/
Результат поиска


Луховицкий Л. В. Миссия прп. Михаила Синкелла и братьев Начертанных в источниках IX–XIV вв.: принципы метафразы и историческая память об иконоборчестве // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 4 (34). С. 58-73.
PDF
В статье рассматриваются два образчика Палеологовской агиографии — «Житие прп. Феофана и Феодора Начертанных» Феодоры Раулены (ок. 1274–1282 гг.) и «Житие прп. Михаила Синкелла» Никифора Григоры (1321–1328 гг.). Эти метафразы (переложения ранних житий с повышением стилистического регистра) обойдены вниманием современных исследователей. Тем не менее их сравнение с житиями-прототипами (анонимным «Житием прп. Михаила» IX в. и метафрастовской версией «Жития прп. братьев Начертанных ») может способствовать пониманию взаимосвязанных процессов передачи и искажения исторической памяти, а также пролить свет на эстетические запросы читающей публики эпохи Палеологов. Этот методологический подход призван проиллюстрировать исследование отдельного сюжетного мотива (путешествие Михаила и братьев Начертанных в Константинополь в нач. 810-х гг.), представленного у каждого из четырех авторов.
Агиография, византийская литература, Палеологовский период, Симеон Метафраст, Никифор Григора, Феодора Раулена, иконоборчество
1. Shmit F. I. Kahrie-Dzhami: Istorija monastyrja Hory, arhitektura mecheti, mozaiki narfikov (Kahrie-Dzhami: History of Monastery Hora, Architecture of Mosque, Mosaics of Narphixes), Sofia, 1906 (Izvestija Russkogo arheologicheskogo instituta v Konstantinopole; 11).
2. Auzepy M.-F. 1994 “De la Palestine к Constantinople (VIIIe - IXe siecles): Etienne le Sabai'te et Jean Damascene”, in Travaux et memoires, Paris, 1994, vol. 12, pp. 183-218.
3. Beyer H.-V. Eine Chronologie der Lebensgeschichte des Nikephoros Gregoras / / Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik. Wien, 1978. Bd. 27.
4. Cunningham M. B. The Life of Michael the Synkellos: Text, Translation and Commentary, Belfast, 1991 (Belfast Byzantine Texts and Translations; 1).
5. Davis J. 2010 “Anna Komnene and Niketas Choniates «Translated»: The 14th Century Byzantine Metaphrases”, in Macrides R. (ed.) History as Literature in Byzantium: Papers from the 40th Spring Symposium of Byzantine Studies, University of Birmingham, March 2007, Farnham, Burlington, 2010.
6. Featherstone J. M. 1980 “The Praise of Theodore Graptos by Theophanes of Caesarea”, in Analecta Bollandiana, Bruxelles, 1980, vol. 98, pp. 93-150.
7. Halkin F. Bibliotheca hagiographica graeca, Bruxelles, 1957.
8. Halkin F. Novum auctarium bibliothecae hagiographicae graecae, Bruxelles, 1984.
9. Hinterberger M. 2004 “Les Vies des Saints du XlVe siecle en tant que biographie historique: L'oeuvre de Nicephore Gregoras”, in Odorico P., Agapitos P. A. (eds.) Les Vies des Saints к Byzance: Genre litteraire ou biographie historique? Actes du IIe colloque international philologique «ERMHNEIA», Paris, 6- 8 juin 2002, Paris, 2004 (Dossiers Byzantins; 4).
10. Hinterberger M. 2010 “Hagiographische Metaphrasen: Ein moglicher Weg der Annaherung am die Literarasthetik der fruhen Palaiologenzeit”, in Rhoby A., Schiffer E. (eds.) Imitatio — aemulatio — variatio: Akten des internationalen wissenschaftlichen Symposiums zur byzantinischen Sprache und Literatur: Wien, 22.-25. Oktober 2008, Wien, 2010, pp. 137-151.
