/
Результат поиска


Маиер П. В. Западноевропейские источники иконографии «Плоды страданий Христовых»: «Живой Крест» и «Древо Жизни» в русской иконописи // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 52-80. DOI: 10.15382/sturV201519.52-80
В статье поднимается проблема иконографических заимствований в поздней русской иконописи. Исследование посвящено выявлению источников редкой иконографии кон. XVII в. «Плоды страданий Христовых». Тезис об основополагающем влиянии западноевропейских иконографических типов «Живой Крест» и «Древо Жизни» находит последовательное подтверждение при иконографическом анализе. На основе иконологического метода предпринята попытка проанализировать западные образцы в культурнобогословском контексте породившей их эпохи. Особое внимание уделено мнемотехнической схеме-диаграмме «Lignum Vitae», связанной с одноименным сочинением францисканца Бонавентуры. Практики страстных медитаций и нужды проповеднической деятельности определили особенности построения нравоучительно-дидактических схем, на которых плоды Древа Жизни сопоставлялись с определенными отрезками жизни Спасителя и с Его предкрестными страданиями. Страстная тематика, визуальная метафора и эффект иконичности объединяют медальоны-плоды на схемах «Lignum Vitae» и плодыцветы со страстными эмблемами на русских памятниках. Автор обращается к генезису и иконографической эволюции указанных типов, устанавливает их семантическую близость и смысловую инвариантность, определяет степень адаптации этих сюжетов на русском материале. Делается вывод об объединяющем оба иконографических типа — «Живого Креста» и «Древа Жизни» — концепте визуализации абстрактной идеи и построения изображения как крестной аллегории с применением мнемонической схемы. Принцип организации поля тематических ассоциаций является общим для всех рассмотренных произведений. Частичная рецепция экзегетической традиции Запада объясняет иконографические трансформации на поздних русских иконах «Плоды страданий Христовых».
иконография «Плоды страданий Христовых», «Живой Крест», «Древо Жизни», мнемотехническая диаграмма, гравюра-конклюзия, западноевропейские иконографические заимствования, аллегории креста.
1. Звездина Ю. Н. Аллегорическая композиция «Смертный человек...» и западноевропейские традиции темы «Memento mori» // Искусство христианского мира. Вып. 5. М., 2001. С. 185–192.
2. Покровский Н. В. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских // Труды VII археологического съезда в Ярославле 1887 г. Т. 1. М., 1890.
3. Поло де Болье М. А. Визуальные образы средневековой проповеди. Доклад в ПСТГУ 12 и 16 мая 2014 г. и его обсуждение (URL: http://pstgu.ru/news/life/science/2014/06/09/53690/ (дата обращения: 29.10.2014)).
4. Постернак О. «Крест живой» в западноевропейской и русской традиции // Альфа и Омега. 1999. № 1(19). С. 284–297.
5. Процветший Крест. Иконография «Плоды страданий Христовых» из церквей, музейных и частных собраний России, Германии, Италии, Швейцарии / О. Кузнецова, авт. сост. М., 2008.
6. Ровинский Д. А. Русские народные картинки. Кн. 3: Притчи и листы духовные (Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. Т. 25). СПб., 1881.
7. Юревич Д., свящ., Тимофеев А., свящ. Древо Жизни // Православная энциклопедия. Т. 16. М., 2008. С. 268–269.
8. Bauerreis E. Arbor Vitae. Der Lebensbaum und seine Verwendung in Liturgie und Kunst des Abendlandes, München, 1939.
9. Bethe H. 1947 “Baumkreuz“, in Reallexikon zur deutschen Kunstgeschichte, Stuttgart, 1947, vol. 2, pp. 100–105.
10. Dinzelbacher P. 1999 “Meditation“, in Lexikon des Mittelalters, Stuttgart, Weimar, 1999, vol. 6., pp. 450–452.
11. Füglister R. L. Das lebende Kreuz: Ikonographisch-ikonologische Untersuchung der Herkunft und Entwicklung einer spätmittelalterlichen Bildidee und ihrer Verwurzelung im Wort, Einsiedeln, 1964.
12. Huber R., Rieth R. (eds.) Glossarium artis: Dreisprachiges Wörterbuch der Kunst, München, 1992, vol. 2: Kirchengeräte, Kreuze und Reliquiare der christlichen Kirchen.
13. Jászai G. 1994 “Kreuzallegorie“, in Lexikon der christlichen Ikonographie. Sonderausgabe, Freiburg, 1994, vol. 2, pp. 595–600.
14. Lucchesi-Palli E. 1961 “Kreuzigung Christi in der Kunst“, in Höfer J., Rahner K. (eds.) Lexikon für Theologie und Kirche, Freiburg, 1961, vol. 6, pp. 622–626.
15. Nagler G. K. Neues allgemeines Künstler-Lexicon oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher, Formschneider, Lithographen, Zeichner, Medailleure, Elfenbeinarbeiter, etc., München, 1841, vol. 10.
16. Nitz G. 1992 “Lebensbaum“, in Bäumer R., Scheffczyk L. (eds.) Marienlexikon, St. Ottilien, 1992, vol. 4, pp. 53–54.
17. Preisinger R. Lignum vitae. Zum Verhältnis materieller und mentaler Bilder im Mittelalter, Paderborn, 2014.
18. Réau L. Iconographie de l’Art Chrétien, Paris, 1957, vol. 2/2.
19. Rehm U. 1991 “Kreuzallegorie“, in Bäumer R., Scheffczyk L., (eds.) Marienlexikon, St. Ottilien, 1991, vol. 3, pp. 660–663.
20. Rosenberg A. Kreuzmeditation. Die Meditation des ganzen Menschen, München, 1976.
Маиер Полина Вячеславовна