/
Результат поиска


Маков П. Ю. Учение о браке восточных отцов Христианской Церкви (некоторые аспекты темы) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2010. Вып. 2 (30). С. 7-22.
PDF
В статье затрагивается ряд частных, но весьма значимых вопросов, связанных со святоотеческим учением о Браке: возможно ли считать жизнь Адама и Евы в раю до грехопадения их пребыванием в Браке? Есть ли Брак лишь данное Богом человеку в связи с грехопадением средство для продолжения рода, или же Брак имеет самостоятельную и непреходящую духовную ценность? Как соотносятся между собой православный Брак и христианские обеты Девства? Имеет ли заключенный на земле православный Брак эсхатологическую перспективу своего существования, или является лишь временным земным союзом? Поиску ответов на эти и на некоторые другие вопросы в наследии восточных Святых Отцов и посвящена данная статья.
Таинство Брака, восточные отцы, грехопадение, девство, православная эсхатология
Маков Петр Юрьевич
Маковецкий А. В. Роль епископа Григория (Граббе) в открытии приходов Русской Зарубежной Церкви на канонической территории Московского Патриархата (1990–1995) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 104-115. DOI: 10.15382/sturII201670.104-115
В настоящем исследовании говорится об участии епископа Григория (Граббе) в процессе и организационном оформлении приходов Зарубежной Церкви на канонической территории Московского Патриархата в начале 1990-х гг. Епископ Григорий был одним из инициаторов открытия параллельной церковной структуры, настаивал на архиерейской хиротонии архимандрита Валентина (Русанцова), а впоследствии защищал идею о предоставлении этим приходам полной самостоятельности. После отделения российских приходов от РПЦЗ епископ Григорий стал главным апологетом новой структуры.
Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ), Архиерейский Синод, каноническая территория, епископ Григорий (Граббе), митрополит Виталий (Устинов), епископ Валентин (Русанцов), «Российская Православная Свободная Церковь», Суздальско-Владимирская епархи
Маковецкий Аркадий Валентинович, протоиерей
Шмаков В. В. Идея свободы у Ф. М. Достоевского и С. Л. Франка // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 72. С. 76-85. DOI: 10.15382/sturI201772.76-85
Одними из важнейших вопросов религиозно-философской антропологической концепции С. Л. Франка являются вопрос об определение личности в человеке, о тесной взаимосвязи человека и Бога, о грехе и страданиях, а также об опреде-лении границ его свободы. В определении свободы и ее основных моментов он исходит не только из западной философской мысли, но также из антропологи-ческих взглядов и идей Ф. М. Достоевского. По Франку, как и по Достоевскому, раскрытие полноты свободы в человеке взаимосвязано с учением о свободе че-ловека как самоопределения в добре и в Боге, принятии страданий как необхо-димой составляющей в его спасении. Статья посвящена сравнению основных антропологических концепций, а также идеи свободы и ее характеристик в про-изведениях и трудах обоих мыслителей, для того чтобы проследить преемствен-ность традиции Достоевского у Франка в рамках его антропологии, чтобы до- казать, что для него человеческая свобода и сам человек могут рассматриваться в контексте его философии всеединства и не противоречить ей.
Ф. М. Достоевский, С. Л. Франк, антропология, свобода, человек, Бог, Богочеловек, человекобог, всеединство.
  1. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства. Т.2. В 2-х т. М.: Искусство, 1994. С.7-150.
  2. Бердяев Н. А. [Рец.:] С.Л. Франк. Непостижимое. // Путь. № 60. 1939.
  3. Вершина В.А. Художественно-философское творчество Ф. Достоевского в интерпретации С. Франка. Вестник Днепропетровского университета. №9/2. Дн. 2010. С.78-85.
  4. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30-и т. Л.: Наука, 1972-1990.
  5. Иванов В. И. Родное и вселенское. М., 1994.
  6. Касаткина Т. А. Без Бога… Роман Ф.М. Достоевского «Бесы». Статья 1. // Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения. Выпуск 13. Москва-Иркутск, 2006. С.13-33.
  7. Мачкарина О. Д. Персонализм Ф.М. Достоевского и его роль в формировании концепции личности в русской философии. // Вестник МГТУ, том 15, №3, 2012. С. 662-665.
  8. Назарова Оксана. Философы не молчат. Предисловие к публикации. Проф. Семен Франк. Достоевский – самый русский изо всех русских. К 50-летию со дня смерти поэта: человек и творчество. // Соловьевские исследования. М., 2013. №3(39). С.139-148.
  9. Сердюкова Е. В. Ф.М. Достоевский и русская философия. // Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом; Сборник научных статей / Под общ. ред. В.А. Кувакина и М.А. Маслина; составитель М.А. Маслин. - М.: Издательство Московского Университета, 2013. С. 273-282.
  10. Франк С. Л. Апостол человечности. // С. Л. Франк. Русское мировоззрение. – СПб.: Наука, 1996. С.357-360.