11. Hogel Ch. Symeon Metaphrastes: Rewriting and Canonization, Copenhagen, 2002.
12. Kountoura-Galake E. 2002 “Constantine V Kopronymos or Michael VIII Paleologos the New Constantine? The Anonymous Encomium of Saint Theodosia”, in Βυζαντινα συμμεικτα, Αθηνα, 2002, vol. 15, pp 183-194.
13. Nervo Fr. R. 1991 “Teodora Raoulena: Tra agiografia e politica”, in iΣΥΝΔΕΣΜΟΣ: Studi in onore di Rosario Anastas, Catania, 1991, vol. 1.
14. Παπαδοπουλος-Κεραμευς Α. Analekta Ierosolymitikes Stachyologias (), Saint-Petersburg, 1897, vol. 4.
15. Pratsch Th. Der hagiographische Topos: Griechische Heiligenviten in mittelbyzantinischer Zeit, Berlin, New York, 2005 (Millennium Studien; 6).
16. Rapp C. 1995 “Byzantine Hagiographers as Antiquarians: 7th to 10th Centuries”, in Byzantinische Forschungen, Amsterdam, 1995, vol. 21.
17. Rapp C. 1996 “Figures of Female Sanctity: Byzantine Edifying Manuscripts and their Audience”, in Dumbarton Oaks Papers, Washington, 1996, vol. 50.
18. Sevcenko I. 1977 “Hagiography of the Iconoclast Period”, in Bryer A., Herrin J. (eds.) Iconoclasm: Papers Given at the 9th Spring Symposium of Byzantine Studies, University of Birmingham, March 1975, Birmingham, 1977.
19. Sode C. Jerusalem — Konstantinopel — Rom: Die Viten des Michael Synkellos und der Bruder Theodoros und Theophanes Graptoi, Stuttgart, 2001 (Altertumswissenschaftliches Kolloquium; 4).
20. Sode C. 2004 “Creating New Saints: The Case of Michael the Synkellos and Theodore and Theophanes Graptoi”, in Kountoura-Galake E. (ed.) Oi Eroes tes orthodoxes ekklesias: Oi neoi agioi, 8os-16os aionas, Athena, 2004, pp. 177-189.
21. Talbot A.-M. 1983 “«Bluestocking Nuns»: Intellectual Life in the Convents of Late Byzantium”, in Mango C., Pritsak O. (eds.) Harvard Ukrainian Studies, Cambridge (Mass.), 1983, vol. 7: Okeanos: Essays Presented to I. Sevcenko on his 60th Birthday by his Colleagues and Students, pp. 604-618.
22. Talbot A.-M. 1991 “Old Wine in New Bottles: The Rewriting of Saints' Lives in the Palaeologan Period”, in Curcid S., Mouriki D. (eds.) The Twilight of Byzantium, Princeton, 1991, pp. 15-26.
23. Talbot A.-M. 2011 “Hagiography in Late Byzantium (1204-1453)”, in Efthymiadis S. (ed.) The Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography, Farnham, 2011, vol. 1: Periods and Places, pp. 173-195.
Луховицкий Лев Всеволодович
Луховицкий Л. В. Византийская ойкумена в иконоборческой полемике // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 77. С. 23-40. DOI: 10.15382/sturII201777.23-40
В 754 г. император-иконоборец Константин V Копроним попытался скомпрометировать иконопочитательскую оппозицию, представив прп. Иоанна Дамаскина агентом внешнего арабского влияния. В ответ отцы II Никейского Собора в 787 г. предложили доказательства правомочности внешнего вмешательства в религиозную жизнь империи. Эта полемическая линия была продолжена в памятниках IX в.: Стефан Диакон, автор Жития Стефана Нового, в 807 или 809 г. представил внешнее давление на Византийскую империю внутренним, вложив в уста святого речь о географии иконоборческого мира, в которой были намеренно искажены реальные границы государств и церковных юрисдикций. Во 2-й половине 10х гг. IX в. прп. Феодор Студит и свт. Никифор патриарх Константинопольский начали совместный дипломатический проект, призванный усилить внешнеполитическое давление на империю, вернувшуюся в 815 г. при Льве V к иконоборческой политике. Идейное обоснование этих усилий мы находим в переписке Феодора и сочинениях из ссылки Никифора. В свою очередь император-иконоборец Михаил II Травл апроприировал тактику своих противников и сам решил опереться на внешнеполитическую силу -- державу Каролингов -- в борьбе с внутренней оппозицией. Несмотря на то, что внешнеполитический проект иконопочитательской оппозиции в ближайшей перспективе оказался неуспешным, поскольку привел к репрессиям в отношении его ключевого участника будущего патриарха Константинопольского Мефодия I со стороны относительно умеренного иконоборца Михаила II, он сохранился в культурной памяти византийцев.
