/
Результат поиска


Макаров М. И. Провиденциалистская идея воспитания в отечественной педагогической мысли XI — нач. ХХI в // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 99-105.
PDF
В статье рассматриваются истоки и особенности развития провиденциалистской идеи воспитания в отечественной педагогической мысли XI — нач. ХХI вв. Автор исследует провиденциалистскую идею воспитания, с одной стороны, как явление, связанное с представлениями о христианстве, с другой — как сформировавшееся явление педагогической мысли, связанное с мировыми общественными и духовными процессами. Особое внимание в статье обращается на взаимосвязь и соответствие педагогических построений и провиденциалистских положений. Автор приходит к выводу, что в результате глубокого и широкого развития провиденциалистской идеи воспитания в отечественной педагогической мысли сформировалась концепция провиденциально ориентированного воспитания.
провиденциалистская идея воспитания, отечественная педагогическая мысль, концепция провиденциально ориентированного воспитания

Макаров Михаил Иванович
Макарова А. Л. Царский и ктиторский портреты церкви Рождества Богородицы в Бетании (Грузия): к вопросу о датировке и атрибуции памятника // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 2 (2). С. 19-32.
PDF
При подробном изучении царских и ктиторских композиций неизбежно возникает вопрос об атрибуции отдельных фигур и их разновременности. В процессе данного исследования раскрывается сложная история создания памятника, в которой отразились неожиданные политические события, затрагивавшие и государственные интересы средневековой Грузии, и судьбы отдельных людей. Исторические подробности позволили поставить проблему передатировки основного объема храмовой росписи в Бетании. Новая датировка находит подтверждение данными иконографического и стилистического анализа.
Грузия, средние века, монументальная живопись, царица Тамара, Георгий III, бетания, ктиторы, иконография, князь Г. Г. Гагарин, Орбели
Макарова Анна Львовна
Макаров М. И. Категория «добродетельная жизнь» в отечественной религиозно-педагогической литературе второй половины XI X — начала XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 67-77.
PDF
Цель статьи — рассмотреть в теоретико-методологическом и историко-педагогическом ключе трактовки категории «добродетельная жизнь» в отечественной религиознопедагогической литературе второй половины XIX — начала XX в. Особое внимание в статье отводится рассмотрению роли и места христианского исповедания в деле становления человека на путь добродетельной жизни, зиждущейся на универсальных ценностях Добра, Истины и Красоты. Методологическую основу исследования составила концепция целостности всемирного историко-педагогического процесса, а также цивилизационный, антропологический, генетический, герменевтический, науковедческий и социально-конструкционистский подходы. Предлагаемые автором подходы и выводы отличаются научной новизной, которая обнаруживается в выявлении и характеристике педагогического аспекта категории «добродетельная жизнь» в отечественной религиозно-педагогической литературе второй половины XIX — начала XX в., в обосновании специфики этико-педагогического понимания данной категории с позиций онтологии, что расширяет научные представления о методологических основаниях педагогики. В статье делается вывод о том, что на содержание трактовок категории «добродетельная жизнь», представленной в отечественной религиозно-педагогической литературе второй половины XIX — начала XX в., сильное воздействие оказывала православная этическая традиция, связанная с ведением человеком социально одобряемой добродетельной жизни. Категория «добродетельная жизнь» в отечественной религиозно-педагогической литерату ре второй половины XIX — начала XX в. предстает в качестве понятия, определяющего ме рило истинности педагогических взглядов и верности воспитательной практики, поэтому данную категорию этого периода следует рассматривать как конкретное, тесно связанное с общественными и духовными процессами, явление педагогической культуры. Результаты исследования могут быть применены в области теории и истории педагогики и философии образования.
категория «добродетельная жизнь», этико-педагогические представления о добродетельной жизни, отечественная религиозно-педагогическая литература, православная этическая традиция.

Макаров Михаил Иванович
Макаров В. С., Шипилова Н. В. Очередное заседание Международного научного семинара «Шекспир в междисциплинарных гуманитарных исследованиях» // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 1 (46). С. 154-160.
PDF
Макаров Владимир Сергеевич
Шипилова Наталия Витальевна
Макарова А. Л. Стиль росписей основного объема церкви Рождества Богородицы в Бетании и их место в грузинской и византийской живописи середины — 2-й половины XII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22). С. 25-39. DOI: 10.15382/sturV201622.25-39
Стилистический анализ росписи основного объема церкви Рождества Богородицы в Бетании позволяет определить ее место в византийском искусстве XII в. Из грузинских памятников в этом столетии нам известны ансамбли 1-й трети XII в. (церковь св. Георгия в Бочорме, не ранее 1104, ряд сванских церквей, мозаики и фрески Гелати, 1130-е), далее следует историческая лакуна, и следующий датированный живописный ансамбль относится уже к 1180-м гг. (церковь Успения в Вардзии). Анализ стиля живописи южной и северной стен основного объема Бетании позволяет сделать вывод, что он развивается в русле классического направления византийской живописи XII в. Фрески Бетании рассматриваются в следующем ряду памятников средневизантийского периода: СпасоПреображенский собор Мирожского монастыря (1130–40-е), Спасо-Преображенский собор Евфросиньева монастыря (ок. 1161), а также Палатинская капелла в Палермо (1143–1154), Базилика в Чефалу (1148), собор Санта Мария дельи Амиральи (1146–1151) и др. В этот период Грузия, наряду с Балканами, Русью, Южной Италией, Кипром, все больше претендует на самостоятельность как обособляющийся от метрополии художественный центр, продуктивно реагирующий на стилистические изменения в искусстве византийского мира. Здесь формируется яркий регионально-индивидуальный вариант стиля, усвоившего и приспособившего столичный художественный язык для решения собственных задач. Анализ стиля живописи основного объема Бетании, с учетом обширного круга аналогичных явлений, позволяет локализовать ее в границах 1150–60-х гг.
