/
Результат поиска


Малышев А. В. Проблема сознания Христа в русском богословии: Христология свт. Иннокентия (Борисова) и еп. Иоанна (Соколова) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 78. С. 57-72. DOI: 10.15382/sturI201878.57-72
В статье исследуется проблема человеческого сознания Христа в учениях русских богословов на примере разбора христологий свт. Иннокентия (Борисова) и еп. Иоанна (Соколова). На настоящий момент, ни христология свт. Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического (1800 – 1857), ни еп. Иоанна, епископа Смоленского и Дорогобужского (1818 – 1869), практически не подвергались специальному научно-богословскому исследованию. Несмотря на то, что в современной науке указывалось на связь между их догматическими подходами, а также на своеобразие их христологических концепций, конкретные исследования, посвященные выявлению взаимосвязей в их учениях также отсутствуют. Однако невооруженным глазом видно, что христологии двух выдающихся русских иерархов однозначно выделяются на фоне привычного «школьного» или традиционного учения. И, прежде всего, это заметно в использовании ими новых понятий в приложении ко Христу, в новых горизонтах мышления. Разбору одному из таких горизонтов, а именно учению о сознании Христа, посвящен нижеприведенный текст. При кратком изложении общей логики учений о Христе двух русских богословов, особенное внимание уделяется анализу понятия «сознание» в их христологиях. В статье рассматриваются различные оттенки в употреблении самого термина «сознание» свт. Иннокентием и еп. Иоанном, а также вытекающие из него богословские проблемы. Также разбирается концепция самосознание Христа как в христологии еп. Иоанна, так и в контексте его учения о сознании человечества. Автор статьи выявляет связь и преемство в подходах свт. Иннокентия и еп. Иоанна на примере разбора конкретных параллелей в их учениях. В конце статьи делаются некоторые предположения о рецепции учений свт. Иннокентия и еп. Иоанна в последующей традиции.
Христология, психология, еп. Иоанн (Соколов), свт. Иннокентий (Борисов), сознание, самосознание, самоосознание, русское богословие
  1. Гаврюшин Н. К. Черты богословского творчества святителя Иннокентия (Борисова) // Христианское просвещение и русская культура: Материалы X научно-богословской конференции. Йошкар-Ола, 2007. С. 11–20.
  2. Зеленина Я. Э., Лопухина Е. В. Иннокентий (Борисов) // Православная энциклопедия. 2009. Т. 22. С. 686–707.
  3. Иоанн (Соколов), еп. Богословские академические чтения. СПб., 1906.
  4. Иоанн (Соколов), еп. Догмат о Пресвятой Троице // Христианское чтение. 1877. № 1–2. С. 3–41.
  5. Иоанн (Соколов), еп. Мысли о Лице Иисуса Христа // Христианское чтение. 1875. № 7. С. 103–135.
  6. Иоанн (Соколов), еп. О догматах веры вообще и в частности о догмате Святой Троицы // Христианское Чтение. 1876. № 9–10. С. 266–289.
  7. Иоанн (Соколов), еп. О промысле Божием: мысли из лекций, читаных студентам XXVI курса Санкт-Петербургской академии // Христианское чтение. 1876. № 5–6. С. 554–563.
  8. Кунцевич Г. З. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: сочинение архиепископа Иннокентия (по цензурной рукописи) // Христианское чтение. 1907. № 3. С. 410–415.
  9. Лисовой Н. Н. Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX — начале XX столетия // Богословские труды. М., 2002. Cб. 37. С. 5–127.
  10. Малышев А. В. Богословие свт. Иннокентия Херсонского на примере его учения о Христе // Московские Епархиальные Ведомости. М., 2016. № 6. С. 110–113.
  11. Малышев А. В. Восприятие Гефсиманского моления Христа Ф. Ф. Рейнгардом и свт. Иннокентием Херсонским // Электронный научно-богословский журнал студентов и аспирантов Богословского факультета. 2016. Вып. 8. С. 65–73.
  12. Малышев А. В. Гефсиманское моление Христа в толкованиях прп. Максима Исповедника и свт. Иннокентия Херсонского // Материалы VIII международной студенческой научно-богословской конференции 18–19 мая 2016 г.: Сб. докладов. СПб., 2016. С. 84–91.
  13. Малышев А. В. Учение святителя Иннокентия Херсонского о Гефсиманском молении Спасителя в контексте святоотеческой традиции // Электронный научно-богословский журнал студентов и аспирантов Богословского факультета. 2015. Вып. 7. С. 33–44.
  14. Письма Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, к Гавриилу, архиепискому Рязанскому и Зарайскому. М., 1869.
  15. Прп. Максим Исповедник. Богословско-полемические сочинения / Д. А. Черноглазов, А. М. Шуфрин, пер.; Г. И. Беневич, изд. Святая Гора Афон; СПб., 2014.
  16. Свт. Иннокентий Херсонский и Таврический. Сочинения: В 6 т. СПб., 1908.
  17. Флоровский Г., свящ. Пути русского богословия. М., 2009.
  18. Хондзинский П. В., прот. Восприятие идей И. Канта в богословском наследии свт. Иннокентия (Борисова) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История РПЦ. 2017. № 74. С. 94–102.
  19. Хондзинский П. В., прот. Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. №. 70. С. 11–27.
  20. Dahlke B. Die Christologie in Schleiermachers Glaubenslehre // Catholica. 2016. Bd. 70. S. 278–299.
Малышев Артем Владиславович
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
ORCID: 0000-0002-3674-3303;
Электронный адрес: artema.malishev@gmail.com.