Византия, иконоборчество, Каролингская империя, агиография, Феодор Студит, Стефан Новый, Иерийский собор, II Никейский Собор, Константин V, Константинопольский патриархат, Иоанн Дамаскин
  1. Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997;
  2. Луховицкий Л. В. Миссия прп. Михаила Синкелла и братьев Начертанных в источниках IX–XIV вв.: Принципы метафразы и историческая память об иконоборчестве // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 4 (34). С. 58–73;
  3. Луховицкий Л. В. Ψευδώνυμος и ἀψευδὴς εἰκών в иконоборческих спорах // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2011. № 15. С. 348–361;
  4. Ahrweiler H. The Geography of the Iconoclast World // Iconoclasm: Papers given at the 9th Spring Symposium of Byzantine Studies, University of Birmingham, March 1975 / A. Bryer, J. Herrin, eds. Birmingham, 1977. P. 21–28;
  5. Alexander P. J. The Patriarch Nicephorus of Constantinople: Ecclesiastical Policy and Image Worship in the Byzantine Empire. Oxford, 1958;
  6. Auzépy M.-F. L’hagiographie et l’iconoclasme byzantin: Le cas de la Vie d’Étienne le Jeune. Aldershot; Brookfield, 1999;
  7. Auzépy M.-F. De la Palestine à Constantinople (8e–9e siècles): Étienne le Sabaïte et Jean Damascène // Travaux et mémoires. 1994. Vol. 12. P. 183–218;
  8. Auzépy M.-F. State of Emergency (700–850) // The Cambridge History of the Byzantine Empire, c. 500–1492 / J. Shepard, ed. Cambridge, 2008. P. 251–291;
  9. Baranov V. Constructing the Underground Community: The Letters of Theodore the Studite and the Letter of Emperors Michael II and Theophilos to Louis the Pious  // Scrinium. 2010. Vol. 6. P. 230–259;
  10. Brubaker L., Haldon J. Byzantium in the Iconoclast Era, c. 680–850: A History. Cambridge, 2011;
  11. Concilium universale Nicaenum Secundum / E. Lamberz, ed. Pt. 3: Concilii actiones VI–VII, Tarasii et synodi epistulae, Epiphanii sermo laudatorius, canones, Tarasii epistulae post synodum scriptae, appendix graeca. Berlin, 2016;
  12. Déroche V. Note sur la Vie d’Étienne le Jeune et sa chronologie interne // Revue des etudes byzantines. 2002. Vol. 60. P. 179–188;
  13. Gero S. Byzantine Iconoclasm during the Reign of Leo III: With Particular Attention to the Oriental Sources. Louvain, 1973;
  14. Grumel V. Les «Douze chapitres contre les iconomaques» de saint Nicéphore de Constantinople // Revue des études byzantines. 1959. Vol. 17. P. 127–135;
  15. Grumel V. Les relations politico-religieuses entre Byzance et Rome sous le règne de Léon l'Arménien // Revue des études byzantines. 1960. Vol. 18. P. 19–44;
  16. Haldon J. F. Byzantium in the Seventh Century: The Transformation of a Culture. Cambridge, 1990;
  17. Halkin F. Bibliotheca hagiographica graeca. 3 vols. Bruxelles, 19573;
  18. Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum / I. Thurn, rec. Berolini; Novi Eboraci, 1973;
  19. Iosephi Genesii Regum libri quattuor / A. Lesmueller-Werner, I. Thurn, rec. Berolini, Novi Eboraci, 1978;
  20. The Life of Michael the Synkellos / M. B. Cunningham, ed., transl., and comment. Belfast, 1991;