Бетания, Орбели, Георгий III, комниновское искусство, фрески, основной объем, стиль, Атени, Мирожский собор, Полоцк.
1. Абрамишвили Г. Атени Сиони // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2006. С. 675–677.
2. Аладашвили Н. А., Алибегашвили Г. В., Вольская А. И. Живописная школа Сванетии. Тбилиси, 1983.
3. Вирсаладзе Тинатин. Фресковая роспись художника Микаела Маглакели в Мацхвариши // Вирсаладзе Тинатин: Избранные труды. Тбилиси, 2007. С. 145–225.
4. Лазараев В. Н. Византийская живопись. М., 1971.
5. Лидов А. М. Росписи монастыря Ахтала. М., 2014.
6. Попова О. С. Аскетическое направление в византийском искусстве второй четверти XI века и его дальнейшая судьба // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. Памяти О. И. Подобедовой (1912–1999). М., 2005.
7. Привалова Е. Вардзия. Тбилиси, 1982.
8. Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М., 2010.
9. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., 2007.
10. Сonstantinidi E. 1993–1994 “The Frescoes of the Church of the Holy Archangels of Zemo-Krikhi, Rača (Georgia) and Contemporary Monuments of Mani in Southern Greecе”, in Images from the Byzantine Periphery Studies in Iconography and Style, Athens, 1993–1994, pp. 181–192.
11. Zakharova A., Sverdlova S. 2015 “Original Wall Paintings at the Church of the Saviour in Chvabiani (Upper Svaneti, Georgia) and Byzantine Art at the Turn of the Tenth to Eleventh Centuries”, in Zograf, Belgrade, 2015, vol. 39, pp. 11–25.
12. ქავთარია ნინო. წყაროსთავის ოთხთავი: ეროვნული მემკვიდრეობა // საპატრიარქოს უწყებანი. სექტემბერი, № 30 (558). თბ., 2010. გვ.19–20.
Макарова Анна Львовна
Макаров В. С. Цикл памфлетов о Пирсе Безгрошовом: театральная практика и сатирический взгляд интеллектуала // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2018. Вып. 56. С. 60-71. DOI: 10.15382/sturIII201856.60-71
В статье впервые как единый цикл рассмотрена серия памфлетов о нищем лондонском интеллектуале Пирсе Безгрошовом (Т. Нэш, Т. Мидлтон, Аноним, Т. Деккер, 1592–1606). Обращение героя с прошением к дьяволу одновременно роднит эти тексты с «Трагической историей доктора Фауста» К. Марло и подчеркивает отличие от марловского сюжета. Традиционно рассматриваемый исключительно как моралистический жанр, памфлет оказывается сложным текстом, в котором важную роль играет театр как пространство справедливости и метафора жизни.
Т. Нэш, Пирс Безгрошовый, памфлет, театральность, взаимовлияние жанров литературы, трагикомедия, сатира
  1. Baker D. Thomas Nashe, ‘Pierce Penilesse,’ and the Demon of Consumption // Baker D. On Demand: Writing for the Market in Early Modern England. Stanford University Press, 2010. P. 35–61.
  2. Bayman A. Thomas Dekker and the Culture of Pamphleteering in Early Modern London. Routledge, 2016.
  3. Bennett K. Negotiating Authority through Conversation: Thomas Nashe and Richard Jones // Conversational Exchanges in Early Modern England: 1549–1640. Cambridge Scholars Publishing, 2015. P. 102–131.
  4. Brown G. Redefi ning Elizabethan Literature. Cambridge University Press, 2004.
  5. Chen C. Pamphlets and Body-Related Metaphors in Thomas Nashe’s Pierce Penilesse and Strange Newes // Literature Compass. 2006. Vol. 3. № 2. P. 107–116.
  6. De Rocher G. D. Introduction // Joubert L. Treatise On Laughter. University of Alabama Press, 1980. P. IX–XV.
  7. King R. In lieu of democracy, or how not to lose your head: theatre and authority in Renaissance England // Early Modern Tragicomedy / R. Lyne, S. Mukherji, eds. Boydell and Brewer, 2007. P. 84–100.
