/
Результат поиска


Мазырин А. В. Митрополит Ярославский Агафангел и спор о местоблюстительстве в 1926 году // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2005. Вып. 18. С. 62-104.
PDF
В статье рассматривается сложный эпизод новейшей истории Русской Церкви, имевший место весной-летом 1926 г. – спустя примерно год после кончины Патриарха Тихона и менее чем полгода после ареста Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра. Усилиями ОГПУ тогда был спровоцирован конфликт между двумя выдающимися иерархами Патриаршей Церкви – вторым, согласно завещанию Патриарха Тихона, кандидатом в Местоблюстители митрополитом Агафангелом и митрополитом Сергием, указанным митрополитом Петром в качестве своего заместителя. На основании документов в статье восстанавливается ход событий и анализируются действия втянутых в спор сторон. Вопреки трактовкам обновленческих и атеистических комментаторов, спор о местоблюстительстве между митрополитами Агафангелом и Сергием нельзя рассматривать как «борьбу за власть». В наибольшей мере это очевидно в отношении святителя Агафангела, благодаря готовности которого пожертвовать своими правами, «ради мира церковного», сорвалась искусная интрига ОГПУ, имевшая целью возникновение нового раскола в Русской Церкви.
Мазырин Александр Владимирович,
Мазырин А. В. Ярославская оппозиция митрополиту Сергию (Страгородскому) и митрополит Агафангел (Преображенский) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 20. С. 71-110.
PDF
В статье исследуется имевшее место в 1928г. выступление против временно управляющего Русской Церковью митрополита Нижегородского Сергия группы иерархов во главе с митрополитом Ярославским Агафангелом. Рассматриваются события предшествовавшие Ярославскому выступлению, анализируются мотивы, побудившие архиереев-ярославцев заявить об отделении Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Автор приходит к выводу, что Ярославскими иерархами двигали отнюдь не какие-то честолюбивые устремления, как это представляли отдельные комментаторы. Они пытались вернуть митрополита Сергия на путь исповеднической борьбы за внутреннюю свободу церкви, однако в условиях того времени эта задача оказалась невыполнимой.
Мазырин Александр Владимирович, священник
Мазырин А. В. Ответы епископа Виктора (Островидова) на пятнадцать вопросов ОГПУ // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 20. С. 136-147.
PDF
Публикуемый документ представляет собой показания епископа Виктора (Островидова), данные им на допросе в ОГПУ и затем воспроизведенные им для своих сторонников. Документ является весьма оригинальным образцом церковной полемической литературы конца 1920-х годов. Он существенно расширяет представления о взглядах священноисповедника Виктора. Ввиду того что роль епископа Виктора в событиях тех лет была весьма заметна, его «Ответы на вопросы ОГПУ» являются важным источником по истории «правой» церковной оппозиции в целом.
Мазырин Александр Владимирович, священник
Мазырин А. В. Вопрос о замещении Киевской кафедры в 1920-е годы // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 2 (23). С. 58-67.
PDF
Статья посвящена вопросу замещения Киевской митрополичьей кафедры, после того как она была фактически оставлена митрополитом Антонием (Храповицким). В публикуемой ниже части статьи рассматриваются попытки решения «киевской» проблемы в период правления Святейшего Патриарха Тихона. Показывается, что, вопреки сообщениям некоторых церковных историков, святитель Тихон не пошел на то, чтобы формально уволить митрополита Антония с Киевской кафедры и утвердить на ней другого иерарха – митрополита Михаила (Ермакова).
Мазырин Александр Владимирович, священник
Мазырин А. В. Вопрос о замещении Киевской кафедры в 1920-е годы // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 3 (24). С. 118-131.
PDF
В публикуемой ниже части статьи рассматривается вопрос о замещении Киевской митрополичьей кафедры в краткий период управления Русской Православной Церковью Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Крутицким Петром. Как и Патриарх Тихон, митрополит Петр не пошел на увольнение с Киевской кафедры митрополита Антония (Храповицкого) и утверждение на ней митрополита Михаила (Ермакова). В результате нежелание священномученика Петра решить «киевскую» проблему в угодном для власти ключе стало одной из главных причин его ареста в декабре 1925 г.
Мазырин Александр Владимирович, священник
Мазырин А. В. Вопрос о замещении Киевской кафедры в 1920-е годы // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25). С. 62-70.
PDF
В заключительной части статьи рассматривается состояние вопроса о Киевской кафедре в период управления Русской Православной Церковью Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским). «Киевская» проблема, не разрешенная ранее ни Патриархом Тихоном, ни Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром, была разрешена митрополитом Сергием в русле политики, проводимой им с 1927 года, после того как эту политику поддержал и главный кандидат на Киевскую митрополию – Экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков). Однако большинством представителей русского церковного зарубежья такое решение вопроса принято не было, и митрополит Антоний (Храповицкий) продолжал носить титул митрополита Киевского и Галицкого до конца жизни.