  21. McCormick M. Western Approaches (700–900) // The Cambridge History of the Byzantine Empire, c. 500–1492 / J. Shepard, ed. Cambridge, 2008. P. 395–432;
  22. Michaelis et Theophili imperatorum Constantinopolitanorum Epistola ad Hludowicum imperatorem directa // Monumenta Germaniae historica. Legum sectio III: Concilia. T. 2: Concilia aevi Carolini. Pt. 2 / A. Werminghoff, rec. Hannoverae; Lipsiae, 1908. P. 475–480;
  23. Noble Th. F. X. Images, Ionoclasm, and the Carolingians. Philadelphia, 2009;
  24. Paschalis papae Romani Ex litteris ad Leonem imperatorem // Iuris ecclesiastici graecorum historia et monumenta iussu Pii IX. Pont. Max. / I. B. Pitra, ed. T. 2. Romae, 1868. P. XI–XVII;
  25. Pratsch Th. Theodoros Studites (759–826) zwischen Dogma und Pragma: Der Abt des Studiosklosters in Konstantinopel im Spannungsfeld von Patriarch, Kaiser und eigenem Anspruch. Frankfurt am Main; Berlin u.a., 1998;
  26. Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit. 1. Abteilung (641–867) / R.-J. Lilie, C. Ludwig, Th. Pratsch u.a., Hrsg. 7 Bde. Berlin; New York, 1998–2001;
  27. Regesten der Kaiserurkunden des Oströmischen Reiches von 565–1453. 1. Tl., 1. Hlb.: Regesten von 565–867  / F. Dölger, J. Preiser-Kapeller, A. Riehle, A. E. Müller., Hrsg. 2. Aufl. München, 2009;
  28. Signes-Codoñer J. Melkites and Icon Worship during the Iconoclast Period // Dumbarton Oaks Papers. 2013. Vol. 67. P. 135–187;
  29. Signes-Codoñer J. Theodore Studite and the Melkite Patriarchs on Icon Worship // L’aniconisme dans l’art religieux byzantin: Actes du colloque de Genève (1–3 octobre 2009) / M. Campagnolo, P. Magdalino et al., eds. Geneva, 2015. P. 95–103;
  30. Sode C. Der Brief der Kaiser Michael II. und Theophilos an Kaiser Ludwig den Frommen // Zwischen Polis, Provinz und Peripherie: Beiträge zur byzantinischen Geschichte und Kultur / L.-M. Hoffmann, A. Monchizadeh, Hrsg. Wiesbaden, 2005. S. 141–158;
  31. Sode C. Jerusalem – Konstantinopel – Rom: Die Viten des Michael Synkellos und der Brüder Theodoros und Theophanes Graptoi. Stuttgart, 2001;
  32. Speck P. Artabasdos, der rechtgläubige Vorkämpfer der göttlichen Lehren: Untersuchungen zur Revolte des Artabasdos und ihrer Darstellung in der byzantinischen Historiographie. Bonn, 1981;
  33. Theodori Studitae Epistulae / Fatouros G., rec. 2 pts. Berolini; Novi Eboraci, 1992;
  34. Theophanis Chronographia / C. de Boor, rec. Vol. 1. Lipsiae, 1883;
  35. Van den Gheyn I. Acta graeca ss. Davidis, Symeonis et Georgii, Mitylenae in insula Lesbo // Analecta bollandiana. 1899. T. 18. P. 209–259;
Луховицкий Лев Всеволодович
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: ФГБУН Институт славяноведения РАН; Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинский проспект, дом 32 a; научный сотрудник;
Электронный адрес: lukhovitskiy@gmail.com.
Статья подготовлена в рамках проекта «Держава Ромеев от Константина Великого до Константина Багрянородного: идея единства империи» при поддержке Фонда развития ПСТГУ