/
Результат поиска


Мамонтов А. Л. Константин и донатистский раскол: первые шаги императора (313–314 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 86. С. 9-24. DOI: 10.15382/sturII201986.9-24
Донатистский раскол был первым конфликтом в Церкви, с которым столкнулся Константин Великий. В статье рассматривается политика императора по отношению к разногласиям в Африке в 313–314 гг. Помимо подробной реконструкции событий особенное внимание уделено выяснению мотивов правителя и значения двух собраний епископов, созванных для решения вопроса (в Риме в 313 г. и в Арелате в 314 г.).Вскоре после победы над Максенцием Константин узнал о споре в Африканских Церквах. В начале 313 г. он получил первую петицию от донатистов, которые просили императора рассмотреть их жалобы на карфагенского епископа Цецилиана. Его обвиняли в отступничестве во времена гонения, и собор в Африке даже осудил Цецилиана. Хотя цели «оппозиции» были скорее церковнополитическими и экономическими, Константин решил организовать повторное исследование самой сути обвинений. Для этого был созван собор в Риме (313), оправдавший Цецилиана. Через год в ответ на новые петиции император созвал Арелатский собор (314), также поддержавший Цецилиана. Политика Константина по отношению к донатистам была одновременно консервативной и новаторской. Мотивы императора немногим отличались от мотивов его предшественника Диоклетиана: оба стремились к религиозному единству в государстве. Однако для достижения своих целей Константин использовал иные инструменты — изгнание епископов и соборы. Последние были совсем не похожи на соборы первых веков христианства: из-за возросшей роли государства у них больше общего со вселенскими соборами IV–V вв.
донатизм, Константин, Римский собор, Арелатский собор, Северная Африка, Миланский эдикт, Поздняя античность, доминат, церковные соборы, христианство в Римской империи
  1. Дилигенский Г. Г. Северная Африка в IV–V веках / Е. М. Штаерман, отв. ред. М., 1961.
  2. Кечкин И. Раскольническая деятельность и литературные труды Доната Карфагенского // Богословский вестник. 2016. № 20–21. С. 169–184.
  3. Кутепов Н. Раскол донатистов: Церковно-историческое исследование. Казань, 1884.
  4. Рудоквас А. Д. Религиозная политика императора Константина Великого: Дис. … канд. ист. наук. СПбГУ, 1996.
  5. Barnes T. Constantine: Dynasty, Religion and Power in the Later Roman Empire. Malden, 2011.
  6. Barnes T. D. The Beginnings of Donatism // The Journal of Theological Studies. 1975. Vol. 26. № 1. P. 13–22.
  7. Birley A. R. Some Notes on the Donatist Schism // Libyan Studies. 1987. Vol. 18. P. 29–41.
  8. Caspar E. Geschichte des Papsttums. Bd. 1. Tübingen, 1930.
  9. Dearn A. The Abitinian Martyrs and the Outbreak of the Donatist Schism // The Journal of Ecclesiastical History. 2004. Vol. 55. P. 1–18.
  10. Drake H. A. Intolerance, Religious Violence, and Political Legitimacy in Late Antiquity // Journal of the American Academy of Religion. 2011. Vol. 79. № 1. P. 193–235.
  11. Duchesne L. Le dossier du donatisme // Mélanges d’archéologie et d’histoire. 1890. T. 10. P. 589–650.
  12. Fernández Ubiña J. The Donatist Confl ict as Seen by Constantine and the Bishops // The Role of the Bishop in Late Antiquity: Confl ict and Compromise / A. Fear, J. Fernández Ubiña, M. Marcos, eds. L.; New Delhi; N. Y.; Sydney, 2013. P. 31–46.
  13. Fournier É. Constantine and Episcopal Banishment: Continuity and Change in the Settlement of Christian Disputes // Clerical Exile in Late Antiquity / J. Hillner, J. Ulrich, J. Engberg, eds. N. Y., 2016. P. 47–65.
  14. Frend W. H. C., Clancy K. When did the Donatist Schism begin? // The Journal of Theological Studies. 1977. Vol. 28. № 1. P. 104–109.
  15. Frend W. H. C. Donatus ‘paene totam Africam decepit’. How? // Journal of Ecclesiastical History. 1997. Vol. 48. № 4. P. 611–627.
  16. Frend W. H. C. The Donatist Church: A Movement of Protest in Roman North Africa. Oxford, 1971.
  17. Girardet K. M. Der Kaiser und sein Gott: Das Christentum im Denken und in der Religionspolitik Konstantins des Großen (Millenium-Studien 27). B., 2010.
  18. Girardet K. M. Kaisergericht und Bischofsgericht: Studien zu den Anfängen des Donatistenstreites (313–315) und zum Prozeß des Athanasius von Alexandrien (328–346). Bonn, 1975.
  19. Grasmück E. L. Coercitio: Staat und Kirche im Donatistenstreit. Bonn, 1964.
  20. Hogrefe А. Umstrittene Vergangenheit: Historische Argumente in der Auseinandersetzung Augustins mit den Donatisten. B., 2009.