Мазырин Александр Владимирович, священник
Мазырин А. В. Послание братьев-архиепископов Пахомия и Аверкия (Кедровых) об отношении к политике митрополита Сергия (Страгородского) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25). С. 137-168.
PDF
Впервые полностью публикуется послание двух видных иерархов 1920-х годов, иллюстрирующее отношение довольно широких церковных кругов к политике Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия.
Мазырин Александр Владимирович, священник
Мазырин А. В. Поместный Собор 1917-1918 гг. и вопрос о преемстве патриаршей власти в последующий период (до 1945 г.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 4 (29). С. 35-51.
PDF
В статье рассматривается выработанный Поместным Собором 1917–918 гг. чрезвычайный механизм обеспечения преемства патриаршей власти посредством единоличных завещаний и его реализация в 1920–940-е гг. (вплоть до его отмены Поместным Собором 1945 г.).
Мазырин Александр Владимирович, священник
Мазырин А. В., Сухова Н. Ю. Научно-богословская аттестация в период гонений 1920-1930-х гг. и присвоение ученой степени доктора богословия митрополиту Сергию (Страгородскому) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 3 (32). С. 99-115.
PDF
Статья посвящена истории присвоения ученых богословских степеней в Русской Православной Церкви в период наиболее ожесточенных гонений на нее в 1920–1930-е гг. Показывается, что, несмотря на антицерковную политику власти, система научно-богословской аттестации полностью уничтожена не была. Особое внимание в статье уделяется истории присуждения в 1933 г. высшей богословской научной степени фактически возглавлявшему тогда Русскую Православную Церковь митрополиту Сергию (Страгородскому).
научно-богословская аттестация, ученые степени, митрополит Сергий (Страгородский), доктор богословия, гонения на Церковь
Мазырин Александр Владимирович, священник
Сухова Наталия Юрьевна
Мазырин А. В. Участие украинских архиереев в делах высшего управления Русской Православной Церкви в 1925-1937 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 1 (34). С. 41-58.
PDF
В статье рассматриваются различные, в основном нелегальные, проявления участия архиереев Украины в делах высшего церковного управления при Патриаршем Местоблюстителе митрополите Петре (Полянском) и его заместителях митрополите Сергии (Страгородском) и архиепископе Серафиме (Самойловиче). Материалы статьи показывают, что степень вовлеченности украинских епископов в общецерковные дела была весьма высока, а в отдельных эпизодах им и вовсе принадлежала решающая роль в развитии событий.
Русская Православная Церковь, высшее церковное управление, украинские архиереи, следственные дела
Мазырин Александр Владимирович, священник
Мазырин А. В. Вопрос о Патриаршем Синоде в "межсинодский" период 1925-1927гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 2 (35). С. 61-78.
PDF
В статье исследуются попытки учреждения Временного Патриаршего Синода в Русской Православной Церкви в период с весны 1925 г. по весну 1927 г. Показывается, какие цели в этом деле преследовала власть, и какие методы она использовала. Рассматриваются позиции иерархов, вовлеченных в обсуждение вопроса о Синоде. Выявляется их стремление отстаивать интересы Церкви в условиях гонений и, в то же время, готовность искать формы допустимого компромисса с атеистической властью.
высшее церковное управление, Патриарший Синод, легализация, митрополит Петр (Полянский), митрополит Сергий (Страгородский)
Мазырин Александр Владимирович, священник
Мазырин А. В., Косик О. В., Сухоруков А. Н. Церковная жизнь эпохи гонений глазами тайного курьера украинских епископов: следственные показания Г. А. Косткевича 1931 г. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 4 (37). С. 70-87.
PDF
Ниже публикуются документы следствия над одним из украинских церковных деятелей, который, будучи доверенным лицом ряда архиереев, оказался в центре событий и написал несколько статей о положении Церкви в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг. Переданные за границу, эти материалы произвели огромное впечатление и до сих пор являются ценными источниками по истории Русской Православной Церкви. Личные показания Г. А. Косткевича дополняют историческую картину.
Православная Церковь на Украине, гонения на Церковь, легализация, расколы, митрополит Сергий (Страгородский), следственные дела
Мазырин Александр Владимирович, священник
Косик Ольга Владимровна
Сухоруков Александр Николаевич
Мазырин А. В. Вопросы церковной истории в светском учебном пособии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 3 (40). С. 138-143. — Рец. на кн.: Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России. 1917–2009. 3-е изд. М.: Аспект Пресс, 2010. 846 с.
PDF
Мазырин Александр Владимирович, священник
Мазырин А. В. «Духовный собор» епископов и вопрос о тайных выборах Патриарха в 1926 г. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 2 (45). С. 20-43.
