/
Результат поиска


Малявина С. С. Религия в мировоззрении атеистов (по материалам качественного исследования) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 5 (55). С. 68-78. DOI: 10.15382/sturI201455.68-78
В статье представлены предварительные результаты эмпирического исследования места религии в мировоззрении атеистов, представителей современной молодежи, а именно результаты изучения ценностного отношения, совокупности представлений, эмоционального принятия атеистами религии, поведения атеистов в контексте религии. Материалы исследования обнаружили, что особенности ценностного отношения к религии у представителей изучаемой группы характеризуются субъективизмом и номинативностью; их представлениям о религии свойственны поверхностность и бессистемность, при этом их осведомленность в отношении православного христианства несколько выше, чем в отношении других религий; эмоциональное отношение характеризуется неустойчивостью и противоречивостью с преобладанием негативных переживаний. Поведению некоторых атеистов свойственно наличие прошлого религиозного опыта, от которого они хотят отрешиться. Среди современной молодежи есть те, кто идентифицирует себя как атеиста, но его мировоззренческая позиция в отношении религии характеризуется стихийностью, фрагментарностью, демонстративным отвержением, в основе которых лежит опыт поверхностной религиозной инкультурации.
религия, атеисты, ценности, представления, эмоции, поведение.
1. Виценко В. О. Образ времени у представителей различных религиозных конфессий. Дис. … канд. психол. наук. М., 2005.
2. Голованова Т. Н. Формирование целостного понимания и объяснения действительности через религиозное и нерелигиозное отношение к миру (на примере студентов-педагогов). Дис. … канд. психол. наук. Йошкар-Ола, 2004.
3. Малявина С. С. Религиозная компетентность представителей современной молодежи, идентифицирующих себя в качестве православных христиан // Известия Смоленского государственного университета. 2012. № 1. С. 250–259.
4. Малявина С. С. Особенности эмоционального отношения к религиозной культуре в среде современной молодежи (кросс-культурное исследование) // Сибирский психологический журнал. 2014. Т. 52. С. 115–128.
5. Мчедлов М. П. О религиозности российской молодежи // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 107–111.
Малявина Светлана Сергеевна
Малявина С. С. Детерминанты формирования религиозности личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 119-131. DOI: 10.15382/sturIV201537.119-131
В статье представлен анализ детерминант формирования религиозности личности. Материалы статьи представляют собой результат качественного исследования (фокусгрупповая дискуссия и индивидуализированное интервью). Эмпирическая работа велась среди представителей современной молодежи (студенты вузов), постоянно проживающих в Волгоградской области (носители культуры православного христианства, ислама и сторонники атеистического мировоззрения). Изучение указанной проблемы выявило существование четырех основных детерминант религиозности личности: социокультурные условия жизни, семья (особенности межличностных отношений с близкими родственниками), авторитеты, активная личностная позиция. Исследование обнаружило существование некоторых культурно-специфических различий в понимании участниками исследования значимости данных факторов на формирование их религиозности. Все участники исследования подчеркнули, что формирование религиозности находится в зависимости от комплекса детерминант, которые, вступая во взаимодействие друг с другом, создают уникальную социокультурную систему, фон для формирования религиозности личности.
детерминанты, религиозность, социокультурные условия жизни, семья, авторитеты, активность
1. Двойнин А. М. Смысложизненные ориентации религиозной личности // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 3 (22). С. 139–151.
2. Малявина С. С. Особенности эмоционального отношения к религиозной культуре в среде современной молодежи (кросс-культурное исследование) // Сибирский психологический журнал. 2014. Т. 52. С. 115–128.
3. Малявина С. С. Религия в мировоззрении атеистов (по материалам качественного исследования) // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2014. Вып. 5 (55). С. 68–78.
4. Мчедлов М. П. О религиозности российской молодежи // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 107–111.
5. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1999. С. 343.
6. Склярова Т. В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4 (15). С. 7–17.
7. Яворский Р. Личностная и безличная религиозность: психологическая модель и ее эмпирическая верификация. URL: http://fapsyrou.ru
Малявина Светлана Сергеевна
Малявина С. С. Религиозность личности: поиск структуры и содержания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 92-105. DOI: 10.15382/sturIV201745.92-105
В статье представлено изучение религиозности как структуры, раскрыты связи, существующие между компонентами, проанализирована интеграция данных компонентов в единое целое. Результаты эмпирического исследования позволяют утверждать, что идентификационный компонент религиозности создает предпосылки для формирования религиозности как системы, но не обеспечивает его. Ценностный компонент религиозности определяет принятие ценности религии в собственной жизни. Когнитивный компонент религиозности представляет собой сложную систему, характеризующуюся двумя основными показателями: содержательным (объем знаний) и динамическим показателями знаний (тенденция к развитию или к стагнации имеющихся знаний о религии). Эмоциональный компонент религиозности характеризуется двумя показателями: качественная характеристика и процессуальная характеристика эмоций личности. Поведенческий компонент религиозности предполагает возможность реализации религиозности в культовом поведении и повседневном социальном взаимодействии. В ходе эмпирического исследования была выявлена значительная вариативность проявления когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, которая обусловлена различиями ценностного отношения к религии. Именно ценностный показатель религиозности обеспечивает существование религиозности как системы, взаимосвязь компонентов религиозности в единое целое.
религиозность, структура, ценностный, идентификационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты
Белл Р. Социология религии // Американская социология. Проблемы, перспективы, методы. М., 1972. С. 259–275.
Богдановская И. М. Смысловая организация современного религиозного опыта личности: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2002.
Буланова И. С. Изменение самосознания под влиянием религиозного обращения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2015.
Войскуновский А. Е., Скрипкин С. В. Качественный анализ данных // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2001. № 2. С. 93–109.
Карасева С. Г., Шкурова Е. В. Многомерный кроссконфессиональный подход к исследованию религиозности в Беларуси: актуальность и концептуализация // Социология. 2012. № 3. С. 123–133.
Мельникова О. Т., Хорошилов Д. А. Методологические принципы качественных исследований в психологии // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2013. № 3. С. 4–17.
Сучкова О. В. Социально-психологические аспекты религиозности молодежи в контексте психологической безопасности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2009.
Чумакова Д. М. Психометрический подход к религиозности личности // Вестник Курганского государственного университета. Сер.: Физиология, психология и медицина. 2015. № 2 (36). С. 100–102.
Luckmann T., Berger P. L. The social construction of reality. N.Y., 1966.
Малявина Светлана Сергеевна