/
Результат поиска


Малков П. Ю. Имя Божие и православная икона в контексте святоотеческого богословия // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 16-30.
PDF
Статья касается одного из аспектов современной имяславческой полемики. В статье анализируется утверждение сторонников имяславия о том, что если православная икона освящается надписанием имени, значит это имя богоэнергийно само по себе, оно есть Божественная энергия. В статье делается попытка опровергнуть это утверждение с помощью обращения к наследию Великих Каппадокийцев, преподобного Иоанна Дамаскина, святителя Григория Паламы и ряда других Святых Отцов. В статье подчеркивается, что икона освящается не только надписанием имени, но и через изображение на ней лика-ипостаси святого, что указывает на недостаточность одного лишь надписания имени. Кроме того, в статье утверждается, что любое имя (в том числе и имя Божественное) отнюдь не есть энергия сама по себе, но является производным человеческого ἐπίνοια, однако при этом может быть наполнено — по свободному Божественному дару — присутствием Божественных энергий.
Малков Петр Юрьевич
Малков Ю. Г. Публикация: "Бога имея пред очами...". Неизвестное письмо святителя Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 127-137.
PDF
Публикация содержит текст до сих пор не изданного письма святителя Феофана Затворника к неизвестному адресату. Фотокопия этого письма была недавно обнаружена в архиве Л. В. Никонова. В письме отражены отдельные стороны учения святителя Феофана о памятовании души человеческой о Боге, о молитве, об эсхатологической перспективе, об аде, о православном отношении к религиозным взглядам Л. Н. Толстого, ряд других тем. "Текст письма сопровождается богословским и историческим комментариями.
Малков Юрий Григорьевич,
Малков П. Ю. Бах и Гендель: два религиозных мировоззрения в музыке // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 134-140.
PDF
Автор обращается к религиозному восприятию двух великих композиторов — И. C. Баха и Г.Ф. Генделя, анализируя темы и настроения их музыки. Для Баха отношения Бога и человека подобны брачному союзу: он особо подчеркивает любовное влечение души к Создателю. Для Генделя Бог - Творец истории, и творение мира мыслится как процесс исторический. Поэтому единение с Творцом воспринимается Генделем через полноту участия в нем всей Церкви. Для творчества Генделя характерны масштабные хоры, во многих его сочинениях используются ветхозаветные темы. Особенно ярко проявляется несхожесть позиций композиторов в трактовке сюжетов о смерти.
Малков Петр Юрьевич
Малков П. Ю. "Не в суд или во осуждение...": святые отцы о достойном и недостойном причащении // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С. 64-72.
PDF
В настоящей публикации представлен обширный святоотеческий материал, иллюстрирующий те разнообразные требования, которые предъявляются причастникам при их участии в таинстве Евхаристии. Автор отмечает шесть основных положений: 1) регулярное участие в таинстве и опасность недостойного причащения, 2) необходимость обращения с молитвой о помощи Божией, 3) ответственность священнослужителей при допущении к таинству, 4) подготовка к таинству через очищение, покаяние и отречение от греха, 5) вера в преложение Святых Даров, 6) опасность фиктивного причащения. Также автор касается понимания литургийного возгласа "Святая – святым".
Евхаристия, Голгофская Жертва, достойное и недостойное причащение
Малков Петр Юрьевич
Малков Ю. Г. К истории иконопочитания на Руси в первой половине XVII века (малоизвестный иконофильский трактат из «Книги о вере», 1648 г.) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 1 (1). С. 83-96.