PDF
В статье реконструируется ход событий, связанных с попыткой тайных выборов Патриарха в 1926 г., уточняются некоторые детали и вносятся дополнения в сформировавшуюся в историографии картину. Делается вывод, что выборы Патриарха тогда не только не состоялись, но, строго говоря, даже и не начались. Имел место лишь предварительный опрос архиереев, хотя инициаторам выборов казалось, что в случае единодушия епископов в ходе этого опроса можно будет считать избрание Патриарха состоявшимся.
патриаршество, Собор епископов, выборы, митрополит Сергий (Страгородский), митрополит Кирилл (Смирнов), епископ Павлин (Крошечкин)
Мазырин Александр Владимирович, священник
Мазырин А. В. «Собор епископов весьма удивлен…» Документы по истории лубенского и григорианского расколов и о роли ОГПУ в развитии их взаимоотношений // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 5 (48). С. 105-137.
PDF
В публикации приводятся документы 1926–1927 гг. из Центрального архива ФСБ РФ, иллюстрирующие отношение в Православной Церкви к лубенскому и григорианскому расколам, внутренние противоречия между раскольниками и их зависимость от органов ГПУ-ОГПУ.
Русская Православная Церковь, Украинская Православная Церковь, лубенский раскол, григорианский раскол, ВВЦС, собор епископов, автокефалия, ГПУ УССР, Секретный отдел ОГПУ СССР, Иоанникий (Соколовский), Феофил (Булдовский).
Мазырин Александр Владимирович, священник
Мазырин А. В. Попытка легализации церковного управления Ленинградской епархии в 1926 г. как предыстория «иосифлянско-алексиевского» разделения // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 2 (51). С. 23-53.
PDF
Статья посвящена неудачной попытке организации и легализации Ленинградского епархиального управления Русской Православной Церкви в 1926 г. По предложению ОГПУ с инициативой местной легализации выступила группа духовенства г. Ленинграда, которую летом 1926 г. возглавил епископ Алексий (Симанский). Деятельность инициативной группы возбудила подозрения части ленинградского духовенства, добившейся от высшей церковной власти перевода епископа Алексия в другую епархию и назначения Ленинградским митрополитом Иосифа (Петровых). Конфликтная ситуация в епархии была усугублена провокационной политикой власти, воспрепятствовавшей митрополиту Иосифу исполнять обязанности правящего архиерея в Ленинграде и, напротив, разрешившей провести Епархиальное собрание инициативной группе во главе с епископом (архиепископом) Алексием. Все попытки церковных деятелей найти компромиссный выход из затруднительного положения успеха не имели. В статье анализируются аргументы сторонников и противников епархиальной легализации, оценивается соотношение принципиального и личного в мотивах их действий, рассматривается позиция священноначалия в лице митрополита Сергия (Страгородского). Делается вывод, что ни одну из церковных сторон ленинградской коллизии 1926 г. нельзя считать однозначно правой или неправой, последовательно злонамеренной была лишь политика советской власти, использовавшей легализацию как инструмент разложения Церкви.
внутрицерковная полемика, легализация Церкви, ОГПУ, Административный отдел, Ленинградское епархиальное управление, митрополит Иосиф (Петровых), архиепископ Алексий (Симанский)
1. Aleksandrova-Chukova L. 2006. Sankt-Peterburgskie Eparhial'nye vedomosti. Vol. 34, pp. 17-131.
2. Antonov V. 1994. Minuvshee. Vol. 17, pp. 411-473.
3. Gubonin M. Akty Svjatejshego Tihona, Patriarha Moskovskogo i vseja Rossii, pozdnejshie dokumenty i perepiska o kanonicheskom preemstve vysshej cerkovnoj vlasti, 1917-1943 (The Acts of His Holiness the Patriarch Moscow and all Russia Tikhon, the Latest Documents and Correspondence About the Canonical Succession of a Higher Church Power, 1917-1943). Moscow. 1994.
4. Mazyrin A., Kosik O. Alchushhie pravdy:Materialy cerkovnoj polemiki 1927goda (Those, Who Do hunger and Thirst after Righteousness: Materials of Church Controversy). Moscow. 2010.
5. Mazyrin A. 2012. Vestnik PSTGUII. Vol. 2 (45), pp. 20-43.
6. Mazyrin A. 2012. Rossijskaja istorija. Vol. 3, pp. 82-85.
7. Shkarovskiy M. Sud'by iosifljanskih pastyrej: Iosifljanskoe dvizhenie Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v sud'bah ego uchastnikov. Arhivnye dokumenty (The Destiny of Josephite Shepherds: the Josephite Movement of the Russian Orthodox Church in the Lives of its Participators. Archives' Documents). St.-Petersburg. 2006.
8. Sorokin V. Ispovednik: Cerkovno-prosvetitel'skaja dejatel'nost' mitropolita Grigorija (Chukova) (The Confessor: The Church-educational Activities of metropolitan Gregory (Chukov)). St.-Petersburg. 2005.Aleksandrova-Chukova L. Sankt-Peterburgskie Eparhial'nye vedomosti. 2006. Vol. 34, pp. 17-131.