  11. Франк С. Л. Вера Достоевского. // Русское мировоззрение. – СПб.: Наука, 1996. С.353-357.
  12. Франк С. Л. Достоевский и кризис гуманизма. // С. Л. Франк. Русское мировоззрение. – СПб.: Наука, 1996. С.361-366.
  13. Франк С. Л. Духовные основы общества. Республика. М., 1992.
  14. Франк С. Л. Из духовной мастерской Достоевского. // С. Л. Франк. Русское мировоззрение. – СПб.: Наука, 1996. С.350-353.
  15. Франк С. Л. Легенда о Великом Инквизиторе. // С. Л. Франк. Русское мировоззрение. – СПб.: Наука, 1996. С.367-374.
  16. Франк С. Л. Непостижимое. // Франк С.Л. Человек и Бог. Минск: Издательство белорусского Экзархата, 2010. С.77-524.
  17. Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. СПб. 1995
  18. Франк С. Л. Реальность и человек. Минск: Издательство белорусского Экзархата, 2009. С.415-827.
  19. Франк С. Л. Русское мировоззрение. // Франк С.Л. Духовные основы общества // Сборник: Сер. Мыслители ХХ в. / сост. П.В. Алексеев. М.: Республика, 1992. C. 471–500.
  20. Франк С. Л. Свет во тьме. // Франк С.Л. Свет во тьме. Минск: Издательство белорусского Экзархата, 2011. С.3-414.
  21. Франк С. Л. Смысл жизни / С.Л. Франк // С нами Бог; сост. и предисл. А.С. Филоненко. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  22. Франк С. Л. С нами Бог. Три размышления. // Франк С.Л. Свет во тьме. Минск: Издательство белорусского Экзархата, 2011. С.415-827.
Шмаков Владимир Владимирович
Место работы: ПСТГУ, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: vshm1992@yandex.ru.
Маковецкий А. В. «Прошу Вас принять выражение моей глубокой преданности»: письма протоиерея Георгия Граббе великому князю Владимиру Кирилловичу (1948-1959 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 88. С. 138-152. DOI: 10.15382/sturII201988.138-152
Публикация вводит в научный оборот письма многолетнего правителя дел Синодальной канцелярии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Георгия Граббе (впоследствии епископа Григория) (1902–1995). Письма адресованы Великому князю Владимиру Кирилловичу, в 1938 г. принявшему на себя обязанности главы Российского императорского дома. Руководству Русской Зарубежной Церкви была близка идея монархии, однако напрямую поддержать какую-либо из ветвей династии Романовых оно не решалось. В связи с этим переписка протоиерея Георгия, который был убежденным сторонником Владимира Кирилловича, представляет большой интерес. При этом нужно учитывать и предвзятость автора этих писем. Так, протоиерей Георгий по-своему объясняет причины, по которым Русская Зарубежная Церковь не ввела поминовения великого князя Кирилла Владимировича в храмах русской эмиграции. Протоиерей Георгий Граббе говорит также о причинах, по которым Русская Зарубежная Церковь не может взять на себя инициативу провозглашения Владимира Кирилловича императором. Содержатся важные сведения об отношении Русской Зарубежной Церкви к морганатическому браку Великого князя с Леонидой Георгиевной Багратион-Мухранской (Керби). Отдельные документы посвящены проблемам русского беженства после Второй мировой войны, проблемам паствы и приходов, которым Владимир Кириллович старался оказывать помощь. Письма содержат информацию, касающуюся переезда русских беженцев в Южную Америку. Многие из публикуемых материалов впервые проливают свет на события, которые не нашли отражения в официальных документах Русской Зарубежной Церкви.
Русская Православная Церковь Заграницей, Российский Императорский дом, Великий князь Владимир Кириллович, Архиерейский Синод РПЦЗ, Епископ Григорий (Граббе), монархисты легитимисты, Походная канцелярия Великого князя, морганатический брак, Закон о престолонаследии, каноническая территория, российские епархии РПЦЗ
  1. Граббе Г., протопр. Правда о Русской Церкви на родине и за рубежом (по поводу книги С.В. Троицкого «О неправде карловацкого раскола»). Нью-Йорк, 1989.
  2. Григорий (Граббе), еп. К истории русских церковных разделений за границей. Джорданвилль, 1992.
  3. Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1925–1938 гг. Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. М., 2012.
  4. Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг. Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М., 2015.
  5. Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни патриарха Тихона. М., 2007.
  6. Серафим (Роуз), иером., Герман (Подмошенский), игум. Блаженный Иоанн Чудотворец. М., 1993.
Маковецкий Аркадий Валентинович, священник
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Владимирская духовная семинария; Российская Федерация, 600000, Владимир, Большая Московская, 68;
Должность: Преподаватель кафедры Истории;
ORCID: 0000-0001-7427-2891;
Электронный адрес: avm12091963@mail.ru.