/
Результат поиска


Манукян А. М. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 1 (1). С. 99-110. — Рец. на кн.: Le porte del paradiso. Arte e tecnologia bizantina tra italia e maditerraneo. A cura di antonio iacobini. Roma, 2009. 600 р.
PDF
Манукян Анна Михайловна
Манукян А. М. Композиция верхнего ряда клейм западных врат собора Рождества Богоматери в Суздале // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 9-31. DOI: 10.15382/sturV201831.9-31
Клейма верхнего регистра западных врат собора Рождества Богоматери в Суздале следует рассматривать не как самостоятельные образы, а как единую композицию, обретающую смысл лишь в совокупном звучании всех ее элементов. Композиционное ядро верхнего ряда образуют пластины с образом Христа во славе и Ветхозаветной Троицы, обрамленные двумя крайними клеймами с изображениями херувима и серафима. Сочетание четырех верхних пластин следует толковать в литургическом контексте. Уже в доиконоборческий период иконография Христа во славе олицетворяла участие Небесной Церкви в земной литургии, регулярно совершаемой внутри храма. Гостеприимство Авраама, расположенное рядом с явившимся в сиянии славы Христом, входит в число главных евхаристических прообразов Ветхого Завета. Серафимы и херувимы на боковых клеймах представлены как активные участники небесной литургии:рипиды в их руках употреблялись при совершении таинства Евхаристии, во время которого два диакона персонифицируют служащих Богу ангелов, держа рипиды по обе стороны от престола. Таким образом, четыре пластины верхнего регистра западных врат складываются в единую композицию — многочастную Теофанию. Литургический акцент верхнего регистра западных врат и подчеркивает архиерейский чин вверху нащельника, возглавляемый архиепископом Николаем Мирликийским, и включает двух главных творцов литургии — Василия Великого и Иоанна Златоуста. Тип лика Вседержителя на пластине врат по косвенным признакам может быть истолкован как «Ветхий деньми», символизирующий Христа до вочеловечения. Расположенный вверху врат, Ветхий деньми предварял развернутый в пяти нижних ярусах рассказ о жизни Богоматери и Ее роли в воплощении Христа, ведущего к спасению человечество.
храмовая дверь, Суздаль, Маэстас Домини, Христос во славе, Ветхий деньми, литургия, Евхаристия, анафора, ветхозаветная Теофания, Боговоплощение, Богоматерь, средневизантийский, XIII век
  1. Бутырский М. Н. Богоматерь Параклесис у алтарной преграды: происхождение и литургическое содержание образа // Иконостас. Происхождение. Развитие. Символика. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 207–218.
  2. Гукова С. Н. Богоматерь с символами евангелистов // Византийский временник. 2005. Т. 64 (89). С. 256–270.
  3. Ермилов П. В. Константинопольские споры XII века о богословии Евхаристии // Материалы V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах» (Москва, 13–16 ноября 2007). М.: Синодальная библейско-богословская комиссия, 2010. С. 169–180.
  4. Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV веков. М.: Искусство, 1973.
  5. Лидов А. М. Чудотворные иконы в храмовой декорации. О символической программе императорских врат Софии Константинопольской // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. / Ред.-сост. А.М. Лидов. М.: Мартис, 1996. С. 44–71.
  6. Лидов А. М. Византийский антепендиум. О символическом прототипе высокого иконостаса // Иконостас. Происхождение. Развитие. Символика. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 161–206.
  7. Лифшиц Л. И. К вопросу о реконструкции программ храмовых росписей Владимиро-Суздальской Руси XII в. // Дмитриевский собор во Владимире. К 800-летию создания. М.: Модус Граффити, 1997. С. 156–174.
  8. Луковникова Е. А. Ветхозаветные прообразовательные сюжеты в византийской монументальной живописи второй половины XIII — середины XIV веков. Дис. ... канд. искусствоведения. М., 2003.
  9. Мавродинова Л. Стенописите на църквата “Свети Четиридесет мъченици” във Велико Търново. София: Български художник, 1974.
  10. Медведева Е. С. Этюды о суздальских вратах: Дис. ... канд. искусствоведения. М., 1947.