9. Mazyrin A. Rossijskaja istorija. 2012. Vol 3, pp. 82-85.


Мазырин Александр Владимирович, священник
Мазырин А. В. «Москва в недоумении около моего имени.» К истории раскольнической деятельности епископа Бориса (Рукина) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 5 (54). С. 108-127.
PDF
Публикация содержит выявленное в архиве Санкт-Петербургской митрополии послание к духовенству и мирянам Московской епархии основоположника григорианского раскола епископа Бориса (Рукина). Послание написано в апреле 1926 г., в период активных, но безуспешных попыток епископа Бориса утвердиться в качестве управляющего столичной епархией, и представляет собой его развернутую и в то же время сумбурную автоапологию.
Московская епархия, григорианский (борисовский) раскол, ВВЦС, легализация Русской Православной Церкви
Мазырин Александр Владимирович, священник
Мазырин А. В. Последнее дело и смерть «митрополита Московского» Бориса (Рукина): к вопросу о его самоубийстве // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57). С. 90-97. DOI: 10.15382/sturII201457.90-97
На основании документов хранящегося в Центральном архиве ФСБ РФ следственного дела епископа (в расколе — «митрополита Московского») Бориса (Рукина) в статье рассматриваются обстоятельства его последнего ареста и кончины в заключении в 1931 г. Исследован повод ареста — попытка дать взятку советскому чиновнику, разобран ход следствия, проанализирован его результат — смерть епископа Бориса в больнице Бутырского изолятора. Основное внимание в статье уделено проверке существующей в церковно-исторической литературе версии о его самоубийстве. Выявлено, что смерть заключенного «митрополита Московского» последовала вскоре после предъявления ему обвинения в контрреволюционной пропаганде, заключавшейся в его словах «церковникам» о подкупности советской власти. Показано, что материалы следственного дела не содержат никаких данных в пользу версии о самоубийстве. В то же время они позволяют предположить наличие заинтересованности органов ОГПУ в ее распространении, с тем чтобы оправдать отказ в выдаче тела «митрополита» Бориса для его церковного погребения. Материалы дела также косвенно свидетельствуют о заинтересованности в устранении «митрополита Московского» со стороны некоторых связанных с ним «церковников», в первую очередь возглавившего к тому времени григорианский раскол «митрополита» Виссариона (Зорина), которому по решению ВЦИК должна была перейти в пользование квартира умершего Бориса (Рукина). Статья может быть полезна при составлении биографических справочников, при написании монографий по истории григорианского раскола, Московской епархии и Русской Православной Церкви в целом.
Московская епархия, григорианский раскол, «борисовщина», следственное дело, ОГПУ, Секретный отдел, Бутырская тюрьма, причина смерти.
1. Мазырин А., свящ., Хелемендик М. «Борисовщина» — григорианский раскол в Москве // Кадашевские чтения: Сб. докладов конференции. Вып. 3. М., 2008. С. 58–73.
2. Цыпин В., прот. Борис (Рукин) // Православная энциклопедия. М., 2003. Т. 6. С. 38–40.
3. «Дело это очень неприятное…»: Показания епископа Бориса (Рукина). 1925 г. / Публ. свящ. А. Мазырина // Исторический архив. 2012. № 5. С. 91–111.
4. Кифа — Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862–1937) / Отв. ред. прот. В. Воробьев. М., 2012.
5. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 г. (включительно): В 6 т. Erlangen, 1981.
6. Иоанн (Снычев), митр. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия — григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. Самара, 1997.
Мазырин Александр Владимирович, священник
Воробьев В. Н., Мазырин А. В., Щелкачев А. В., Хайлова О. И., Казаков И. С. «Авво мой родной!» Письма священномученика митрополита Кирилла (Смирнова) преподобномученику архимандриту Неофиту (Осипову) 1933–1934 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57). С. 117-142. DOI: 10.15382/sturII201457.117-142
По рукописным подлинникам, поступившим в ПСТГУ, в числе других документов архива священномученика Серафима (Самойловича), сохраненного его духовной дочерью исповедницей Ираидой Тиховой, впервые публикуются письма первого кандидата на должность Патриаршего Местоблюстителя, священномученика, митрополита Кирилла (Смирнова) преподобномученику архимандриту Неофиту (Осипову), бывшему личному секретарю Патриарха Тихона, за период с августа 1933 г. по март 1934 г. В публикуемых письмах затрагиваются важнейшие вопросы церковной жизни конца 1920-х — первой половины 1930-х гг., в частности связанные с отношением к возглавляемой митрополитом Сергием (Страгородским) Московской Патриархии. В письмах упоминаются многие видные деятели Русской Православной Церкви 1920–1930-х гг., в том числе и прославленные ныне в лике святых, такие как священномученики Серафим (Самойлович), Дамаскин (Цедрик) и Иоасаф (Удалов), священноисповедники Афанасий (Сахаров) и Василий (Преображенский). Особую важность представляет подробное описание митрополитом Кириллом его встречи с митрополитом Сергием, произошедшей в Москве в декабре 1933 г. Ранее эта встреча нигде столь детально описана не была. В письмах раскрываются экклесиологические взгляды священномученика Кирилла, выявляется суть его расхождений со сторонниками централизации церковной власти на условиях богоборческого правительства СССР. В то же время письма весьма выразительно характеризуют и позицию митрополита Сергия, обозначенную им в беседе с митрополитом Кириллом. В частности, важной представляется продекларированная митрополитом Сергием готовность, в случае смерти Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), передать высшую церковную власть митрополиту Арсению (Стадницкому).
