C. M. Notes on De ecclesiasticis offi ciis // Isidoriana; colección de estudios sobre Isidoro de Sevilla / M. C. Dí az y Dí az, ed. León, 1961. P. 299–304.
  9. Madoz J. San Isidoro de Sevilla: semblanza de su personalidad literaria. León, 1960.
  10. Martín J. C. La «Renotatio librorum domini Isidori» de Braulio de Zaragoza (+ 651). Introducción, edición crítica y traducción. Logroño, 2002.
  11. Martínez Díez G. El Epitome hispánico: una colección canónica española del siglo VII: estudio y texto crítico. Comillas, 1961.
  12. Reynolds R. The Pseudo-Hieronymian «De septem ordinibus ecclesiae». Notes on its origins, abridgments and use in early medieval canonical collections // Revue Bénédictine. 1970. Vol. 80. 3–4. P. 238–252.
  13. Séjourné P. Le dernier père de l’èglise. Saint Isidore de Séville. Son rôle dans l’ histoire du droit canonique. P., 1929.
Марей Елена Сергеевна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Школа исторических наук НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-1482-7098;
Электронный адрес: elena.fontis@gmail.com.
Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ (проект №17-33-01155 «Трактат Исидора Севильского “О церковных службах”: перевод, комментарий, исследование»). Выражаю огромную благодарность моим коллегам и добрым друзьям — Михаилу Биркину и Сергею Воронцову за внимание к моей статье, помощь в ее подготовке и ценные замечания.