/
Результат поиска


Лютько Е. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 137-142. — Рец. на кн.: Batalden S. K. Russian Bible Wars: Modern Scriptural Translation and Cultural Authority. Cambridge University Press
PDF
Лютько Евгений Игоревич
Лютько Е. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 4 (54). С. 125-129. — Рец. на кн.: Guest M., Aune K., Sharma S., Warner R. Christianity and the University experience. Bloomsbury Publishing, 2013
PDF
Лютько Евгений Игоревич
Лютько Е. И. Протоиерей Александр Васильевич Горский и становление научного богословия в России // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 5 (72). С. 129-146. DOI: 10.15382/sturII201672.129-146
Генезис научного богословия в России является нерешенной историографической проблемой. В данной статье выдвигается предположение о ключевой роли А. В. Горского (с 1860 г. протоиерея) в становлении образа ученого-богослова второй половины XIX — начала XX в. Его жизнь протекала в период существенных сдвигов в процессе развития богословия в России. В рамках Духовно-образовательной системы 1808–1814 гг. впервые была создана высшая ступень богословского образования. В числе прочих целей она подразумевала исследовательскую деятельность и развитие научно-богословского дискурса в соответствии с вызовами эпохи. Вместе с тем ее существенным противоречием было отсутствие возможности полноценно сочетать церковное служение с духовноакадемическим. Это заставляло некоторых профессоров духовных академий — представителей духовного сословия — воздерживаться как от вступления на монашеский путь, так и от брака, что не являлось нормативной поведенческой стратегией. Однако именно такой образ жизни способствовал институционализации богословской науки и, таким образом, достижению целей Духовно-академической реформы 1808–1814 гг. Именно А. В. Горский был первым представителем духовно-академической корпорации, целостно реализовавшим эту программу «научного богословия». В данной статье предпринята попытка выявить и структурировать элементы «научного богословия» в контексте Синодальной эпохи, которые впервые объединяет в себе А. В. Горский: 1) сословная идентичность, 2) положение за рамками церковной иерархии, 3) образ жизни исследователя, осмысленный как аспект церковного служения; 4) ориентация на установление научной реемственности. Все эти элементы были синтезированы Горским, который стал образцом для подражания последующим поколениям профессоров духовных академий.
протоиерей Александр Васильевич Горский, русская богословская наука, духовное сословие, коллективные идентичности, институализация науки, духовно-академическая система.
1. Агапова Н. Г. Повседневность и парадигмы научной деятельности // Человек в мире культуры: история и культура повседневности: Материалы VII международного философско-культурологического симпозиума. Рязань, 2011. С. 16–25.
2. Алексей (Лавров-Платонов), арх. Слово пред отпеванием заслуженного профессора Московской духовной академии Петра Симоновича Казанского 16 февраля 1878 года // Православное обозрение. 1878. Т. 1. № 3. С. 487–494.
3. Воробьев М. Н. А. В. Горский и К. И. Невоструев (к вопросу о соавторстве) // Богословский сборник. М., 1997. № 1. С. 277–295.
4. Востоков А. Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842.
5. Высочайше утвержденное 26 мая 1869 г. мнение Государственного Совета, объявленное Сенату Святейшим Синодом «Об устройстве детей лиц православного духовенства» // Полное собрание законов Российской Империи II. Т. 44. Отд. 1. СПб., 1872. № 47138.
6. Высочайше утвержденный 30 августа 1814 г. проект Устава православных духовных училищ // Полное собрание законов Российской Империи I. Т. 32. СПб., 1830. № 25673.
7. Геннадий (Гоголев), архим. Великан учености: Жизнь и труды протоиерея А. В. Горского. М., 2004.
8. Гиляров-Платонов Н. П. А. В. Горский // Сборник сочинений. Т. 2 / Ред. К. П. Победоносцев. М., 1899. С. 464–465.
9. Гиляров-Платонов Н. П. Из пережитого: Автобиографические записки. Т. 1, 2. М., 2009.
10. Глубоковский Н. Н. За тридцать лет (1884–1914 гг.) // У Троицы в Академии. М., 1914. С. 737–757.
11. Голубинский Е. Е. Воспоминания // Полунов А. Ю., Соловьев И. В. Жизнь и труды академика Е. Е. Голубинского. М., 1998. С. 143–230.
12. Голубинский Ф. А., прот. История общества составившегося под названием «Ученых бесед» в Московской духовной академии 1816 года марта 1 дня // У Троицы в Академии. М., 1914. С. 1–10.
13. Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия дореволюционного периода. Т. II: Кафедры и личный состав Академии. Ч. 2: Биобиблиографический словарь сотрудников Академии. М., 1987.
14. Горский А. В., прот. Из письма от 18 ноября 1842 года к брату Владимиру Владимировичу в Пекин // У Троицы в Академии. М., 1914. C. 402–403.
15. Горский А. В., прот. Дневник. М., 1885.
16. Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М., 2002.
17. Журналы Комиссии при Святейшем Синоде по выработке проекта нового Устава духовных академий 18 марта — 27 ноября 1909 г. СПб., 1909.
18. Казанский П. С. В защиту русского духовенства // Прибавления к Творениям Святых Отцов. 1881. Ч. 28. Кн. 4. С. 520–564; 1882. Ч. 30. Кн. 2. С. 564–638.
19. Казанский П. С. Воспоминания об А. В. Горском // Богословский вестник. 1900. Т. 3. № 11. С. 544–560.
20. Казанский П. С. Переписка с Александрой Николаевной Бахметьевой // У Троицы в Академии. М., 1914. С. 510–589.
21. Катанский А. Л. Воспоминания старого профессора. С 1847 по 1913 год. Н. Новгород, 2010.
22. Кефнер Н. В. Научная повседневность послевоенного поколения советских историков: Дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2006.
23. Лебедев А. П. К моей учено-литературной автобиографии и материалы для характеристики беспринципной критики // Он же. К моей учено-литературной автобиографии и материалы для характеристики беспринципной критики: Сб. памяти А. П. Лебедева. СПб., 2005. С. 17–43.
24. Листовский И. С. Филарет, архиепископ Черниговский. Чернигов, 1894.
25. Мельков А. С. Жизненный путь и научное наследие протоиерея А. В. Горского. М., 2006.
26. Писанюк С. Ученая деятельность профессора протоиерея Александра Горского. Дипл. раб. Сергиев Посад: МДА, 1996.
27. Попов С. Ректор Московской Духовной Академии протоиерей А. В. Горский // Богословский вестник. 1896. № 1–12.
28. Постников П. Очерки жизни и деятельности Александра Васильевича Горского // У Троицы в Академии. М., 1914. С. 254–341.
29. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской Духовной Академии: 1814–1869 гг. СПб., 1907.
30. Смирнов С. И. Александр Васильевич Горский // Протоиерей Александр Васильевич Горский в воспоминаниях о нем Московской духовной академии. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1900.
31. Соколов В. А. Годы студенчества (1870–1874) // Богословский вестник. 1916. Т. 1. № 3/4. С. 385–420.
32. Солнцев Н. И. Историческая концепция архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского) в работе «История Русской Церкви» // Вестник Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского. Сер. История. 2003. № 2. С. 154–161.
33. Сухова Н. Ю. «Дело протоиерея Герасима Павского»: проблема «историзма» в русской библеистике // Филаретовский альманах. № 10. М., 2014. С. 88–107.
34. Сухова Н. Ю. «Духовная ученость» в России в первой половине XIX в. // Филаретовский альманах. 2012. № 8. С. 31–54.
35. Сухова Н. Ю. Духовно-учебная реформа 1808–1814 гг. и становление высшей духовной школы в России // Вертоград наук духовный. М., 2007. С. 15–52.
36. Сухова Н. Ю. Система научно-богословской аттестации в России в XIX — начале XX в. М., 2009.
37. Тарасенко А. Ф. Жизнеописание Филарета (Гумилевского Д. Г.) // Филарет (Гумилевский), свт. Историко-статистическое описание Харьковской епархии. Т. 1. Харьков, 2006. С. 9–46.
38. Феофилакт, игумен. Библиотека Московской Духовной Академии // Богословские труды. Юбилейный сборник. Московская Духовная Академия: 300 лет (1685–1985). М., 1986. С. 247–263.
39. Филарет (Гумилевский), свт. Письма к А. В. Горскому // Прибавления к Творениям Святых Отцов. 1884. Ч. 33.
40. Филарет (Дроздов), свт. Мнения, отзывы и письма. М., 1905.
41. Филарет (Дроздов), свт. Собрание мнений и отзывов. Том дополнительный. СПб., 1887.
42. Фриз Г. Л. Сословная парадигма и социальная история России // Американская русистика: вехи историографии последних лет. Императорский период: Антология. Самара, 2000. С. 121–162.