новомученики и исповедники Российские, гонения на Русскую Православную Церковь, преемство высшей церковной власти, «правая» оппозиция Московской Патриархии, экклесиология, эпистолярное наследие, церковные архивы, священномученик Кирилл (Смирнов), преподо

Воробьев Владимир Николаевич, протоиерей
Мазырин Александр Владимирович, священник
Щелкачев Александр Владимирович, священник
Хайлова Ольга Игоревна
Казаков Иван Сергеевич
Мазырин А. В. К вопросу об «обновленческой природе сергианства» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 84-98. DOI: 10.15382/sturII201563.84-98
В статье исследуется церковная полемика 1920–1930-х гг., а именно обвинения Заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в следовании обновленческому пути, выдвигавшиеся против него представителями «правой» церковной оппозиции. Рассматриваются вопросы о содержании этих обвинений и их обоснованности. С этой целью анализируются церковно-политическая деятельность митрополита Сергия, его отношение к реформам в Церкви и к обновленческому расколу, характер допускавшихся им компромиссов с атеистической властью. Выясняется, что по части реформаторства митрополит Сергий первоначально был близок обновленцам, вплоть до готовности признать «белый епископат», но после 1923 г. перешел на консервативную позицию. В то же время декларирование политической солидарности с советской властью со стороны Заместителя после 1927 г. стало заметно походить на заявления обновленцев. Подобно им, он начал практиковать наложение на неугодных власти церковных деятелей «канонических прещений», хотя и более мягких. Допускал митрополит Сергий и секретное сотрудничество иерархии с ОГПУ–НКВД, но стремился при этом действовать в церковных интересах, как он их понимал, в отличие от обновленцев, которые могли сознательно помогать богоборческой власти разрушать Церковь изнутри. В целом для митрополита Сергия была характерна забота о сохранении прежде всего внешних организационных форм существования Церкви, что достигалось не без ущерба для ее внутренней свободы и верности идеалу церковной истины. В этом заключалось сходство «сергианства» с обновленчеством, но оно не было полным.
Русская Православная Церковь, Московская Патриархия, церковно-государственные отношения, обновленчество, церковная оппозиция, новомученики и исповедники Российские.
1. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь: 1922–1925 гг.: В 2 кн. / Подгот. изд. Н. Н. Покровского и С. Г. Петрова. Кн. 1. Новосибирск; М., 1997.
2. Венгер А. Рим и Москва: 1900–1950 / Пер. с фр. М., 2000.
3. Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского в контексте исторических событий и церковных разделений ХХ века. М., 2004.
4. История Русской Православной Церкви: От восстановления Патриаршества до наших дней, 1917–1970. СПб., 1997.
5. Косик О. В. Из истории Владимирской епархии (1917–1923 гг.) // Богословский сборник. 2000. Вып. 6. С. 26–75.
6. Косик О. В. Истинный воин Христов: Книга о священномученике епископе Дамаскине (Цедрике). М., 2009.
7. Кострюков А. А. Новые сведения о жизни и деятельности митрополита Сергия (Страгородского) в 1920–1930-е гг. (по материалам архива протоиерея Стефана Ляшевского) // Материалы XХ Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ: В 2 т. М., 2010. Т. 1. С. 312–316.
8. Мазырин А., свящ. Подвиг первосвятительского служения Патриаршего Местоблюстителя священномученика Петра, митрополита Крутицкого // Кифа — Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862–1937) / Отв. ред. прот. В. Воробьев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 343–714.
9. Ответы епископа Виктора (Островидова) на пятнадцать вопросов ОГПУ / Публ. и вступит. ст. А. Мазырина // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 3 (20). С. 136–147.
10. Послание братьев-архиепископов Пахомия и Аверкия (Кедровых) об отношении к политике митрополита Сергия (Страгородского) / Публ. и вступ. ст. А. Мазырина // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25). С. 137–168.
11. Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского) / Публ. Т. В. Петровой // Даниловский благовестник. 2009. Вып. 17. С. 34–79.