  11. Медынцева А. А. Подписные шедевры древнерусского ремесла: Очерки эпиграфики. XI–XIII вв. М.: Наука, 1991.
  12. Мокрецова И. П. Новые данные о миниатюрах Евангелия греч. 101 в Государственной публичной библиотеке им M. E. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде // Византийский временник. 1972. Т. 33 (58). С. 203–213.
  13. Пенкова Б. За модела на стенописната декорация на манастырските трапезарии от византийския и поствизантийский художествен кръг // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. С. 209–218.
  14. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Иконографическая программа росписи. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002.
  15. Пуцко В. Г. Новгородские иконы Христа во славе // София. 2003. № 3. С. 11–13.
  16. Пуцко В. Г. Византийское наследие в искусстве Московской Руси («Спас в силах» в русской живописи XIV–XV вв.) // Византийский временник. 1995. Т. 56 (81). С. 266–282.
  17. Сарабьянов В. Д. Программные основы древнерусской храмовой декорации второй половины XII века / / Вопросы искусствознания. 1994. Вып. 4/ 94. С. 268–312.
  18. Сергий, архиепископ Владимирский. Св. Андрей, Христа ради юродивый, и праздник Покрова Пресвятыя Богородицы // Странник. 1898. Т. III (сент.–дек.).
  19. Св. Герман Константинопольский. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств / Вступ. ст. П. И. Мейендорфа; пер. и предисл. Е. М. Ломизе. М.: Мартис, 1995.
  20. Смирнова Э. С. Новгородская икона «Благовещения» начала XII в. // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 517–538.
  21. Творения прп. Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники / Пер. М. Козлова и Д. Е. Афиногенова. М.: Мартис, 1997.
  22. Тихомиров М. Н. Древнерусские города. СПб.: Наука, 2008.
  23. Трифонова А. Н. Двери Новгородской Софии. Великий Новгород: [б.и.], 2015.
  24. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («В Аркажах»). Новгород: Дмитрий Буланин, 1999.
  25. Шалина И. А. Икона «Святой Никола» из Свято-Духова монастыря. Литургический смысл и экклесиологизация образа // Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. С. 340–370.
  26. Щенникова Л. А. О некоторых литературных источниках иконографии «Спас в силах» // Макариевские чтения: «Апокалипсис в русской культуре» (материалы III Российской науч. конф., посвящ. памяти святителя Макария, 6–8 июня 1995 г.). Можайск: Можайск-Терра, 1995. Вып. 3. Ч. 1. С. 157–170.
  27. Янин В. Л. О датировке врат суздальского собора // Советская археология. 1959. № 3. С. 91–98.
  28. Angheben M. La théophanie du portail de Moissac: une vision de l’Église céleste célébrant la liturgie eucharistique // Les cahiers de Saint-Michel de Cuxa. Le portail roman. 2014. Vol. 45. P. 61–82.
  29. Babić G. Les chapelles annexes des églises byzantines. Fonction liturgique et programmes iconographoques. Bilbiothèque des Cahiers Archéologiques, 3. Paris: Klincksieck, 1969.
  30. Belting H. Stilzwang und Stilwahl in einem byzantinischen Evangeliar in Cambridge // Zeitschrift für Kunstgeschichte. 1975. Bd. 38. H. 3/ 4. S. 215–244.
  31. Bréhier L. Les peintures de rouleau liturgique №2 du monastère de Lavra // Annales de l’Institut Kondakov. Seminarium Kondakovianum.XI. Beograd: Institut Kondakov, 1940. P. 1–21.
  32. Bucur B. G. The Son of Man and the Ancient of Days. Observations on the Early Christian Reception of Daniel 7 // Phronema. 2017. Vol. 32(1). P. 1–27.
  33. Corrigan K. Visualizing the Divine: An Early Byzantine Icon of the 'Ancient of Days' at Mt. Sinai // Approaching the Holy Mountain: Art and Liturgy at St. Catherine's Monastery in the Sinai / Ed. S. Gerstel, R. Nelson. Turnhout: Brepols, 2010. P. 285–303.