  21. Kraft H. Kaiser Konstantins religiöse Entwicklung. Tübingen, 1955.
  22. Kriegbaum B. Die Religionspolitik des Kaisers Maxentius // Archivum Historiae Pontifi ciae. 1992. Vol. 30. S. 7–54.
  23. Kriegbaum B. Kirche der Traditoren oder Kirche der Martyrer? Die Vorgeschichte des Donatismus. Innsbruck, 1986.
  24. La Passio Sancti Donati (BHL 2303b): une tentative d’edition critique / F. Dolbeau, éd. // Studi di Antichita Christiana. 1992. № 48. P. 251–267.
  25. Lenski N. Constantine and the Donatists: Exploring the Limits of Religious Toleration // Religiöse Toleranz: 1700 Jahre nach dem Edikt von Mailand / M. Wallraff , Hrsg. Göttingen, 2016. S. 101–139.
  26. Lenski N. The Signifi cance of the Edict of Milan // Constantine: Religious Faith and Imperial Policy / E. Siecienski, ed. L., 2017. P. 27–56.
  27. Maier J.-L. Le Dossier du Donatisme. T. I: Des origines a la mort de Constance II (303–361). Berlin, 1987.
  28. Mommsen T. Römisches Strafrecht. Leipzig, 1899.
  29. Monceaux P. Histoire littéraire de l’Afrique chrétienne depuis les origines jusqu’à l’invasion arabe. T. 4. P., 1912.
  30. Pallu de Lessert A. C. Vicaires et comtes d’Afrique (de Dioclétien à l’invasion vandale). P., 1891.
  31. Pietri C. Roma Christiana. Recherches sur l’Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie, de Miltiade à Sixte III (311–440). Rome, 1976.
  32. Roethe G. Zur Geschichte der römischen Synoden im 3. und 4. Jahrhundert. Forschungen zur Kirchen- und Geistesgeschichte. Bd. 11. Stuttgart, 1937.
  33. Sancti Optati Afri Milevitani episcopi De schismate donatistarum libri septem / L. E. Dupin, ed. Antverpia, 1702.
  34. Seeck O. Regesten der Kaiser und Päpste für die Jahre 311 bis 476 n. Chr.: Vorarbeit zu einer Prosopographie der christlichen Kaiserzeit. Stuttgart, 1919.
  35. Seeck O. Quellen und Urkunden uber die Anfänge des Donatismus // Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1889. Bd. 10. S. 505–568.
  36. Seeck O. Urkundenfälschungen des 4. Jahrhunderts, I. // Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1909. Bd. 30. S. 181–227.
  37. Shaw B. D. Sacred Violence: African Christians and Sectarian Hatred in the Age of Augustine. Cambridge; N. Y., 2011.
  38. Soden H. Urkunden zur Entstehungsgeschichte des Donatismus. Bonn, 1913.
  39. Turner C. H. Adversaria critica: notes on the anti-Donatist dossier and on Optatus Books I, II // The Journal of Theological Studies. 1926. Vol. 27. P. 283–296.
Мамонтов Андрей Леонидович
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Санкт-Петербургский государственный университет; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5;
Должность: соискатель кафедры истории древней Греции и Рима;
ORCID: 0000-0002-1172-7649;
Электронный адрес: andrey-2006@mail.ru.
Мамонтов А. Л. Мученичество в Северной Африке IV–V вв.: самоидентификация и полемика // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 83. С. 107-123. DOI: 10.15382/sturI201983.107-123
Влияние мученичества на христианскую идентичность не прекратилось с окончанием гонений. IV в. увидел много преломлений классической концепции мученичества как свидетельства за Христа — одно из них произошло в донатистской литературе. Все началось в годы Великого гонения (303–313): под угрозой казни представители духовенства вели себя очень по-разному, из-за чего оживился дискурс о мученичестве и отступничестве. Более строгую позицию в нем занимали нумидийские епископы и особенно Секунд из Тигизи. Когда среди африканских христиан начался раскол, сторонники Доната унаследовали этот взгляд; со временем донатистская концепция мученичества стала отличаться от традиционной, ведь ее носителей преследовали уже в христианской империи. Помимо Великого гонения переломным в истории раскола было гонение при Константе (337–350) или, как его называют по исполнителю, «времена Макария». Воспоминаниями об этих событиях полна вся донатистская литература. Агиографические памятники показывают, что мученичество для донатистов было важным компонентом идентичности и одновременно инструментом ведения полемики. Хорошо заметно стремление выстроить преемство с мучениками прошлого и оправдать свою изолированность, смешивая оппонентов (кафоликов и Империю) воедино и вынося им общий приговор. Так, в дополнение к критике за отступничество на кафоликов возлагалась и вина за организацию кровопролития. Созданные в атмосфере борьбы и ненависти, эти тексты воспроизводили ее и готовили паству к подражанию своим героям. Основные усилия кафоликов, напротив, были сконцентрированы на критике донатистского мученичества как лишенного смысла. Кафолики имели и положительную программу, посредством которой пытались сохранить связь с наследием эпохи гонений и использовать его. В своих проповедях Августин изображал мучеников как образцовых верующих, воспитывая этим в прихожанах христианские добродетели. Можно сделать вывод, что для кафоликов и особенно для донатистов мученичество являлось важным компонентом идентичности, и неудивительно, что эта тема была одной из главных в их полемике. Африканский дискурс о мученичестве также гармонично выглядит на общем средиземноморском фоне; впрочем, только в африканских церковных конфликтах тема гонения и мученичества приобрела решающее значение, для других регионов она в основном была второстепенной.