12. Сафонов Д. В. «Завещательное послание» Патриарха Тихона и «Декларация» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия // http://www.pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-zaveschanie3.htm.
13. «Сов. секретно. Срочно. Лично. Тов. Тучкову»: Донесения из Ленинграда в Москву, 1927–1928 годы / Публ., вступ. ст. и примеч. А. Мазырина // Богословский сборник. 2002. Вып. 10. С. 362–385.
14. Фирсов С. Л. Время в судьбе: Святейший Сергий, Патриарх Московский и всея Руси: К вопросу о генезисе «сергианства» в русской церковной традиции ХХ века. СПб., 1999.
15. Хондзинский П. «Православное учение о спасении» архимандрита Сергия (Страгородского) и его критика священноисповедником Виктором (Островидовым) и архиепископом Серафимом (Соболевым) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57). С. 98–113.
16. «Это есть скорбь для Церкви, но не смерть ее…»: Из материалов следственного дела священномученика митрополита Кирилла Казанского (1930) / Публ. и примеч. Н. А. Кривошеевой и А. В. Мазырина // Богословский сборник. 2001. Вып. 8. С. 326–351.
17. «Я иду только за Христом…»: Митрополит Иосиф (Петровых), 1930 год / Публ., вступ. ст. и примеч. А. В. Мазырина // Богословский сборник. 2002. Вып. 9. С. 376–424.
Мазырин Александр Владимирович, священник
Воробьев В. Н., Мазырин А. В., Щелкачев А. В., Хайлова О. И., Казаков И. С. «Милость Господня да будет с тобою!» Письма священномученика митрополита Кирилла (Смирнова) исповеднице Ираиде (Тиховой) 1934–1937 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 143-156.
PDF
По рукописным подлинникам из архивного фонда священномученика архиепископа Серафима (Самойловича), хранящегося в ПСТГУ, впервые публикуются письма первого кандидата на должность Патриаршего Местоблюстителя священномученика митрополита Кирилла (Смирнова) исповеднице Ираиде Тиховой, написанные им в последние годы его жизни.
Русская Православная Церковь, гонения на Церковь, новомученики и исповедники Российские, «правая» церковная оппозиция, эпистолярное наследие

Воробьев Владимир Николаевич, протоиерей
Мазырин Александр Владимирович, священник
Щелкачев Александр Владимирович, священник
Хайлова Ольга Игоревна
Казаков Иван Сергеевич
Мазырин А. В. Вопрос о призвании служителей Церкви в эпоху гонений: два взгляда современников // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 6 (43). С. 70-82.
PDF
В статье рассматриваются взгляды ряда видных представителей Русской Православной Церкви 1920–1930-х гг. на вопрос о призвании церковных служителей в период гонений. Показываются два полюса в спектре этих взглядов, проявившихся и в практической деятельности участников событий тех лет.
гонения на Церковь, новомученики и исповедники Российские, экклезиология
Мазырин Александр Владимирович, священник
Мазырин А. В. Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). С. 9-37. DOI: 10.15382/sturII201567.9-37
В статье рассматривается развитие взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в период правления святого Патриарха Тихона (1917–1925). Возникшие в греческой среде после поражения Турции в Первой мировой войне планы по превращению Константинополя в «реальный всеправославный центр» и подчинению ему остальных Поместных Церквей привели к развитию беспрецедентной экспансии Вселенской Патриархии в мировом масштабе, причем преимущественно за счет захвата епархий и приходов Русской Церкви. В целях превратить свое первенство чести в православном мире в первенство власти Константинополь был заинтересован в ослаблении Московского Патриархата. Одновременно с этим с 1922 г. стало проявляться стремление Фанара (Константинопольской Патриархии) заручиться поддержкой советской власти во взаимоотношениях с правительством Турции, а также в решении обострившихся материальных проблем Вселенского Престола. В совокупности эти причины привели к открытому переходу Константинопольской Патриархии на сторону обновленческого раскола в России в 1924 г., что сделало сохранение канонического общения с ним для Русской Православной Церкви практически невозможным.
Русская Православная Церковь, Константинопольский Патриархат, обновленческий раскол, межцерковные отношения, международная политика
1. Буевский А. Патриарх Константинопольский Мелетий IV и Русская Православная Церковь // Журнал Московской Патриархии. 1953. № 3.
2. Буевский А. Патриарх Константинопольский Григорий VII и Русская Православная Церковь // Журнал Московской Патриархии. 1953. № 4.
3. Ермилов П. Константинопольская Православная Церковь [1908–1948 гг.] // Православная энциклопедия. М., 2015. Т. 37.
4. Иванов С. Н. Хронология обновленческого «переворота» в Русской Церкви по новым архивным документам // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 3 (58).
5. История Русской Православной Церкви: От восстановления Патриаршества до наших дней, 1917–1970. СПб., 1997. Т. 1.
