/
Результат поиска


Лифинцева Н. И. К. Д. Ушинский о формах взаимного соотнесения и гармонии веры и научного знания в образовании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 29-38.
PDF
Сегодня в философии и истории науки, при всем многообразии позиций и учений, утвердилось понимание того, что наука принципиально не может обойтись без веры. Вера и знание не только не взаимоисключают, но предполагают друг друга. В научном познании вера играет важную роль не только в процессе выдвижения парадигм, теорий, гипотез, но и в ходе их принятия научным сообществом. Автор утверждает, что вера, как фундаментальная установка доверия, «встроена» в нашу познавательную деятельность, является ее необходимым компонентом и делает возможным сам процесс познания. Современная научная психология признает, что вера конституирует человеческую идентичность, образует само ядро личности, выступает своеобразным конструктом, системой отсчета и оценки личностью мира и определяет всю психологическую организацию человека, его внутренний мир, структурирует и трансформирует его картину мира. Если нерелигиозная вера (научная, обыденная) определяет и обусловливает текущие деятельности, то религиозная вера по своей сути «восходит» и определяет связь с «предельными» вопросами жизни и смерти человека, завершает и удерживает духовную сферу человека как вершину его облика. Научное образование призвано сформировать научную картину мира у школьников, что является основной целью обучения в современной школе. Однако известно, что научное понимание мира не является изолированным от других способов его познания, которые во многих случаях оказываются приоритетными. К тому же наука никогда не могла дать окончательного ответа на вопрос, как устроен мир. Религиозное познание, религиозные искания относительно человека, его природы и смыслов существования часто оказываются глубже и тоньше, нежели научные подходы и конструкции. Не случайно проблемы веры, религиозного сознания чрезвычайно важны были для крупнейших ученых мира, в том числе психологов и педагогов, что определяло не только их личную жизнь, но и построение научных концепций.
Лифинцева Нина Ивановна
Лифинцева Н. И. Духовно-нравственное воспитание как основа формирования целостного образа мира развивающегося человека // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 53-61.
PDF
В статье актуализируется проблема психологического содержания и механизмов духовно-нравственного воспитания личности; проблематизируется содержание понятий «целостный образ мира», «образ развития», «психологический механизм духовного воспитания»; обозначаются источники и психологическое содержание духовно-нравственного воспитания развивающегося человека в контексте педагогического учения К. Д. Ушинского.
целостный образ мира, психологический механизм воспитания, образ развития, психологическое содержание духовно-нравственного развития
Лифинцева Нина Ивановна
Лифинцева Н. И. Святоотеческое наследие как источник формирования смыслового пространства современной педагогики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 69-83.
PDF
В статье актуализируется проблема источников формирования и развития профессионально-педагогического сознания, его смыслового содержания. Автор обосновывает актуальность обращения современной педагогики к христианско-антропологическому святоотеческому наследию, опыту духовного становления человека, поскольку именно святоотеческое учение содержит и понимание, и пророческое отношение к будущему. В статье рассматриваются феномены, составляющие содержание и механизмы рождения и преобразования души развивающегося человека, его духовного «пробуждения» в процессе воспитания. Рассматривается роль воспитания в условиях утверждения постмодернистских ценностей, «коммерциализации» образования; отмечаются последствия превращения знания и образования в товар для психологического и духовного здоровья развивающегося человека. На основании методологии целостного, системно-деятельностного подхода к развитию человека, его личностному, духовному восхождению автор делает вывод о том, что современная педагогическая практика и педагогика как наука и искусство воспитания и образования человека должны быть «освещены» культурными (человеческими) смыслами и в идеале ориентированы на «предельные» (высшие) смыслы человеческого бытия. Анализ духовных источников показывает, что без Божественного просвещения человеческое знание ничего более, как рационализм; наука не только может, но и должна быть использована в духовной жизни, если способствует одухотворению человека. В статье подчеркивается, что актуальной проблемой современной педагогики является разработка адекватной концепции духовно-нравственного воспитания и развития человека, его внутреннего образования, образования души, духовного преобразования.
смысловое пространство педагогики, педагогическое сознание, воспитание, образование человека, психологическое здоровье, человек «обыденный», образованность, образовательные услуги
1. Antony Surozhskij. Duhovnaya zhizn (Spiritual Life), Kiev, 2008.
2. Archimandrit Ioann (Maslov). Simfoniya. Po tvoreniyam Svyatitelya Tihona Zadonskogo (The Concordance. After Works by Tihon Zadonskiy), Moscow, 1996.
3. Bachtin M. M. Estetika slovesnogo tvorcestva (The Aesthtics of Verbal Creative Work), Moscow, 1986.
4. Bim-Bad B. M. Put k spaseniyu: pedagogicheskaya anropologiya I. Kanta (The Way to Salvation: Pedagogical Anthropology of I. Kant), Moscow, 1994.
5. Ilin I.A. Put k ochevidnosti (The Way to Evidence), Moscow, 1993, vol. 2.
6. Leontev D. A. 2011, in Voprosy psichologii (The Issues of Psychologi), vol. 1, pp. 10-12.
7. Mamardaschvili M.K. Kak ya ponimayu filosofiyu (How I Understand Philosophy), Moscow, 1990.
8. Porfirij Kavsokalivit. Tsvetoslov sovetov (The Antologion of Advices), Moscow, 2008.
9. Puzypej A. A. Psychologiya. Psychotechnika. Psychagogika (Psychology. Psychotechnics. Psychogogy), Moscow, 2005.
10. Uschinskij K. D. Pedagogicheskie sochineniya (Selected Pedagogical Works), Moscow, 1950, vol. 10.
11. Zenkovskij V. V. 2003, in Voprosy filosofii, vol. 12.
12. Zinchenko V. P. Zhivoe znanie: psichologicheskay pedagogika (The Live Knowledge: Psychological Pedagogics), Samara, 1996.
Лифинцева Нина Ивановна