/
Результат поиска


Макарова А. Л. Царский и ктиторский портреты церкви Рождества Богородицы в Бетании (Грузия): к вопросу о датировке и атрибуции памятника // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 2 (2). С. 19-32.
PDF
При подробном изучении царских и ктиторских композиций неизбежно возникает вопрос об атрибуции отдельных фигур и их разновременности. В процессе данного исследования раскрывается сложная история создания памятника, в которой отразились неожиданные политические события, затрагивавшие и государственные интересы средневековой Грузии, и судьбы отдельных людей. Исторические подробности позволили поставить проблему передатировки основного объема храмовой росписи в Бетании. Новая датировка находит подтверждение данными иконографического и стилистического анализа.
Грузия, средние века, монументальная живопись, царица Тамара, Георгий III, бетания, ктиторы, иконография, князь Г. Г. Гагарин, Орбели
Макарова Анна Львовна
Макарова А. Л. Стиль росписей основного объема церкви Рождества Богородицы в Бетании и их место в грузинской и византийской живописи середины — 2-й половины XII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 25-39. DOI: 10.15382/sturV201622.25-39
Стилистический анализ росписи основного объема церкви Рождества Богородицы в Бетании позволяет определить ее место в византийском искусстве XII в. Из грузинских памятников в этом столетии нам известны ансамбли 1-й трети XII в. (церковь св. Георгия в Бочорме, не ранее 1104, ряд сванских церквей, мозаики и фрески Гелати, 1130-е), далее следует историческая лакуна, и следующий датированный живописный ансамбль относится уже к 1180-м гг. (церковь Успения в Вардзии). Анализ стиля живописи южной и северной стен основного объема Бетании позволяет сделать вывод, что он развивается в русле классического направления византийской живописи XII в. Фрески Бетании рассматриваются в следующем ряду памятников средневизантийского периода: СпасоПреображенский собор Мирожского монастыря (1130–40-е), Спасо-Преображенский собор Евфросиньева монастыря (ок. 1161), а также Палатинская капелла в Палермо (1143–1154), Базилика в Чефалу (1148), собор Санта Мария дельи Амиральи (1146–1151) и др. В этот период Грузия, наряду с Балканами, Русью, Южной Италией, Кипром, все больше претендует на самостоятельность как обособляющийся от метрополии художественный центр, продуктивно реагирующий на стилистические изменения в искусстве византийского мира. Здесь формируется яркий регионально-индивидуальный вариант стиля, усвоившего и приспособившего столичный художественный язык для решения собственных задач. Анализ стиля живописи основного объема Бетании, с учетом обширного круга аналогичных явлений, позволяет локализовать ее в границах 1150–60-х гг.
Бетания, Орбели, Георгий III, комниновское искусство, фрески, основной объем, стиль, Атени, Мирожский собор, Полоцк.
1. Абрамишвили Г. Атени Сиони // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2006. С. 675–677.
2. Аладашвили Н. А., Алибегашвили Г. В., Вольская А. И. Живописная школа Сванетии. Тбилиси, 1983.
3. Вирсаладзе Тинатин. Фресковая роспись художника Микаела Маглакели в Мацхвариши // Вирсаладзе Тинатин: Избранные труды. Тбилиси, 2007. С. 145–225.
4. Лазараев В. Н. Византийская живопись. М., 1971.
5. Лидов А. М. Росписи монастыря Ахтала. М., 2014.
6. Попова О. С. Аскетическое направление в византийском искусстве второй четверти XI века и его дальнейшая судьба // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. Памяти О. И. Подобедовой (1912–1999). М., 2005.
7. Привалова Е. Вардзия. Тбилиси, 1982.
8. Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М., 2010.
9. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., 2007.
10. Сonstantinidi E. 1993–1994 “The Frescoes of the Church of the Holy Archangels of Zemo-Krikhi, Rača (Georgia) and Contemporary Monuments of Mani in Southern Greecе”, in Images from the Byzantine Periphery Studies in Iconography and Style, Athens, 1993–1994, pp. 181–192.
11. Zakharova A., Sverdlova S. 2015 “Original Wall Paintings at the Church of the Saviour in Chvabiani (Upper Svaneti, Georgia) and Byzantine Art at the Turn of the Tenth to Eleventh Centuries”, in Zograf, Belgrade, 2015, vol. 39, pp. 11–25.
12. ქავთარია ნინო. წყაროსთავის ოთხთავი: ეროვნული მემკვიდრეობა // საპატრიარქოს უწყებანი. სექტემბერი, № 30 (558). თბ., 2010. გვ.19–20.
Макарова Анна Львовна