6. Кострюков А. А. К истории взаимоотношений между Русской Зарубежной Церковью и Константинопольской Патриархией в 1920–1924 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 6 (43).
7. Сафонов Д. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время. М., 2013.
8. Чибисова А. А. К вопросу о получении автокефалии Польской Православной Церковью // Церковь. Богословие. История: Материалы III Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 6–7 февраля 2015 г.). Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2015.
9. Шкаровский М. В. Константинопольский Патриархат и Русская Православная Церковь в первой половине ХХ века. М., 2014.
Мазырин Александр Владимирович, священник
Мазырин А. В. ХХVI ЕЖЕГОДНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПСТГУ СЕКЦИЯ «НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 151-155.
PDF
Мазырин Александр Владимирович, священник
Мазырин А. В. "Линию на сокрушение всей церковной черной сотни веду беспощадную". Донесения в ГПУ члена обновленческого ВЦУ "протоиерея" Бориса Дикарева // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 6 (73). С. 109-138. DOI: 10.15382/sturII201673.109-138
Публикуются секретные донесения в ГПУ одного из руководителей обновленческого раскола на Украине, члена «Высшего Церковного Управления» Б. Т. Дикарева о подготовке и проведении в Киеве в феврале 1923 г. «Всеукраинского обновленческого съезда», а также о начале деятельности «Всеукраинского Высшего Церковного Управления». Документы показывают состояние дел в обновленческом расколе, степень его зависимости от органов ГПУ, методы борьбы раскольников с Православной Церковью.
обновленческий раскол, «Живая Церковь», «Высшее Церковное Управление», «Всеукраинское Высшее Церковное Управление», Украина, ГПУ, осведомители, апостаты
Мазырин Александр Владимирович, священник
Мазырин А. В. Новое слово в отечественном расколоведении // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 6 (73). С. 141-148. — Рец. на кн.: Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М.: Общество любителей церковной истории, 2016
PDF
Мазырин Александр Владимирович, священник
Мазырин А. В., Смолякова И. Н. "Господь явил новую великую Свою милость Православной Российской Церкви". Известительная грамота святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, предстоятелям Православных Церквей // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 75. С. 123-135. DOI: 10.15382/sturII201775.123-135
Публикация вводит в научный оборот известительную (по другому — общительную или интронизационную) грамоту Святейшего Патриарха Тихона, направленную Патриарху Константинопольскому Герману и другим предстоятелям Православных Поместных Церквей весной 1918 г. Выясняются причины полугодовой задержки с отправлением грамоты. Делается вывод, что проблемы возникли из-за необходимости сопроводить известительную грамоту особым соборным документом, обосновывающим восстановление патриаршества в России и получившим название «Уложенная грамота», составление которой крайне затянулось. Рассматривается реакция Константинопольской Патриархии на известие об избрании Патриарха Тихона. Фанар пытался отложить его признание на неопределенный срок, но не смог этого сделать из-за позиции других Поместных Церквей.
Патриарх Тихон, Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., восстановление патриаршества в России, автокефальные Православные Церкви, Константинопольская Церковь
Шкаровский М. В. Константинопольский Патриархат и Русская Православная Церковь в первой половине ХХ века. М., 2014.
Καλαϊτζƒς Χρ., δι‹κ. Τo Μετoχιον το­ Οiκουμενικο­ Πατριαρχεου eν Μoσχa «O aγιος ΣÁργιος» καi οi nγοuμενοι αuτοu­ (1881–1936). Γενεuη, Κατερiνη, 1991.
Мазырин Александр Владимирович, священник
Смолякова Инна Николаевна
Мазырин А. В. Штрих к истории григорианского раскола: малоизвестное письмо председателя ВВЦС Заместителю Патриаршего Местоблюстителя 1926 г. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 81. С. 139-148. DOI: 10.15382/sturII201881.139-148
Публикация вводит в научный оборот малоизвестное полемическое письмо главы возникшего в декабре 1925 г. григорианского раскола архиепископа Григория (Яцковского) Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). Письмо было послано адресату в начале марта 1926 г., в момент, когда раскольники еще сохраняли надежду на благоприятное для них развитие событий. Документ выявлен в фонде архиепископа Серафима (Самойловича), хранящемся ныне в Церковно-историческом архиве ПСТГУ. Архиепископ Серафим в 1926 г. был убежденным сторонником митрополита Сергия, и, по-видимому, копия письма архиепископа Григория была направлена ему с целью изменить его позицию. Документ позволяет уточнить ряд важных деталей, касающихся истории первых месяцев григорианского раскола и попыток ОГПУ втянуть в связанную с ним интригу таких выдающихся церковных деятелей, как Патриарший Местоблюститель священномученик митрополит Петр (Полянский), митрополит Арсений (Стадницкий), священномученик Иларион (Троицкий). В то же время письмо архиепископа Григория показывает, что не все обращенные против него аргументы митрополита Сергия были одинаково сильными. Некоторые доводы Заместителя выглядели откровенно казуистическими, хотя в главном в своей полемике с григорианами он оказывался прав, почему и был тогда поддержан православным епископатом. В целом публикатор приходит к выводу, что григорианство существенно отличалось (в лучшую сторону) от обновленчества, которое изначально было организовано в 1922 г. как сообщество доносчиков. Исторические оценки этих двух наиболее крупных русских церковных расколов 1920-х гг. не должны совпадать.