донатисты, агиография, Августин, Оптат, мученики и мученичество, Великое гонение, Северная Африка, поздняя Античность, история христианства
  1. Захаров Г. Е. Тема мученичества в творениях свт. Амвросия Медиоланского // Occidentale lumen: Исторические пути западного христианства: сб. статей / под ред. Г. Е. Захарова. М., 2019 [в печати].
  2. Каргальцев А. В. Монтанизм в римской Северной Африке: к проблеме восприятия мученичества // Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии. 2012. № 1. С. 116–132.
  3. Мамонтов А. Л. Донатистская агиография и римское государство // Религия. Церковь. Общество. 2017. № 6. С. 126–149.
  4. Мамонтов А. Л. Константин и донатистский раскол: первые шаги императора (313–314 гг.) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 86. С. 9–24.
  5. Пантелеев А. Д. Мученичество и самоубийство: проблемы восприятия раннего христианства язычниками // Проблемы истории, филологии и культуры. М.; Магнитогорск. 2007. Вып. 17. С. 136–145.
  6. Ранние мученичества. Переводы, комментарии, исследования / пер., коммент., вступ. ст., прилож. и общ. ред. А. Д. Пантелеева. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2017.
  7. Barnes T. D. The Beginnings of Donatism // The Journal of Theological Studies. 1975. Vol. 26. № 1. P. 13–22.
  8. Dearn A. Donatist Martyrs, Stories and Attitudes // The Donatist Schism: Controversy and Contexts. Liverpool: Liverpool University Press, 2016. P. 70–100.
  9. Dearn A. The ‘Passio S. Typasii Veterani’ as a Catholic Construction of the Past // Vigiliae Christianae. 2001. Vol. 55 (1). P. 86–98.
  10. Gaddis M. There is No Crime for Those Who Have Christ: Religious Violence in the Christian Roman Empire. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 2005.
  11. La Passio dei martiri Abitinensi // Note agiografi che / ed. by P. Franchi de’Cavalieri. 1935. Fasс. 8. P. 3–71.
  12. La Passio Sancti Donati (BHL 2303b): une tentative d’edition critique // Studi di Antichita Christiana / еd. by F. Dolbeau. 1992. № 48. P. 251–267.
  13. Maier J.-L. Le Dossier du Donatisme. T. I: Des origines a la mort de Constance II (303–361). Berlin: Akademie Verlag, 1987.
  14. Middleton P. Early Christian Voluntary Martyrdom: A Statement for the Defence // Journal of Theological Studies. 2013. № 64. P. 556–573.
  15. Moss C. The Discourse of Voluntary Martyrdom: Ancient and Modern // Church History. 2012. № 81 (3). P. 531–551.
  16. Passioni dei martiri Donatisti (BHL 4473 e 5271) // Analecta Bollandiana / еd. by P. Mastandrea. 1995. № 113. P. 39–88.
  17. Ployd A. «Non poena sed causa»: Augustine’s Anti-Donatist Rhetoric of Martyrdom // Augustinian studies. 2018. Vol. 49 (1). P. 25–44.
  18. Sághy M. Martyr Bishops and the Bishop’s Martyrs in Fourth-Century Rome // Saintly Bishops and Bishops’ Saints / еd. by J. S. Ott and T. Vedriš. Zagreb, 2012. P. 13–30.
  19. Shaw B. D. Sacred Violence: African Christians and Sectarian Hatred in the Age of Augustine. Cambridge; N. Y.: Cambridge University Press, 2011.
  20. Ste. Croix G. E. M. de. Aspects of the ‘‘Great’’ Persecution // Harvard Theological Review. 1954. Vol. 47 (2). P. 75–113.
  21. Tilley M. A. Donatist Martyr Stories. Liverpool: Liverpool University Press, 1996.
  22. Tilley M. Sustaining Donatist Self-Identity: From the Church of the Martyrs to the Collecta of the Desert // The Journal of Early Christian Studies. 1995. № 5. P. 21–35.
  23. Tilley M. A. The Bible in Christian North Africa. The Donatist World. Minneapolis: Fortress Press, 1997.
  24. Woods D. A. Historical Source of the Passio Typasii // Vigiliae Christianae. 1993. Vol. 47 (1). P. 78–84.
Мамонтов Андрей Леонидович
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Санкт-Петербургский государственный университет; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5;
Должность: аспирант кафедры истории древней Греции и Рима;
ORCID: 0000-0002-1172-7649;
Электронный адрес: andrey-2006@mail.ru.