/
Результат поиска


Лебедева-Емелина А. В., Малинина Г. М. Загадки рукописи из Berliner Sing-Akademie (к вопросу о духовном творчестве М. С. Березовского) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 100-125. DOI: 10.15382/sturV201623.100-125
Долгое время многие церковные произведения Максима Созонтовича Березовского считались утраченными. В реституционном фонде в Киеве, ранее принадлежавшем Берлинской Певческой академии (Berliner Sing-Akademie), были найдены манускрипты, содержащие практически все известные хоровые сочинения на православные тексты Галуппи и Березовского. Эти песнопения в манускриптах были записаны без указания авторства. В статье исследуется судьба певческих рукописей, выдвигаются новые гипотезы их датировки и принадлежности.
Березовский, Галуппи, манускрипты, гипотезы, Sing-Akademie
1. Антоненко Е. Ю. Бальдассаре Галуппи и русская духовная музыка // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 2. С. 34–67.
2. Антоненко Е. Ю. «Немецкая обедня» Д. С. Бортнянского: история создания сочинения в свете новейших исследований // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. № 3 (23). С. 126–150.
3. Антоненко Е. Ю. Церковная музыка Бальдассаре Галуппи: проблемы изучения и исполнения: Дис. … канд. искусствоведения. М.: Моск. консерватория, 2013.
4. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем Академиею. Киев, 1856. Ч. 2. С. 535–536.
5. Барсова И. А. Очерки по истории партитурной нотации. М.; Магнитогорск, 1996.
6. Беликов П. Е. Березовский Максим Созонтович // Энциклопедический лексикон / Сост. Г. Геннади. Т. 5. СПб., 1836. C. 359.
7. Блажков И. Новая музыка — это продолжение дороги, проложенной классикой. Интервью Юлии Бенти // День. Киев. 2011. № 175. Интернет-версия: URL: http://www.day.kiev.ua/ru/article/kultura/igor-blazhkov-novaya-muzyka-eto-prodolzhenie-dorogiprolozhennoy-klassikoy
8. Болховитинов Е., митрополит. Березовский // Друг просвещения. СПб., 1805. Июнь. С. 224–225.
9. Болховитинов Е., митрополит. Словарь русских светских писателей. Т. 1. М., 1838. С. 87–88.
10. Васильчиков А. А. Семейство Разумовских. Т. 1–5. СПб.: Изд. А. Брикнера, 1880–1894.
11. Воротников П. М. Березовский и Галуппи // Библиотека для чтения. Журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод. СПб., 1851. Т. 105. С. 109–115 (Березовский). С. 116–122 (Галуппи).
12. [Гене Х. Б.] Реестр музыкального магазина Х. Б. Гене в Москве под № 3 // Московские ведомости. 1804. № 80. 5 октября.
13. Грязнов А. Ф. Ярославская Большая мануфактура за время с 1722 по 1856 г. М., 1910. С. 133–149.
14. Зинькевич Е. С. Киевская судьба нотной коллекции Berliner Sing-Akademie: мифы и реальность // Liber amicorum Людмиле Ковнацкой. СПб.: БиблиоРоссика, 2016. С. 81–88.
15. Ивченко Л. В. Дело № 907 // Музика. Київ, 2001. № 4/5. С. 28–30; № 6. С. 25–26.
16. Историческая хрестоматия церковного пения / Под ред. М. А. Лисицына. Вып. VI. СПб.: Изд. П. К. Селиверстова, [1903–1904].
17. Карабиць І. До питання вивчення нотної колекції з фондів Центрального державного архіву-музею літератури і мистецтв України (Карабиц И. К вопросу изучения нотной коллекции из фондов Центрального государственного архива-музея литературы и искусств Украины) // Київське музикознавство. Київ, 2002. Вип. 8. С. 71–75.
18. Кириллина Л. Великий Бах — сын великого Баха // Музыкальная жизнь. 2014. № 3. С. 47–49.
19. Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII–XX вв. М.: Изд-во Всесоюзной Книжной палаты, 1959; 2-е изд.: Филиграни на бумаге русского производства XVIII — начала ХХ века. М.: Наука, 1978.
20. Лебедева-Емелина А. В. К публикации неизвестных хоровых концертов Д. С. Бортнянского [статья]. Комментарии // Бортнянский. Неизвестные духовные концерты. М.: Музыка, 2009. C. 5–17.
21. Лебедева-Емелина А. В. «Немецкая обедня» Бортнянского: первая публикация произведения // Множественность научных концепций в музыкознании. Сборник статей, нотные публикации к 60-летию Е. М. Левашева. Мат-лы междунар. конференции «Келдышевские чтения — 2005». М.: Композитор, 2009. С. 135–144 (текст), 406–440 (ноты).
22. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765–1825). М.: Прогресс-традиция, 2004. С. 15–45.
23. Левашев Е. М., Полехин А. В. М. С. Березовский // История русской музыки. Т. 3. М.: Музыка, 1985. С. 132–160.
24. Максим Березовський. Хоровi духовнi твори / Укладач. ред. М. Юрченко. Київ, 1995.
25. Малинина Г. М. Венская находка: к вопросу о музыкальной россике XVIII века в Национальной библиотеке Австрии // Музыковедение. 2008. № 7. С. 21–27.
26. Малинина Г. М. Музыкальная россика XVIII века в Национальной библиотеке Австрии // Наследие. Вып. 1. М.: МГК, 2009. С. 37–46.
27. Малинина Г. М. Рукопись из Херрнхута, или Написал ли Бортнянский Преждеосвященную Литургию? // Музыкальная академия. 2009. № 1. С. 163–166.
28. Разумовский Д. В. Церковное пение в России. М., 1868. Вып. 2. С. 224–231.
29. Реестр магазина Ивана Заикина // Московские ведомости. 1819. № 53.
30. Рожен А. Украина откроет дни культуры в Берлине: украшение программы — архивы Баха // Зеркало недели. Киев. 2000. 20 октября. Интернет-версия статьи: URL: http://gazeta.zn.ua/CULTURE/ukraina_otkroet_dni_kultury_v_berline_ukrashenie_programmy__arhivy_baha.html
31. Рыцарева М. Г. Максим Березовский. Жизнь и творчество композитора. СПб.: Композитор, 2013.
32. Штелин Я., фон. Известия о музыке в России // Музыка и балет в России XVIII века / Пер. и вст. ст. Б. И. Загурского. Л.: Тритон, 1935. C. 49–143.
33. Шумiлiна О. А. Стильова динаміка української духовної музики XVII — XVIII ст. За матеріалами рукописних колекцій. Донецьк, 2012.
34. Юрченко М. С. Максим Березовський в Iталii // Українська музична спадщина. Статтi. Матерiали. Документи. К.: Музична Україна, 1989. Вип. 1. С. 67–69.
35. Юрченко М. С. Невiдомий концерт Максима Березовського // Музика. Київ, 1985. № 6. С. 18–21.
Лебедева-Емелина Антонина Викторовна
Малинина Галина Михайловна