Русская Православная Церковь, григорианский раскол, ВВЦС, Московская Патриархия, высшее церковное управление, митрополит Сергий (Страгородский), митрополит Петр (Полянский), архиепископ Григорий (Яцковский), церковная полемика, обновленчество
  1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943 / М. Е. Губонин, сост. М., 1994.
  2. «Дело это очень неприятное…»: Показания епископа Бориса (Рукина). 1925 г. / Публ. свящ. А. Мазырина // Исторический архив. 2012. № 5. С. 91–111.
  3. Иоанн (Снычев), митр. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия — григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. Самара, 1997.
  4. Кифа — Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862–1937) / Отв. ред. прот. В. Воробьев. М., 2012.
  5. Мазырин А., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920–1930-х годах. М., 2006.
  6. Николаев С., диак. Обзор архивного фонда священномученика архиепископа Серафима (Самойловича) и исповедницы Ираиды Тиховой // XXV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2015. С. 144–148.
  7. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995.
  8. Цыпин В., прот. История Русской Церкви. Книга девятая: 1917–1997. М., 1997.
Мазырин Александр Владимирович, священник
Ученая степень: доктор богословия;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, ком. 219;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-6490-9745;
Электронный адрес: am_pstbi@mail.ru.
Публикация подготовлена в рамках проекта «Высшее управление в Русской Православной Церкви в 1920–1930-е годы: проблемы канонического и практического преемства» при поддержке Фонда развития ПСТГУ.
Мазырин А. В., Николаев С. К. Чины приема в Православную Церковь из обновленческого раскола. Документы Патриарха Тихона и Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра 1923–1925 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 85. С. 133-139. DOI: 10.15382/sturII201885.133-139
Публикация вводит в научный оборот ранее неизвестные документы Патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина) и Священного Синода при нем, а также его преемника — Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского), касающиеся приема в Православную Церковь (патриаршую) кающихся обновленческих клириков и мирян. Документы выявлены в хранящемся в церковно-историческом архиве ПСТГУ архивном фонде архиепископа Угличского Серафима (Самойловича), которому они, по-видимому, поступили как к управлявшему тогда Ярославской епархией. Первый из публикуемых документов представляет собой комбинацию двух постановлений Священного Синода при Патриархе Тихоне, датированных декабрем 1923 г. и мартом 1924 г. Второй документ, развивающий, по сути дела, положения первого (двусоставного), не является по своей форме постановлением высшей церковной власти. Однако есть достаточные основания полагать, что он вполне отражал позицию по вопросу чиноприема обновленцев Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра и близких к нему православных иерархов. Точная дата составления этого документа не указана, но по его содержанию примерно определяется как середина лета — начало осени 1925 г. В чиноприеме достаточно детально рассмотрены различные случаи, связанные с отпадением в обновленческий раскол и возвращением из него. При этом если в отношении совершенных в расколе рукоположений подход был довольно строгим, то применительно к другим обновленческим священнодействиям (крещениям, венчаниям, отпеваниям) допускалась значительная икономия: они лишь определенным образом восполнялись, но не повторялись. Публикуемые документы имеют немаловажное историческое значение, но также могут представлять и практический интерес при выработке церковно-правовых норм в отношении некоторых современных раскольников.
Русская Православная Церковь, Патриарх Тихон (Беллавин), Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский), Священный Синод, обновленческий раскол, покаяние, прием в Церковь, воссоединение раскольников, церковное право
  1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие докуaменты и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994.
  2. Казаков С., прот. Дарохранительница // Мир Божий. 2009–2010. № 14. С. 90–93.
  3. Кифа — Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862–1937) / Отв. ред. прот. В. Воробьев. М., 2012.
  4. Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996.
  5. Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943). М., 2004.
Мазырин Александр Владимирович, священник
Ученая степень: доктор богословия;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, ком. 219;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-6490-9745;
Электронный адрес: am_pstbi@mail.ru.
Николаев Сергей Константинович,
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., 6/1, ком. 219;
Должность: зам. зав. архивохранилища Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ;
ORCID: 0000-0001-7896-0157;
Электронный адрес: nsk_zel@mail.ru.
Публикация подготовлена в рамках проекта «Высшее управление в Русской Православной Церкви в 1920–1930-е годы: проблемы канонического и практического преемства» при поддержке Фонда развития ПСТГУ.