PDF
В переводе автора статьи «К истории иконопочитания на Руси в 1-й пол. XVII в.» на современный русский язык представлена глава из «Книги о вере», целиком посвященная православной традиции иконопочитания, - один из последних иконофильских трактатов Древней Руси. В статье, предваряющей публикуемый материал, анализируется ситуация, сложившаяся в древнерусской культуре 1-й пол. XVII в. в связи с постепенной активизацией процесса соприкосновения России с инославным Западом. Дается перечень антикатолических и антипротестантских компилятивных книжных изданий полемического характера, содержавших в себе святоотеческие высказывания относительно основных догматических истин Православия - в том числе догмата иконопочитания. Особое внимание в статье уделено «Книге о вере», своеобразной энциклопедии Православия, создававшейся на протяжении кон. XVI - нач. XVII в. трудами украинских церковных писателей (начиная с Василия Малюшицкого или «Суражского»), а затем отредактированной и изданной в Москве настоятелем кремлевского Благовещенского собора Стефаном Вонифатьевым.
древнерусская культура, иконопочитание, антипротестантская полемика, "Книга о вере"
Малков Юрий Григорьевич,
Малков П. Ю. Учение прп. Максима Исповедника об образе и подобии Божиих в человеке: синергийный аспект // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 71. С. 11-29. DOI: 10.15382/sturI201771.11-29
Статья посвящена учению прп. Максима Исповедника об «образе» и «подобии» Божиих в человеке. В статье указывается на своеобразие позиции прп. Максима, утверждавшего, что «образ Божий» относится к человеческой природе в целом, а «подобие Божие» есть реализация и раскрытие данного «образа» в каждой конкретной ипостаси. Богоуподобление есть плод людской ипостасной активности; в то же время богоуподобление есть акт синергии Бога и человека. Важным инструментом в достижении богоподобия является людская ипостасная гномическая воля. В статье также прослеживается тесная взаимосвязь между учением об «образе» и «подобии» Божиих с учением прп. Максима об обожении. Различая образ и подобие Божии в человеке, преподобный Максим считает состояние обожения ситуацией, где в полноте реализуется «образ». При этом богоуподобление приближает и возводит христианина к обожению. Вместе с тем прп. Максим различает понятия богоподобия и обожения: в отличие от богоподобия, обожение есть дар одного лишь Бога. Обожение уже не плод синергии Бога и человека, но действие в человеческой природе одних Божественных энергий. Помимо этого здесь анализируется учение Исповедника об эсхатологическом измерении понятий «образа» и «подобия» Божиих в человеке. В эсхатологической перспективе в результате теснейшего единения обоживающей благодати с природой обоживаемых произойдет фактическая «деактивация» человеческой природной энергийной активности, когда святые свободно уступят свое самовластие Богу и в них будет действовать один лишь Господь. Вместе с тем, поскольку понятие «подобия» тесно связано в учении прп. Максима с бытием человека именно как существа ипостасного, неповторимоиндивидуального, можно предположить, что эсхатологическое состояние совершенного «подобия» обоженных христиан Богу окажется фундаментальным основанием для сохранения их личной ипостасной уникальности.
прп. Максим Исповедник, обожение, образ Божий, подобие Божие, синергия, логос, тропос, энергия, воля, гномическая воля, природная воля, антропология, эсхатология, сотериология
Глущенко А., диак. Значение антропологии прп. Максима Исповедника для современной православной апологетики. К., 2013.
Малков П. «Не упуская собственный логос» (преподобный Максим Исповедник о «логосах ипостасной особенности») // XXVI Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Материалы. М., 2016. С. 44–53.
Garrigues J.-M. Maxime le Confesseur. La charité avenir divin de l’homme, P., 1976.
Larchet J.-C. Saint Maxime le Confesseur. Ambigua. P., 1994.
Larchet J.-C. La divinization de l’homme selon saint Maxim le Confesseur. P., 1996.
Larchet J.-C. The Mode of Deification // The Oxford Handbook of Maximus the Confessor / P. Allen, B. Neil, eds. Oxford, 2015. P. 341–359.
Thunberg L. Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Chicago, 1995.
Малков Петр Юрьевич
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: заведующий кафедрой теологии ПСТГУ, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: malkovpu@mail.ru.