  34. Coden F., Franco T. San Zeno. Le porte bronzee. Verona: Cierre Edizioni, 2017.
  35. Durliat M. La Sculpture romane de la route de Saint-Jacque. De Conque à Compostelle. Montde-Marsan: Comité d'Études sur l'Histoire et l'Art de la Gascogne, 1990.
  36. English Frazer M. Church Doors and the Gates of Paradise: Byzantine Bronze Doors in Italy // Dumbarton Oaks Papers. 1973. Vol. 27. P. 145–162.
  37. Galavaris G. The Illustrations of the Prefaces in Byzantine Gospels. Wien: Die Österreichische Akademie der Wissenschaften, 1979.
  38. Grabar A. Sur les Sources des peintres byzantines de XIIIe et XIVe siècles (Nouvells recherches sur l’icône bilatérale de Poganovo) // Cahiers Archéologiques. 1962. Vol. 12. P. 359–389.
  39. Grabar A. Un rouleau liturgique constantinipolitain et ses peintures // Dumbarton Oaks Papers. Vol. 8. 1954. P. 163–199.
  40. I Bizantini in Italia. / A cura di G. Cavallo, V. Von Falkenhausen. Milano: Scheiwiller-Credito Italiano, 1982.
  41. Jolivet-Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de l’abside et de ses abords. Paris: Éditions du C. N.R.S., 1991.
  42. Kalopissi-Verti S. The Proskynetaria of the templon and narthex: Form, imagery, spatial connections, and reception // Thresholds of the Sacred: Architectural, Art Historical, Liturgical, and Theological Perspectives on Religious Screens, East and West. / Ed. S. E. J. Gertsel. Washington, D. C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 2006. P. 107–134.
  43. Marinis V. Architecture and Ritual in the churches of Constantinople. Ninth to Fifteenth Centuries. Cambridge: Cambridge University Press, 2014.
  44. Mckay Kraehling G. The Eastern Christian Exegetical Tradition of Daniel’s Vision of the Ancient of Days // Journal of Early Christian Studies. 1999. Spring. Vol. 7. Nu. 1. P. 139–161.
  45. Mende U. Die Bronzetüren des Mittelalters. 800-1200. München: Hirmer, 1983.
  46. Milanović L. On the threshold of certainty: The Incredulity of Thomas in the Narthex of the Katholikon of the Hosios Loukas Monastery // Зборник радова Византолошког института. 2013. L. P. 367–388.
  47. Miljković-Pepek P. Smisao ikonografskog programa u južnom tremu crkve u Veljusi // Zograf. 1982. Vol. 13. С. 36–42.
  48. Nelson R. S. The Iconography of Preface and Miniature in the Byzantine Gospel Books. N. Y.: New York University Press, 1980.
  49. Skubiszewski P. Maiestas Domini et liturgie // Cinquante années d’histoire médiévale. Á la confluence de nos discipline. Actes du Colloque organisé à l'occasion du Cinquantenaire du CESCM, Poitiers, 1er-4 septembre 2003 / Éd. Cl. Arrignon, M.-H. Debiès, Cl. Galderisi. Turnhout: Brepols, 2005. P. 309–408.
  50. Sotiriou G. et M. Icônes du Mont Sinai. Athènes: Institut Français d’ Athènes , 1956–1958. T. I–II. Tomeković S. Contribution à l’étude du programme du narthex des églises monastiques (XIe–première moitié des XIIIe s.) // Byzantion. 1988. Vol. 58. No. 1. P. 140–154.
  51. Tsuji S. The Headpiece Miniatures and Genealogy Pictures in Paris. Gr. 74. Dumbarton Oaks Papers, 1975. Vol. 29, pp. 165–203.
Манукян Анна Михайловна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: «Частный музей русской иконы»; Российская Федерация, Москва, 109240, Гончарная ул., д. 3, стр. 1;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-7269-8899;
Электронный адрес: manukyan4@yandex.ru.
Статья написана в рамках выполнения научно-исследовательского проекта при финансовой поддержке РФФИ «Западные и южные врата собора Рождества Богоматери в Суздале – памятник русской культуры предмонгольской эпохи (1227-1238 гг.)» № 17-04-50127-ОГН.