  8. Kocher P. Nashe’s Authorship of the Prose Scenes in Faustus // Modern Language Quarterly. 1942. Vol. 3. № 1. P. 17–40.
  9. The Complete Works of Christopher Marlowe, Vol. 2: Dr Faustus / R. Gill, ed. Oxford University Press, 1990.
  10. Thomas Middleton: The Collected Works / G. Taylor, J. Lavagnino, eds. Oxford University Press, 2010.
  11. Milligan B. A Note on Knights of the Post // Modern Language Notes. 1946. Vol. 61. № 4. P. 247–251.
  12. Raymond J. Pamphlets and Pamphleteering in Early Modern Britain. Cambridge University Press, 2006.
  13. Sidney P. An Apology For Poetry (Or The Defence Of Poesy): Revised and Expanded Second Edition / R.W. Maslen, ed. Manchester University Press, 2002.
  14. The Martin Marprelate Tracts: A Modernized and Annotated Edition / P. J. L. Black, ed. Cambridge University Press, 2008.
Макаров Владимир Сергеевич
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, 9, стр. 2;
Должность: доцент;
ORCID: 0004-0003-2011-0963;
Электронный адрес: mail@vmakarov.name.
Статья написана в рамках поддержанного Фондом развития ПСТГУ проекта «Генезис литературного текста в эпоху позднего Средневековья и раннего Нового времени: взаимодействие стилей и жанров».
Макаров В. С., Колесник В. А. Джон Нортбрук. Трактат, в котором игра в кости, танцы, суетные пьесы и интерлюдии, и другое праздное времяпрепровождение, обычное для дня субботнего, опровергаются силой слова Божиего и древних авторов // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 58. С. 91-110. DOI: 10.15382/sturIII201958.91-110
На русский язык впервые переведены фрагменты наиболее раннего полемического текста тюдоровской Англии, направленного против театра — трактата бристольского священника Джона Нортбрука (опубл. 1577). Ставя театр в один ряд с игрой в карты и кости и критикуя его за развращение зрителей, Нортбрук, тем не менее, допускает возможность школьных постановок в образовательных целях. Многие аргументы Нортбрука развивались и опровергались следующими поколениями полемистов, что делает его важным источником для всех изучающих т. н. «антитеатральную полемику» XVI–XVII вв. Перевод дополнен критическим комментарием и вступительной статьей.
Джон Нортбрук, полемика вокруг театра, перевод, английская литература, английский театр, раннего Нового, времени
  1. Аникст А. А. Театр эпохи Шекспира. М.: Дрофа, 2006.
  2. Володарская Л. И. Первый английский цикл сонетов и его автор // Филип Сидни. Астрофил и Стелла. Защита поэзии. М., 1982. С. 257–291.
  3. Дживелегов А. К. Театр и актеры. История английской литературы. Т. 1. Вып. 1. М.; Л., 1943.
  4. Bouwsma W. J. John Calvin: A Sixteenth-Century Portrait. Oxford, 1989.
  5. Herman P. C. The Shepheardes Calender and Renaissance Antipoetic Sentiment // Studies in English Literature, 1500–1900. 1992. № 1 (32). P. 15–33.
  6. McPherson D. The Attack on Stage in Shakespeare’s Time: An International Aff air // Comparative Literature Studies. 1983. № 2 (20). P. 168–182.
  7. Northbrooke J. Spiritus est vicarius Christi in terra. A treatise wherein dicing, dauncing, vaine playes or enterluds with other idle pastimes [et]c. commonly vsed on the Sabboth day, are reproued by the authoritie of the word of God and auntient writers. Made dialoguewise by Iohn Northbrooke minister and preacher of the word of God. At London: Imprinted by H. Bynneman, for George Byshop, 1577.
  8. Pilkinton M. C. Bristol Records of Early English Drama. Toronto, 1997.
  9. Pollard T. Shakespeare’s Theater: A Sourcebook. Oxford, 2008.
  10. Ringler W. The First Phase of the Elizabethan Attack on the Stage, 1558–1579 // Huntington Library Quarterly. 1942. № 4 (5). P. 391–418.
  11. Skeeters Martha C. Northbrooke, John (fl . 1567–1589) // Oxford Dictionary of National Biography. Published online: 23 September 2004. URL: https://doi.org/10.1093/ref:odnb/20323.
  12. Starnes D. T. Notes on Elyot’s The Governour (1531) // The Review of English Studies. 1927. № 9 (3). P. 37–46.
Макаров Владимир Сергеевич
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, 9, стр. 2;
Должность: доцент;
ORCID: 0004-0003-2011-0963;
Электронный адрес: mail@vmakarov.name.
Колесник Виктория Андреевна
Место работы: ПСТГУ; Российская Федерация, 109651, г. Москва ул. Иловайская, д. 9, стр. 1;
Электронный адрес: vika.kolesnik.1996@mail.ru.
Публикация выполнена в рамках проекта «Генезис литературного текста в период позднего Средневековья и раннего Нового времени: взаимодействие стилей и жанров», поддержанного фондом развития ПСТГУ.