Лютько Евгений Игоревич
Лютько Е. И. Становление конфессионального богословия в России (XVIII – первая половина XIX вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 78. С. 46-64. DOI: 10.15382/sturII201778.46-64
В статье осуществляется попытка прочитать текст о богословии, как текст об устройстве той реальности, которая стоит за этим текстом. На примере трех русских церковных иерархов - арх. Феофана (Прокоповича), свт. Филарета (Дроздова), свт. Иннокентия (Борисова), которые в течении XVIII - первой половины XIX вв. предлагали структуру понятия о богословии, выявляется и интерпретируется постепенное проникновение в эту структуру категорий истории, управления и богослужения, а также разъясняется значение отказа от т. н. «естественного богословия» (Theologia naturalis), которое происходит в начале XIX в. Опираясь на методологический аппарат М. Фуко автор приходит к выводу об изменении в ситуации «знания-власти», которое в Российской империи первой половине XIX в. приводит к возникновению конфессии - цельного и обособленного социального тела, центральной категорией для которого является богословие. Богословие связывает социальное пространство конфессии через три ключевых нарратива: об идентичности (комплекс исторических дисциплин), об управлении (каноническое право, пастырское богословие), о практиках причастности (литургика). В завершении исследуемого периода категория «Церкви», как центральная для самоописания конфессионального сообщества, проникает в текст системы богословских дисциплин, что свидетельствует с одной стороны о завершенности процесса выстраивания конфессии, а с другой о возникновении новой и центральной для последующего периода практике богословствования - экклесиологии.
русское богословие, каноническое право, конфессиональное богословие, историческая идентичность, литургика, церковная история, экклесиология
  1. Есюков А. И. Мировоззрение русского человека «духовного чина»: архиепископ Феофилакт (Ф. Г. Русанов) // Язык и культура Русского Севера: к вопросу о региональной языковой картине мира. Архангельск, 2013. С. 271-284.
  2. Иннокентий (Борисов), свт. Мысли касательно преподавания Богословских наук в Духовных Академиях [1837] // Сухова Н. Ю. Записки святителей Иннокентия (Борисова) и Филарета (Дроздова) о Духовных школах // Филаретовский альманах. 2010. Вып. 6. C. 51–75.
  3. Именной, данный Синоду указ от 18 декабря 1797 г. «Об учреждении Духовных Академий в Санкт-Петербурге и Казани»// Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание. Т. XXIV. СПб., 1830. № 18273. С. 821–823.
  4. Орельен-Серж-Жерве Н. Учение Пьера де ла Рамэ и его влияние на логику и научную методологию Нового времени: Дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2000.
  5. [Платон (Левшин), иером.] Theologia christiana super fundamentum… // НИОР РГБ. Ф. 556. № 173.
  6. Сухова Н. Ю. «Духовная ученость» в России в первой половине XIX в // Филаретовский альманах. 2012. Вып. 8. С. 31–54.
  7. Сухова Н. Ю. Духовно-учебный проект святителя Иннокентия (Борисова) 1830-х гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. №. 39. С. 18–34.
  8. Сухова Н. Ю. Записки святителей Иннокентия (Борисова) и Филарета (Дроздова) о Духовных школах // Филаретовский альманах. 2010. Вып. 6. С. 43–91.
  9. Сухова Н. Ю. Концепции богословского образования святителей Филарета (Дроздова) и Иннокентия (Борисова) // Филаретовский альманах. 2011. Вып. 7. С. 231–244.
  10. Сухова Н. Ю. Служитель Слова Божия в научно-образовательном пространстве и в жизни Церкви: опыт российской духовной школы XIX — начала XХ в. // Евангелие в контексте современной культуры». Ч. 1. Белгород, 2016. С. 309–317.
  11. Сухова Н. Ю. Участие Святителя Филарета (Дроздова) в развитии академического богословия XIX века // Филаретовский альманах. 2006. Вып. 2. С. 46–71.
  12. Сухова Н. Ю. Священное Писание и Предание в экклесиологии святителя Филарета (Дроздова) // Материалы XIX Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ: В 2 т. М., 2009. Т. 1. С. 105–110.
  13. Тихомиров Ф. А. Идея абсолютизма Бога и протестантский схоластицизм в богословии Феофана Прокоповича // Христианское чтение. 1884. № 9–10. C. 315–326.
  14. Тихомиров Ф. А. Трактаты Феофана Прокоповича о Боге едином по существу и троичном в Лицах. СПб., 1884.
  15. Уайт Д. М. Единоверие и концепция конфессионализации: дискурсивные заметки // Quaestio Rossica. 2016. Т. 4. № 4. С. 177–189.
  16. Уколов К. И. Вопрос о статусе богословия как науке в немецком протестантизме (Шлейермахер, Трельч, Тиллих) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 39–57.
  17. Феофан (Прокопович), арх. Christiana Orthodoxa Theologia. Гл. 1–5 / Пер. иером. Феодор (Юлаев) [Электронное издание]. СПб.: Аксион эстин, 2011.
  18. Филарет (Дроздов), иером. Конспект истории и древностей церковных (15 июня 1810 г.) // Собрание мнений и отзывов. СПб., 1885. Т. 1.
  19. Филарет (Дроздов), архим. Начертание церковно-библейской истории, в пользу духовного юношества. СПб., 1816.
  20. Филарет (Дроздов), иером. Обозрение богословских наук в отношении преподавания их в высших духовных училищах // Собрание мнений и отзывов. СПб., 1885.Т. I.
  21. Фуко М. Безопасность, территория, население: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977/1978 учебном году. СПб., 2011.
  22. Фуко М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы. М., 1999.
  23. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
  24. Хондзинский П., прот. «Поле» конфессионализации: опыт приложения теории к русской духовной традиции // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. №. 2 (63). С. 9–17.
  25. Хондзинский П., свящ. Разрешение экклесиологических проблем русского богословия XVIII — начала XIX в. в трудах святителя Филарета, митрополита Московского // Филаретовский альманах. 2010. Вып. 6. С. 115–120.
  26. Хондзинский П., свящ. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи. М., 2010.
  27. Birkner H. J. Natürliche Theologie und Off enbarungstheologie. Ein theologiegeschichtlicher Überblick // Neue Zeitschrift für Systematische Theologie und Religionsphilosophie. 1961. № 3(3). S. 279–295.
  28. Blaschke O. Das 19. Jahrhundert: Ein Zweites Konfessionelles Zeitalter? // Geschichte und Gesellschaft. 2000. 26. H. 1. S. 38–75.
  29. Collis R. The Petrine Instauration: Religion, Esotericism and Science at the Court of Peter the Great, 1689–1725. Brill, 2011.
  30. Conser W. H. Church and Confession: Сonservative Theologians in Germany, England, and America, 1815–1866. Mercer University Press, 1984.
  31. Letham R. Amandus Polanus: A Neglected Theologian? // The Sixteenth century journal. 1990. P. 463–476.
  32. Musaeus J. Introductioin theologiam, qua de natura theologiae naturalis et revelatae. Jena, 1679.
  33. Nichols R. L. Metropolitan Filaret of Moscow and the awakening of Orthodoxy. Univ. of Washington Ph.D. thesis, 1972.
  34. Polanus А. Syntagma theologiae christianae. Geneva, 1617.
  35. Schleiermacher F. Kurze Darstellung des theologischen Studiums zum Behuf einleitender Vorlesungen. Kritische Ausgabe [1811]. Darmstadt, 1993.
  36. Theophan (Prokopowicz), arch. Christianae Orthodoxae Theologiae. T. 1. Danielis Christophori Kanteri, 1773.
  37. Ziemann B. Säkularisierung, Konfessionalisierung, Organisationsbildung. Aspekte der Sozialgeschichte der Religion im langen 19. Jahrhundert // Archiv für Sozialgeschichte. 2007. 47. S. 485–508.
Лютько Евгений Игоревич
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: мл. науч. сотр. Научного центра истории богословия и богословского образования ПСТГУ;
Электронный адрес: e.i.lutjko@gmail.com.
Лютько Е. И. Мишель Фуко и современная англиканская экклесиология // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2019. Вып. 83. С. 143-147. — Рец. на кн.: Ogden S. G. The Church, Authority, and Foucault: Imagining the Church as an Open Space of Freedom (Routledge New Critical Thinking in Religion, Theology and Biblical Studies). London and New York: Routledge, 2017. X + 180 p.
PDF
Лютько Евгений Игоревич,
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. д. 6;
Должность: младший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-2859-3886;
Электронный адрес: e.i.lutjko@gmail.com.
Лютько Е. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 88. С. 155-159. — Рец. на кн.: Michelson P. L. Beyond the Monastery Walls: The Ascetic Revolution in Russian Orthodox Thought, 1814–1914. Madison: University of Wisconsin Press, 2017. XII, 319 p.
PDF
Лютько Евгений Игоревич,
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. д. 6;
Должность: младший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-2859-3886;
Электронный адрес: e.i.lutjko@gmail.com.